Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг
Гражданское законодательство России содержит самые общие сведения о ценных бумагах, определяя их назначение, виды, требования к ним и порядок передачи удостоверенных в них прав. Регламентация выпуска ценных бумаг, процедура их размещения установлены в различных законодательных и иных нормативных актах. Без анализа этих нормативных актов невозможно понять, в чем состоит преступление, предусмотренное ст.185 УК РФ, которая устанавливает ответственность за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг.
Изменения и дополнения, внесенные в название и текст ст.185 УК, требуют обратиться к анализу признаков, с помощью которых законодатель описал это преступление. Текст нормы ст.185 УК изменен и дополнен Федеральным законом от 4 марта 2002 г.
Часть 1 ст.185 УК определила данное преступление так: "Внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а равно размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству". В отличие от старой редакции ст.185 УК новая редакция содержит указание на то, что преступным признается размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
Появилась ч.2 ст.185 УК, установившая ответственность за преступление, предусмотренное ч.1, при условии, что оно совершено группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой, или неоднократно. В примечании к статье содержится положение, определяющее, что под крупным ущербом в ст.185 УК следует понимать ущерб, в 2000 раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством на момент совершения преступления. Непосредственный объект преступления - установленный порядок выпуска и обращения ценных бумаг. Учитывая, что преступление причиняет материальный ущерб, в качестве дополнительного непосредственного объекта преступления следует назвать имущественные интересы инвесторов или профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующих на вторичном рынке.
Обратимся к характеристике признаков преступления. Оно, прежде всего, может состоять в том, что виновный вносит в проект эмиссии ценных бумаг недостоверную информацию.
Подготовка проспекта эмиссии акций или облигаций осуществляется после принятия решения о выпуске ценных бумаг, которое содержит ряд обязательных сведений (наименование эмитента, вид эмиссионных ценных бумаг, порядок их размещения, указание формы ценных бумаг - документарная или бездокументарная, именная или на предъявителя и т.д.).
Проспект эмиссии определяется как подлежащее регистрации письменное заявление юридического лица о намерении произвести первичную эмиссию ценных бумаг. Проспект необходим, если государственная регистрация выпуска (эмиссии ценных бумаг) сопровождается регистрацией их проспекта. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и другими нормативными актами проспект регистрируется при размещении эмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга владельцев, т.е. открытой подписке, а также если производится закрытая подписка на ценные бумаги и число владельцев превышает 500 либо в случае эмиссии, сумма которой превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.
Проспект должен содержать ряд обязательных позиций (блоков) сведений, предусмотренных в ст.22 Федерального закона "О рынке ценных бумаг".
Проспект должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с Приложением N 3 к Стандартам эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии (Закон. 1997. N 6. С. 43-49) или Приложению N 5 к Стандартам эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии (Российская газета, 2001, 31 декабря).
Недостоверная информация, о которой сказано в ч.1 ст.185 УК, может касаться всех основных блоков сведений, которые находят отражение в проспекте эмиссии и решении о выпуске ценных бумаг. Более подробно сведения, которые должны содержаться в проспекте эмиссии, излагаются в названных Стандартах.
Преступление может состоять в утверждении содержащего недостоверную информацию проспекта. В Законе "О рынке ценных бумаг" не выделяется такой этап процедуры эмиссии, как "утверждение проспекта эмиссии", но мы находим его в других нормативных актах (Инструкция о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг коммерческими банками на территории Российской Федерации // Закон. 1993. N 1. С. 78-91; О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации. Приложение N 1 к Инструкции N 2 Министерства финансов Российской Федерации от 3 марта 1992 г. // Закон. 1996. N 1. С. 17).
В прежней редакции ст.185 УК ответственность предусматривалась также за утверждение недостоверных результатов эмиссии. Новая редакция предусматривает ответственность за утверждение содержащего недостоверную информацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг. По существу речь идет об одних и тех же действиях, совершаемых эмитентом.
Утверждению отчета об итогах выпуска ценных бумаг предшествует государственная регистрация выпуска ценных бумаг, сопровождающаяся представлением в регистрирующий орган определенных в ст.20 Закона "О рынке ценных бумаг" документов. При регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг ему присваивается государственный регистрационный номер. Регистрирующие органы не несут ответственности за достоверность сведений, содержащихся в решениях о выпуске и проспектах эмиссии. Решение государственного органа об отказе в регистрации выпуска может быть обжаловано в суд.
После регистрации выпуска ценных бумаг производится их размещение. Размещение, осуществляемое путем подписки, должно быть закончено эмитентом в течение одного года с даты утверждения решения о выпуске облигаций. Стандартами установлены иные сроки размещения для некоторых видов ценных бумаг (например, для ценных бумаг, размещаемых путем конвертации в акции других ранее выпущенных акций, решение о дроблении которых принято акционерным обществом). Если решением о выпуске облигаций была предусмотрена документарная форма с помещением сертификатов облигаций на централизованное хранение, то предварительным условием размещения оплаченных приобретателями облигаций является изготовление сертификата, помещаемого на централизованное хранение.
Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг является последним этапом эмиссии. Закон "О рынке ценных бумаг" и Стандарты предусматривают срок в 30 дней для представления в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска облигаций и акций, размещаемых путем подписки, после истечения срока, установленного для размещения ценных бумаг. Отчет о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем конвертации, представляется в регистрирующий орган в иные сроки. Отчет об итогах выпуска утверждается компетентным органом юридического лица (например, отчет об итогах выпуска облигаций акционерного общества утверждается советом директоров или наблюдательным советом).
Регистрирующий орган рассматривает отчет об итогах выпуска ценных бумаг в двухнедельный срок и при отсутствии нарушений со стороны эмитента регистрирует его.
В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" запрещается совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценными бумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах выпуска.
В случае нарушений со стороны эмитента выпуск ценных бумаг (эмиссия) может быть признан несостоявшимся или недействительным. Общие условия такого признания предусмотрены в ст.26 Закона "О рынке ценных бумаг". Указанные термины употребляются в Законе иногда как тождественные. Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг утвердила своим постановлением от 31 декабря 1997 г. Положение о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным.
В Стандартах эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии отмечено, что регистрирующий орган вправе приостановить эмиссию облигаций до устранения выявленных нарушений и (или) признать выпуск несостоявшимся. Выпуск ценных бумаг признается в обязательном порядке несостоявшимся при наличии хотя бы одного из двух оснований: неразмещения определенной (обязательной) доли облигаций, установленной в решении о выпуске ценных бумаг (не менее 75% от числа всех размещаемых ценных бумаг), или неразмещения ни одной ценной бумаги выпуска. Порядок возврата денежных средств владельцам ценных бумаг в случае признания выпуска несостоявшимся должен быть предусмотрен в решении о выпуске ценных бумаг. В случае обнаружения нарушений после факта регистрации отчета об итогах выпуска облигаций ФКЦБ России (иной регистрирующий орган) могут обратиться в суд с иском о признании выпуска облигаций недействительным.
В литературе справедливо отмечалось, что утверждение результатов эмиссии (отчета об итогах выпуска) причинно не связано с наступлением ущерба, являющегося условием уголовной ответственности. Утверждение было верно до введения в действие Федерального закона от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", предусмотревшего ряд ограничений на совершение сделок с ценными бумагами уже после их размещения, но до момента регистрации.
Если выпуск эмиссионных ценных бумаг признается недействительным, то все ценные бумаги выпуска подлежат обязательному возврату эмитенту, а средства, полученные от размещения ценных бумаг, должны быть возвращены владельцам этих бумаг. Новая редакция ст.185 УК предусмотрела уголовную ответственность за размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
Размещение - это отчуждение ценных бумаг путем их реализации эмитентом или лицом, принявшим на себя обязанность разместить ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени за счет и по поручению эмитента (андеррайтером). Существуют способы размещения ценных бумаг, зависящие от их вида, среди которых наиболее распространенными являются подписка и конвертации. Пункт 1 ст.5 Закона от 5 марта 1999 г. "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" содержит запрет на публичное размещение, рекламу и предложение в любой форме неограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию.
Таким образом, при совершении преступления законодательно определенная процедура эмиссии ограничивается лишь принятием уполномоченным органом эмитента решения о размещении ценных бумаг, утверждением решения о выпуске ценных бумаг и подготовкой проспекта эмиссии (возможно, что эти этапы также будут отсутствовать).
Общественная опасность деяния не вызывает сомнения. При нарушении установленного порядка эмиссии ценных бумаг возникает вероятность того, что выпуск ценных бумаг не будет обеспечен имуществом организации-эмитента, ценные бумаги могут быть размещены среди узкого круга лиц, которые получат преимущества по управлению организацией, не будет уплачен налог на операции с ценными бумагами и т.д.
Преступление предусматривает наступление последствий, которые выражаются в причинении крупного ущерба. Исходя из текста примечания к ст.185 УК, последствия имеют стоимостное выражение, т.е. проявляются в причинении имущественного вреда. Потерпевшими от преступления могут быть граждане, приобретшие выпущенные с нарушениями установленного порядка ценные бумаги у эмитента или андеррайтера, у других граждан на вторичном рынке либо у организации, явившейся первичным приобретателем. Если ценные бумаги приобретаются государственными учреждениями, организациями, органами власти и управления, то вред причиняется государству. Этот вред выражается прежде всего в неполучении обратно владельцами ценных бумаг тех денежных средств, которые были вложены в их приобретение.
Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом на совершение указанных в норме активных действий при осознанности виновным лицом того обстоятельства, что сведения (информация), содержащаяся в проспекте эмиссии, является недостоверной, т.е. не соответствует той, которая должна быть отражена. На прямой умысел виновного при совершении преступления указывает признак "заведомо". В отношении последствий преступления - крупного ущерба гражданам, организациям или государству - нельзя категорически утверждать, что наступление такого ущерба желается лицом, т.е. он совершает ранее названные действия для наступления указанного ущерба. Скорее всего виновный не преследует цели причинить такой ущерб, хотя этого нельзя исключить.
Характер предвидения последствий как неизбежных или как возможных будет зависеть от многих обстоятельств, в частности от вида сведений (информации), которые представлены в искаженном виде, от финансового и хозяйственного состояния эмитента. Иначе говоря, преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом.
Субъект преступления зависит от характера совершаемых злоупотреблений. При внесении в проспект эмиссии ценных бумаг недостоверной информации субъектом является физическое лицо, которое готовило проспект эмиссии. Имеется в виду лицо, выполнившее распоряжение лица (уполномоченного органа) о подготовке проспекта эмиссии на основании состоявшегося решения о размещении ценных бумаг и утвердившего решение о выпуске ценных бумаг. Целесообразно было бы считать таким субъектом руководителя эмитента (физическое лицо - генерального директора, управляющего, председателя правления и т.д.), дающего те или иных сведения (информацию), которые должны быть отражены в проспекте эмиссии. Однако для этого акцент в уголовно-правовой норме должен быть перенесен не на подготовку проспекта эмиссии, а на принятие решения об эмиссии и утверждение решения о выпуске. Сложность определения субъекта преступления состоит в том, что в большинстве случаев законодательство предусматривает, что утверждение решения о выпуске ценных бумаг осуществляет коллегиальный орган управления.
Проспект эмиссии утверждается также коллегиальным органом. При этом решение и проспект эмиссии подписываются руководителем эмитента, поэтому его и следует считать субъектом преступления. Если они подписаны и главным бухгалтером и если он был осведомлен о недостоверности сведений, то его также следует считать субъектом преступления. Когда проспект эмиссии разрабатывался главным бухгалтером по заданию руководителя организации, то возможно рассматривать руководителя как организатора преступления, однако последующие действия - подписание документов выпуска - позволяют считать его исполнителем преступления.
Стандартами предусмотрена возможность подписания проспекта эмиссии иными лицами, предоставившими обеспечение для целей выпуска ценных бумаг, посредниками или профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Следовательно, при знании о недостоверности информации такие лица становятся в случае подписания субъектами преступления. Отчет об итогах выпуска утверждает коллегиальный орган, а подписывает руководитель и главный бухгалтер. Значит, они являются субъектами преступления.
Размещение ценных бумаг производится путем заключения гражданско-правовых сделок эмитентом с первыми владельцами ценных бумаг. Размещение осуществляется по распоряжению руководителя организации, поэтому его следует считать субъектом преступления. Размещение может осуществляться профессиональным участником рынка ценных бумаг, которым является юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель. Лица, осуществляющие брокерскую деятельность, совершают гражданско-правовые сделки с ценными бумагами и действуют на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок. Это позволяет при наличии всех остальных признаков преступления считать субъектами преступления индивидуального предпринимателя и руководителя юридического лица (брокера).
Часть 2 ст.185 УК, как уже отмечалась, содержит три квалифицирующих признака преступления: совершение его группой лиц по предварительному сговору, организованной группой и неоднократно.
Совершение преступления группой лиц будет иметь место при сговоре между двумя и более лицами, являющимися субъектами преступления. Предположительно, что такими лицами чаще всего будут руководитель организации и ее главный бухгалтер. Для организованной группы, как известно, характерна устойчивость и наличие организатора или руководителя. Организованность в значительном числе случаев вырабатывается в процессе совершения нескольких преступлений. Для такой группы характерно наличие связей в государственных органах. Членом организованной группы может быть должностное лицо регистрирующего органа, который в случае оказания различных услуг, связанных с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг и прочих действий, способствующих беспрепятственному размещению ценных бумаг, становится субъектом преступления. Неоднократность преступления будет иметь место, если преступление совершается второй и последующие разы. При этом не имеет значения, было ли виновное лицо судимо за ранее совершенное им преступление. Неоднократности преступлений не будет, если выпуск осуществляется отдельными частями (траншами) в разное время в пределах одного выпуска. Думается, признак неоднократности будет отсутствовать, если эмитент осуществляет программу эмиссии ценных бумаг, когда проспекты эмиссии нескольких выпусков готовятся последовательно один за другим, а в последующем государственный орган одновременно регистрирует несколько выпусков.
Совершению злоупотреблений при эмиссии ценных бумаг могут сопутствовать другие преступления. При размещении ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, возможно уклонение от уплаты налога (ст.199 УК). Индивидуальный предприниматель - профессиональный участник рынка ценных бумаг, размещающий ценные бумаги при отсутствии лицензии на указанный вид деятельности, может понести уголовную ответственность по ст.171 УК за незаконное предпринимательство.
При ином порядке эмиссии ценных бумаг, характерном для выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг, где эмитентами являются органы государственной власти, применение ст.185 УК возможно в совокупности с нормой ст.285 УК.
В. Тюнин,
доцент Санкт-Петербургского
университета МВД РФ,
доктор юридических наук
"Российская юстиция", N 3, март 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг
Автор
В. Тюнин - доцент Санкт-Петербургского университета МВД РФ, доктор юридических наук
"Российская юстиция", 2003, N 3, стр.52