г. Краснодар |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А53-27677/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., при ведении протокола помощником судьи Селиховым М.Ю. и участии в судебном заседании, проводимом с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Саратовской области (судья Викленко Т.И.), от истца - акционерного общества "РЖД Логистика" (ИНН 7708730092, ОГРН 1107746946340) - Байкова С.Е. (доверенность от 13.12.2017), ответчика - акционерного общества "Саратовстройстекло" (ИНН 6453054397, ОГРН 1026403044073) - Зайцевой К.О. и Лариной Ж.В. (доверенность от 09.03.2016), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Саратовстройстекло" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2017 (судья Корецкий О.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2018 (судьи Галов В.В., Малыхина М.Н., Попов А.А.) по делу N А53-27677/2017, установил следующее.
АО "РЖД Логистика" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к АО "Саратовстройстекло" (далее - ответчик) о взыскании 1 588 516 рублей платы за сверхнормативный простой вагонов в рамках договора от 20.02.2017 N 02/085/643030377/2017 (уточненные требования).
Решением от 30.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.02.2018, иск удовлетворен.
Судебные акты мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком договорных обязательств в части внесения платы истцу за сверхнормативный простой вагонов.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд. Податель жалобы указывает на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора, недоказанность размера задолженности, непринятие во внимание контррасчета ответчика и Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, согласно которым доказательствами, подтверждающими сверхнормативный простой вагонов, являются транспортные железнодорожные накладные на груженые и порожние вагоны, в которых дата прибытия груженого вагона на станцию назначения и дата убытия порожнего вагона со станции назначения отражаются в виде календарного штемпеля, проставленного перевозчиком. Расчет истца не соответствует этим Правилам.
Возражая относительно доводов жалобы, истец в отзыве считает судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суды установили, что истец (экспедитор) и ответчик (клиент) заключили договор от 20.02.2017 N 02/085/643030377/2017, действующий в редакции с учетом протокола урегулирования разногласий к договору от 20.02.2017, согласно пункту 2.1 которого экспедитор за вознаграждение принимает на себя обязательства по поручению и за счет клиента оказать или организовать оказание транспортно-экспедиционных и иных услуг при перевозках, в том числе в международном сообщении, грузов клиента железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным или смешанным видами транспорта.
Согласно пункту 5.2 оплата услуг экспедитора производится в течение 3 (трех) рабочих дней с момента принятия груза к перевозке перевозчиком на основании первичных документов, полученных от экспедитора.
В соответствии с пунктом 5.3 договора расчетный период составляет 1 (один) месяц. В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания отчетного месяца экспедитор предоставляет клиенту акт об оказанных услугах, счет-фактуру, счет(а) на дополнительные расходы экспедитора при наличии уведомления о начислении штрафа за простой ТС и ТО. В целях оперативной проверки и согласования объемов оказанных услуг копии всех перечисленных документов направляются клиенту посредством электронной и/или факсимильной связи по адресам, указанным в разделе 9 настоящего договора.
Согласно пункту 5.4 договора клиент обязан в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения документов, указанных в пункте 5.3 настоящего договора, рассмотреть их, подписать и возвратить экспедитору.
В случае если у клиента имеются возражения и/или замечания по объему и/или качеству оказанных услуг, суммам штрафных санкций, клиент в тот же срок подписывает акт об оказанных услугах, уведомление с разногласиями.
К акту об оказанных услугах (уведомлению), подписанному клиентом с разногласиями, должны быть приложены обосновывающие документы.
В соответствии с пунктом 5.5 договора экспедитор обязан в течение 5 (пяти) календарных дней с даты получения актов об оказанных услугах (уведомлений), подписанных с разногласиями, рассмотреть возражения/замечания клиента и в случае согласия с ними направить клиенту исправленный акт об оказанных услугах (уведомление).
В случае неполучения экспедитором от клиента подписанного акта об оказанных услугах (уведомления) или документов, подтверждающих возражения клиента, в сроки, предусмотренные пунктом 5.4 настоящего договора, услуги считаются оказанными экспедитором надлежащим образом и принятыми клиентом, а штрафные санкции - признанными клиентом в полном объеме.
Пунктом 2.2 приложения N 3 к договору предусмотрена обязанность клиента обеспечить простой вагонов и контейнеров, поданных согласно заказу, на станциях погрузки/выгрузки: не более 3 суток на станциях погрузки, 3 суток на станциях выгрузки.
При этом стороны договора в протоколах согласования договорной цены могут согласовать иной срок нормативного простоя.
В соответствии с протоколами согласования договорной цены от 02.03.2017 N 1, от 01.04.2017 N 2, от 29.05.2017 N 3, от 06.06.2017 N 4 к договору клиент обязуется обеспечить простой вагонов, поданных согласно заказу, на станциях отправления/назначения не более: 3 суток на станциях погрузки; 3 суток на станциях выгрузки (пункт 5 протоколов).
Согласно пункту 6 протокола согласования договорной цены от 02.03.2017 N 1 при возникновении сверхнормативного простоя вагонов по вине клиента он оплачивает экспедитору стоимость сверхнормативного простоя вагонов в размере 1 300 рублей /вагон в сутки без учета НДС 18% (1534 рубля/вагон в сутки, включая НДС 18%).
Согласно пункту 6 протоколов согласования договорной цены от 01.04.2017 N 2, от 29.05.2017 N 3, от 06.06.2017 N 4 при возникновении по вине клиента сверхнормативного простоя вагонов клиент оплачивает экспедитору стоимость сверхнормативного простоя вагонов в размере 1500 рублей /вагон в сутки без учета НДС 18% (1770 рублей /вагон в сутки, включая НДС 18%).
Простой свыше срока, установленного пунктом 5 протокола, исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются как полные.
В целях достоверного определения сроков простоя при перевозках грузов дата прибытия вагона (дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения") и дата отправления определяется:
- на территории Российской Федерации - по данным информационных систем экспедитора, системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД" или сведений ГВЦ ОАО "РЖД";
- за пределами территории Российской Федерации - на основании информационных отчетов (сообщений) экспедиторов и/или информационных источников, имеющихся у экспедитора, в том числе сведения ГВЦ ОАО "РЖД", ИВЦ ЖА и т.д.
При этом подпункт 2.2 приложения N 3 договора не применяется.
Суды установили, что ответчик допустил сверхнормативный простой вагонов на станции отправления (или назначения), за что в соответствии с протоколами согласования договорной цены N 1 - 4 к договору на основании актов об оказанных услугах от 01.06.2017 N 6100211- 6100215, от 30.06.2017 N 6100295, 6100296, направленных ответчику, начислена плата в общей сумме 3 647 026 рублей (с учетом НДС).
Во исполнение досудебного порядка разрешения споров истец направил ответчику претензии от 14.07.2017 N 509 (т. 2, л. д. 18 - 20) и 17.07.2017 N НЛОГЮ-75 (т. 1, л. д. 141 - 144), которые оставлены последним без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили для истца основанием для обращения в арбитражный суд с иском.
Рассматривая исковые требования, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с положениями статьи 801 Кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Данные Правила распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона N 87-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса и названным Федеральным законом.
Взыскиваемая сумма является платой за услуги по предоставлению вагонов сверх согласованного срока (ст. 431 Кодекса).
В соответствии с пунктом 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, транспортно-экспедиционными услугами признаются услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечения отправки и перевозки груза, а также иные услуги связанные с перевозкой груза.
В силу статьи 310 Кодекса недопустим односторонний отказ от исполнения обязательства.
Судебные инстанции, исследовав условия договора, представленные в обоснование иска доказательства, расчет истца, сочли требования доказанными, расчет - соответствующим условиям договора и пункту 6 протоколов согласования цен N 2,3,4, предусматривающими порядок определения периода простоя вагонов.
Контррасчет ответчика суды отклонили ввиду следующего.
Ответчик в обоснование контррасчета представил железнодорожные квитанции, а также скрин-копии из системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД". По контррасчету ответчик обосновывает дату окончания простоя вагонов моментом проставления в перевозочном документе календарного штемпеля перевозчика о приеме груза к перевозке.
Суд, отклоняя данные доводы, правомерно сослался на пункт 5 протоколов согласования договорной цены, устанавливающий иной порядок определения переиода простоя.
Исследовав и оценив данные условия договора, суды сочли, что ответчик в своем контррасчете использует недействующий пункт договора, ввиду согласования сторонами в протоколах согласования договорной цены новых условий определения периода нормативного простоя вагонов на станции назначения или отправления, а именно с даты прибытия вагона (дата календарного штемпеля в графе "Прибытие на станцию назначения") до даты отправления вагона со станции.
Суд апелляционной инстанции установил, что период сверхнормативного простоя определен истцом с даты проставления штемпеля о прибытии вагона по дату фактического убытия вагона со станции.
На этом основании контррасчет истца, выполненный по датам, указанным в представленных им железнодорожных квитанциях, а также скрин-копиях из системы "ЭТРАН" ОАО "РЖД", и обоснованный Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом от 18.03.2003 N 39, признан несостоятельным со ссылкой на неприменение указанных Правил и установление сторонами в договоре иного порядка определения периода простоя.
Судебная коллегия признала также несостоятельным довод ответчика о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора ввиду несоответствия его представленным в дело доказательствам - претензии от 14.07.2017 N 509 и 17.07.2017 N НЛОГЮ-75. Кроме того, по платежному поручению от 12.09.2017 N 5033 (т. 2, л. д. 6) ответчик частично погасил задолженность в сумме 2 058 510 рублей, где сам указал на погашение требований, предъявленных истцом по претензии от 14.07.2017 N 509.
Ссылка ответчика на судебную практику является несостоятельной, поскольку в рассматриваемом случае требования истца основаны на отношениях оказания экспедиторских услуг, а не на отношениях по перевозке груза железнодорожным транспортом субъектом монопольной регулируемой деятельности. Условия договора в части определения стоимости услуг экспедитора, в том числе при простое предоставленных вагонов, не противоречат закону (статья 421 Кодекса).
Поскольку суды полно и всесторонне исследовали значимые для дела обстоятельства, оценили все доказательства, правильно применили нормы материального и процессуального права, основания для изменения или отмены судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.10.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2018 по делу N А53-27677/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.