г. Краснодар |
|
10 мая 2018 г. |
Дело N А32-20214/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 мая 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108) - Юркевич Н.А. (доверенность от 21.03.2018), от общества с ограниченной ответственностью "Фадеево" (ИНН 2337025285, ОГРН 1022304065475) - Ткаченко С.П. (доверенность от 01.12.2016), в отсутствие конкурсного управляющего должника - общества с ограниченной ответственностью "Международная группа винодельческих компаний "Святая Елена"" (ИНН 2337027941, ОГРН 1032320799906) - Кандаурова А.В., иных участвующих в деле о банкротстве лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Фадеево" и конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Международная группа винодельческих компаний "Святая Елена"" Кандаурова А.В. на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 (судья Суханов Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 (судьи Николаев Д.В.. Герасименко А.Н., Сулименко Н.В.) по делу N А32-20214/2017 установил следующее.
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Международная группа винодельческих компаний "Святая Елена"" (далее - должник) Федеральная налоговая служба России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - уполномоченный орган) обратилась с заявлением о включении в реестр кредиторов должника 60 122 005 рублей 71 копейки, из которых 44 234 847 рублей недоимки, 12 082 193 рубля 01 копейка пени, 3 804 965 рублей 70 копеек штрафа.
Определением от 21.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.02.2018, требования уполномоченного органа в сумме 1 449 694 рублей недоимки по НДФЛ включены во вторую очередь реестра требований кредиторов должника, требования в сумме 42 784 883 рубля недоимки, 12 082 193 рубля 01 копейка пени и 3 804 965 рублей штрафа включены в третью очередь реестра, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационных жалобах ООО "Фадеево" (далее - общество) и конкурсный управляющий должника просят судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное указание в определении суда первой инстанции наименования уполномоченного органа (вместо Федеральной налоговой службы суд указал Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю). По мнению подателей жалоб, выводы судов основаны на недопустимых доказательствах; не указаны мотивы, по которым отклонены доводы общества.
В отзывах уполномоченный орган просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель общества повторил доводы, изложенные в жалобе, указав также, что поддерживает жалобу конкурсного управляющего должника; представитель уполномоченного органа просил в удовлетворении жалоб отказать.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
Как видно из материалов дела, определением от 12.07.2017 в отношении должника введена процедура наблюдения; сообщение о введении в отношении должника наблюдения опубликовано 22.07.2017; решением от 25.12.2017 должник признан банкротом, в отношении его открыто конкурсное производство.
14 августа 2017 года уполномоченный орган, ссылаясь на наличие у должника недоимки по НДФЛ в размере 1 449 964 рублей, недоимки по НДС в размере 42 785 153 рублей, пеней в размере 12 082 193 рубля 01 копейка, штрафа в размере 3 804 965 рублей 70 копеек, установленные принятым по результатам налоговой проверки решением от 30.06.2017, неисполнение требования об уплате налогов (сборов), пеней, штрафных санкций от 04.08.2017, обратился с заявлением о включении требований в реестр требований кредиторов должника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) последствием введения наблюдения является допустимость заявления требований по обязательным платежам, срок уплаты которых наступил на дату введения наблюдения, только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику.
Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что уполномоченный орган представил достаточные доказательства в подтверждение обоснованности заявленного требования, срок давности для принудительного взыскания по которому не истек. Уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки. В качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены решенияе налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требованиея об уплате налогов. Решение налогового органа от 30.06.2017 N 8 не отменено в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, и не признано недействительным в порядке, установленном нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В данном случае общество и конкурсный управляющий в кассационных жалобах не приводят возражения по существу заявленных уполномоченным органом требований в части, касающейся размера недоимок, пеней и штрафа. Доказательства исполнения должником обязательств перед бюджетом в материалах дела отсутствуют.
Суд кассационной инстанции также принимает во внимание, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2018 по делу N А32-49217/2017 должнику отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения от 30.06.2017 N 8. В случае удовлетворения заявления должника в указанном деле, определение о включении требований уполномоченного органа в реестр может быть пересмотрено в ходе любой процедуры банкротства в порядке, предусмотренном главой 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы о том, что выводы судов основаны на недопустимых доказательствах (протоколы опроса свидетелей и осмотра территории должника), отклоняются. Налоговый орган, руководствуясь нормой пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном Кодексом порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки (пункт 27 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Следовательно, если опрос свидетелей и осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), произведен до начала соответствующей налоговой проверки, то полученные в ходе осмотра протоколы могут быть использованы налоговым органом в качестве доказательства нарушения налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Довод о том, что суды необоснованно включили в реестр требований кредиторов должника требование территориального управления уполномоченного органа, не является основанием для отмены судебных актов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей) определена Федеральная налоговая служба. В соответствии с пунктом 1 Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@, ФНС России осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальные налоговые органы осуществляют функции уполномоченного органа на основании доверенностей, выданных в установленном порядке. Как видно из материалов дела, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю обратилось в арбитражный суд от имени Федеральной налоговой службы. Во вводной части определения от 21.12.2017 суд первой инстанции указал, что рассматривается заявление ФНС России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю; указание в резолютивной части определения на включение требований Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю не привело к принятию неправильного решения по существу обособленного спора и может быть исправлено в порядке статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационных жалобах, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 по делу N А32-20214/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.