Решение Ленинградского областного суда от 26 декабря 2022 г. по делу N 3а-149/2022
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 22 июня 2023 г. N 66а-386/2023 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при секретаре Кирьяновой В.М.
с участием прокурора Амантаевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску АО "ЛОЭСК" и административному иску ПАО "Россети Ленэнерго" о признании не действующим в части приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2021 года N 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год", установил:
30 декабря 2021 года комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее также - ЛенРТК, Комитет) издан приказ N 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" (далее также - приказ N 603-п).
В таблице 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" к приложению 1 к приказу N 603-п (номер по порядку 2) для АО "ЛОЭСК" установлена величина необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) на 2022 год в размере 4 228 600,49 тыс. руб.
В таблице "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приложения 4 к приказу N 603-п (номер по порядку 2) для АО "ЛОЭСК" установлена величина необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) на 2022 год в размере 4 228 600,49 тыс. руб.
В таблице "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" приложения 3 к приказу N 603-п (номер по порядку 2) для АО "ЛОЭСК" установлена величина базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год в размере 1 657,81 млн. руб.
В таблице "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2022 год" приложения 5 к приказу N 603-п (номер по порядку 1) для взаиморасчетов между АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго" на первое полугодие 2022 года ставка за содержание электрических сетей указана в размере 679140,16 руб./МВт*мес, на второе полугодие 2022 года ставка за содержание электрических сетей указана в размере 780984,49 руб./МВт*мес.
Акционерное общество "ЛОЭСК - Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области" обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) от 30.12.2021 г. N 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 года" в части:
- величины необходимой валовой выручки НВВ (без учета оплаты потерь) на 2022 год для АО "ЛОЭСК", установленной в размере 4 228 600,49 тыс. руб, указанной в строке N (п/п) 2 таблицы 1 к приложению 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год", в строке N (п/п) 2 приложения N 4 "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" к приказу ЛенРТК от 30.12.2021 г. N 603-п;
- величины базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год в размере 1 657,81 млн. руб, указанной в строке N (п/п) 2 таблицы приложения 3 "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" к приказу ЛенРТК от 30.12.2021 г. N 603-п;
- величины необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) для АО "ЛОЭСК" на 2022 год в размере 4 228 600,49 тыс. руб, указанной в строке N (п/п) 2 таблицы "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) приложения 4 к приказу ЛенРТК от 30.12.2021 г. N 603-п;
обязать ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт в целях приведения приказа ЛенРТК от 30.12.2021 г. N 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" в соответствии с законодательством Российской Федерации в части, признанной судом недействующей.
АО "ЛОЭСК" полагает, что ЛенРТК нарушены нормы, предусмотренные Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее также - Правила государственного регулирования тарифов), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", неправомерно применены Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 N 98-э (далее также - Методические указания N 98-э) при определении состава расходов по статьям необходимой валовой выручки.
Подконтрольные расходы 2020 года, неподконтрольные расходы 2020 года, пересмотр которых ЛенРТК осуществил по решению суда:
1.1. Расходы по статье "Услуги сторонних организации производственного назначения";
1.2. Расходы по статье "Услуги сторонней организации по формированию баланса и работе с потерями";
1.3. Расходы по статье "Услуги связи";
1.4. Расходы по статье "Содержание зданий и сооружений";
1.5. Расходы по статье "Погашение заемных средств" и "Проценты за пользование кредитом";
Расходы на 2022 год:
1.6. Расходы по статье "Расходы на оплату технологического присоединения к сетям смежных сетевых организаций";
1.7. Расходы по статье "Аренда сетей";
1.8. Расходы по статье "Транспортный налог";
1.9. Расходы по статье "Отчисления на социальные нужды";
1.10. "Обеспечение коммерческого учета электрической энергии";
1.11. "Прочие государственные пошлины";
1.12. "Погашение заемных средств" и "Проценты за пользование кредитом".
Корректировки НВВ на 2022 год:
1.13. Корректировка НВВ 2022 года в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы";
1.14. Корректировка НВВ с учетом качества и надежности;
1.15. Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности;
1.16. Величина распределяемых в целях сглаживания тарифов доходов от льготного технологического присоединения, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в 2019 году (протоколы ЛенРТК от 30.12.2020 N 36 и от 18.12.2020 и от 18.12.2020 N 98-р) с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Кроме этого, в административном иске АО "ЛОЭСК" отдельно выражается несогласие с отказом учета расходов по статье "Расчетная предпринимательская прибыль".
В письменных пояснениях от 15.06.2022 г. АО "ЛОЭСК" дополнил обоснование требований административного искового заявления, заявив несогласие с определением ЛенРТК расходов по следующим статьям затрат.
Корректировка НВВ на 2022 год:
1. Корректировка НВВ по фактическим расходам на выполнение предусмотренных пунктом 5 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящихся к капитальным вложениям;
2. Корректировка неподконтрольных расходов (+/-);
3. Выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы), подлежащие исключению в соответствии с предписанием ФАС России от 26.12.2018 N СП/107200/18.
В обоснование требований АО "ЛОЭСК" указывается, что ЛенРТК не имел права при принятии тарифного решения на 2022 год пересматривать базовый уровень подконтрольных расходов на 2015 год и, как следствие, расходы за 2015 - 2019 гг. во исполнение решения Ленинградского областного суда от 04.10.2021 по делу N 3а-264/2021 об оспаривании НВВ на 2021 год на основании предписания ФАС России от 26.12.2018, поскольку решение суда не вступило в законную силу.
ЛенРТК не учел в соответствии с п. 7 Основ ценообразования решения судов о признании не действующими приказов ЛенРТК об установлении тарифов для АО "ЛОЭСК" на 2019 год и 2020 год в части экономической необоснованности расходов по отдельным статьям затрат расходов в составе НВВ.
В экспертном заключении на 2022 год ЛенРТК сделаны неверные выводы относительно структуры баланса, кредитоспособности, прогноза банкротства АО "ЛОЭСК". В экспертном заключении представлена недостоверная оценка финансового положения и тенденций экономического развития Акционерного общества.
Не соответствуют действительности выводы ЛенРТК о том, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии не основан на данных раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов, продукции, доходов и расходов. В составе обосновывающих документов к тарифной заявке приложена оборотно-сальдовая ведомость по счету 20, из которой следует, что затраты учитываются на соответствующем субконто по видам деятельности, что подтверждает ведение раздельного учета (л.д. 11-15 т. 1, 230-237 т. 5, 238, 239 т. 12).
ЛенРТК в возражениях просит отказать в удовлетворении административного иска АО "ЛОЭСК" по тем основаниям, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, нормам федерального законодательства не противоречит. Ссылаясь на экспертное заключение, считает доводы административного иска необоснованными. Дополнительный анализ расходов, включенных в базовый уровень подконтрольных расходов на 2015 год, проведен на основании решения Ленинградского областного суда по делу N 3а-1/2020 с учетом выводов, содержащихся в решении Ленинградского областного суда по делу N 3а-264/2021. Проведение дополнительного анализа не привело к пересмотру величины базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год, параметров подконтрольных расходов на 2016 - 2019 гг.
Оспаривая приказ N 603-п, АО "ЛОЭСК" не вправе ссылаться на необходимость исполнения решения Ленинградского областного суда по делу N 3а-1/2021, поскольку фактически его выводы учтены при исполнении решения ФАС России от 04.05.2021 г. NСП/36389/21 и издании приказа ЛенРТК от 29.06.2021 г. N 71-п, которым величина экономически обоснованного уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год определена в размере 1 133,74287 млн. руб. Данный приказ являлся предметом судебной оценки по делу N 3а-264/2021.
Вопреки доводам АО "ЛОЭСК" результаты исполнения решения Ленинградского областного суда по делу N 3а-60/2021 отражены в экспертном заключении, в том числе по статьям, включенным в расчет базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год и неподконтрольных расходов на 2020 год.
Содержащиеся в экспертном заключении выводы о финансовом состоянии сетевой организации не влияют на размер НВВ АО "ЛОЭСК" на 2022 год и величины базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год.
По вопросу нарушения порядка ведения раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг по передаче электрической энергии в возражениях ЛенРТК отмечается, что план счетов АО "ЛОЭСК" на 2021 год отражен в приложении 1 к Учетной политике Общества от 30.12.2020 г, из которого следует, что создание субсчетов в разрезе видов деятельности (передача электрической энергии, технологическое присоединение, прочие виды деятельности) по счету 20 "Основное производство" не предусмотрено. Расшифровку и пояснений относительно подразделений и номенклатурных групп, как однотипных объектов аналитического учета (субконто), Учетная политика не содержит (л.д. 27-34 т.5).
ПАО "Россети Ленэнерго" не соглашается с доводами административного истца АО "ЛОЭСК", просит отказать в удовлетворении административного иска, полагая, что со стороны ЛенРТК отсутствуют нарушения действующего законодательства в сфере тарифного регулирования при определении НВВ АО "ЛОЭСК" на 2022 год, о наличии которых заявляет АО "ЛОЭСК", за исключением позиции ПАО "Россети Ленэнерго", изложенной в административном исковом заявлении ПАО "Россети Ленэнерго", представлены объяснения от 07.07.2022, от 14.09.2022, от 28.09.2022 (л.д. 42-60 т.6, л.д. 1-5, 208-210 т. 10).
Заинтересованное лицо ФАС России в отзыве относительно подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" отмечает, что во исполнение решений ФАС России ЛенРТК установил экономически обоснованный размер НВВ АО "ЛОЭСК" на 2021 год в размере 1 639 431 80 рублей, что послужило основанием для принятия приказа от 29.06.2021 N 71-п о внесении изменений в приказ ЛенРТК от 30.12.2020 N 665-п, которым утверждено тарифное решение на 2021 год. Решением Ленинградского областного суда от 04.10.2021 по делу N 3а-264/2021 указанные приказы признаны недействующими. При этом суд пришел к выводу о том, что расходы АО "ЛОЭСК" по статьям затрат "Работы и услуги производственного характера", "Ремонт основных средств", "Работы и услуги непроизводственного характера", "Другие прочие подконтрольные расходы", "Прочие расходы из прибыли", исключенные комитетом в полном объеме из НВВ АО "ЛОЭСК" в связи с изменением подхода ЛенРТК к оценке обосновывающих документов, должны быть включены с учетом положений пунктов 29 и 31 Основ ценообразования в области электроэнергетики, что и послужило основанием для пересмотра ЛенРТК подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2015 год при принятии тарифного решения на 2022 год. Вопреки доводам АО "ЛОЭСК" на момент установления ЛенРТК 30.12.2021 тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год тарифное законодательство не содержало норм, позволяющих учитывать в НВВ сетевых организаций расчетную предпринимательскую прибыль (л.д. 242-244 т. 7).
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" обратилось в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать не действующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) от 30.12.2021 г. N 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 года" в части:
- величины необходимой валовой выручки НВВ АО "ЛОЭСК", установленной в размере 4 228 600, 49 тыс. руб. в таблице 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" к Приложению N 1 к приказу;
- величины необходимой валовой выручки НВВ АО "ЛОЭСК", установленной в размере 4 228 600, 49 тыс. руб. в приложении 4 "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) к приказу;
- индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "ЛОЭСК" - ПАО "Россети Ленэнерго", установленных на первое и второе полугодие 2022 года приложением N 5 к приказу ЛенРТК от 30.12.2021 г. N 603-п, как противоречащий Федеральному закону от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике, пунктам 7, 34, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункту 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э.
ПАО "Россети Ленэнерго" полагает, что при расчете НВВ АО "ЛОЭСК" на 2022 год ЛенРТК в нарушение п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и п. 7 Основ ценообразования не проведена надлежащая оценка экономической обоснованности расходов в соответствии с законодательством, в связи с чем приняты в завышенном размере следующие статьи затрат:
Неподконтрольные расходы:
1.1. Расходы на оплату технологического присоединения к сетям смежных сетевых организаций;
1.2. Выпадающие доходы от технологического присоединения;
1.3. Расходы на обеспечение коммерческого учета;
2. Корректировка неподконтрольных расходов:
2.1. Выпадающие доходы от технологического присоединения;
2.2. Прочие государственные пошлины;
2.3. Расходы на обеспечение эпидемиологической безопасности;
3. Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.
Также к необоснованному завышению НВВ АО "ЛОЭСК" на 2022 год привело нарушение при определении следующих затрат:
4. Аренда зданий и сооружений.
5. Расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости.
6. Плата за использование радиочастотного спектра.
Экономическая обоснованность расходов АО "ЛОЭСК", учтенных ЛенРТК в составе НВВ на 2022 год, по указанным статьям в размере 1906441 тыс. рублей, не подтверждена со стороны АО "ЛОЭСК" и экономически необоснована. Анализ расчетных и обосновывающих материалов по фактическим и плановым расходам АО "ЛОЭСК", расчета размера плановых выпадающих доходов АО "ЛОЭСК" в экспертном заключении ЛенРТК отсутствует.
Неверно произведен расчет корректировки НВВ, осуществляемой в связи изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год, что привело к завышению НВВ АО "ЛОЭСК" на 2022 год на 313040 тыс. руб.
Установление НВВ АО "ЛОЭСК" в необоснованно завышенном размере привело к установлению завышенного индивидуального тарифа для взаиморасчетов между ПАО "Россети Ленэнерго" и АО "ЛОЭСК".
ПАО "Россети Ленэнерго" осуществляет расчеты за услуги по передаче электрической энергии с АО "ЛОЭСК" на основании договора об оказании услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2008 года и применяет оспариваемые индивидуальные тарифы, а также является потребителем услуг по передаче электрической энергии.
По статьям "Расходы на оплату технологического присоединения к сетям смежных сетевых организаций", "Расходы на обеспечение коммерческого учета", "Корректировка неподконтрольных расходов (с учетом нарушения общего порядка расчета и завышения фактических расходов по статьям "Прочие государственные пошлины" и "Расходы на обеспечение эпидемиологической безопасности", "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы" расходы завышены на 638 511 000 руб.
В нарушение п. 23 Правил государственного регулирования тарифов в тарифном решении ЛенРТК отсутствует экономическое обоснование по статьям "Выпадающие доходы от технологического присоединения" в составе плановых неподконтрольных расходов на 2022 год на сумму 842 278 тыс. руб. и в составе корректировки неподконтрольных расходов по факту за 2020 год на сумму 425 652 тыс. руб.
ЛенРТК не провел анализ обоснованности учтенных плановых расходов по расходам на аренду зданий и сооружений, на государственную регистрацию объектов недвижимости, за использование радиочастотного спектра, размер утвержденных плановых расходов на 2022 год не является экономически обоснованным (л.д. 12-19 т. 7, л.д. 190-193 т.8, л.д. 125-131 т. 12).
Определением суда от 29.07.2022 года административные дела по указанным административным искам АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго" объединены в одно производство.
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области возражает против требований административного иска ПАО "Россети Ленэнерго", полагая, что его доводы основаны на ошибочном толковании законодательства. В возражениях ЛенРТК от 19.07.2022 в части расходов на оплату технологического присоединения к сетям смежных организаций на 2022 год отмечается, что плата за технологическое присоединение, установленная для заявителей АО "ЛОЭСК" по договорам с потребителями, приведенная в расчете затрат на услуги смежных сетевых организаций (приложение N 15 к заявке АО "ЛОЭСК" на 2022 год), не включает расходы на проведение мероприятий на объекты электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций. Указанные понесенные расходы согласно абзацу 11 пункта 38 Основ ценообразования подлежат учету в НВВ для расчета тарифов в экономически обоснованном и документально подтвержденном размере.
В части выпадающих доходов от технологического присоединения указывается, что размер выпадающих доходов АО "ЛОЭСК" утвержден на 2020 год распоряжением ЛенРТК от 28.11.2019 года N 78-р в размере 586260,72 тыс. руб, в том числе выпадающие доходы по факту 2018 года в размере 229885,07 тыс. руб. и плановый размер выпадающих доходов на 2020 год 356375,65 тыс. руб, выпадающие доходы АО "ЛОЭСК" на 2022 год утверждены распоряжением ЛенРТК от 28.12.2021 N 253-р в размере 1268072,98 тыс. руб. Данные распоряжения ЛенРТК в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны, поэтому определение размера выпадающих доходов в размере, отличном от утвержденного распоряжениями ЛенРТК, не соответствовало бы законодательству. Комитетом приведены аналогичные доводы по статье "Выпадающие доходы от льготного присоединения".
Анализ экономической обоснованности расходов АО "ЛОЭСК" на обеспечение коммерческого учета электрической энергии приведен на страницах 118-121 экспертного заключения. Представленные документы соответствуют требованиям пунктов 6, 29 Основ ценообразования, в связи с чем ЛенРТК признал указанные расходы в размере 36331,30 тыс. руб. экономически обоснованными.
В части корректировки подконтрольных расходов указано, что на момент вступления в законную силу решения Ленинградского областного суда от 14.05.2021 года по делу N 3а-60/2021 приказ ЛенРТК от 27.12.2019 N 747-п, которым установлены тарифы на 2020 год, утратил юридическую силу, что исключало пересмотр индивидуальных тарифов и установленной НВВ АО "ЛОЭСК" на 2020 год во исполнение решения суда по делу N 3а-60/2021. В этой связи ЛенРТК во исполнение вступившего в законную силу решения суда правомерно провел дополнительный анализ и учел выявленные по его результатам экономически необоснованные доходы и расходы АО "ЛОЭСК", экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходы, недополученные при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации причинам, при расчете необходимой валовой выручки АО "ЛОЭСК" на 2022 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития на основании абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования.
Заявленные АО "ЛОЭСК" за 2020 год расходы на государственные пошлины в размере 688,60 тыс. руб. не учтены в полном объеме. Расходы в размере 439 тыс. руб. приняты ЛенРТК как фактические расходы за 2020 год на государственные пошлины за регистрацию транспортных средств и спецтехники в органах ГИБДД, Гостехнадзора. Не доказан факт необоснованности учета величины корректировки НВВ на 2022 год по прочим расходам на государственную пошлину.
Экономически обоснованный размер расходов на обеспечение эпидемиологической безопасности по факту 2020 года по расчету ЛенРТК составил 2994,33 тыс. руб. Доводы ПАО "Россети Ленэнерго" о необходимости учета указанных расходов в составе подконтрольных не состоятелен, так как базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 - 2024 годы сформирован в 2019 году, а постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 6 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19" принято 13.03.2020 года.
В части корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, указывается, что проведен расчет корректировки НВВ по формуле 9, приведенной в пункте 11 Методических указаний по расчету тарифов методом индексации. Объем фактического финансирования инвестиционной программы принят ЛенРТК в размере - 1913258,39 тыс. руб, определенном в отчете об источниках финансирования инвестиционной программы за 2020 год. Расчет корректировки по формуле 9 Методических указаний составил - 114709,18 (со знаком минус). С учетом проведения экономического анализа величина корректировки НВВ на 2022 год в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программ определена в размере - 525017,61 тыс. руб. Корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы включает в себя объем фактического исполнения инвестиционной программы, в том числе состоящий из выпадающих доходов по льготному технологическому присоединению, учтенных в инвестиционной программе и отнесенных на услуги по передаче электрической энергии. Утверждение ПАО "Россети Ленэнерго", что обе составляющие НВВ являются источником компенсации одних и тех же расходов, ничем не подтверждается (л.д. 1-10 т. 8).
АО "ЛОЭСК" также представлены возражения о несостоятельности доводов административного иска ПАО "Россети Ленэнерго".
В возражениях АО "ЛОЭСК" поддерживается правовая позиция ЛенРТК и указывается, что в составе НВВ АО "ЛОЭСК" представлены, а ЛенРТК приняты расходы на технологическое присоединение к электрическим сетям смежных сетевых организаций, связанные с присоединением конечных потребителей в рамках договоров об осуществлении технологического присоединения, плата по которым не учитывает расходы на оплату услуг технологического присоединения к электрическим сетям смежной сетевой организации.
Выпадающие доходы АО "ЛОЭСК", связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям, определены ЛенРТК в соответствии с нормативным правовым актом - распоряжением ЛенРТК от 28.12.2021 N 253-р. Включение указанных расходов в ином размере не предусмотрено законодательством. Вопреки доводам ПАО "Россети Ленэнерго" расчет расходов произведен.
По статье расходов на обеспечение коммерческого учета полагает необоснованным довод ПАО "Россети Ленэнерго" о том, что расходы на услуги связи уже учтены в 2019 году при установлении базового уровня подконтрольных расходов первого 2020 года долгосрочного периода регулирования. Согласно Федеральному закону от 27.12.2018 года N 522-ФЗ изменение обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) вступили в силу 01.07.2020 года. Появился дополнительный объем работ: дистанционный опрос приборов учета, передача данных гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям и через личный кабинет АО "ЛОЭСК" потребителям электроэнергии, обслуживание (замена, ремонт, диагностика) приборов коммерческого учета электроэнергии. В связи с этим возникло дополнительное количество используемых сим-карт и сопутствующих расходов на услуги связи для настройки дистанционного съема и передачи гарантирующим поставщикам, сбытовым компаниям показаний приборов коммерческого учета электроэнергии.
Корректировка неподконтрольных расходов с применением пересмотренной величины плановых неподконтрольных расходов на 2020 год с учетом решений суда, примененная ЛенРТК при определении НВВ АО "ЛОЭСК" на 2022 год, соответствует законодательству.
По статье "Корректировка неподконтрольных расходов: выпадающие доходы от технологического присоединения" в таблице административного иска ПАО "Россети Ленэнерго" приведена некорректная сумма выпадающих доходов от технологического присоединения в размере 326 375,63 тыс. руб. Сумма выпадающих доходов от технологического присоединения, учтенная в составе НВВ на 2020 год, составила 356 375,63 тыс. руб. (страница 124 экспертного заключения). Выводы ПАО "Россети Ленэнерго" о недоказанности расходов основаны на предположениях.
По статье "Корректировка неподконтрольных расходов: прочие государственные пошлины" доводы ПАО "Россети Ленэнерго" заявлены ошибочно, поскольку ЛенРТК ошибочно производил анализ по статье подстатьи "Государственные пошлины, судебные, арбитражные расходы", а не расходов АО "ЛОЭСК", связанных с оплатой государственной пошлины за регистрационные действия в органах ГИБДД.
По статье "Корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы" указывается на отсутствие двойного учета расходов АО "ЛОЭСК" в корректировке неподконтрольных расходов и корректировке по итогам исполнения инвестиционной программы, так как это две разные корректировки, которые приводятся в порядке, установленном Методическими указаниями N 98-э.
По статье "Аренда зданий и сооружений" отмечается, что Обществом представлены исчерпывающие материалы для подтверждения экономической обоснованности фактических расходов по аренде зданий и сооружений за 2020 год в размере 30531 тыс. руб. Обоснование прироста планируемых расходов по данной статье затрат на 2022 год по сравнению с предыдущими периодами регулирования представлены в пояснительной записке к тарифной заявке. ЛенРТК произвел анализ экономической обоснованности расходов и сравнительный анализ динамики расходов по отношению к предыдущему периоду регулирования.
По статье расходов "Расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости" также указывается на необоснованность доводов административного иска ПАО "Россети Ленэнерго", поскольку в составе обосновывающих документов к тарифной заявке приведен перечень объектов недвижимости, подлежащих регистрации в 2022 году. Основами ценообразования не предусмотрено обязательного требования регулирующих органов учитывать экономически плановые расходы на планируемый период регулирования в размере, не превышающем расходов за истекший период регулирования, за который известны фактические значения, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (индекс потребительских цен) на соответствующий период.
Обоснование прироста планируемых расходов по статье "Плата за использование радиочастотного спектра" на 2022 год по сравнению с предыдущими периодами регулирования представлены в пояснительной записке к тарифной заявке (л.д. 89-92 т. 11).
ЛенРТК представлены дополнительные письменные возражения от 20.06.2022, от 28.06.2022 (л.д. 13-25 т.6), от 21.07.2022 (л.д. 20-30 т.8), от 12.09.2022 (л.д. 25, 26 т.9), от 31.10.2022, от 05.12.2022 (л.д. 162, 163, 203-215 т. 12).
АО "ЛОЭСК" представлены дополнительные пояснения от 08.09.2022 (л.д. 169-184 т.8), от 13.09.2022 (л.д. 69-88 т.9), от 12.10.2022 (л.д. 109-117 т. 11), от 28.10.2022, от 31.10.2022 (л.д. 114-118 т. 12), от 20.12.2022 (л.д. 34-37 т. 13).
ПАО "Россети Ленэнерго" представлены дополнительные объяснения от 21.10.2022 (л.д. 86-89 т. 12), от 31.10.2022 (л.д. 125-139 т. 12).
В судебном заседании представители административных истцов АО "ЛОЭСК" - ФИО6, ФИО7, ПАО "Россети Ленэнерго" - ФИО14, ФИО8, ФИО9 просили удовлетворить заявленные требования по доводам, изложенным в административных исковых заявлениях и дополнительно представленных письменных объяснениях.
Представитель административного ответчика ЛенРТК ФИО10 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица ФАС России будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явился, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Участвующий в деле прокурор отдела прокуратуры Ленинградской области ФИО11 полагала требования административных истцов подлежащими частичному удовлетворению, поскольку ряд статей расходов учтен не в экономически обоснованном размере.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права и законные интересы.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее также - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В соответствии с п. 3 ст. 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Исходя из положений ст. 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго", как территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Ленинградской области, являются субъектами отношений, регулируемых приказом N 603-п, и вправе полагать, что этим приказом нарушаются их права и законные интересы.
В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК), положение о котором утверждено постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 N 274.
К полномочиям ЛенРТК в сфере электроэнергетики отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (п. 2.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).
Согласно п. 12 Правил государственного регулирования тарифов организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов.
В соответствии с п. 22 Правил регулирования регулирующий тарифов орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями.
Согласно п. 25 Правил регулирования организация тарифов, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.
29.04.2021 АО "ЛОЭСК" представило в ЛенРТК заявление (вх. от 29.04.2021 NКТ-1-2551/2021) об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО "ЛОЭСК" на территории Ленинградской области на 2022 год и долгосрочных параметров регулирования на 2022 - 2024 годы. АО "ЛОЭСК" направило в ЛенРТК заявление от 17.11.2021 N 00-02/3673 о скорректированных предложениях о размере тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2020 - 2024 годов, в которых предлагалось к установлению НВВ без учета оплаты потерь на 2022 год в размере 11 287 066, 9 тыс. руб.
К заявлению приложены сводный расчет необходимой валовой выручки АО "ЛОЭСК" на 2022 - 2024 годы, пояснительная записка к расчетным материалам на регулирование услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, обосновывающие материалы в электронном виде.
АО "ЛОЭСК" уведомлено об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год. 20.12.2021 АО "ЛОЭСК" получило приглашение на участие в заседании правления ЛенРТК по вопросу установления тарифов на 2022 год и назначении уполномоченного по делу.
ЛенРТК проведена экспертиза предложения АО "ЛОЭСК", по результатам которой в экспертном заключении определена необходимая валовая выручка АО "ЛОЭСК" на 2022 год и рассчитаны индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "ЛОЭСК" для взаиморасчетов с ПАО "Россети Ленэнерго" на 2022 год.
Решение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год принято на заседании Правления ЛенРТК при участии представителей АО "ЛОЭСК", составлен протокол заседания от 29.12.2021 N 50.
Решение Правления ЛенРТК оформлено приказом ЛенРТК от 30.12.2021 N 603-п, опубликованным на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области https://npa47.ru/docs/government/view/70175/.
Таким образом, оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что административными истцами не оспаривается.
Проверяя оспариваемый приказ ЛенРТК N 603-п на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями N 98-э по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в составе НВВ на 2022 год учитываются плановые расходы подконтрольные и неподконтрольные) на 2022 год, корректировки по факту осуществления деятельности в 2020 году и неучтенные экономические обоснованные расходы и доходы, выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
К подконтрольным расходам этот же пункт Основ ценообразования относит расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.
Согласно пункту 16 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Пункт 17 Основ ценообразования содержит перечень расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, который включает в себя прочие расходы (подпункт 8).
Подпунктом 1 пункта 28 Основ ценообразования предусмотрено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ (определяются в соответствии с пунктом 29 настоящего документа).
Базовый уровень подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2020 год определен с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
В силу пункта 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Согласно пункту 23 Правил государственного регулирования тарифов экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: 1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; 2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; 3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; 4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; 5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; 6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; 7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; 8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
На основании решения Ленинградского областного суда от 14.05.2021 года по делу N 3а-60/2021, ЛенРТК обязан пересчитать величину базового уровня подконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" на 2020 год. ЛенРТК проведен дополнительный анализ и расчет экономически обоснованных расходов АО "ЛОЭСК", подлежащих учету при установлении базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год, в том числе по статье "Работы и услуги производственного характера" ("Услуги сторонних организаций производственного назначения", "Услуги сторонней организации по формированию балансов и работе с потерями") по статье "Работы и услуги непроизводственного характера" ("Услуги связи"), по статье "Другие прочие подконтрольные расходы" ("Содержание зданий и сооружений, хозтовары и хозинвентарь").
"Услуги сторонних организации производственного назначения".
Расходы по статье затрат "Услуги сторонних организации производственного назначения" в составе подконтрольных расходов на базовый 2020 год заявлены АО "ЛОЭСК" в размере 22 677 720 тыс. руб, приняты ЛенРТК в размере 14 714 010 руб, сумма разногласий - 7963,71 тыс. руб.
Из экспертного заключения следует, что в соответствии с требованиями пунктов 7, 29, 31 Основ ценообразования в обоснование расходов должны быть представлены первичные учетные документы (договоры оказания услуг, заключенные в силу требований пункта 29 Основ ценообразования в результате проведения торгов, действующие на расчетный период регулирования, акты оказанных услуг), бухгалтерские документы (счета-фактуры на оплату услуг, оборотно-сальдовые ведомости счетов бухгалтерского учета).
Из 27 приведенных в перечне договоров действующими на 2020 г. являлись договоры от 23.03.2017 и от 19.08.2019, заключенные с ООО "Северные стрелы" на ремонт инструмента, и договор от 31.10.2018, заключенный с ООО "Петер-Аренда-Сервис" на техническое обслуживание и ремонт оборудования, так как условиями договоров предусмотрена их пролонгация.
Кроме этого, в указанных договорах отсутствуют конкретные сведения об оборудовании, инструментах, объеме и периодичности работ (спецификация оборудования и инструмента, местонахождения, условия технического обслуживания, частота обслуживания). Отсутствует объективная возможность определить параметры оказания услуг для сравнения значений расходов на основании рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках.
Относительно расходов на уничтожение нежелательной растительности в экспертном заключении указано, что расчистка трасс и расширение просек воздушных линий электропередачи относится к видам работ технического обслуживания и ремонта электрических сетей (п. 5.1.7 Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанции и сетей, утв. ОАО РАО "ЕЭС России от 25.12.2003). Такие работы предусмотрены Программой ремонтных работ АО "ЛОЭСК" на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годов, поэтому расходы не подлежат повторному учету.
Расходы на услуги сторонних организаций производственного назначения в части эксплуатации электрических сетей и электроустановок не подтверждены договорами, заключенными по результатам торгов, действующими на расчетный период регулирования. Отсутствуют в представленных договорах спецификация оборудования и сведения о единичных расценках, поэтому обоснованность расходов не может быть проверена по результатам анализа сведений о рыночных ценах, сложившихся на торговых площадках.
Бухгалтерские документы (счета-фактуры на оплату услуг, оборотно-сальдовые ведомости счетов) в обоснование фактических расходов не представлены. В этой связи ЛенРТК произвел расчет планируемых на 2020 год расходов исходя из отчетных данных за 2018 год.
Оспаривая незаконность снижения размера затрат, АО "ЛОЭСК" указывает на то, что в подтверждение заявленных расходов представлен дополнительный комплект документов, приведены сведения о договорах, действующих и заключенных на 2019 год по результатам торгов, а также планируемых к заключению по результатам конкурсных процедур. Основы ценообразования не требует, чтобы до подачи заявки были заключены все договоры на следующий год.
Для эксплуатации систем дистанционного и коммерческого учета привлечен подрядчик ООО "Энергоконтроль". Стоимость работ по эксплуатации одной точки учета электроэнергии на 2020 год принималась на уровне стоимости 2019 года с учетом ввода в эксплуатацию новых коммерческих точек учета электроэнергии в результате исполнения инвестиционной программы. АО "ЛОЭСК" считает необоснованным использование индексации ранее установленного уровня затрат при наличии заключенных договоров по результатам конкурсных процедур.
Кроме того, отмечается, что статья "Прочие вспомогательные материалы" в составе расчета НВВ отсутствует. По всем подстатьям статьи "Вспомогательные материалы" приложены договоры, дублирование отсутствует. Уничтожение нежелательной растительности в рамках данной статьи относится к мероприятиям технического обслуживания объектов, а не ремонтным мероприятиям, которые направлены на восстановление работоспособного и исправного состояния и включены в ремонтную программу АО "ЛОЭСК".
Поскольку в экспертном заключении ЛенРТК в нарушение п. 23 Правил государственного регулирования тарифов отсутствует анализ значительного прироста плановых расходов 2022 года относительно фактических расходов 2020 года АО "ЛОЭСК", признанных ЛенРТК обоснованными, доводы ПАО "Россети Ленэнерго" о том, что размер утвержденных плановых расходов на 2022 год не является экономически обоснованным заслуживает внимание. Принятый ЛенРТК к учету размер расходов по статье "Аренда зданий и сооружений" подлежит пересчету.
"Расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости".
В составе прочих неподконтрольных расходов ЛенРТК приняты к учету расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости в размере 1 182 000 руб.
Между тем, в нарушение п. 23 Правил государственного регулирования тарифов в экспертном заключении отсутствует расчет таких расходов, анализ их экономической обоснованности.
Кроме того, в соответствии с данными АО "ЛОЭСК" фактические расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости за 2020 год составляют 593 тыс. руб, которые в полном объеме признаны ЛенРТК экономически обоснованными.
Однако с учетом динамики фактических расходов АО "ЛОЭСК" (при отсутствии сведений о конкретных объектах, подлежащих регистрации, оценки фактических расходов на государственную регистрацию объектов недвижимости АО "ЛОЭСК") плановые расходы определены по предложению Общества в размере 1 182 000 руб. Прирост плановых расходов на 2022 год относительно фактических расходов на 2020 год составляет 99%, что значительно превышает индексы потребительских цен на 2021 - 2022 гг, заложенные в прогноз социально-экономического развития РФ, опубликованного Минэкономразвития России от 30.09.2021 г.
С учетом изложенного, суд соглашается с доводами ПАО "Россети Ленэнерго" о том, что размер утвержденных плановых расходов на 2022 год не является экономически обоснованным.
Принятый ЛенРТК к учету размер расходов на государственную регистрацию объектов недвижимости подлежит пересмотру.
"Плата за использование радиочастотного спектра".
В составе прочих неподконтрольных расходов АО "ЛОЭСК" комитетом приняты к учету плата за использование радиочастотного спектра в размере 325 тыс. руб.
Между тем, в нарушение п. 23 Правил государственного регулирования тарифов в экспертном заключении отсутствует расчет указанных расходов, анализ их экономической обоснованности.
Фактические расходы на оплату использования радиочастотного спектра за 2020 год составили 228 тыс. руб. Прирост плановых расходов на 2022 год относительно фактических расходов 2020 года составляет 42%, что значительно превышает индексы потребительских цен на 2021 - 2022 гг, заложенные в прогноз социально-экономического развития РФ, опубликованного Минэкономразвития России от 30.09.2021 г.
Поскольку обоснование прироста платы за использование радиочастотного спектра в 2022 году в экспертном заключении не приведено, доводы ПАО "Россети Ленэнерго", оспаривающего экономическую обоснованность величины расходов, являются обоснованными.
Принятый ЛенРТК к учету размер расходов по статье "Плата за использование радиочастотного спектра" подлежит пересмотру.
Поскольку НВВ АО "ЛОЭСК" является одной из базовых величин для расчета тарифов на передачу электроэнергии и ее величина непосредственно влияет на конечный размер соответствующих тарифных ставок, индивидуальный тариф для ПАО "Ленэнерго" и АО "ЛОЭСК", рассчитанный от указанного показателя, также нельзя признать экономически обоснованным.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, приказ N 603-п принят ЛенРТК без соблюдения требований пунктов 22, 23 и 28 Правил государственного регулирования тарифов, что выразилось среди прочего в отсутствии в экспертном заключении полного анализа экономического обоснования расходов АО "ЛОЭСК", суд приходит к выводу о наличий оснований для удовлетворения административных исковых заявлений АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго".
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст. 215 КАС РФ и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 38 Постановления от 25.12.2018 N 50, приходит к выводу о признании недействующим Приказа N 603-п в оспариваемой части со дня его принятия.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.
Как указано в п. 33(1) Правил регулирования, в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части. Указанное решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее в текущем периоде регулирования решение, признанное недействующим полностью или в части, вступает в силу со дня отмены решения, признанного недействующим полностью или в части.
Поскольку обязанность ЛенРТК принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказ N 603-п, в части признанной судом недействующим, вытекает из требований законодательства о тарифном регулировании, то оснований для вынесения судебного решения в этой части не имеется.
Руководствуясь статьями ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск АО "ЛОЭСК" и административный иск ПАО "Россети Ленэнерго" удовлетворить.
Признать не действующим с даты принятия приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2021 N 603-п "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" в части:
N п/п 2 таблицы 1 "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год" к приложению 1 в части указания величины необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) для АО "ЛОЭСК" на 2022 год в размере 4 228 600,49 тыс. руб.;
N п/п 2 таблицы "НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)" приложения 4 в части указания величины необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) для АО "ЛОЭСК" на 2022 год в размере 4 228 600,49 тыс. руб.;
N п/п 2 таблицы "Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" приложения 3 в части указания величины базового уровня подконтрольных расходов на 2020 год в размере 1 657,81 млн. руб.
N п/п 1 таблицы "Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2022 год" приложения 5 в части взаиморасчетов между АО "ЛОЭСК" и ПАО "Россети Ленэнерго".
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
С.А. Астапенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 26 декабря 2022 г. по делу N 3а-149/2022
Опубликование:
-