г. Краснодар |
|
15 июня 2018 г. |
Дело N А53-24861/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Юг-Сервис" (ИНН 6168043005, ОГРН 1116194000890) - Андреева А.П. (доверенность от 14.06.2017), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области (ИНН 6141019936, ОГРН 1046141010794) - Соколовой М.А. (доверенность от 12.09.2017) и Леонтьева А.А. (доверенность от 11.07.2017), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2018 (судьи Герасименко А.Н., Емельянов Д.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А53-24861/2017, установил следующее.
ООО "Юг-Сервис" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 18.05.2017 N 457 МИФНС России N 11 по Ростовской области (далее - инспекция, налоговый орган).
Решением от 30.11.2017 суд отказал в удовлетворении заявленного обществом требования. Решение суда мотивировано тем, что инспекция обоснованно начислила обществу спорные суммы земельного налога, соответствующие суммы пени и штрафа, поскольку согласно письму Территориального отдела N 14 Управления Росреестра по Ростовской области от 07.04.2017 N 17-38-ИСХ/00559 дата начала применения новой кадастровой стоимости в отношении земельных участков определена с 22.03.2015 и 05.04.2015, поэтому вне зависимости от технических ошибок и их исправлений, земельный налог за 2015 год подлежал расчету исходя из кадастровой стоимости земельных участков по виду разрешенного использования "для эксплуатации производственной базы".
Постановлением от 06.04.2018 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 30.11.2017 и удовлетворил заявленное обществом требование. Суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что поскольку сведения об изменении вида разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:46:0010501:409 и 61:46:0010501:419 внесены в ГКН 10.11.2014 и 26.08.2014, соответственно, следовательно, указанные даты следует считать датами определения их кадастровой стоимости на следующий налоговый период, в связи с чем основания для начисления спорных сумм налога, пени и штрафа у налогового органа отсутствовали.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы права, а выводы суда апелляционной инстанции не соответствуют установленным обстоятельствам дела. Налоговый орган указывает, что у инспекции имеются сведения о размере кадастровой стоимости спорных участков по состоянию на 01.01.2015, поступившие из управления Росреестра по Ростовской области, согласно которым стоимость земельных участков с кадастровыми номерами - 61:46:10501:409 и 61:46:10501:419 составляет - 8 028 029 рублей 48 копеек и 23 884 549 рублей 75 копеек, соответственно, в связи с чем, у инспекции отсутствовали правовые основания для использования какого-либо иного размера кадастровой стоимости. Вывод о том, что поскольку сведения об изменении вида разрешенного использования в отношении спорных земельных участков были внесены в ГКН с 10.11.2014 и с 26.08.2014, указанные даты следует считать датами определения их кадастровой стоимости не следующий налоговый период, сделан судом апелляционной инстанции произвольно, и не соответствует содержанию нормативных документов, ссылка на которые послужила основанием для принятия судебного акта. Ссылка суда апелляционной инстанции на письмо ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 13.05.2015 N 10-0326-КЛ не может служить основанием для отмены оспариваемого решения инспекции, поскольку данным письмом указано, какая дата является датой определения кадастровой стоимости, но не указано, какая дата является датой применения кадастровой стоимости, определенной заново в соответствии с нормативными актами о кадастровой оценке.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, полагая, что оно является законным и обоснованным.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2015 год, по результатам которой составила акт от 02.02.2017 N 80. Рассмотрев материалы проверки, дополнительных мероприятий налогового контроля, письменные возражения налогоплательщика инспекция вынесла решение от 18.05.2017 N 457, которым начислила налогоплательщику 478 547 рублей налога, 77 839 рублей 66 копеек пени и 11 963 рубля 68 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Решением от 20.07.2017 N 15-15/2815 УФНС России по Ростовской области оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделал правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для начисления обществу спорной суммы налога, соответствующих сумм пени и штрафа. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Пунктом 1 статьи 390 Кодекса установлено, что налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка, признаваемая объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Суд апелляционной инстанции установил, что основанием для начисления обществу спорных сумм земельного налога, соответствующих сумм пени и штрафа, явился вывод налогового органа о неверном указании обществом в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 61:46:10501:409 и с кадастровым номером 61:46:10501:419.
В соответствии с данными, представленными ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области", кадастровая стоимость спорных земельных участков на 01.01.2015 составила: в отношении земельного участка кадастровым номером 61:46:10501:409 - 8 028 029 рублей 48 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:46:10501:419 - 23 884 549 рублей 75 копеек. При этом налогоплательщик в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2015 год применил кадастровую стоимость, определенную Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в 2015 году, в следующих размерах: в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:46:10501:409 - 2 255 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:46:10501:419 - 7 139 рублей 25 копеек.
Согласно письму филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области" (далее - Филиал Росреестра) от 07.04.2017 N 17-38-ИСХ/0059 земельные участки с кадастровыми номерами 61:46:0010501:409 и 61:46:0010501:419 учтены в ЕГРН в составе земель населенных пунктов с разрешенным видом использования "для эксплуатации производственной базы".
Суд апелляционной инстанции установил, что налогоплательщик обратился в ФГБУ ФКП Росреестра по Ростовской области 13.08.2014 с заявлением N 61-0-1-110/3101/2014-1617 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:46:0010501:419 на "озелененные территории специального назначения и санитарно-защитных зон" и 29.10.2014 с заявлением N 61-0-1-110/3101/2014-2143 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:46:0010501:409 на "озелененные территории специального назначения и санитарно-защитных зон".
На основании указанных заявлений 26.08.2014 и 10.11.2014 внесены соответствующие изменения вида разрешенного использования земельных участков, что подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков с кадастровыми номерами 61:46:0010501:409 и 61:46:0010501:419, а также выдачей налогоплательщику 20.09.2014 и 04.12.2014 новых свидетельств о праве собственности на земельные участки с новыми видами разрешенного использования.
Согласно сведениям, полученным от Росреестра, перечень земельных участков населенных пунктов для проведения государственной кадастровой оценки формировался Филиалом Росреестра по состоянию на 01.01.2014. Поскольку в сведения о видах разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 61:46:0010501:409 и 61:46:0010501:419 внесены изменения на "озелененные территории специального назначения и санитарно-защитных зон" с 10.11.2014 и с 26.08.2014, соответственно, то перечень, сформированный по состоянию на 01.01.2014 содержал сведения о виде разрешенного использования указанных земельных участков "для эксплуатации производственной базы".
По результатам государственной кадастровой оценки земельных участков населенных пунктов, утвержденным постановлением Ростовской области от 25.11.2014 N 776, в ЕГРН 29.12.2014 внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 61:46:0010501:409 и 61:46:0010501:419 в размере 8 028 029 рублей 48 копеек и 23 884 548 рублей 75 копеек, соответственно.
22 марта 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:46:0010501:409 определена в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимость вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), в размере 7 547 375 рублей 48 копеек, однако, при определении кадастровой стоимости данного земельного участка применен неверный средний удельный показатель кадастровой стоимости - 1 907 рублей 83 копеек за кв. м, утвержденный постановлением Правительства Ростовской области от 25.11.2014 N 778 для земель, отнесенных к 9 группе ВРИ. В связи с этим Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области принято решение от 28.09.2015 об исправлении технической ошибки в значениях экономических характеристик, а именно, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 2 254 рублей 92 копеек в соответствии с применением среднего удельного показателя кадастровой стоимости 0,57 рублей за кв. м, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 25.11.2014 N 778 для земель, отнесенных к 14 группе видов разрешенного использования.
05 апреля 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 61:46:0010501:419 определена в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний в размере 7 139 рублей 25 копеек с применением удельного показателя кадастровой стоимости 0,57 рублей за кв. м, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 25.11.2014 N 778 для земель, отнесенных к 14 группе видов разрешенного использования.
Согласно сведениям, изложенным в письме Филиала Росреестра от 07.04.2017 N 17-38-ИСХ/0059, последующее определение кадастровой стоимости спорных земельных участков, с учетом измененных сведений о виде разрешенного использования указанных земельных участков "для эксплуатации производственной базы" произведено в соответствии с пунктом 2.4.Методических указаний. Согласно пункту 2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Полагая, что действия по перерасчету кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном пунктом 2.4 Методических указаний, производятся в порядке изменения сведений об объектах недвижимости, а не в рамках процедуры исправления технических ошибок, налоговая инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик занизил налоговую базу по спорным земельным участкам, поскольку на основании государственной кадастровой оценки по состоянию на 01.01.2015 (дата определения налоговой базы) кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 61:46:0010501:409 и 61:46:0010501:419 составляла 8 028 029 рублей 48 копеек и 23 884 548 рублей 75 копеек соответственно.
Суд апелляционной инстанции учел, что согласно абзацу 5 пункта 1 статьи 391 Кодекса, в редакции, действующей на 01.01.2015, изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором допущена техническая ошибка.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Суд апелляционной инстанции указал, что для определения налоговой базы в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:46:0010501:409 и 61:46:0010501:419 за 2015 год, следует исходить из того, что для целей определения кадастровой стоимости земельных участков на 2015 год должна была быть принята во внимание дата изменения вида разрешенного использования земельного участка - 2014 года, поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка привело к изменению его кадастровой стоимости.
В данном случае, первичным является вид разрешенного использования земельного участка, который в установленном порядке изменен в 2014 году, соответственно, кадастровая стоимость на 2015 год должна определяться с учетом произведенных в 2014 году изменений, тот факт, что приведение в соответствие кадастровой стоимости земельного участка его виду разрешенного использования было произведено в 2015 году, не свидетельствует о том, что налогоплательщик, в данном случае, должен нести повышенную налоговую нагрузку в результате неправильного определения кадастровой стоимости.
Указанный подход при определении кадастровой стоимости изложен в письме ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области" от 13.02.2015 N 10-0326-КЛ "О предоставлении разъяснений", которым разъяснено следующее. Датой определения кадастровой стоимости, рассчитанной в рамках полномочий Учреждения по определению кадастровой стоимости в соответствии с приказом Росреестра от 26.12.2012 N П/531, в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" является дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН), повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
В случае если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет либо внесен в ГКН как ранее учтенный в период проведения государственной кадастровой оценки, при пересчете кадастровой стоимости в рамках полномочий учреждения в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний, датой определения будет являться дата внесения сведений о таком земельном участке в ГКН.
В случае если в период проведения государственной кадастровой оценки в ГКН внесены изменения в сведения о земельном участке, влекущие за собой изменение кадастровой стоимости, датой определения кадастровой стоимости будет являться дата принятия соответствующего решения о внесении измененных сведений в ГКН.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что, несмотря на то, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 61:46:0010501:409 и 61:46:0010501:419 определена 22.03.2015 и 05.04.2015, соответственно, датой определения кадастровой стоимости будет являться дата принятия соответствующего решения о внесении измененных сведений в ГКН.
Таким образом, является правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что поскольку сведения об изменении вида разрешенного использования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:46:0010501:409 и 61:46:0010501:419 внесены в ГКН с 10.11.2014 и с 26.08.2014, соответственно, указанные даты также следует считать датами определения их кадастровой стоимости на следующий налоговый период.
Доводы инспекции были предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы суда апелляционной инстанции не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судом апелляционной инстанции, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2018 по делу N А53-24861/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.