г. Краснодар |
|
08 мая 2018 г. |
Дело N А32-19643/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ИНН 2311981102, ОГРН 1132300005650) - Касьяненко А.Л. (доверенность от 07.08.2017), Касьяненко М.Л. (доверенность от 03.05.2018), от заинтересованного лица - Контрольно-счетной палаты Краснодарского края (ИНН 2309061852, ОГРН 1032304934474) - Бачуриной О.И. (доверенность от 30.01.2017), Погорелова А.А. (доверенность от 25.05.2017), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (ИНН 2308078236, ОГРН 1022301204111) - Мажниковой Н.А. (доверенность от 01.09.2017), рассмотрев кассационную жалобу некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 по делу N А32-19643/2017 (судьи Соловьёва М.В., Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А.), установил следующее.
НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - организация, фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Контрольно-счетной палате Краснодарского края (далее - счетная палата) о признании недействительным и отмене представления от 19.01.2017 N 91-02/11 в части, зафиксировавшей необоснованное получение средств собственников помещений в многоквартирных домах, оплаченных в виде разового целевого взноса сверх установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Определением суда от 22.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2017 (судья Нигоев Р.А.) требование организации удовлетворено, представление от 19.01.2017 N 91-02/11 признано незаконным и подлежащим отмене в части необоснованного получения средств собственников помещений в многоквартирных домах, оплаченных в виде разового целевого взноса сверх установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт.
Судебный акт мотивирован тем, что обжалуемое представление с нарушением Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о фонде ЖКХ), без учета фактических обстоятельств дела, чем нарушены права и законные интересы фонда в осуществлении основного вида деятельности.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 24.01.2018 решение суда от 02.10.2017 отменено, фонду отказано в удовлетворении требования.
Судебный акт мотивирован отсутствием законных оснований для сбора дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, включенных в краткосрочный план на 2014 год.
В кассационной жалобе фонд просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на пункт 2 части 2 статьи 15 Закона о фонде ЖКХ, исходя из которого средствами долевого финансирования мероприятий краткосрочного плана являются именно средства собственников помещений в многоквартирных домах, а не фонда капитального строительства. Иные нормы, устанавливающие, что долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план, осуществляется за счет средств фондов капитального строительства, Закон о фонде ЖКХ не содержит.
В отзыве на жалобу министерство поддерживает заявленные в ней доводы, просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение первой инстанции.
В отзыве на жалобу счетная палата просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает, что судебные акты по делу подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что в соответствии с пунктом 1.35 плана работы счетной палаты на 2016 год, утвержденного приказом председателя счетной палаты от 24.12.2015 N 71, проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности и целевого расходования в 2014-2015 годах субсидий из краевого бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, на проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, выделенных некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", а также отдельных вопросов использования имущества и средств краевого бюджета, выделенных на содержание указанного фонда, включая аудит закупок", по результатам которого составлен акт проверки от 20.12.2016 и вынесено представление от 19.01.2017 N 91-02/11 для принятия исчерпывающих мер и решений по устранению нарушений, отмеченных в акте проверки, представлении, и недопущению их впредь.
Не согласившись с представлением в части необоснованного получения средств собственников помещений в многоквартирных домах, оплаченных в виде разового целевого взноса, фонд обжаловал его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования фонда, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по уплате обязательных ежемесячных взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, возникла с 01.11.2014, и до указанной даты не сформированы фонды капитального ремонта многоквартирных домов.
Признавая ошибочными выводы суда первой инстанции, судебная коллегия руководствовалась следующим.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31.12.2013 N 1638 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы" утверждена региональная программа (далее - Региональная программа).
Срок уплаты средств на капитальный ремонт дома, обозначенный в квитанциях, предъявленных собственникам жилых помещений, определен 25.04.2014, то есть на 2 месяца ранее принятия постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.06.2014 N 632 "Об утверждении Порядка формирования и утверждения краткосрочных планов реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Краснодарского края, на 2014 - 2043 годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 31 декабря 2013 года N 1638, на 2014 год и на 2015 год" (далее - Порядок), поэтому указанный Порядок в данном случае не может рассматриваться как правовая основа для определения порядка софинансирования работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.
Согласно статье 2 Закона о фонде ЖКХ под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства понимается предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Исходя из пункта 2 части 2 статьи 15 Закона о фонде ЖКХ региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов должна содержать рассчитываемый в установленном Законом порядке объем долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, указанных в пункте 1 настоящей части, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средств собственников помещений в многоквартирных домах.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что объем долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов установлен не в связи с несформированностью фонда капитального ремонта, а в силу требований пункта 2 части 2 статьи 15 Закона о фонде ЖКХ. Судебная коллегия сослалась на протокол общего собрания собственников по вопросу N 7 повестки собрания, исходя из которого принято решение о долевом финансировании капитального ремонта МКД за счет средств получателей субсидий в размере, не менее чем 15% от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта МКД (л. д. 107 т. 1).
Порядком установлен лишь размер долевого финансирования капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в краткосрочный план на 2014 год, за счет средств собственников помещений в этих домах.
В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты (пункт 1.1 статьи 158 Жилищного кодекса).
При этом уплата таких платежей не может начинаться ранее, чем за три календарных месяца до конечного срока выполнения указанных услуг и (или) работ, предусмотренных договором. Использование средств, сформированных за счет дополнительных взносов, осуществляется в порядке, установленном решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Суд апелляционной инстанции указал, что региональный оператор не выполнил требования части 3 статьи 189 Жилищного кодекса, а именно: не менее, чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Апелляционная инстанция указала, что первой инстанции не учел пункт 4 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса, относящий к функциям регионального оператора: финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Согласно статье 190 Жилищного кодекса региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (часть 1). Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ (за исключением случая, указанного в части 3 настоящей статьи). Такой акт приемки должен быть согласован с органом местного самоуправления, а также с лицом, которое уполномочено действовать от имени собственников помещений в многоквартирном доме (в случае, если капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме) (часть 2). Размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Превышение этой предельной стоимости, а также оплата услуг и (или) работ, не указанных в части 1 статьи 166 Жилищного кодекса и нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации, принятом в соответствии с частью 2 статьи 166 Кодекса, осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, уплачиваемых в виде взноса на капитальный ремонт сверх минимального размера взноса на капитальный ремонт (часть 4).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом счётной палаты о нарушении фондом части 4 статьи 190 Жилищного кодекса и необоснованном получении 55 550 тыс. рублей средств собственников, оплаченных в виде разового целевого взноса сверх установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт, а также об отсутствии законных оснований для сбора дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, включенных в краткосрочный план на 2014 год.
При этом в судебных актах как суда первой, так и апелляционной инстанции в нарушение статей 171, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют ссылки на фактические обстоятельства совершения вмененных фонду нарушений, применимых к ним нормах права в редакциях, действовавших в период проверявшихся счетной палатой отношений.
Так, исходя из буквального прочтения текста представления в обжалуемой фондом части следует, что счетной палатой ему вменено нарушение части 4 статьи 190 Жилищного кодекса, выразившееся в необоснованном получении средств собственников, оплаченных в виде разового целевого взноса (55 550 тыс. рублей) сверх установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт. Резолютивная часть представления содержит ссылку на необходимость принятия "исчерпывающих мер по устранению нарушений и_ недопущению их впредь". Иная информация о сути выявленного нарушения, обстоятельствах его совершения, периодах и т.д. в ненормативном акте отсутствует.
Из акта счетной палаты от 20.12.2016 следует, что предметом проверки являлись эффективность и целевое расходование выделенных фонду в 2014 - 2015 годах средств краевого бюджета на проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и на содержание этого фонда.
На страницах 17 - 18 акта счетной палаты от 20.12.2016 содержится описание формирования доли софинансирования работ по капитальному ремонту (55 550 тыс. рублей, 15%) за счет дополнительного разового сбора, неправомерно предъявленного собственникам помещений. Отмечено, что порядок расчета тарифа целевого взноса не утвержден.
При этом в числе нарушений указаны: излишнее взыскание оплаты целевого взноса; завышение сметной стоимости выполненных работ (фактически расходы фонда сложились на уровне ниже сметной стоимости); двойное взыскание средств на капитальный ремонт (разовый целевой взнос сверх установленного тарифа и по установленному минимальному тарифу на капитальный ремонт).
Итоговым нарушением перечисленных нарушений названо необоснованное получение средств собственников, оплаченных в виде разового целевого взноса сверх установленного минимального размера взноса на капитальный ремонт, в сумме 55 550 тыс. рублей.
Конкретные размеры денежных средств, необоснованно полученные фондом в результате каждого из указанных нарушений, в итоговой сумме образующие указанную величину, в акте не названы.
При гипотетическом совпадении таких нарушений, как излишнее взыскание целевого взноса и двойное взыскание средств на капитальный ремонт и возможном их повторе в описательной части акта, такое нарушение, как завышение сметной стоимости выполненных работ (фактически расходы фонда сложились на уровне ниже сметной стоимости) признаками сходного с первым нарушением (излишнее взыскание взноса) не обладает.
В связи с этим выводы суда первой инстанции о необоснованном получении фондом 55 550 тыс. рублей только вследствие излишнего взыскания оплаты целевого взноса основаны на неполном исследовании имеющих значение для правильного рассмотрения спора доказательств.
Судебные инстанции также не выяснили, что подразумевается под взысканием "разового целевого взноса сверх установленного тарифа" - подразумевается ли при этом завышение тарифа или взыскание взноса дважды (повторное взыскание платы).
Уяснение смысла таких формулировок может непосредственным образом повлиять на правовые основания вмененных фонду нарушений, необходимость изучения соответствующих доказательств, предметы исследования которых могут не совпадать.
Не исследованы судебными инстанциями и периоды совершения фондом вмененных ему нарушений. Между тем, выяснение временных периодов в рассматриваемом случае напрямую влияет на рассмотрение вопроса о законности (незаконности) действий фонда, применимых к установленным им фактическим обстоятельствам нормам права.
Так, статьей 210 Гражданского кодекса, частью 1 статьи 158 Жилищного кодекса на собственников помещений в многоквартирном доме возложено бремя содержания принадлежащего им имущества, в том числе по несению расходов на содержание принадлежащих им помещений, а также участию в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривал участие собственников помещений в многоквартирных домах в расходах на содержание общего имущества в таких домах путем внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений, которая включала в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 и часть 1 статьи 158 Кодекса).
Законом о фонде ЖКХ в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет его средств создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Реализация указанных целей достигалась фондом, в частности, путем предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда на основании заявок. Получателями средств фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являлись субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 статьи 20 Закона о фонде ЖКХ, муниципальные образования. Указанные средства поступали в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном настоящей статьей, в местные бюджеты, которые, в свою очередь, принимали решения о распределении полученных средств и предусмотренных в местном бюджете средств на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов между многоквартирными домами.
Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ внесены изменения в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в том числе взнос на капитальный ремонт (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ).
Согласно статье 170 Жилищного кодекса уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме наряду с пенями, уплаченными ими в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также процентами, начисленными за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1), который формируется одним из двух способов по выбору собственников помещений в многоквартирном доме - посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (пункт 1 части 3), либо посредством перечисления взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (пункт 2 части 3).
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 Жилищного кодекса формируют фонд капитального ремонта.
В основе двух предусмотренных Жилищным кодексом способов формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах лежат разные экономические принципы, что обусловливает и различный порядок формирования и расходования составляющих эти фонды денежных средств (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П).
В числе способов формирования фонда капитального ремонта частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса для собственников помещений названо перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора, аккумулируемых на счетах регионального оператора.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса).
Изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что с 01.01.2014 за счет средств Фонда ЖКХ производится финансирование капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта (далее - краткосрочный план).
Региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Закона о фонде ЖКХ). Региональная программа капитального ремонта и краткосрочный план ее реализации утверждаются в соответствии с жилищным законодательством (часть 1 статьи 15.1 Закона о фонде ЖКХ).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 168 Жилищного кодекса в редакциях Федеральных законов от 28.12.2013 N 417-ФЗ, от 04.06.2014 N 32-ФЗ).
Исходя из пункта 2 статьи 15.1 Закона о фонде ЖКХ, в случае, если субъект Российской Федерации претендует на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, краткосрочный план такого субъекта Российской Федерации должен содержать сведения об объеме долевого финансирования проведения капитального ремонта за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах.
Частью 1 статьи 18 Закона о фонде ЖКХ также предусмотрено долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования, находящегося на территории указанного субъекта Российской Федерации и претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Размер собственных средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, иных специализированных потребительских кооперативов, собственников помещений в многоквартирном доме, используемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, должен составлять не менее чем 15% от общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома (пункт 2 пункт 2 части 6 статьи 20 Закона о фонде ЖКХ в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 270-ФЗ, действовавшей в том числе в течение 2014 года).
Следовательно, право устанавливать условия включения многоквартирных домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, в том числе и по финансовому критерию, предоставлено субъекту Российской Федерации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.07.2014 N 715 утвержден краткосрочный план реализации Региональной программы согласно приложению к Постановлению.
Подпунктом 3 пункта 2 Порядка утвержден минимальный размер долевого финансирования капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в краткосрочные планы реализации Региональной программы на 2014 год и на 2015 год, за счет средств собственников помещений в таких многоквартирных домах устанавливался в размере не менее пятнадцати процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта общего имущества собственников помещений в этих многоквартирных домах (в редакции N 1 от 24.06.2014 и N 2 от 11.11.2014).
Редакцией N 3 от 15.01.2015 Порядка минимальный размер долевого финансирования капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, включенных в краткосрочные планы реализации Региональной программы на 2014 год и на 2015 год, за счет средств собственников помещений в таких многоквартирных домах изменился, установлен в размере не менее пятнадцати процентов и не менее двадцати пяти процентов общего объема средств, необходимых для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту указанных многоквартирных домов, соответственно. Следовательно, в проверяемый период изменялась и минимальная величина взноса на капитальный период (в зависимости от года софинансирования и периодов вступления в силу соответствующих нормативных актов Краснодарского края).
Судебными инстанциями вопросы о периодах и самих нарушениях исходя из буквального прочтения текста обжалуемого представления, об устранении которых в ем указано, исследованы неполно, в связи с чем доводы участвующих в деле лиц о законности (незаконности) требований счетной палаты и ссылкам на изменения жилищного законодательства в части платы за капитальный ремонт, и применимых к спорным отношениям нормах права получили неполную оценку.
Постановление апелляционной инстанции также содержит ссылки на нарушения фонда, основания для признания выводов об их наличии он сам не приводит (например, о предъявлении к оплате подрядчиками работ, не предусмотренных технической и сметной документацией (нарушением пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса и статьи 1 заключенных договоров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов; ненадлежащее исполнение полномочий и обязанностей заказчика (нарушение статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 748 Гражданского кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" и подпункта 5.1.2 договоров на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов; нарушение (33 дня) срока публикации официальных результатов открытого конкурса на интернет-сайте http://kapremont23.ru по объектам ул. Гидростроителей, 39 и ул. Промышленная, 94; непредставление доказательств возможности проведения зачета в части средств, оплаченных собственниками жилых помещений МКД, то есть без использования средств бюджета и средств регионального оператора). Относимость последнего нарушения к заявленным фондом основаниям требования неясна.
Выводы судебной коллегии о незаконности дополнительных взносов до истечения срока выполнения подрядных работ по ремонту многоквартирного дома, как указано выше, также основаны на неполном исследовании оснований, повлекших вывод о необоснованном получении фондом 55 50 тыс. рублей разовых целевых взносов сверх установленного минимального размера.
Вывод апелляционной инстанции о выставлении собственникам помещений в многоквартирных домах квитанций со сроком уплаты средств на капитальный ремонт до 25.04.2014 не основан на имеющихся в материалах дела доказательствах. Такие документы в материалах дела отсутствуют. При отрицании фондом и министерством этого обстоятельства указанный вывод нуждается в дополнительной проверке.
Неясный характер носит и вывод суда апелляционной инстанции о том, что судом первой инстанции характер взносов собственников помещений в порядке софинансирования (долю, определенную в Постановлении N 632) собственниками не определен. В случае неясного понимания апелляционной инстанцией обсуждаемого в представлении способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и, соответственно, различного порядка формирования и расходования составляющих эти фонды денежных средств (перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора, аккумулируемых на счетах регионального оператора, или же принятие собственниками способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете), установления различных процедур принятия таких решений и сроков, а также применимых нормах права, выводы судебной коллегии о законности представления являются преждевременными.
Поскольку выяснение оснований вмененного счетной палатой нарушения (вмененных нарушений) влияет на проверку законности представления в обжалуемой фондом части, судебные акты по делу подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения указанных недостатков, установления фактических обстоятельств совершения вмененных фонду нарушений, периоде их совершения, и, соответственно, применимых к ним нормам права, в том числе с учетом установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса изъятия о сроках уплаты взносов на капитальный ремонт (наличие возможности его установления законом субъекта Российской Федерации, а также с учетом даты официальной публикации утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включены спорные многоквартирные дома).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2018 по делу N А32-19643/2017 отменить, дело направить в Арбитражный суд Краснодарского края на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.