Решение Калининградского областного суда от 12 декабря 2022 г. N 3а-278/2022
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "К." к окружному Совету депутатов МО "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" об оспаривании нормативных актов Решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 22.12.2009 N 436, Решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 19.02.2014 N 210, Решения окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 21.02.2018 N 194 в части, установил:
ООО "К." обратилось в суд с административным иском, указав, что является арендатором земельных участков, находящихся в Зеленоградском районе Калининградской области на основании договоров аренды N от 13 августа 2007 г. N; N от 13 августа 2007 г. N; N от 10 апреля 2008 г. N Данные земельные участи являются разграниченными и имеют вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства. Правительством Калининградской области принято Постановление от 29 января 2008 года N 21 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", а затем Постановление от 15.05.2012 N 336 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". Указанными постановлениями определена формула расчета арендной платы:
,
где:
- годовая сумма арендной платы;
- кадастровая стоимость земельного участка, определяемая на основании сведений государственного земельного кадастра;
- коэффициент, определяемый по категориям земель и виду функционального использования земельного участка. В п. 10); "Земельные участки для иного разрешённого использования" в размере 1,5% (п. 14); с 01.03.2014 по 22.04.2015 - "Земельные участки, предназначенные производства с/х продукции" в размере 6.0% (п. 11) "Земельные участки иного разрешённого использования" в размере 1.5% (п. 13); с 22.04.2015 по 07.03.2018 Коэффициент для неразграниченных земельных участков не был установлен. Администрация применяла при расчете арендной платы ранее действовавший коэффициент. С 07 марта 2018 года по настоящее время в отношении земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения) установлен коэффициент в размере 0,03 (п. 16) "Земельные участки иного разрешенного использования" в размере 0.015% (п. 17) Приложением N 2 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, и расчетных коэффициентов для исчисления арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Зеленоградского муниципального округа, утв. Решением окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 21.02.2018 N 194. Муниципальные правовые акты, которым установлены перечисленные коэффициенты, противоречат Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а именно установленному им принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принципу предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-0, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне. Исходя из принципа экономической обоснованности ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков. При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков. Административный ответчик не проводил экономического обоснования при установления коэффициента Кз, а установил его произвольно. При этом размер арендной платы в 2010 г. увеличивается по сравнению с 2009 г. в 10 раз - был 0,6% от кадастровой стоимости, а стал 6%. Поскольку договоры аренды земельных участков является действующими, по ним производилась арендная плата, исходя из коэффициентов установленных незаконно, то ООО "К." вправе обратиться с настоящим административным иском в суд, и в случае его удовлетворения размер арендной платы может быть пересмотрен. Просит признать недействующим со дня принятия:
- п. 1 Приложения N 1 к Решению Зеленоградского районного Совета депутатов от 22.12.2009 N 436 "Об утверждении расчетных коэффициентов по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также об установлении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности МО "Зеленоградский район" в части установления расчетного коэффициента для вида использования земель: "Земельные участки, предназначенные производства с/х продукции" в размере 6.0% (п. 10) и вида использования земель: "Земельные участки для иного разрешённого использования" в размере 1,5% (п. 14).
Приложение N 2 "Расчетные коэффициенты по категориям земель и видам разрешенного использования для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельских поселений Зеленоградского района, кроме земель МО "Сельское поселение Куршская коса" к Решению Зеленоградского районного Совета депутатов от 19.02.2014 N 210 "Об утверждении расчетных коэффициентов по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Зеленоградский район", и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Зеленоградский район" в части установления расчетного коэффициента для вида использования земель: "Земельные участки, предназначенные производства с/х продукции" в размере 6.0% (п. 11) и вида использования земель: "Земельные участки иного разрешённого использования" в размере 1,5% (п. 13);
- Приложение N 2 Расчетные коэффициенты по видам разрешенного использования земельных участков за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов к Решению окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 21.02.2018 N 194 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, и расчетных коэффициентов для исчисления арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Зеленоградского муниципального округа" в части установления расчетного коэффициента для вида разрешенного использования земельных участков: Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения) в размере 0,03 (п. 16) и для вида разрешенного использования земельных участков: "Земельные участки иного разрешенного использования" в размере 0,015% (п. 17).
Представитель административного истца ООО "К." в судебном заседании заявленные административные требования поддержал и пояснил, что нормативные акты Решение Зеленоградского районного Совета депутатов от 22.12.2009 N 436, Решение Зеленоградского районного Совета депутатов от 19.02.2014 N 210 оспариваются в связи с тем, что задолженность по арендной плате, которая образовалась в период их действия, предъявлена к взысканию с общества. Настаивала на отсутствие экономического обоснования Кз при издании оспариваемых нормативных актов. Коэффициент Кз для вида разрешенного использования земельных участков: "Земельные участки иного разрешенного использования" оспариваются в связи с тем, что в случае отмены коэффициента для земельных участков для сельскохозяйственного производства для расчетов арендной платы к обществу могут быть применены для этой категории земель.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Зеленоградского муниципального района Калининградской области Р.В.Г. заявленные административные требования не признал. Согласно его пояснениям и письменному отзыву, оспариваемое решение Совета депутатов N 436 от 22.12.2009 года утратило силу и прекратило свое действие 01.03.2014 года в связи с вступлением в силу решения N 210 от 19.02.2014 года. Решение N 210 от 19.02.2014 года утратило силу и прекратило свое действие 22 апреля 2015 года в связи с вступлением в силу решения районного Совета депутатов муниципального образования "Зеленоградский район" от 07.04.2015 года N 264. Таким образом, указанные нормативные акты (решения N 210, N 436) применялись до обращения административного истца в суд и на основании этих актов были реализованы права граждан и организаций, но в настоящее время они отменены и не применяются. Кроме того, административному истцу было известно о положениях указанных нормативных актов. Об этом свидетельствует уплата административным истцом арендных платежей в период действия этих актов. Окружным Советом депутатов "Зеленоградского городского округа" было принято решение N 194, пунктом 2 которого утверждены расчетные коэффициенты для исчисления арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов согласно приложению 2. Данное решение опубликовано в газете "Волна" от 07.03.2018 N 17 (9197). Таким образом, указанный нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, опубликован в установленном порядке. Установленный расчетный коэффициент для вида разрешенного использования земельных участков "Земельные участки иного разрешенного использования" в размере 0,015 не нарушает права и законные интересы истца, поскольку земельные участки, правообладателем которых является Общество, имеют вид разрешенного использования земельных участков "для ведения сельскохозяйственного производства", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения" и для таких земельных участков оспариваемым нормативным правовым актом утвержден иной расчетный коэффициент. Установленный расчетный коэффициент для вида разрешенного использования земельных участков "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения)" в размере 0,03 является экономически обоснованным. При принятии решения N 194, расчетный коэффициент для вида разрешенного использования земельных участков "Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения)" был установлен в размере 0,03 в целях поддержки сельхозпроизводителей, поскольку указанный коэффициент снижен в два раза по сравнению с применяемым ранее. Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков. О соблюдении данного экономически справедливого баланса свидетельствует разница между рыночной ценой (наиболее вероятной ценой, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции) по которой предлагаются в аренду аналогичные земельные участки и размером платы, рассчитанной на основании оспариваемого нормативного правового акта. По сведениям Интернет-сервиса для размещения объявлений "А." земельные участки, расположенные на территории Зеленоградского муниципального округа с характеристиками, аналогичными характеристикам земельных участков истца предлагаются для сдачи в аренду от 450 до 1300 рублей за 1 га в месяц, годовая арендная плата при этом составит от 5400 до 15600 рублей. В то же время годовая арендная плата за земельный участок с кадастровым номером N, площадью 65 га, правообладателем которого является истец, составляет 97587, 30 руб. или 1501 руб. за 1 га в год (97587,30/65) и 125 руб. за 1 га в месяц (97587,30/65/12).
Представитель заинтересованного лица Администрации МО "Зеленоградский муниципального района Калининградской области" И.Г.А. относительно заявленных административных требований возражала, поддержала позицию представителя Совета депутатов Зеленоградского муниципального района Калининградской области. Из ее пояснений и письменного отзыва следует, что Решением Зеленоградского районного Совета депутатов принято решение 21.02.2018 года N 194, которым коэффициент КЗ, используемый при расчете арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения", был уменьшен вдвое с 6% до 3%, что отвечает принципу экономического обоснованности арендной платы, направлено на улучшение положения арендатора с целью обеспечения возможности получения дохода с данной категории земель. Оспариваемый коэффициент ниже, чем в отдельных муниципальных образованиях Калининградской области. Административный истец не указывает, какой коэффициент Кз, по его мнению истца, является экономически обоснованным. Земельные участки, арендатором которых является ООО "К.", не используются им по целевому назначению длительное время, в связи с чем нельзя рассуждать применительно к данной ситуации о влиянии ставки арендных платежей на доходность. Арендные платежи вносятся ООО "К." нерегулярно. В этой связи Администрация обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с требованиями о взыскании задолженности по арендной плате, пени за просрочку оплаты и расторжении договоров аренды (дела N А21-9515/2022, NА21-9514/2022). Учитывая, что земельные участки, принадлежащие на праве аренды истцу, относятся к виду разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения", неясно, каким образом нарушены права истца в части установления Советом депутатов МО "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" коэффициента Кз для "иных видов разрешенного использования", который не менялся с 2009 года. Документов, подтверждающих позицию относительно экономической обоснованности коэффициентов, а также своего расчета или заключения эксперта, ООО "К." в суд не представило.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым заявленные административные требования удовлетворить, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Пунктом 3 ст. 39.7 ЗК РФ определено, что, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предписывается, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к исключительной компетенции представительного органа относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно ч. 2 ст. 19 Устава муниципального образования "Зеленоградский городской округ, утв. Решением Зеленоградского районного Совета депутатов от 30.09.2015 N 283, действовавшего до 1 января 2022 года, Окружной Совет депутатов обладал полномочиями по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Пунктом 11 статьи 27 этого же Устава предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Зеленоградский городской округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в общественно-политической газете Зеленоградского городского округа "Волна".
Установлено, что ООО "К." является арендатором земельных участков, находящихся в Зеленоградском районе Калининградской области на основании договоров аренды: N от 13 августа 2007 г. - N, площадью 70700 кв. м.; N от 13 августа 2007 г. - N, площадью 620266 кв. м.; N от 10 апреля 2008 г. - N площадью 161851 кв. м. Данные земельные участи являются ^разграниченными и имеют вид разрешенного использования - для ведения сельскохозяйственного производства.
Решением Зеленоградского районного Совета депутатов от 22.12.2009 N 436 утверждены расчетные коэффициентов по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также об установлении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности МО "Зеленоградский район" расчетный коэффициент для вида использования земель: "Земельные участки, предназначенные для производства с/х продукции" установлен в размере 6.0% (пп. 10). Данный нормативный акт опубликован в издании "Волна", N 101, 26.12.2009.
Решением Зеленоградского районного Совета депутатов от 19.02.2014 N 210 "Об утверждении расчетных коэффициентов по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Зеленоградский район", и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Зеленоградский район" утвержден расчетный коэффициент Кз для вида использования земель: "Земельные участки, предназначенные производства с/х продукции" в размере 6.0% (п. 11). Этот нормативный акт опубликован в газете "Волна", N 16, 01.03.2014. Со вступлением его в силу прекращено действие Решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 22.12.2009 N 436.
Решение Зеленоградского районного Совета депутатов от 19.02.2014 N 210 действовало до Решения Зеленоградского районного Совета депутатов от 07.04.2015 N 264, которым признано утратившим силу.
Согласно Решению окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 21.02.2018 N 194 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, и расчетных коэффициентов для исчисления арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Зеленоградского муниципального округа", с 7 марта 2018 года на территории указанного муниципального образования установлен расчетный коэффициент Кз для вида разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения) в размере 0,03 (пп. 16). Данное Решение опубликовано в газете "Волна", N 16, 1 марта 2014 года.
Перечисленные нормативные акты приняты представительным органом муниципального образования в пределах его компетенции и опубликованы в установленном порядке, что административным истцом не оспаривается.
Решение Зеленоградского районного Совета депутатов от 22.12.2009 N 436 и Решение Зеленоградского районного Совета депутатов от 19.02.2014 N 210 в настоящее время утратили силу.
Из пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50) следует, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Из претензий администрации МО "Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области" от 5 октября 2022 года, от 13 апреля 2022 года в адрес ООО "К." следует, что обществу начислена задолженность по арендной плате по договору N от 13 августа 2007 года, а также пени с 2013 года.
Поскольку оспариваемые Решение Зеленоградского районного Совета депутатов от 22.12.2009 N 436, Решение Зеленоградского районного Совета депутатов от 19.02.2014 N 210, которые в настоящее время формально прекратили свое действие, применяются к ООО "К." в связи с принудительным взысканием арендной платы за земельный участок и поэтому непосредственно затрагивают права, обязанности и законные интересы административного истца, то ООО "К." имеет право на обращение в суд с административным иском о признании недействующими, в том числе, этих нормативных актов.
Относительно обоснованности величин оспариваемых расчетных коэффициентов для земель сельскохозяйственного назначения суд приходит к следующему.
До 15 мая 2012 года действовал Порядок определения размера арендной платы, о порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 29.01.2008 N 21. Согласно п. 5 указанного документа, коэффициент Кз, определяемый по категориям земель и виду функционального использования земельного участка, устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с разработанными методиками.
С 15 мая 2012 года применяется Порядок определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336, в редакции, действовавшей по состоянию на 7 марта 2018 года, в соответствии с которым Коэффициент Кз - коэффициент, определяемый по категориям земель и виду разрешенного использования земельного участка, он устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с разработанными положениями.
Пунктом 6 этого же нормативного акта установлено, что арендная плата за земельный участок не может быть ниже величины земельного налога, который может быть исчислен за такой земельный участок.
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговая ставка устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не может превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
С 1 января 2016 года на территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ" установлена ставка земельного налога на земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, в размере 0,3%.
Арендная плата за год определяется аналогично земельному налогу, т.е. как произведение кадастровой стоимости земельного участка на коэффициент Кз (в случае аренды) или на ставку земельного налога (при исчислении налога).
С учетом соблюдения пункта 6 арендной платы за пользование участками сельхозназначения Порядка, утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 15.05.2012 N 336, Кз не может быть менее ставки земельного налога 0,3%. Коэффициент Кз, установленный Решением окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 21.02.2018 N 194, составляет 0,03, т.е. 3%, что в десять раз превышает ставку земельного налога для земельных участков сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя, в том числе, из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков.
В соответствии с п. 4 вышеуказанного Постановления Правительства РФ Приказом Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2017 года N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582. Как следует из п. 3 этого документа, в целях соблюдения интересов арендатора земельного участка при установлении ставок арендной платы целесообразно исходить из возможности арендатора земельного участка с учетом установленной на основании таких ставок арендной платы при существующем уровне налогообложения, государственном регулировании тарифов на соответствующие товары (работы, услуги) и производственных затратах получать сложившуюся норму прибыли для отрасли, в которой арендатор осуществляет свою деятельность.
Из Методических рекомендаций следует, что при определении арендной платы на основе кадастровой стоимости расчетный коэффициент, умножаемый на величину кадастровой стоимости, должен устанавливаться с учетом возможности получения арендатором сложившейся нормы прибыли, в данном случае - для сельскохозяйственного производства, что требует обоснования принятого коэффициента расчетами нормы прибыли.
Органом, принявшим оспариваемые нормативные акты, расчеты ожидаемой нормы прибыли арендатора не проводились.
Доводы административного ответчика о законности Решения окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 21.02.2018 N 194 в связи с тем, что этим нормативным актом расчетный коэффициент снижен в два раза по сравнению с ранее действовавшим, что улучшило положение арендатора, является несостоятельным, поскольку, как указано выше, ему не предшествовали расчеты, не приведено какое-либо экономическое обоснование, и величина коэффициента была установлена по существу произвольно. Ссылка на то, что земельные участки N, N и N 00 "К." по назначению не использует, какого-либо дохода с них не получает, а существующий размер арендной платы незначителен, также не может быть принята во внимание, так как предметом рассмотрения данного дела является не фактическое положение дел административного истца в связи с арендой этих земельных участков, а проверка оспариваемых нормативных актов с точки зрения соответствия их федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и регулирования ими правоотношений, в которых участвует административный истец.
Таким образом, Решение Зеленоградского районного Совета депутатов от 22.12.2009 N 436, Решение Зеленоградского районного Совета депутатов от 19.02.2014 N 210, Решение окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 21.02.2018 N 194 в части установления расчетного коэффициента арендной платы за земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства, подлежат отмене как не соответствующие нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
Административные исковые требования о признании недействующими и отмене этих нормативных актов в части расчетных коэффициентов по виду использования земель: "Земельные участки для иного разрешённого использования" не подлежат удовлетворению, поскольку ООО "К." является арендатором земельных участков исключительно для сельскохозяйственного использования, и коэффициенты для иных видов разрешенного использования его права и законные интересы не затрагивают, а довод представителя общества о том, что в случае отмены расчетных коэффициентов для земельных участков для сельскохозяйственного использования для расчета задолженности будет применен расчетный коэффициент иных видов разрешенного использования, не основан на законе.
Поскольку перечисленные нормативные акты приняты уполномоченным органом в соответствии с установленной процедурой, применялись и на основании них были реализованы права граждан и организаций, они подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административные исковые требования ООО "К." удовлетворить частично.
Признать не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу:
- п. 1 Приложения N 1 к Решению Зеленоградского районного Совета депутатов от 22.12.2009 N 436 "Об утверждении расчетных коэффициентов по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также об установлении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности МО "Зеленоградский район" в части установления расчетного коэффициента для вида использования земель: "Земельные участки, предназначенные производства с/х продукции" в размере 6.0% (пп. 10);
- Приложение N 2 "Расчетные коэффициенты по категориям земель и видам разрешенного использования для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельских поселений Зеленоградского района, кроме земель МО "Сельское поселение Куршская коса" к Решению Зеленоградского районного Совета депутатов от 19.02.2014 N 210 "Об утверждении расчетных коэффициентов по категориям земель и видам разрешенного использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Зеленоградский район", и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Зеленоградский район" в части установления расчетного коэффициента для вида использования земель: "Земельные участки, предназначенные производства с/х продукции" в размере 6.0% (п. 11);
- Приложение N 2 Расчетные коэффициенты по видам разрешенного использования земельных участков за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов к Решению окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 21.02.2018 N 194 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, и расчетных коэффициентов для исчисления арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Зеленоградского муниципального округа" в части установления расчетного коэффициента для вида разрешенного использования земельных участков: земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения) в размере 0,03 (пп. 16).
В удовлетворении административных исковых требований ООО "К." в остальной части - отказать.
Настоящее решение или сообщение о его принятии в части подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании МО "Зеленоградский муниципальный район Калининградской области".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 12 декабря 2022 г. N 3а-278/2022
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании