г. Краснодар |
|
27 апреля 2018 г. |
Дело N А32-16844/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Алексеева Р.А. и Рыжкова Ю.В., при участии от ответчика - акционерного общества "Новорослесэкспорт" (ИНН 2315014794, ОГРН 1022302377535) - Сафронова Д.Е. (доверенность от 22.03.2018), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Новорослесэкспорт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2017 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2018 (судьи Галов В.В., Малыхина М.Н., Попов А.А.) по делу N А32-16844/2017, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к АО "Новорослесэкспорт" (далее - общество) о взыскании 649 745 рублей 76 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Решением от 05.09.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.01.2018, иск удовлетворен со ссылкой на то, что требования железной дороги основаны на нормах материального права и подтверждены материалами дела.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. Заявитель указывает, что акты общей формы составлены истцом без учета технологического времени на выгрузку вагонов, установленного договором от 20.08.2010 N 157/7 и пунктом 2.3 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях необщего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство)" (далее - приказ N 127-т/1). В договоре от 20.08.2010 N 157/7 установлено иное время, что допускается пунктом 2.3 приказа N 127-т/1. Акт общей формы на задержку вагонов должен оформляться на вагоны, находящиеся на месте выгрузки, время пребывания которых превысило технологическое. При этом акт должен составляться с момента окончания технологического времени. В нарушение пункта 2.3 приказа N 127-т/1, а также пункта 8 договора от 20.08.2010 N 157/7 и пункта 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) железная дорога составляла акты общей формы не по истечении 2-х часов с момента уведомления перевозчиком о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, а с момента прибытия грузовых составов на путь общего пользования. Суды не оценили доводы ответчика о том, что представленные истцом ведомости подачи и уборки вагонов не подтверждают занятость фронтов выгрузки на момент "бросания" поездов.
Железная дорога в отзыве отклонила доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить.
Как видно из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и общество (владелец) заключили договор от 20.08.2010 N 157/7 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги. В соответствии с пунктом 1 договора подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования владельца осуществляется локомотивом перевозчика. Пунктом 11 договора предусмотрены вместимость мест погрузки, выгрузки вагонов, технологические нормы на грузовые операции с разделением по родам груза по 12 погрузочно-разгрузочным путям. Подпунктом "в" пункта 14 договора установлена обязанность владельца уплачивать перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2. В силу пункта 16.7 договора за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, последний вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава и с Тарифным руководством N 2. Срок действия договора - с 01.09.2010 по 01.09.2015. Дополнительным соглашением от 30.09.2015 срок действия договора продлен до урегулирования разногласий.
Ссылаясь на то, что в период с 24.12.2016 по 10.01.2017 имели место случаи задержки поездов (N 7696-133-5210, 7696-134-5210, 5100-243-5209, 5883-018-5210 и 8825-813-5210) в пути следования на промежуточных станциях из-за невозможности приема станцией Новороссийск по причинам, зависящим от грузополучателя (общества), железная дорога обратилась в суд с иском о взыскании 649 745 рублей 76 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
В обоснование иска железная дорога представила в дело акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика. Все акты подписаны обществом с разногласиями.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Порядок оформления задержки вагонов и контейнеров в пути следования установлен Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45).
Удовлетворяя иск, суды исходили из того, что представленными в дело доказательствами подтверждается факт простоя спорных вагонов, которые находились на пути общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя-общества.
Довод общества о том, что истец при начислении платы должен учитывать технологическое время на погрузку и выгрузку грузов, отклонен со ссылкой на пункт 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, из смысла которых, по мнению суда, следует, что временем начала начисления платы является момент задержки вагонов на промежуточных станциях, временем окончания начисления платы - освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Однако суды не учли следующего.
В обоснование иска и периода задержки (с 24.12.2016 по 10.01.2017) железная дорога представила сводную таблицу (т. 2, л. д. 67, 68), в которой применительно к каждому задержанному поезду перечислила конкретные номера ведомостей подачи и уборки вагонов с указанием дат, времени задержки и сумм начислений.
Общество, в свою очередь, изложило предметные возражения на иск, в которые в силу норм статей 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды должны были проанализировать и указать мотивы их отклонения. В частности, в отношении поездов N 7696-133-5210 и 7696-134-5210 представленные железной дорогой ведомости (N 125492, 126519, 126534, 126528), оформленные за период с 23.12.2016 по 27.12.2017, не подтверждают занятость фронтов выгрузки на момент "бросания" данных поездов, поскольку оформлены на грузы иного характера (металл и пиломатериалы). В составе указанных поездов находились грузы в контейнерах, которые выгружаются на контейнерном терминале общества на путях Г16, Г-17, Г-18. Ведомость N 125485 подтверждает, что ответственность общества прекратилась 24.12.2016 в 14:00, далее платформы были взяты на ответственность ПАО "Трансконтейнер". Ведомости, подтверждающие занятость путей обществом на момент "бросания" поездов, не представлены. Аналогичные доводы общество привело в отношении ведомостей, оформленных за период с 03.01.2017 по 10.01.2017 и касающихся поездов N 5100-243-5209, 5883-018-5210 и 8825-813-5210.
Суды не проверили должным образом довод общества о том, что оплачиваемое время исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком о прибытии грузов (вагонов) и готовности их к подаче.
В связи с изложенным решение и постановление надлежит отменить, дело -направить на новое рассмотрение, в ходе которого суду следует устранить отмеченные недостатки, проверить доводы общества и установить, наступили ли основания для взимания спорной платы с общества с учетом названных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2018 по делу N А32-16844/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.