г. Краснодар |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А32-13377/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Кухаря В.Ф. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Второе Краснодарское монтажное управление специализированное теплоэнергетического оборудования" (ИНН 2308170111, ОГРН 1102308006965) - Лопатина Ю.А. (директор) и Масленникова Н.И. (доверенность от 23.01.2017), от заинтересованного лица - закрытого акционерного общества "Второе Краснодарское монтажное управление специализированное" (ИНН 2308036363, ОГРН 1022301194123) - Карапетян Л.З. (доверенность от 09.01.2018) и Ещенко А.Э. (доверенность от 24.04.2017), рассмотрев кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Второе Краснодарское монтажное управление специализированное" на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2018 по делу N А32-13377/2017 (судья Черножуков М.В.), установил следующее.
ООО "Второе Краснодарское монтажное управление специализированное теплоэнергетического оборудования" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда при Региональном объединении работодателей "Союз "Саморегулируемая организация "Региональное объединение строителей Кубани"" (далее - третейский суд) от 07.04.2017 о взыскании с ЗАО "Второе Краснодарское монтажное управление специализированное" (далее - управление) в пользу общества 18 022 564 рублей 33 копеек долга и 79 166 рублей 49 копеек расходов по уплате третейского сбора.
Управление обратилось в арбитражный суд с иском о признании третейской оговорки в договоре субподряда от 01.10.2015 N 283/У2/Д14/ОЭ-21 ОПТИМА недействительной и отмене решения третейского суда от 07.04.2017.
Решением от 28.06.2017 в удовлетворении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда отказано; третейская оговорка, предусмотренная пунктом 17.4 договора, признана недействительной; решение третейского суда отменено. Суд пришел к выводу о том, что решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права, в том числе принцип беспристрастности и независимости суда, поскольку сторонами спора в договоре субподряда установлена третейская оговорка в отношении аффилированного третейского суда. При признании третейской оговорки недействительной и отмене решения третейского суда основания для удовлетворения заявления общества о выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение отсутствовали.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.11.2017 решение от 28.06.2017 по делу отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. Суд кассационной инстанции счел преждевременными выводы суда об аффилированности третейского суда, так как они не основаны на правильном толковании норм действующего законодательства и сформированной судебной практике.
Определением от 12.03.2018 в удовлетворении требований управления об отмене решения третейского суда и признании недействительной третейской оговорки отказано; выдан исполнительный лист на принудительное исполнение названного решения. Суд исходил из того, что управление не доказало правомерность требования о недействительности третейской оговорки. Довод управления о том, что при назначении третейского судьи нарушен принцип беспристрастности, не нашел своего подтверждения.
В кассационной жалобе управление просит отменить определение от 12.03.2018. По мнению заявителя, суд нарушил нормы материального и процессуального права. Суд не оценил обстоятельства включения третейской говорки в договор (введение управления в заблуждение представителем Масленниковой Л.В., являвшейся председателем третейского суда), и служебного подчинения арбитра председателю третейского суда, которые свидетельствуют об отсутствии его беспристрастности. Суд не оценил доводы управления о фальсификации листа договора, содержащего третейскую оговорку, и не рассмотрел соответствующее ходатайство. При рассмотрении дела N А32-3167/2017 представлена недостоверная информация о наличии ведущих арбитров. Решение третейского суда принято на основании подложных документов и недействующего законодательства.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы жалобы, а представители общества просили оставить судебный акт без изменения.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что 01.10.2015 управление (субподрядчик) и общество (субсубподрядчик) заключили договор на выполнение обществом механомонтажных работ при строительстве объекта "Комбинированная установка вакуумной перегонки мазута и висбрекинга на ООО "Афипский НПЗ"".
В пункте 17.4 договора содержится третейская оговорка, согласно которой все споры и разногласия сторон из договора передаются на рассмотрение в постоянно действующий третейский суд, образованный при Региональном объединении работодателей "Союз "Саморегулируемая организация "Региональное объединение строителей Кубани"" (далее - НП "СРО "РОСК"").
Общество обратилось в третейский суд с иском о взыскании с управления задолженности за выполненные работы.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2017 по делу N А32-3167/2017 в порядке содействия в отношении третейского суда арбитром назначена судья Марчук Т.И.
Решением третейского суда от 07.04.2017 с управления в пользу общества взыскано 18 022 564 рубля 33 копейки долга и 79 166 рублей 49 копеек расходов по уплате третейского сбора.
Управление не исполнило в добровольном порядке решение третейского суда, поэтому общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.
Управление, ссылаясь на недействительность третейской оговорки ввиду аффилированности третейского суда, обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене решения третейского суда.
Суд первой инстанции, изучив и оценив представленные доказательства и доводы сторон, установил, что спор рассмотрен третейским судом в соответствии с его компетенцией, решение третейского суда соответствует требованиям процессуального законодательства.
Суд также проверил довод управления о нарушении третейским судом основополагающих принципов российского законодательства и пришел к выводу о его несостоятельности.
Оценив обстоятельства включения в договор третейской оговорки и назначения третейского судьи, суд установил, что общество и управление выразили волю на отказ от государственного правосудия и разрешение споров по договору посредством третейского разбирательства. При формировании состава третейского суда в рамках дела N А32-3167/2017 в судебных заседаниях принимали участие представители общества и управления. Управление не оспаривало процедуру формирования состава третейского суда, не воспользовалось правом предоставления иных кандидатур третейского судьи. Управление не представило доказательств заинтересованности судьи Марчук Т.И. в рассмотрении спора в пользу общества, поэтому данное утверждение носит предположительный характер.
Ссылка управления на то, что при назначении арбитра суду не был представлен весь список состава третейского суда, недостаточна для вывода о нарушении формирования состава третейского суда, поскольку управление не было лишено права заблаговременно ознакомиться со списком арбитров третейского суда и предложить суду свои кандидатуры. Управление приводит довод о заинтересованности судьи Марчук Т.И. уже после принятия решения не в его пользу. Данное обстоятельство указывает на то, что довод о заинтересованности судьи Марчук Т.И. возник из-за отрицательного для управления результата спора, а не в связи с появлением соответствующих доказательств.
Таким образом, суд правомерно указал, что основания для отмены решения третейского суда, об отказе в выдаче исполнительного листа, предусмотренные статьями 233 и 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также для признания третейской оговорки недействительной отсутствуют.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены судебного акта по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.2018 по делу N А32-13377/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.