Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Наименование изменено. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 5 июня 2023 г. N 434
Приложение
к приказу Министерства труда,
занятости и социальной защиты
Республики Татарстан
от 17 июня 2022 г. N 569
Руководство
по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Республики Татарстан
5 июня 2023 г.
1. Введение
Настоящее Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Республики Татарстан, разработано в целях профилактики нарушений контролируемыми лицами законодательства в сфере обеспечения занятости инвалидов и информирования контролируемых лиц, в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, по вопросам соблюдения обязательных требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов.
Обязательные требования регламентированы нормативными правовыми актами и обязательны для исполнения всеми работодателями, осуществляющими деятельность на территории Республики Татарстан, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет 35 человек и более.
Обязательные требования содержат конкретные указания для работодателей, в том числе:
условия, при которых наступает обязательство для работодателя выделить рабочее место для инвалида в счет квоты, в том числе специальное рабочее место;
особенности исчисления квоты для трудоустройства инвалидов;
действия, которые нужно совершить работодателю в целях исполнения своей обязанности по квотированию рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
форма, порядок и сроки представления сведений в государственные учреждения службы занятости о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
2. Основные понятия, используемые в Руководстве
Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - Министерство) - орган государственной власти Республики Татарстан, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Республики Татарстан;
работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (статья 20 Трудового кодекса Российской Федерации);
контролируемые лица - юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Татарстан, численность работников которых составляет не менее 35 человек и которым установлена квота для приема на работу инвалидов (далее - контролируемые лица);
государственный контроль (надзор) - деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений;
обязательные требования - требования, устанавливаемые нормативными правовыми актами, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
квота для приема на работу инвалидов - количество рабочих мест, установленное в процентах от среднесписочной численности работников работодателя, для приема на работу инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить;
квотируемые рабочие места - рабочие места, созданные или выделенные работодателем для трудоустройства инвалидов;
выполнение квоты - оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Наименование изменено. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 5 июня 2023 г. N 434
3. Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
Нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования:
Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Закон Республики Татарстан от 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите";
постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 г. N 366 "Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место" (дата вступления в силу - 01.09.2022);
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 2576 "О порядке представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения";
постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.05.2007 г. N 170 "Об утверждении Положения о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан".
Раздел 4 изменен. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 5 июня 2023 г. N 434
4. Перечень обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
N п/п |
Предъявляемые требования |
Нормативные правовые акты с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования |
1. |
Выделение или создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, минимальным количеством специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, оформление в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой |
статья 13.2, абзац 7 пункта 1 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; статья 22, пункт 1 части второй статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ); пункт 1 части 2 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан. особо нуждающихся в социальной защите" (далее - Закон РТ от 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ); пункт 3.1 Положения о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов у работодателей. осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.05.2007 г. N 170 "Об утверждении Положения о порядке квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан" (далее - Положение) |
2 |
Наличие утвержденного локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет квоты |
пункт 1 части второй статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ; пункт 1.1 части 2 статьи 6 Закона РТ от 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ; абзац второй пункта 3.1 Положения |
3 |
Ежемесячное предоставление в государственные учреждения службы занятости населения Республики Татарстан информации о наличии созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов одним из следующих способов по выбору: а) посредством размещения сведений и информации на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"; б) в государственное учреждение службы занятости населения Республики Татарстан непосредственно, либо в виде почтового отправления с описью вложения, либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
абзац третий пункта 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; приложение N 7 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения"; пункт 3 Правил представления работодателями сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. N 2576 "О порядке представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" |
4 |
Оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации |
Пункт 6 статьи 13.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" |
Раздел 5 изменен. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 5 июня 2023 г. N 434
5. Рекомендации по соблюдению обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
В соответствии с требованиями статьи 13.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов от среднесписочной численности работников; работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников.
В соответствии со статьей 3 Закона Республики Татарстан от 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 3% от среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек включительно, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2% от среднесписочной численности работников.
Численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов определяется исходя из среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
Находящимся на территории Республики Татарстан филиалам и представительствам работодателя, расположенного в другом субъекте Российской Федерации, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с настоящим Законом исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и представительств работодателя.
Освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели, являющиеся общественными объединениями инвалидов и образованными ими организациями, в том числе хозяйственными товариществами и обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов.
Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест работодатели, являющиеся юридическими лицами (организациями), в отношении которых в установленном законодательством порядке принято решение об их ликвидации.
При планировании квоты учитывается количество рабочих мест, уже занятых работниками, отнесенными к категории инвалидов.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
В среднесписочную численность работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций не включаются должности, замещение которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, муниципальными нормативными правовыми актами осуществляется путем избрания на должность, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности.
При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
При расчете количества рабочих мест, подлежащих выделению (созданию) в счет квоты для приема на работу инвалидов, полученное значение количества рабочих мест округляется до первого целого значения в сторону увеличения.
Важно!
С 1 сентября 2022 года вступили в силу Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2022 года N 366 (далее - Правила).
Согласно постановлению N 366, квота для приема на работу инвалидов будет рассчитываться работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года.
При расчете квоты для приема на работу инвалидов округление дробного числа будет производиться в сторону уменьшения до целого значения, в случае если размер рассчитанной квоты менее единицы, значение квоты принимается равным единице.
Работодатель будет обязан выполнить квоту для приема на работу инвалидов в течение текущего года с учетом ее возможного перерасчета.
Квота будет подлежать перерасчету в случае уменьшения среднесписочной численности работников за прошедший месяц, за исключением работников, условия труда на рабочих местах, которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам проведения специальной оценки условий труда. Перерасчет квоты будет осуществляться работодателем с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение среднесписочной численности работников.
Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вкладов общественного объединения инвалидов.
Квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место будет считаться выполненной работодателем в случаях:
а) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя:
б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов (далее - соглашение).
В настоящее время нормативные правовые акты Республики Татарстан приводятся в соответствие с федеральным законодательством.
Важно!
Рекомендуемое содержание локального нормативного акта, содержащего сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты:
- сведения о количестве созданных и (или) выделенных рабочих мест в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов;
- сведения о наименовании должности (специальности, профессии) по рабочим местам, созданным и (или) выделенным в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Для соблюдения требований в области квотирования рабочих мест для инвалидов работодатель обязан:
- резервировать рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- выделять, а в случае необходимости создавать, рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с решением об установлении квоты, минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;
- создавать для инвалидов условия труда, соответствующие требованиям законодательства об охране труда и рекомендациям учреждений медико-социальной экспертизы, в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;
- трудоустраивать инвалидов в счет установленной квоты самостоятельно или по направлениям государственных учреждений службы занятости населения;
- представлять ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов посредством размещения сведений и информации на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа России" (далее - ЕЦП) согласно приложению N 7 к приказу Минтруда России от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения".
6. Ответственность за несоблюдение обязательных требований, оценка соблюдении которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
При выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков административного правонарушения уполномоченные должностные лица Министерства составляют протоколы:
1) об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в случае неисполнения работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказа работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
2) об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 КоАП (в случае непредставления или несвоевременного представления сведений (информации), представление которых предусмотрено законодательством, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей: на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
3) об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП (в случае неисполнения в установленный срок контролируемым лицом предписания, выданного по результатам контрольных (надзорных) мероприятий), что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей: на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет: на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Типовыми нарушениями, допускаемыми работодателями, являются:
- неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест, в том числе специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;
- отсутствие локальных нормативных актов, подтверждающих создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты;
- непредставление информации о выполнении квоты, наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах;
- представление информации с нарушением установленного срока.
7. Перечень сведений (документов), которые могут запрашиваться при проведении проверок в рамках регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, требуемых в ходе проверки у работодателя:
- копия структуры;
- копия штатного расписания;
- сведения о среднесписочной численности работников, исходя из которой произведен расчет квоты;
- сведения о произведенных перерасчетах квоты;
- сведения о среднесписочной численности работников представительств, филиалов, зарегистрированных в установленном порядке обособленных подразделений;
- сведения о среднесписочной численности работников, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда за предшествующий календарный год;
- информация о численности фактически работающих инвалидов на дату проверки (на квотируемых рабочих местах);
- список работающих инвалидов (на квотируемых рабочих местах);
- копии приказов о приеме на работу лиц, относящихся к категории инвалидов (на квотируемые рабочие места);
- копии трудовых договоров (дополнительных соглашений), заключенных с инвалидами, трудоустроенными в счет установленной квоты;
- копии локальных нормативных актов, содержащих сведения о созданных, выделенных или зарезервированных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, в том числе специальных рабочих местах;
- сведения о количестве созданных и (или) выделенных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов (отчеты о квотировании рабочих мест для инвалидов, представленные в органы службы занятости с подтверждением предоставления);
- копии индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов, трудоустроенных в счет установленной киоты;
- документ, подтверждающий полномочия лица, заверившего копии документов.
8. Контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые в рамках регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
В рамках регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляются:
- документарная проверка на плановой и внеплановой основе.
- выездная проверка на плановой и внеплановой основе.
- наблюдение за соблюдением обязательных требований.
При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные мероприятия не проводятся.
Права и обязанности должностных лиц, субъектов контроля (надзора) при осуществлении государственного контроля (надзора) реализуются в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
9. Профилактические мероприятия, проводимые в рамках регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
Раздел 10 изменен. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 5 июня 2023 г. N 434
10. Размещение информации о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов
Информация о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, нормативных правовых актах данной сферы, принятых и готовящихся изменениях обязательных требований и другая информация размещается на официальном сайте Министерства в разделе "Государственный контроль (надзор) по адресу https://mtsz.tatarstan.ru/osushchestvlenie-nadzora-i-kontrolya-za-priemom-1768317.htm.
Раздел 11 изменен. - Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 5 июня 2023 г. N 434
11. Ответы на часто задаваемые вопросы по применению законодательства о квотировании рабочих мест
Вопрос. На какой срок должен быть принят инвалид в счет установленной квоты?
Ответ. Статья 13.2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определяет условия установления квоты, нормы трудоустройства ею не регламентируются. Согласно пункту 2 Правил (вступили в силу 01.09.2022 г.), квота рассчитывается ежегодно. Данные нормы предусмотрены в целях оперативного реагирования работодателем на изменение штатной и среднесписочной численности организации в зависимости от результатов ее деятельности и социально-экономического развития муниципального образования (места нахождения организации), поскольку размер квоты согласно федеральному законодательству устанавливается в зависимости от среднесписочной численности организации. Однако ежегодный расчет числа рабочих мест (установление квоты) не означает заключение срочного трудового договора на год с последующим увольнением инвалида в связи с прекращением действия договора или сокращение штатной квотируемой единицы с расторжением трудового договора по окончании календарного года.
Вопрос. Можно ли сократить квотируемое рабочее место?
Ответ. Да. В случае принятия решения о сокращении численности или штата работников организации, в том числе квотируемых рабочих мест, проведение таких мероприятий осуществляется на общих основаниях в рамках ТК РФ при обязательном соблюдении требований статей 180, 318 Трудового кодекса РФ.
Вопрос. Считается ли выполнением квоты трудоустройство инвалидов на временные работы?
Ответ. Согласно пункту 5 Правил, квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполненной работодателем в случае наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом.
Вопрос. Необходимо ли создавать специальное рабочее место для работающего инвалида в связи с его переводом на другую должность, а также порядок создания такого рабочего места, если информация о необходимых условиях труда отсутствуют в его ИПРА?
Ответ. Согласно статьям 20, 23 Федерального закона N 181-ФЗ инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с ИПРА, содержащей заключения о рекомендуемом характере и условиях труда. В случае отсутствия в ИПРА рекомендаций по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида, необходимость в оснащении рабочего места дополнительным (вспомогательным) оборудованием и техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов отсутствует. При этом следует обратить внимание, что новое рабочее место, на которое переводится работник, должно быть оформлено локальным актом работодателя как квотируемое рабочее место, в случае если работодатель является субъектом квотирования рабочих мест (обязан создавать или выделять квотируемые рабочие места).
Вопрос: Каким образом выполнить квоту по трудоустройству инвалидов, если у работодателя нет свободных рабочих мест?
Ответ: Законодательством предусмотрены следующие варианты выполнения квоты работодателем:
- выделение рабочего места в рамках действующего штатного расписания;
- создание нового рабочего места;
- заключение соглашения (договоров аренды) с иной организацией или индивидуальным предпринимателем о трудоустройстве инвалидов. В соглашении определяются численность инвалидов, которые могут быть приняты на работу, условия возмещения расходов на оплату труда, условия оборудования рабочего места инвалида, необходимость создания специальных условий, обеспечивающих доступность рабочего места для инвалида, при необходимости условия компенсации расходов, связанных с сопровождением при содействии в трудоустройстве, в организации, у индивидуального предпринимателя, у которых трудоустраивается инвалид, сроки действия соглашения, права, обязанности сторон, условия расторжения, прочие условия.
Вопрос. Может ли быть выделено рабочее место в счет установленной квоты на неполную ставку?
Ответ: Действующим трудовым законодательством не запрещен прием на работу на неполную ставку. Условием выполнения квоты является выделение (создание) рабочих мест в счет квоты. Неполная ставка фактически указывает на особый режим рабочего времени работника, работающего на выделенном (созданном) рабочем месте в счет установленной квоты.
Вопрос. Обязаны ли квотировать рабочие места для трудоустройства инвалидов органы государственной власти, местного самоуправления?
Ответ: Законодательство о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов распространяется на всех работодателей независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. В среднесписочную численность работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций не включаются должности, замещение которых осуществляется путем избрания на должность, избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности, назначения на должность или утверждения в должности.
Вопрос. Можно ли принять на квотируемое рабочее место работника, не являющегося инвалидом?
Ответ: Смысл квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов заключается в том, чтобы создать (выделить) рабочие места специально для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями. Вместе с тем действующее законодательство не запрещает принимать на данные рабочие места работников на условиях срочного трудового договора (в т.ч. совместителей) в случаях, предусмотренных статьей 59 Трудового кодекса РФ. Так как указанный трудовой договор носит временный характер, в соответствии со статьями 79, 288 Трудового кодекса РФ должен быть прекращен в случае приема на работу инвалида, для которого эта работа будет являться основной. При этом в информации о квотировании рабочих мест данная квотируемая должность указывается как вакантная.
Вопрос. В случае изменения списочной численности работников организации в течение 2023 года какой отчетный период необходимо использовать для подсчета среднесписочной численности сотрудников в целях перерасчета квоты?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 Правил, квота для приема на работу инвалидов рассчитывается работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников, за исключением работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным по результатам проведения специальной оценки условий труда, за IV квартал предыдущего года.
При этом, согласно пункту 4 Правил, квота для приема на работу инвалидов подлежит перерасчету в случае уменьшения среднесписочной численности работников за прошедший месяц. Перерасчет квоты осуществляется работодателем с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение среднесписочной численности работников в сторону уменьшения.
На основании вышеизложенного, в случае изменения среднесписочной численности работников, рассчитанной за IV квартал предыдущего года, в следующем отчетном периоде, указывается актуальная среднесписочная численность работников за прошедший месяц.
Вопрос. Работодатели считают, что заполнение сведений о работающих инвалидах на ЕЦП в приложении N 7 к приказу Минтруда России от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения" (Ф.И.О., СНИЛС, дата рождения, профессия (по ОКПДТР), группа инвалидности), нарушает требования законодательства о распространении персональных данных. Какие аргументы привести для обязательности заполнения сведений?
Ответ: Согласно пункту 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, представляется работодателем ежемесячно по форме, согласно приложению N 7 к приказу Минтруда России от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения", которая предусматривает представление сведений о работающих инвалидах, включая персональные данные по работникам.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) установлено, что оператором является государственный орган, муниципальный орган, в том числе юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
При этом, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения 3 возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
С учетом возложенных на работодателя обязанностей о ежемесячном представлении органам службы занятости информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, считаем, что наличие в форме, приведенной в приложении N 7 к приказу Минтруда России от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения", сведений о работающих инвалидах, включая персональные данные по работникам, не противоречит требованиям, установленным Законом N 152-ФЗ, а также, учитывая нормы, предусмотренные пунктом 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, полагается, что согласие на обработку персональных данных инвалида, в отношении которого работодателем представляется информация, не требуется.
Вопрос. Имеются ли ограничения и запреты по возрасту для граждан с инвалидностью, достигших пенсионного возраста для трудоустройства на квотируемое рабочее место?
Ответ: Статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
ТК РФ регулирует вопросы трудового законодательства в отношении пенсионеров по возрасту или инвалидов.
Условия труда инвалидов определены статьей 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
На основании вышеизложенного, с учетом отсутствия в ТК РФ предельного возраста для заключения трудового договора, а также учитывая гарантии трудовой занятости в отношении инвалидов, установленных Законом N 181-ФЗ, при трудоустройстве граждан с инвалидностью, достигших пенсионного возраста, на квотируемое рабочее место, в обязательном порядке работодателем должны быть соблюдены условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, оборудование работодателем рабочего места инвалида, создание специальных условий, обеспечивающих доступность рабочего места для инвалида (при необходимости), условия компенсации расходов, связанных с сопровождением при содействии в трудоустройстве (при необходимости), нормы продолжительности рабочего времени, установленных для инвалидов ТК РФ.
Иные ограничения и запреты при трудоустройстве граждан с инвалидностью, достигших пенсионного возраста, на квотируемое рабочее место, отсутствуют.
Вопрос. Какие договоры заключаются и какие условия важно учесть работодателю при трудоустройстве инвалида на рабочее место у другого работодателя в рамках заключения соглашения?
Ответ: В соответствии с пунктом 5 Правил, квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполненной работодателем в случаях:
а) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов (далее - Соглашение).
При этом, в Соглашении определяются численность инвалидов, которые могут быть приняты на работу, условия возмещения расходов на оплату труда, условия оборудования рабочего места инвалида, необходимость создания специальных условий, обеспечивающих доступность рабочего места для инвалида, при необходимости условия компенсации расходов, связанных с сопровождением при содействии в трудоустройстве, в организации, у индивидуального предпринимателя, у которых трудоустраивается инвалид, сроки действия соглашения, права, обязанности сторон, условия расторжения и прочие условия.
Форма Соглашения определяется по обоюдному согласию работодателя и организации, осуществляющей прием инвалидов.
Вопрос. В случае трудоустройства работника без инвалидности на квотируемое рабочее место, считается ли это нарушением законодательства о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов?
Ответ: Квотируемое рабочее место в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов не может быть замещено работником, не имеющим инвалидность.
К рабочим местам, созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов можно отнести только вакантные рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, или рабочие места, замещенные в настоящее время инвалидами.
Вопрос. Возможно ли организации, которая заключила соглашение о трудоустройстве инвалида на рабочее место у другого работодателя участвовать в программах субсидирования трудоустройства или занятости инвалидов (например, по постановлению Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362 "О государственной поддержке в 2023 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан"), получая компенсацию части заработной платы из бюджетных средств и средств работодателя, которому установлена квота?
Ответ: Работодатели, заключившие Соглашение с организацией, осуществляющей прием инвалидов, осуществляют финансирование за счет собственных средств. Условия возмещения расходов на оплату труда определяются Соглашением между работодателем и организацией, осуществляющей прием инвалидов. При этом порядок и условия оплаты труда не должны противоречить ТК РФ.
Таким образом, работодатель, заключивший Соглашение с организацией, осуществляющей прием инвалидов на работу, может получать компенсацию части заработной платы из бюджетных средств в рамках программ субсидирования работодателей, в том числе в рамках программы господдержки, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362 "О государственной поддержке в 2023 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 17 июня 2022 г. N 569 "Об утверждении Руководства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.