Приказываю:
Внести в приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 17.06.2022 N 569 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Республики Татарстан" (далее - приказ) следующие изменения:
в наименовании приказа слово "исполнение" заменить словом "выполнение";
в пункте 1 приказа слово "исполнение" заменить словом "выполнение";
в Приложении к указанному приказу:
наименование изложить в следующей редакции:
"Руководство по соблюдению обязательных требований, выполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Республики Татарстан";
наименование пункта 3 дополнить словами:
"в пределах установленной квоты";
в графе "Нормативные правовые акты с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования" пункта 3 таблицы слова "приложение N 5" заменить словами "приложение N 7";
в пункте 5:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"В соответствии со статьей 3 Закона Республики Татарстан от 24 июля 2006 года N 60-ЗРТ "О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите" работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 3% от среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек включительно, квота для приема на работу инвалидов устанавливается в размере 2% от среднесписочной численности работников.";
в абзаце тринадцатом слово "вступают" заменить словом "вступили", слова "(далее - постановление N 366)" заменить словами "(далее - Правила)";
в абзаце четырнадцатом слово "рассчитываются" заменить словом "рассчитываться";
абзац тридцать второй исключить;
абзац тридцать третий изложить в следующей редакции:
"- представлять ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов посредством размещения сведений и информации на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа России" (далее - ЕЦП) согласно приложению N 7 к приказу Минтруда России от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения".";
в абзаце первом пункта 10 слова "Государственный контроль (надзор) (tatarstan.ru)" заменить словами "https://mtsz.tatarstan.ru/osushchestvlenie-nadzora-i-kontrolya-za-priemom-1768317.htm";
в абзаце втором пункта 11 слова "Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 N 366" заменить словами "Правил";
в абзаце втором пункта 11 слово "вступает" заменить словом "вступили";
в абзаце шестом пункта 11 слова "Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.03.2022 N 366" заменить словами "Правил";
пункт 11 дополнить абзацами следующего содержания:
"Вопрос. В случае изменения списочной численности работников организации в течение 2023 года какой отчетный период необходимо использовать для подсчета среднесписочной численности сотрудников в целях перерасчета квоты?
Ответ: В соответствии с пунктом 2 Правил, квота для приема на работу инвалидов рассчитывается работодателем ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников, за исключением работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным по результатам проведения специальной оценки условий труда, за IV квартал предыдущего года.
При этом, согласно пункту 4 Правил, квота для приема на работу инвалидов подлежит перерасчету в случае уменьшения среднесписочной численности работников за прошедший месяц. Перерасчет квоты осуществляется работодателем с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение среднесписочной численности работников в сторону уменьшения.
На основании вышеизложенного, в случае изменения среднесписочной численности работников, рассчитанной за IV квартал предыдущего года, в следующем отчетном периоде, указывается актуальная среднесписочная численность работников за прошедший месяц.
Вопрос. Работодатели считают, что заполнение сведений о работающих инвалидах на ЕЦП в приложении N 7 к приказу Минтруда России от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения" (Ф.И.О., СНИЛС, дата рождения, профессия (по ОКПДТР), группа инвалидности), нарушает требования законодательства о распространении персональных данных. Какие аргументы привести для обязательности заполнения сведений?
Ответ: Согласно пункту 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", информация о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, представляется работодателем ежемесячно по форме, согласно приложению N 7 к приказу Минтруда России от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения", которая предусматривает представление сведений о работающих инвалидах, включая персональные данные по работникам.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) установлено, что оператором является государственный орган, муниципальный орган, в том числе юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
При этом, в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных допускается в случае, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения 3 возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
С учетом возложенных на работодателя обязанностей о ежемесячном представлении органам службы занятости информации о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, считаем, что наличие в форме, приведенной в приложении N 7 к приказу Минтруда России от 26 января 2022 г. N 24 "О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения", сведений о работающих инвалидах, включая персональные данные по работникам, не противоречит требованиям, установленным Законом N 152-ФЗ, а также, учитывая нормы, предусмотренные пунктом 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ, полагается, что согласие на обработку персональных данных инвалида, в отношении которого работодателем представляется информация, не требуется.
Вопрос. Имеются ли ограничения и запреты по возрасту для граждан с инвалидностью, достигших пенсионного возраста для трудоустройства на квотируемое рабочее место?
Ответ: Статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
ТК РФ регулирует вопросы трудового законодательства в отношении пенсионеров по возрасту или инвалидов.
Условия труда инвалидов определены статьей 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
На основании вышеизложенного, с учетом отсутствия в ТК РФ предельного возраста для заключения трудового договора, а также учитывая гарантии трудовой занятости в отношении инвалидов, установленных Законом N 181-ФЗ, при трудоустройстве граждан с инвалидностью, достигших пенсионного возраста, на квотируемое рабочее место, в обязательном порядке работодателем должны быть соблюдены условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, оборудование работодателем рабочего места инвалида, создание специальных условий, обеспечивающих доступность рабочего места для инвалида (при необходимости), условия компенсации расходов, связанных с сопровождением при содействии в трудоустройстве (при необходимости), нормы продолжительности рабочего времени, установленных для инвалидов ТК РФ.
Иные ограничения и запреты при трудоустройстве граждан с инвалидностью, достигших пенсионного возраста, на квотируемое рабочее место, отсутствуют.
Вопрос. Какие договоры заключаются и какие условия важно учесть работодателю при трудоустройстве инвалида на рабочее место у другого работодателя в рамках заключения соглашения?
Ответ: В соответствии с пунктом 5 Правил, квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполненной работодателем в случаях:
а) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов (далее - Соглашение).
При этом, в Соглашении определяются численность инвалидов, которые могут быть приняты на работу, условия возмещения расходов на оплату труда, условия оборудования рабочего места инвалида, необходимость создания специальных условий, обеспечивающих доступность рабочего места для инвалида, при необходимости условия компенсации расходов, связанных с сопровождением при содействии в трудоустройстве, в организации, у индивидуального предпринимателя, у которых трудоустраивается инвалид, сроки действия соглашения, права, обязанности сторон, условия расторжения и прочие условия.
Форма Соглашения определяется по обоюдному согласию работодателя и организации, осуществляющей прием инвалидов.
Вопрос. В случае трудоустройства работника без инвалидности на квотируемое рабочее место, считается ли это нарушением законодательства о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов?
Ответ: Квотируемое рабочее место в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов не может быть замещено работником, не имеющим инвалидность.
К рабочим местам, созданным или выделенным для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов можно отнести только вакантные рабочие места, предназначенные для трудоустройства инвалидов, или рабочие места, замещенные в настоящее время инвалидами.
Вопрос. Возможно ли организации, которая заключила соглашение о трудоустройстве инвалида на рабочее место у другого работодателя участвовать в программах субсидирования трудоустройства или занятости инвалидов (например, по постановлению Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362 "О государственной поддержке в 2023 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан"), получая компенсацию части заработной платы из бюджетных средств и средств работодателя, которому установлена квота?
Ответ: Работодатели, заключившие Соглашение с организацией, осуществляющей прием инвалидов, осуществляют финансирование за счет собственных средств. Условия возмещения расходов на оплату труда определяются Соглашением между работодателем и организацией, осуществляющей прием инвалидов. При этом порядок и условия оплаты труда не должны противоречить ТК РФ.
Таким образом, работодатель, заключивший Соглашение с организацией, осуществляющей прием инвалидов на работу, может получать компенсацию части заработной платы из бюджетных средств в рамках программ субсидирования работодателей, в том числе в рамках программы господдержки, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. N 362 "О государственной поддержке в 2023 году юридических лиц, включая некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей в целях стимулирования занятости отдельных категорий граждан.".
Министр |
Э.А. Зарипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 5 июня 2023 г. N 434 "О внесении изменений в приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан от 17.06.2022 N 569 "Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, исполнение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты на территории Республики Татарстан"
Текст приказа опубликован не был