г. Краснодар |
|
24 мая 2018 г. |
Дело N А63-9422/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края (ИНН 2634033112, ОГРН 1022601932935) - Рева А.А. (доверенность от 09.01.2018), Васильева М.Ю. (доверенность от 09.01.2018), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Северо-Кавказский Нефрологический Центр" (ИНН 61631009069, ОГРН 1116195008577) - Мерденова Х.-М.Ю. (доверенность от 27.04.2017), в отсутствие третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - прокуратуры Ставропольского края, общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Ингосстрах-М"", акционерного общества ВТБ Медицинское страхование, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северо-Кавказский Нефрологический Центр" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.12.2017 (судья Ермилова Ю.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Казакова Г.В.) по делу N А63-9422/2017, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ставропольского края (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Кавказский Нефрологический Центр" (далее - общество) в лице Ставропольского филиала N 3 (далее - филиал общества в г. Ставрополь) о взыскании 640 тыс. рублей, использованных не по целевому назначению, и 64 тыс. рублей штрафа.
Определением от 23.06.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - прокуратуру Ставропольского края, ООО "Страховая компания "Ингосстрах-М"", АО ВТБ Медицинское страхование.
Решением суда от 12.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2018, исковые требования удовлетворены полностью.
Судебные акты мотивированы тем, что списание со счета филиала общества в г. Ставрополь, открытого для учета средств обязательного медицинского страхования, денежных средств на расчетный счет общества на внутрихозяйственные расчеты, свидетельствует о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 12.12.2017 и постановление апелляционной инстанции от 05.03.2018, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что филиал является структурным подразделением общества, представляет общество и осуществляет его функции исключительно в пределах выделенных полномочий и не является субъектом правоотношений, в том числе в сфере обязательного медицинского страхования.
В отзыве на кассационную жалобу фонд считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители фонда в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 08.06.2016 N 283 фонд в период с 16.06.2016 по 30.06.2016 провел комплексную проверку деятельности общества по месту нахождения его филиала в г. Ставрополь в сфере обязательного медицинского страхования за 2015 год, в ходе которой выявил нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования на выплаты, не предусмотренные в 2015 году тарифным соглашением, а именно в октябре - ноябре 2015 года с расчетного счета филиала в г. Ставрополь на расчетный счет общества перечислено 640 тыс. рублей, платежными поручениями от 30.10.2015 N 139 и от 02.11.2015 N 140 с назначением платежа - "внутрихозяйственные расчеты".
По факту выявленных нарушений фонд составил акт проверки от 30.06.2016 и выставил обществу требование от 02.08.2016 N 10/07-403 о восстановлении на расчетном счете фонда 640 тыс. рублей, использованных не по целевому назначению, и уплате 64 тыс. рублей штрафа, начисленного на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в размере 10% от суммы нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Неисполнение в установленный срок требования фонда послужило основанием для обращения последнего с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с положениями статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
В силу пункта 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Права и обязанности медицинских организаций в области медицинского страхования установлены статьей 20 Закона N 326-ФЗ, согласно которой медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных данным Законом. Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, которая устанавливает требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В соответствии с разделом IV территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2014 N 542-п (далее - территориальная программа), тарифы на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию устанавливаются тарифным соглашением и включают расходы по оплате услуг связи, транспортных и коммунальных услуг, работ, услуг, связанных с содержанием имущества, за исключением капитального ремонта объектов капитального строительства и реставрации нефинансовых активов, прочие расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, за исключением научно-исследовательских, опытно- конструкторских, опытно-технологических, геологоразведочных работ, услуг по типовому проектированию, проектных, изыскательских и иных видов работ, связанных с работами по проектированию, строительству или контролю за реконструкцией, строительством, ремонтом объектов капитального строительства, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций Ставропольского края, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы по увеличению стоимости материальных запасов, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации Ставропольского края, но не потребляемых непосредственно в процессе оказания медицинской помощи, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Ставропольского края от 29.12.2014, действующего в 2015 году (далее - Тарифное соглашение), средствами обязательного медицинского страхования компенсируются включенные в структуру тарифов и обусловленные оказанием медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию следующие расходы (затраты) медицинских организаций:
расходы на оплату труда (расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты);
расходы на приобретение лекарственных средств и медицинских изделий;
расходы на приобретение продуктов питания; прочие расходы, в том числе расходы на приобретение мягкого инвентаря, хозяйственные расходы.
Согласно положениям части 2 статьи 17 Тарифного соглашения в состав компенсируемых за счет средств обязательного медицинского страхования затрат на оказание медицинской помощи, кроме того, включаются необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации следующие хозяйственные расходы:
расходы по оплате услуг связи, транспортных и коммунальных услуг;
расходы по оплате работ, услуг, связанных с содержанием имущества за исключением капитального ремонта объектов капитального строительства и реставрации нефинансовых активов;
прочие расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, за исключением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно- технологических, геологоразведочных работ, услуг по типовому проектированию, проектных, изыскательских и иных видов работ, связанных с работами по проектированию, строительству или контролю за реконструкцией, строительством, ремонтом объектов капитального строительства; расходы на арендную плату за пользование имуществом;
расходы по оплате программного обеспечения и прочих услуг; социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации;
прочие расходы, в том числе расходы по уплате налогов (включаемых в состав расходов), государственных пошлин и сборов, различного рода платежей в бюджеты всех уровней;
расходы по увеличению стоимости материальных запасов, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации, но не потребляемых непосредственно в процессе оказания медицинской помощи; расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 тысяч рублей за единицу.
Суды установили, что пунктами 1.1, 1.5 и 2.2 Положения о филиале, утвержденного решением от 27.01.2015 N 3-15, филиал в г. Ставрополь является обособленным структурным подразделением общества, осуществляет функции общества на территории Ставропольского края, имеет баланс в составе баланса общества и пользуется счетом в банке на территории Ставропольского края.
Основным видом деятельности филиала в г. Ставрополь согласно пункту 2.1 Положения о филиале и пункту 3 приказа общества от 28.12.2012 N 46 "Об учетной политике предприятия" является деятельность в области здравоохранения на территории Ставропольского края. Филиал в г. Ставрополь выделен на отдельный баланс и имеет свои расчетные счета.
Согласно справке об открытии счета от 02.04.2015 филиалу в г. Ставрополь с 02.04.2015 открыт расчетный счет N 40702810526000000801 (валюта счета - российский рубль) в Южном филиале АО "Райффайзенбанк", используемый филиалом для ведения операций со средствами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ обществом в лице филиала в г. Ставрополь заключены договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 23.01.2015 N 732 и от 30.10.2015 N 871 (со страховой медицинской организацией ООО "СК "Ингосстрах-М"; от 15.01.2015 N 168 (со страховой медицинской организацией АО ВТБ Медицинское страхование).
Согласно вышеназванным договорам общество в лице филиала в г. Ставрополь обязуется: использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования; вести раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования. Предметом указанных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию являлось оказание медицинской организацией необходимой медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию застрахованному лицу и оплата оказанной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Положениями части 6 статьи 15 Закона N 326-ФЗ предусмотрена обязанность медицинской организации вести раздельный учет по операциям со средствами обязательного медицинского страхования, а положениями пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ - обязанность медицинской организации использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 6 приказа от 25.12.2014 N 1 "Об учетной политике предприятия на 2015 год" общество должно вести раздельный учет выручки за медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования (к-т б/сч 90.1.1), выручки (при наличии) от реализации платных медицинских услуг (к-т б/сч 90.1.2) и выручки от сдачи имущества в аренду юридическим лицам (к-т б/сч 90.1.3) по договорам аренды и ежемесячным оформлением актов оказанных услуг.
Суды установили, что получателем средств обязательного медицинского страхования по договорам за оказанную медицинскую помощь выступал филиал в г. Ставрополь, целевые средства поступали на открытый для ведения операций со средствами обязательного медицинского страхования расчетный счет филиала в г. Ставрополь N 40702810526000000801, а не на расчетный счет общества.
Вместе с тем, как видно из материалов дела и не оспаривается обществом, с расчетного счета филиала в г. Ставрополь 30.10.2015 и 02.11.2015 перечислены обществу платежными поручениями от 30.10.2015 N 139 и от 02.11.2015 N 140 денежные средства в сумме 640 тыс. рублей с назначением платежа - "внутрихозяйственные расчеты".
Однако, данный вид расходов не предусмотрен Законом N 326-ФЗ, территориальной программой, Тарифным соглашением и не включен в структуру тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Доказательства того, что данные операции преследовали цель финансирования расходов, включенных, в том числе территориальной программой, в структуру тарифа, не представлены.
Из изложенного следует, что затраты в сумме 640 тыс. рублей не связаны с оказанием филиалом общества в г. Ставрополе медицинской помощи застрахованным лицам в системе обязательного медицинского страхования и не включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Таким образом, в рамках рассматриваемого дела не целевыми расходами средств обязательного медицинского страхования судебными инстанциями признаны расходы общества, являющегося коммерческой организацией, на оплату за счет средств обязательного медицинского страхования внутрихозяйственных расходов. Т. е. не целевой характер расходов выразился в том, что общество за счет средств обязательного медицинского страхования оплачивало расходы, не включенные в структуру тарифа по обязательного медицинского страхования, не предусмотренные территориальной программой и подлежащие оплате за счет собственных средств общества (средств от предпринимательской деятельности).
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные исковые требования о взыскании с общества 640 тыс. рублей, использованных по нецелевому назначению, и 64 тыс. рублей штрафа за использование по нецелевому назначению денежных средств.
Довод филиала о том, что им соблюдены условия целевой программы о ведении раздельного учета средств обязательного медицинского страхования, был предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка.
Судебными инстанциями правомерно отклонены доводы общества о восстановлении использованных не по целевому назначению средств на счетах обязательного медицинского страхования.
Положения Закона N 326-ФЗ не предоставляют медицинским организациям право вместо возврата в бюджет территориального фонда средств, использованных не по целевому назначению, восстанавливать их на свой же счет, открытый для получения средств обязательного медицинского страхования. Последующее восстановление этих сумм на лицевом счете обязательного медицинского страхования медицинской организации не исключает признание израсходованных сумм - нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования.
Кроме того, восстановление средств на лицевом счете произведено обществом после проведения проверки и составления акта проверки.
Фактически доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, основаны на ошибочном толковании закона и доказательств по делу, связаны с иной оценкой представленных в материалы дела доказательств, направлены на переоценку выводов судебных инстанций, что не отнесено процессуальным законодательством к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления арбитражного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
При подаче кассационной жалобы общество излишне (пункт 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации) уплатило в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, которая подлежит возврату заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.12.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2018 по делу N А63-9422/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Кавказский Нефрологический Центр" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 23.03.2018 N 236.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.