В соответствии с Трудовым кодексом РФ, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 N 776н "Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда", межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда" введенный в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 г. N 169-ст. Системы управления охраной труда. Общие требования" и в целях создания благоприятных условий труда, защиты прав и интересов работников, местная администрация сельского поселения Октябрьское Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в местной администрации сельского поселения Октябрьское Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
2. Настоящее постановление подлежит обнародованию в соответствии с Уставом сельского поселения Октябрьское Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава сельского поселения Октябрьское |
Н.А. Рабани |
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением N 15 от "16" мая 2023 г.
Местной администрации с.п. Октябрьское
Майского муниципального района КБР
Положение
о системе управления охраной труда (СУОТ) в местной администрации сельского поселения Октябрьское Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ, приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" и другими нормативно-правовыми актами по охране труда, а также ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".
1.2. Настоящее Положение о СУОТ устанавливает порядок организации работы по обеспечению охраны труда в местной администрации сельского поселения Октябрьское Майского муниципального района КБР (далее - Администрация), ответственных лиц и других работников Администрации.
1.3. Настоящее Положение о системе управления охраной труда (СУОТ) определяет задачи, права, обязанности и ответственность руководителей, специалистов предприятия по созданию здоровых и безопасных условий труда работников, по выполнению ими требований законодательных и иных правовых актов по охране труда, правил, норм и инструкций по безопасной эксплуатации оборудования, а также внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.
1.4. При создании системы управления охраной труда необходимо:
- определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность учреждения;
- выявлять вредные и опасные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности учреждения;
- определять политику организации в области охраны труда;
- определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
- разрабатывать организационную схему и программу для достижений её целей выполнения поставленных задач.
1.5. Безопасность производственных процессов, безопасные и здоровые условия труда должны обеспечиваться планомерным и систематическим проведением комплекса организационных, социальных, технических и финансово-экономических мероприятий, в том числе:
- распределением функций, задач и ответственности руководителя и специалистов администрации;
- характером регламентных работ;
- финансированием мероприятий по охране труда и организацией бухгалтерского учета расходования выделенных средств;
- соответствия производственных процессов и проводимых различных мероприятий нормативным требованиям, количественной оценке результатов в области охраны труда;
- организацией обучения и систематическим повышением квалификации работников;
- организацией работ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда;
- организацией эффективной системы контроля, действующей совместно с системой материального стимулирования;
- принятием гибкой системы определения и четким распределением обязанностей и ответственности должностных лиц и исполнителей, действующих в интересах учреждения.
1.6. Система управления охраной труда должна предусматривать:
- планирование показателей условий и охраны труда;
- контроль плановых показателей;
- предупредительно-профилактические работы;
- возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий.
1.7. Организация работ по обеспечению безопасных и здоровых условий труда должна содержать в своем составе и предусматривать планомерное и систематическое проведение:
- работ по обеспечению надежности и безопасности оборудования, зданий и сооружений;
- мероприятий по обеспечению безопасности выполнения соответствующих видов работ и направлений производственной деятельности персонала.
1.8. Перечень видов работ и направлений производственной деятельности должен охватить следующий обязательный минимум:
- организация учебного процесса в Администрации;
- обеспечение режима соблюдения норм и правил охраны труда в Администрации;
- эксплуатация зданий и сооружений;
- производство общеремонтных работ;
- производство работ с привлечением сторонних организаций.
1.9. В зависимости от обстоятельств и специфических особенностей производственных процессов количество видов работ постановлением Администрации может быть увеличено.
2. Цели и задачи организации работ по охране труда и системы управления охраной труда
2.1. Основными задачами должностных лиц Администрации по организации работ в области охраны труда и системы управления охраной труда являются реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда, в том числе:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья, безопасных и здоровых условий труда работников;
- финансирование мероприятий по охране труда;
- подготовка и представление отчетов в государственные и вышестоящие органы сведений и отчетов об условиях труда, о производственном травматизме, профзаболеваниях и их материальных последствиях;
- расследование несчастных случаев на производстве, реализация мероприятий по их недопущению;
- информирование работников по вопросам охраны труда;
- обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, санитарно-бытовыми и лечебно-профилактическими услугами.
2.2. Основные задачи в области охраны труда и системы управления охраной труда решаются конкретно назначенным должностным лицом и исполнителями с учетом специфики деятельности Администрации, организации эксплуатации и технического обслуживания до стадии демонтажа или ликвидации отдельных видов оборудования и участков путем:
- реализации системы персональной ответственности должностных лиц в области охраны труда;
- определение и конкретизация обязанностей и ответственности должностных лиц в области охраны труда;
- организации и производства работ в соответствии с требованиями действующих законодательных актов и нормативных документов в области охраны труда;
- организации и обеспечения зависимости оплаты труда работников от результатов работы в области охраны труда.
2.3. Политика в области охраны труда.
2.3.1. Работодатель, консультируясь с работниками, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:
- отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;
- быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью работодателя;
- распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;
- анализироваться для постоянной пригодности;
- быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.
2.3.2. Политика в области охраны труда должна включать следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых Администрация принимает на себя:
- обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников Администрации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;
- соблюдение соответствующих нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые Администрация обязалась выполнять;
- обязательства по проведению консультаций с работниками и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;
- непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.
2.3.3. Система управления охраной труда должна быть совместима или объединена с другими системами управления организации.
2.4. Планирование.
2.4.1. Для постоянной идентификации опасностей, оценки рисков и управления рисками установлена программа специальной оценки рабочих мест по условиям труда, в которую входят:
- определение сроков выполнения работ, связанных со специальной оценкой рабочих мест;
- анализ идентификации опасностей - проводится повседневно на рабочих местах или внепланово, в зависимости от характера опасностей, значимости риска, отклонений от нормального режима работы, изменений в технологических процессах.
2.4.2. Анализ документации по данному процессу проводится руководителем.
2.4.3. Процесс проведения специальной оценки условий труда описан в Федеральном законе от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
2.4.4. Перечень работ повышенной опасности утверждается руководителем.
2.4.5. Процедура управления нормативной правовой документацией включает в себя:
- фиксирование и идентификацию данных и документации по правовым и иным требованиям;
- оценку и анализ документации по данному процессу;
- актуализацию данных и документации, связанных с правовыми требованиями.
2.4.6. Мероприятия по качественному планированию охраны труда должны основываться на результатах исходного анализа, последующих анализов или других имеющихся данных. Эти мероприятия по планированию должны обеспечивать безопасность и охрану здоровья на работе и включать:
- ясное определение, расстановку приоритетности и, где это целесообразно, количественную оценку целей организаций по охране труда;
- подготовку плана достижения каждой цели с распределением обязанностей и ответственности за достижение цели, сроками выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда с ясными критериями результативности деятельности для каждого работника Администрации;
- отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;
- предоставление необходимой технической поддержки, ресурсов.
3. Внедрение и обеспечение функционирования СУОТ
3.1. Для обеспечения эффективного функционирования СУОТ в Администрации распределены обязанности и ответственность как за элементы и процессы системы, так и за отдельные мероприятия Плана.
3.1.1. Обязанности Главы муниципального образования.
Ответственность за обеспечение охраны труда в Администрации несет Глава муниципального образования. Он организует работу, направленную на сохранение жизни и здоровья работников и обеспечение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также выделяет необходимые для функционирования СУОТ ресурсы. Обязанности руководителя учреждения в области охраны труда установлены в статье 212 ТК РФ.
Работодатель организует распределение ответственности за вопросы охраны труда на всех работников Администрации.
3.1.2. Обязанности работников Администрации установлены статьей 214 ТК РФ.
Обязанности работников в области охраны труда прописаны в их должностных инструкциях.
3.1.3. Комиссии по охране труда.
С целью обеспечения активного участия работников в процессе управления охраной труда по инициативе работников или работодателя может быть сформирована Комиссия по охране труда.
Работа Комиссии по охране труда организуется в соответствии с требованиями статей 218 и 370 ТК РФ, а также других нормативных правовых актов, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3.2. Обучение, квалификация и компетентность персонала.
3.2.1. Для достижения наибольшей эффективности внедрения и функционирования СУОТ Глава муниципального образования обеспечивает непрерывное обучение по охране труда, включая специальную подготовку и повышение квалификации всего персонала.
Работники Администрации проходят обучение с учетом специфики выполняемых работ, имеют соответствующую квалификацию и компетентность, необходимые для безопасного выполнения своих функций.
Обучение и проверка знаний требований охраны труда осуществляются в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими нормативными требованиями.
3.3. Процедура внутреннего обмена информацией.
Процедура содержит описание как минимум следующих элементов обмена информацией:
- порядок согласования и пересмотра локальных нормативных актов по охране труда, соответствующий требованиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- порядок рассмотрения обращений работников и поступающих от них предложений по улучшению условий труда и совершенствованию СУОТ;
- порядок формирования, размещения и постоянной актуализации информационных материалов (наглядных пособий, плакатов, стендов, документов по охране труда) на территории Администрации, включая требования к обеспечению достаточности таких материалов, доступности мест их размещения, сроков актуализации и лиц, ответственных за информационные материалы учреждения.
3.4. Управление документами СУОТ.
3.4.1. Разработка, внедрение и обеспечение эффективного функционирования СУОТ включает в себя создание комплекса взаимоувязанных локальных нормативных документов, содержащих структуру системы, обязанности и права для каждого конкретного исполнителя, процессы обеспечения охраны труда и контроля, обеспечивающие функционирование всей структуры.
3.4.2. Документы СУОТ допускается разрабатывать в виде стандартов Администрации, руководства или других видов документов (приложения к распоряжению Администрации). Комплект документов СУОТ является минимальным, необходимым для обеспечения функционирования СУОТ.
3.4.3. Документация системы управления охраной труда:
- периодически анализируется и, при необходимости, своевременно корректируется;
- доступна для работников, которых она касается и кому предназначена.
4. Мониторинг и контроль результативности СУОТ
4.1. Администрация устанавливает и своевременно корректирует методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
4.2. В зависимости от целей оценки функционирования СУОТ выполняют различные виды контроля требуемых критериев охраны труда, анализируют и оценивают результаты проверки, разрабатывают мероприятия по улучшению значений соответствующих критериев охраны труда.
Выполняемые процедуры контроля и оценка СУОТ, а также ее элементов являются основой разработки, оценки эффективности и в случае необходимости корректировки соответствующих мероприятий по улучшению условий труда.
4.3. В соответствии со спецификой экономической деятельности в Администрации применяют следующие виды контроля:
- текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
- постоянный контроль состояния производственной среды:
- реагирующий контроль;
- внутреннюю проверку (аудит) системы управления.
Каждый из видов контроля осуществляется в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.
4.4. Контроль обеспечивает:
- обратную связь по результатам деятельности в области охраны труда;
- информацию для определения, результативности и эффективности текущих мероприятий по определению, предотвращению и ограничению опасных и вредных производственных факторов и рисков;
- основу принятия решений о совершенствовании определения опасностей и ограничения рисков, а также самой системы управления охраной труда.
4.5. Методы периодической оценки соответствия состояния охраны труда действующему законодательству, государственным нормативным требованиям охраны труда, требованиям СУОТ периодически оцениваются на актуальность и при необходимости корректируются.
4.6. Наблюдение за состоянием здоровья работников.
4.6.1. Наблюдение за состоянием здоровья работников представляет собой процедуру обследования состояния здоровья работников для обнаружения и определения отклонений от нормы.
4.6.2. Наблюдение за состоянием здоровья работников осуществляется в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ, а также в соответствии с порядком, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4.6.3. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья работников включают в себя медицинские осмотры, биологический контроль, рентгенологические обследования, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников и другие процедуры.
4.6.4. В случае необходимости по решению органов местного самоуправления допускается вводить дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров (обследований).
4.7. Текущий контроль.
Текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда представляет собой непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективных договоров, планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда, профилактику опасностей, рисков и мероприятий по внедрению системы управления охраной труда.
4.8. Постоянный контроль состояния условий труда.
Постоянный контроль состояния условий труда предусматривает измерение (определение) и оценку опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочем месте.
Постоянный контроль включает в себя специальную оценку условий труда, определение опасностей и оценку рисков, опрос или анализ данных о состоянии здоровья работников, анкетирование и т.п.
4.9. Аудит функционирования СУОТ.
В организации разработан и своевременно корректируется план и методы проведения аудита системы управления охраной труда в соответствии с действующими нормативными требованиями.
4.10. Реагирующий контроль.
Реагирующий контроль необходим в момент проявления инцидентов, аварий, несчастных случаев, а также при изменении внешней и внутренней документации в области охраны труда.
Реагирующий контроль также осуществляется при расследовании и учете несчастных случаев, профессиональных заболеваний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление местной администрации сельского поселения Октябрьское Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики от 26 мая 2023 г. N 15 "Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Администрации сельского поселения Октябрьское Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики"
Опубликование:
официальный сайт Майского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (mayskiy.kbr.ru)