г. Краснодар |
|
18 мая 2018 г. |
Дело N А32-31057/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Цирк морских животных" (ИНН 7713391776, ОГРН 1157746159713) - Зинатуллина В.Г. (доверенность от 10.01.2017), от заинтересованного лица - Сочинской Межрайонной природоохранной прокуратуры (ИНН 2309054252, ОГРН 1032304930020) - Солдатова С.А. (доверенность от 09.04.2018), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Утришский дельфинарий - 84" (ИНН 7718997680, ОГРН 5147746070478), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Сочинской Межрайонной природоохранной прокуратуры на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2017 (судья Шкира Д.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-31057/2017, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Цирк морских животных" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сочинской Межрайонной природоохранной прокуратуре (далее - прокуратура) о признании незаконным представления от 04.07.2017 N 7-01-2017/780.
Решением суда первой инстанции от 13.12.2017 заявленные обществом требования удовлетворены. С Прокуратуры Краснодарского края в пользу общества взыскано 3 тысячи рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован отсутствием у прокуратуры правовых оснований для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела представления.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 05.03.2018 указанное решение суда изменено путем изложения абзаца третьего резолютивной части решения в иной редакции и взыскания в пользу общества понесенных судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 тысяч рублей, уплаченных по платежному поручению от 01.08.2017 N 602, за счет средств казны Российской Федерации. В остальной части решение суда первой инстанции от 13.12.2017 оставлено без изменения.
В кассационных жалобах прокуратура просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационных жалоб, считает, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по заданию Прокуратуры Краснодарского края от 16.05.2017 N 7/3-21-2017 Сочинской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении общества проведена проверка исполнения требований законодательства об охране и использовании объектов животного мира.
В ходе проведения проверки установлен факт эксплуатации обществом дельфинария "Адлерский дельфинарий", расположенного по адресу: г. Сочи, ул. Ленина 219/2, на основании договора аренды от 01.03.2017, заключенного с Духаниным Б.Ю., и организации зрелищно-развлекательных программ с демонстрацией морских млекопитающих. На момент проверки в дельфинарии находились 17 особей млекопитающих, а именно: 7 дельфинов афалин, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, 3 дельфина белухи, 3 тюленя сивуч, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, 1 морской лев (патагонский лев), 3 северных морских котика.
В ходе осуществления прокуратурой проверочных мероприятий обществом не представлены разрешения на содержание дельфинов афалин с идентификационными номерами N 643094100345178 и N 643094100345179, принадлежащими обществу на основании договора купли-продажи от 01.12.2016 N 7. Кроме того, в ходе проведения проверки установлено отсутствие у общества разрешительных документов на дельфина афалину с идентификационным номером N 643094100049890, а также документов, подтверждающих происхождение указанного дельфина и соответствующих ветеринарно-сопроводительных документов.
В ходе проверки прокуратурой также установлено отсутствие у общества разрешительных документов на содержание северного морского котика без идентификационного номера и дельфина белухи с идентификационным номером N 643094100345180.
В совокупности указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи обществу прокуратурой представления от 04.07.2017 N 7-01-2017/780, согласно которому обществу поручено незамедлительно рассмотреть указанное представление с участием представителя прокуратуры; принять исчерпывающие меры к устранению допущенных нарушений, получению в установленном законом порядке разрешения на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира; создать условия к недопущению подобных нарушений впредь. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших указанные нарушения, и сообщить в прокуратуру о результатах рассмотрения представления от 04.07.2017 N 7-01-2017/780 и принятых мерах в установленный законом месячный срок в письменной форме с приложением соответствующих документов.
Заявитель, не согласившись с указанным представлением, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно статье 24 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.
Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются.
Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 26 Федерального закона N 52-ФЗ содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
Статьей 6 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление, в том числе, полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов, по выдаче разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Согласно содержанию Перечня (списка) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденного приказом Госкомэкологии России от 19.12.1997 N 569, черноморская афалина (порядковый номер 390, категория статуса редкости 3) занесена в Красную книгу Российской Федерации.
В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 156 "О Порядке выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации" право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных.
Вместе с тем согласно пункту 9 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, утвержденного приказом Минприроды России от 30.01.2013 N 36 (далее - Административный регламент), разрешение на содержание и разведение объектов животного мира не выдается на содержание животных в цирках, а также животных, полученных по разрешению (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
Из содержания письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.12.20015 N 12-47/32272 также следует, что Административным регламентом выдача разрешений на содержание цирковых животных в неволе не предусмотрена.
В письме от 18.09.2017 N 202-29654/17-04.1 Министерство природных ресурсов Краснодарского края сообщило, что Положение об указанном министерстве, утвержденное постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 (далее - Положение) не предусматривает исполнения министерством полномочий в области рыболовства, сохранения и использования водных биологических ресурсов, которыми являются морские млекопитающие, в связи с чем не осуществляет выдачу разрешений на содержание водных биологических ресурсов.
Согласно письму Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 18.10.2017 N 202-33599 Положение не содержит полномочий в отношении водных биологических ресурсов, а также функций по выдаче разрешений на содержание объектов животного мира в неволе.
Суды установили, что представлением от 04.07.2017 N 7-01-2017/780 обществу поручено получить разрешения на содержание и разведение объектов животного мира, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания.
Вместе с тем в данном случае оспариваемое в рамках настоящего дела представление прокуратуры от 04.07.2017 N 7-01-2017/780 является заведомо неисполнимым, поскольку у общества отсутствует объективная возможность получения требуемого разрешения.
Как следует из Административного регламента и приведенных писем уполномоченными государственными органами выдача таких разрешений не производится.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 по делу N А32-31057/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.