г. Краснодар |
|
31 мая 2018 г. |
Дело N А20-2115/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М., судей Андреевой Е.В. и Калашниковой М.Г., при ведении протокола помощником судьи Бочкаревым С.В. с использованием системы видео-конференцсвязи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики, при участии в судебном заседании от заявителя - Кашева Заура Хамидбиевича - Чеченова М.М. (доверенность от 13.09.2017), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике - Карова З.Х. (доверенность от 09.01.2017), третьего лица - Семенова Р.М. (лично, паспорт), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Кашева Заура Хамидбиевича на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.10.2017 (судья Сохрокова А.Л.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 (судьи Семенов М.У., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А20-2115/2017, установил следующее.
Кашев З.Х. обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление, антимонопольный орган) и местной администрации сельского поселения Карагач Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республике (далее - администрация) со следующими требованиями: признать недействительным решение управления от 10.03.2017 по делу N 06/634; признать результаты аукциона по лотам N 10, 15, проведенного администрацией, незаконными; отменить результаты аукциона по лотам N 10, 15; обязать администрацию повторно провести торги (аукцион) по лотам N 10, 15.
Определением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Семенов Р.М., Мамхегова З.З.
Решением суда от 27.10.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2018, отказано в удовлетворении заявленного требования. Судебные акты мотивированы тем, что ненормативный акт управления соответствуют действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя по делу.
В кассационной жалобе Кашев З.Х. просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Податель жалобы указывает, что его не допустили к участию в аукционе лица, входящие в группу лиц совместно с победителем торгов. Недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц).
В отзыве на кассационную жалобу местная администрация сельского поселения Карагач Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республике росит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Кашева З.Х. поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить оспариваемые акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Представитель управления и Семенов Р.М. возражали против удовлетворения жалобы, ссылались на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, администрацией проведены торги в форме аукциона (номер извещения от 27.12.2016 N 271216/0961449/01), предметом которых являлась продажа права на заключение договоров аренды земельных участков, сроком от 3 до 25 лет.
20 января 2017 года Кашев З.Х. подал заявку на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельных участков. Заявка участника аукциона принята организатором торгов.
По итогам проведенного аукциона его победителями стали индивидуальный предприниматель Глава КФХ Мамхегова З.З. (родственница главы администрации Мамхегова В.З., т. 1, л. д. 142) и индивидуальный предприниматель Семенов Радик Мухамедович (брат Семенова Алика Мухамедовича и Семенова Ахмеда Мухамедовича), с которыми заключены договоры аренды от 27.02.2017.
Указанные лица признаны единственными участниками, принявшими участие в аукционе (т. 1, л. д. 140).
3 февраля 2017 года в управление поступила жалоба Кашева З.Х. на действия организаторов торгов - администрации по организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Основанием для обращения в антимонопольный орган стал факт того, что Семенов Алик Мухамедович и Семенов Ахмед Мухамедович не допустили Кашева З.Х. в здание администрации, где проводились торги. Организатор торгов не обеспечил свободный доступ в здание участникам аукциона.
Комиссией управления рассмотрено обращение Кашева З.Х. По результатам рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) жалоба признана необоснованной.
Решение антимонопольного органа мотивировано тем, что действия граждан по физическому воспрепятствованию доступу к участию в аукционе, не могут быть рассмотрены управлением. В рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает только действия должностных лиц организатора торгов.
Управление признало в действиях администрации нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся во включении в форму заявки на участие в аукционе положения о заключении договоров аренды земельного участка в десятидневный срок, а также не проведении аудио-видео записи аукциона.
Заявитель, не согласившись с решением антимонопольного органа, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришли к выводу о том, что недопустившие Кашева З.Х. к участию аукционе лица не являются участниками торгов, следовательно, проверка их действий не входит в компетенцию антимонопольного органа.
Между тем судебные инстанции не учли следующее.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (часть 1 статьи 4 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации). Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Таким заинтересованным лицом согласно толкованию, приведенному в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.12.1993 N 32, является не только участник конкурса или аукциона, но и лицо, которому было отказано в участии в конкурсе (аукционе).
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Постановлением Местной администрации сельского поселения Карагач Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2016 N 12 утвержден Административный регламент местной администрации с. п. Прохладненского муниципального района по предоставлению муниципальной услуги "Передача муниципального имущества местной администрации сельского поселения Карагач Прохладненского муниципального района КБР в аренду, собственность, безвозмездное пользование, доверительное управление" (далее - постановление от 15.03.2016 N 12).
Согласно пункту 37 постановления от 15.03.2016 N 12 административное здание (помещение), в котором осуществляются прием и выдача документов, прием заявителей, должно, в том числе располагаться с учетом пешеходной доступности для заявителей от остановок общественного транспорта, должно быть оборудовано отдельным входом для свободного доступа заявителя в зону приема граждан на первом этаже (т. 1, л. д. 109).
Из материалов дела следует, что участнику аукциона, заявка которого принята организатором торгов, воспрепятствовали к допуску в участии торгов. Данные действия совершены родными братьями (Семеновым Аликом Мухамедовичем и Семеновым Ахмедом Мухамедовичем) другого участника аукциона (Семеновым Радиком Мухамедовичем), который признан впоследствии победителем и с ним заключен договор аренды земельного участка.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, а именно: объяснениями Кашева З.Х. и его отца Кашева Х.Л., предоставленными следователю Прохладненского межрайонного следственного комитета СУ СК по КБР, оформленными с предупреждением об уголовной ответственности за заведомо ложный донос; письмом Прохладненского межрайонного следственного комитета от 08.02.2017, согласно которому Семенов Алик Мухамедович и Семенов Ахмед Мухамедович при попустительстве должных лиц администрации с целью ограничения и устранения конкуренции, действуя в свих личных интересах и интересах брата Семенова Р.М., преградили доступ в здание местной администрации и не пустили Кашева Х.Л. к участию в аукционе по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.
В материалы дела представлена видеозапись, где запечатлены противоправные действия братьев Семенова Алика Мухамедовича и Семенова Ахмеда Мухамедовича.
Согласно пояснениям Кашева Х.Л. в тот момент, когда его сыну Кашеву З.Х. воспрепятствовали в доступе к участию в аукционе он прошел в здание администрации в кабинет Заптиева А.З. (заместитель главы местной администрации), в обязанности которого входило проведение рассматриваемых торгов в форме аукциона. Заптиеву А.З. было сообщено о незаконных действиях по отношению к одному из участников аукциона. Однако каких-либо действий со стороны организатора торгов не последовало.
Между тем согласно пункту 37 постановления от 15.03.2016 N 12 организатор торгов обязан был обеспечить беспрепятственный допуск участников аукциона к торгам на право заключения договора аренды земельного участка.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Необоснованное воспрепятствование Кашеву З.Х., допущенному к участию в аукционе, непосредственно участвовать в его проведении является существенным нарушением правил проведения торгов, поскольку в случае участия в аукционе этот участник мог повлиять на результаты торгов.
Данным обстоятельствам судами не дана соответствующая оценка. Между тем исследование и оценка указанных обстоятельств имеет существенное значение для принятия законного и обоснованного судебного акта.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы. Таким образом, в компетенцию суда кассационной инстанции не входит исследование новых доказательств и установления фактических обстоятельств дела.
Поскольку выводы судов сделаны без установления всех имеющих значение фактических обстоятельств по делу, принятые по делу судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенные нарушения, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полно и всесторонне исследовать и оценить в совокупности доказательства и доводы участвующих в деле лиц; учесть указания суда кассационной инстанции; правильно применить нормы права; принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.10.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2018 по делу N А20-2115/2017 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.М. Денека |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.