Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к указу Губернатора
Оренбургской области
от 05.07.2023 N 322-ук
Концепция
миграционной политики в Оренбургской области на период с 2023 до 2025 года
I. Общие положения
1. Концепция миграционной политики в Оренбургской области на период с 2023 до 2025 года представляет собой систему принципов, задач и основных направлений реализации миграционной политики Российской Федерации на территории Оренбургской области.
II. Условия формирования и реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области
3. Разработка настоящей Концепции обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Оренбургской области. Реализация настоящей Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, обозначить основные подходы к регулированию внешней и внутренней трудовой миграции.
Необходимость комплексного подхода к регулированию миграционных процессов обусловлена приграничным геополитическим положением области с ее многонациональным и поликонфессиональным составом населения, потребностью в решении проблем демографии населения и обеспечении экономики трудовыми ресурсами.
Несмотря на стабильную социально-экономическую ситуацию в целом, в области продолжается убыль населения и усиливается ее влияние на рынок труда области.
4. В 2022 году коэффициент рождаемости в Оренбургской области составил 8,4 промилле (в расчете на 1000 человек), в 2021 году коэффициент был равен 9,4 промилле. Коэффициент смертности (в расчете на 1000 человек) в 2022 году был равен 13,3 промилле, в 2021 году - 18,9 промилле. В 2022 году в Оренбургской области естественная убыль составила 9374 человека, что на 9055 человек меньше, чем в 2021 году.
Миграционные процессы играют значимую роль в социально-экономическом и демографическом развитии Российской Федерации в целом и Оренбургской области в частности. За 2019 - 2021 годы численность прибывших в значительной степени компенсировала численность выбывшего населения, но в 2022 году в связи с геополитической ситуацией в стране миграционное снижение в Оренбургской области составило 5076 человек.
Таблица
Общие итоги миграции населения в Оренбургской области
|
|
|
|
|
(человек) |
Наименование показателя |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Число прибывших |
45985 |
56302 |
48446 |
50227 |
45996 |
Число выбывших |
56279 |
56539 |
49070 |
50267 |
51072 |
Миграционное снижение |
-10294 |
-237 |
-624 |
-40 |
-5076 |
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, численность рабочей силы на 1 января 2023 года составила 924,8 тыс. человек, численность занятых в экономике - 892,5 тыс. человек.
В 2022 году в службу занятости населения Оренбургской области за содействием в поиске подходящей работы обратились 55,0 тыс. человек.
По состоянию на 1 января 2023 года было зарегистрировано 9,8 тыс. человек, находящихся в поисках работы, в том числе 8,6 тыс. безработных. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,9 процента.
В 2022 году 9,1 тыс. работодателей сообщили в центры занятости населения области о потребности в кадрах для замещения свыше 111,7 тыс. вакантных рабочих мест, из них 69 процентов - по рабочим профессиям.
Повышенным спросом у работодателей пользовались водители автомобилей, токари, машинисты, механизаторы, монтажники, повара, продавцы, слесари, трактористы, сварщики, бетонщики, электромонтеры, плотники.
Из специалистов были востребованы учителя, врачи, медицинские сестры, инженеры, агрономы, зоотехники, менеджеры, бухгалтеры.
Одним из способов решения вопроса дефицита работников является внешняя миграция.
В 2023 году квота для трудоустройства иностранных граждан, прибывающих на основании визы, составляет 52 человека (в 2022 году - 46 человек).
Предприятия области в 2022 году привлекли для осуществления трудовой деятельности 8,2 тыс. иностранных работников.
Иностранные работники привлекаются в большей степени по низкоквалифицированным профессиям (подсобный рабочий, овощевод, каменщик, штукатур-маляр и другие), которые остаются практически не востребованными среди местного населения.
5. Основными государствами, которые являются источником увеличения численности населения Оренбургской области за счет внешней миграции, традиционно остаются страны ближнего зарубежья (Таджикистан, Казахстан, Узбекистан).
6. Увеличение притока мигрантов с целью осуществления трудовой деятельности по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями региона является необходимым для поступательного развития экономики области. Миграция работников высокой квалификации также является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост. Одна из задач миграционной политики - создание условий для привлечения востребованных экономикой квалифицированных специалистов разного профиля.
7. Одним из перспективных механизмов миграционной политики является переселение в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
Оренбургская область участвует в реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее - государственная программа), с 2014 года. За указанный период в регион переехало 9,5 тыс. соотечественников.
В настоящее время в регионе в рамках государственной программы Оренбургской области "Содействие занятости населения Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года N 869-пп, действует комплекс процессных мероприятий "Оказание содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - комплекс процессных мероприятий). Комплекс процессных мероприятий направлен на создание правовых и организационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников в Оренбургскую область и их социально-культурную адаптацию и интеграцию; сокращение дефицита трудовых ресурсов; увеличение числа квалифицированных специалистов и численности молодежи.
III. Цель, принципы и задачи реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области
8. Целью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития области, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода.
Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических и связанных с ними экономических проблем. Она должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в область лиц (в том числе покинувших ее), которые способны органично включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества. При этом, обеспечивая соблюдение баланса государственных, общественных и частных интересов, важно сохранять открытость Оренбургской области для тех иностранных граждан, которые не связывают с ней свое будущее или будущее своих детей и не намерены полностью интегрироваться в российское общество, но рассматривают Оренбуржье как регион с благоприятными условиями для удовлетворения своих экономических, социальных и культурных потребностей.
9. Основными принципами реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области являются:
а) комплексность решения задач миграционной политики с учетом социально-экономического, культурного, демографического и иного развития Оренбургской области;
б) приоритет интересов Оренбургской области и российских граждан, постоянно проживающих на ее территории;
в) учет многообразия региональных и этнокультурных укладов жизни населения Оренбургской области;
г) координация деятельности территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области в сфере миграции в пределах установленных полномочий;
д) участие институтов гражданского общества в реализации миграционной политики при соблюдении принципа невмешательства в деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области;
е) финансовая обеспеченность мер по реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области.
10. Основными задачами реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области являются:
а) совершенствование правовых, организационных и иных механизмов, регулирующих и обеспечивающих добровольное переселение в Оренбургскую область на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;
б) создание условий для адаптации к социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Оренбургской области иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами;
в) создание благоприятного режима для свободного перемещения обучающихся, научных и педагогических работников из числа иностранных граждан в целях развития науки, профессионального образования, повышения уровня подготовки научных кадров и специалистов для отраслей экономики и сферы государственного управления;
г) создание условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития Оренбургской области;
д) участие в пределах установленных полномочий в оказании в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации.
IV. Основные направления реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области
11. Основными направлениями реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области в части совершенствования социально-экономических, организационных и иных механизмов, регулирующих процесс добровольного переселения в Оренбургскую область соотечественников и иных лиц, являются:
а) обеспечение простоты, прозрачности процедур и понятности условий приобретения гражданства Российской Федерации;
б) совершенствование механизмов оказания содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, включая корректировку условий добровольного переселения востребованных специалистов (в том числе научных и педагогических работников, инженеров, врачей), фермеров, предпринимателей, инвесторов и выдающихся деятелей культуры и искусства с учетом их ожиданий и запросов, а также поддержка российских организаций, привлекающих таких лиц;
в) стимулирование миграции в Оренбургскую область молодежи, имеющей особо востребованные на областном рынке труда профессии и специальности, включая выпускников образовательных организаций, являющихся государственными учреждениями Оренбургской области, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) программам профессионального обучения, из числа иностранных граждан, получивших профессию (специальность), востребованную на рынке труда области;
г) повышение эффективности мер регулирования численности привлекаемых иностранных работников, в том числе исходя из реальной ситуации на российском рынке труда и тенденций ее изменения с учетом потребностей экономики Оренбургской области и интересов граждан Российской Федерации, проживающих на территории Оренбургской области;
д) развитие механизмов организованного привлечения иностранных работников.
12. Основными направлениями реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области в части содействия адаптации иностранных граждан являются:
а) создание для адаптации иностранных граждан и их несовершеннолетних детей условий, способствующих:
успешному освоению ими русского языка;
усвоению ими общепризнанных в российском обществе норм поведения (правил общежития) с учетом социальных и культурных особенностей территорий, на которых они проживают;
формированию у них присущих российскому обществу правосознания и правовой культуры;
приобщению их к традиционным российским духовно-нравственным ценностям;
б) принятие мер, направленных на недопущение любых форм дискриминации иностранных граждан по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, их социальной исключенности, маргинализации и пространственной сегрегации;
в) формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации иностранных граждан;
г) обеспечение равного доступа иностранных граждан, законно находящихся на территории Оренбургской области, к государственным и муниципальным услугам;
д) совершенствование взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества и бизнес-структурами в целях содействия адаптации иностранных граждан и членов их семей в пределах установленных полномочий органов публичной власти.
13. Основными направлениями реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области в части содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников являются:
а) повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан в образовательных организациях, расположенных на территории Оренбургской области;
б) обеспечение открытости Оренбургской области для обучающихся, научных и педагогических работников;
в) расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан на территории Оренбургской области;
г) повышение интереса активной иностранной молодежи к российскому образованию и изучению русского языка и обеспечение доступности соответствующих услуг.
14. Основными направлениями реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области в части создания условий для снижения диспропорции в размещении населения и решения задач пространственного развития Оренбургской области являются:
а) учет задач по созданию благоприятных условий для внутренней миграции, снижению диспропорции в размещении населения (включая обеспечение транспортной связанности, формирования рынка доступного жилья) и удовлетворению экономических, социальных, образовательных, профессиональных и культурных потребностей граждан при выработке стратегии социально-экономического развития Оренбургской области, распределении финансовых средств и отборе проектов в сфере создания и модернизации объектов жилищной, медицинской, образовательной, транспортной и иной инфраструктур;
б) развитие инструментов региональной политики в области занятости населения;
в) обеспечение полноты, качества и доступности сведений о возможностях трудоустройства на территории Оренбургской области;
г) проведение мониторинга и всесторонней оценки потребности регионального рынка труда в рабочей силе, в том числе по профессионально-квалификационному составу.
15. Основными направлениями реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области в части оказания помощи иностранным гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации, являются:
а) обеспечение готовности к приему и размещению иностранных граждан в случае их экстренного массового прибытия в Оренбургскую область;
б) оказание беженцам, лицам, получившим временное убежище, и претендентам на получение соответствующего статуса содействия в социальной и культурной адаптации с учетом уязвимости их положения;
в) регулирование миграционных потоков с учетом общественно-политической и социально-экономической ситуации в странах, из которых в Оренбургскую область прибывают иностранные граждане.
В целях реализации указанных направлений реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области разработан план мероприятий по реализации миграционной политики в Оренбургской области с 2023 до 2025 года, представленный в приложении к настоящей Концепции.
V. Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области
16. Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области предусматривает:
а) совершенствование языка описания миграционных процессов и миграционной ситуации в целях создания точного и однозначного представления о реализуемой миграционной политике;
б) достижение более глубокого понимания миграционной ситуации, в том числе за счет увеличения числа оцениваемых параметров, отражающих ее влияние на экономические, социальные, культурные, национальные, этноконфессиональные и иные аспекты жизни общества, на индивидуальном, семейном, местном, региональном уровнях;
в) расширение использования современных цифровых технологий в целях изучения, оценки и прогнозирования изменений миграционной ситуации;
г) обмен информацией с представительствами Российской Федерации за рубежом о реализации мероприятий по оказанию содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом.
VI. Основные механизмы формирования и реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области
17. Настоящей Концепцией предусматриваются следующие основные механизмы реализации миграционной политики Российской Федерации в Оренбургской области:
а) осуществление мероприятий по совершенствованию системы взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества и бизнес-структурами в сфере миграции в пределах установленных полномочий органов публичной власти;
б) реализация мероприятий государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом;
в) осуществление постоянного мониторинга и анализа миграционных процессов, происходящих на территории Оренбургской области, и их влияния на социально-экономические, демографические и иные аспекты развития области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.