Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Антикоррупционная политика Гостехнадзора Республики Адыгея
1. Общие положения
1.1. Антикоррупционная политика Гостехнадзора Республики Адыгея (далее - Антикоррупционная политика, Гостехнадзор) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в Гостехнадзоре.
1.2. Антикоррупционная политика разработана в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
1.3. Основными целями Антикоррупционной политики являются:
- минимизация риска вовлечения работников Гостехнадзора в коррупционную деятельность;
- формирование у работников Гостехнадзора независимо от занимаемой должности, контрагентов и иных лиц единообразного понимания политики Гостехнадзора о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
- обобщение и разъяснение основных требований законодательства Российской Федерации в области противодействия коррупции, применяемых в Гостехнадзоре.
1.4. Для достижения поставленных целей устанавливаются следующие задачи внедрения Антикоррупционной политики:
- закрепление основных принципов антикоррупционной деятельности Гостехнадзора;
- определение области применения политики и круга лиц, попадающих под ее действие;
- определение должностных лиц Гостехнадзора, ответственных за реализацию Антикоррупционной политики;
- определение и закрепление обязанностей работников Гостехнадзора, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- установление перечня реализуемых Гостехнадзором антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядка их выполнения (применения);
- закрепление ответственности сотрудников Гостехнадзора за несоблюдение требований Антикоррупционной политики.
2. Используемые понятия и определения
Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"):
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Контрагент - любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Гостехнадзор вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений.
Взятка - получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Коммерческий подкуп - незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Личная заинтересованность работника (представителя организации) - возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми данное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
3. Основные принципы антикоррупционной деятельности
3.1. Деятельность Гостехнадзора по противодействию коррупции основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
3.2. Система мер противодействия коррупции в Гостехнадзоре основывается на следующих принципах:
1) принцип соответствия Антикоррупционной политики Гостехнадзора действующему законодательству и общепринятым нормам - соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иным нормативным правовым актам;
2) принцип личного примера руководства - руководство Гостехнадзора способствует формированию этического стандарта непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением;
3) принцип вовлеченности работников - активное участие работников Гостехнадзора независимо от должности в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур;
4) принцип нулевой толерантности - неприятие в Гостехнадзоре коррупции в любых формах и проявлениях;
5) принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции - разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения работников Гостехнадзора в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом степени выявленного риска;
6) принцип периодической оценки рисков - в Гостехнадзоре на периодической основе осуществляется выявление и оценка коррупционных рисков, характерных для деятельности Гостехнадзора в целом и для отдельных его подразделений в частности;
7) принцип обязательности проверки контрагентов - в Гостехнадзоре на постоянной основе осуществляется проверка контрагентов на предмет их терпимости к коррупции, в том числе осуществляется проверка наличия у них собственных антикоррупционных мероприятий или политик, их готовность соблюдать требования настоящей политики и включать в договоры антикоррупционные условия (оговорки), а также оказывать взаимное содействие для этичного ведения бизнеса и предотвращения коррупции;
8) принцип открытости - информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в Гостехнадзоре антикоррупционных стандартах ведения деятельности;
9) принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга - регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением;
10) принцип ответственности и неотвратимости наказания - неотвратимость наказания для работников Гостехнадзора вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей.
4. Область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие
4.1. Основным кругом лиц, попадающих под действие Антикоррупционной политики, являются работники Гостехнадзора, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций.
4.2. Положения настоящей Антикоррупционной политики могут распространяться на иных физических и (или) юридических лиц, с которыми Гостехнадзор вступает в договорные отношения, в случае если это закреплено в договорах, заключаемых Гостехнадзором с такими лицами.
5. Должностные лица Гостехнадзора, ответственные за реализацию Антикоррупционной политики
5.1. Ответственным лицом за реализацию Антикоррупционной политики является должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
5.2. Основные обязанности лица, ответственного за реализацию Антикоррупционной политики:
1) подготовка рекомендаций для принятия решений по вопросам противодействия коррупции в Гостехнадзоре;
2) подготовка предложений, направленных на устранение причин и условий, порождающих риск возникновения коррупции в Гостехнадзоре;
3) разработка и представление на утверждение Начальнику Гостехнадзора проектов локальных нормативных актов, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;
4) проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками Гостехнадзора;
5) организация проведения оценки коррупционных рисков;
6) прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами или иными лицами;
7) организация работы по заполнению и рассмотрению деклараций о конфликте интересов;
8) организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
9) оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности Гостехнадзора по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
10) оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;
11) организация мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции;
12) индивидуальное консультирование работников;
13) участие в организации антикоррупционной пропаганды;
14) проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов для Начальника Гостехнадзора.
6. Обязанности работников, связанные с предупреждением и противодействием коррупции
6.1. Все работники вне зависимости от должности и стажа работы в Гостехнадзоре в связи с исполнением своих должностных обязанностей должны:
1) руководствоваться положениями настоящей политики и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования;
2) воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Гостехнадзора;
3) воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Гостехнадзора;
4) незамедлительно информировать лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики, о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
5) незамедлительно информировать лицо, ответственное за реализацию Антикоррупционной политики, о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Гостехнадзора или иными лицами;
6) сообщить ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.
7. Внедрение стандартов поведения работников Гостехнадзора
7.1. В целях внедрения антикоррупционных стандартов поведения среди сотрудников, в Гостехнадзоре устанавливаются общие правила и принципы поведения работников, затрагивающие этику деловых отношений и направленные на формирование этичного, добросовестного поведения работников и Гостехнадзора в целом.
Такие общие правила и принципы поведения закреплены в Кодексе этики и служебного поведения работников Гостехнадзора.
8. Выявление и урегулирование конфликта интересов
8.1. Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников Гостехнадзора является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных правонарушений.
Порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей в Гостехнадзора регламентирован Положением о мерах по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в Гостехнадзоре.
9. Оценка коррупционных рисков
9.1. Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных процессов и деловых операций в деятельности Гостехнадзора, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками коррупционных правонарушений как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Гостехнадзором.
9.2. Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом Антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности Гостехнадзора и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.
9.3. Оценка коррупционных рисков проводится в Гостехнадзоре на регулярной основе.
9.4. Порядок проведения оценки коррупционных рисков:
1) представить деятельность Гостехнадзора в виде отдельных процессов, в каждом из которых выделить составные элементы (подпроцессы);
2) выделить "критические точки" - для каждого процесса определить те элементы (подпроцессы), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений;
3) для каждого подпроцесса, реализация которого связана с коррупционным риском, составить описание возможных коррупционных правонарушений, включающее:
а) характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено Гостехнадзором или его отдельными работниками при совершении "коррупционного правонарушения";
б) должности в Гостехнадзоре, которые являются "ключевыми" для совершения коррупционного правонарушения, - участие каких должностных лиц Гостехнадзора необходимо, чтобы совершение коррупционного правонарушения стало возможным;
в) вероятные формы осуществления коррупционных платежей;
4) на основании проведенного анализа подготовить "карту коррупционных рисков" - сводное описание "критических точек" и возможных коррупционных правонарушений;
5) сформировать перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском;
6) разработать комплекс мер по устранению или минимизации коррупционных рисков.
10. Обучение и консультирование работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции
10.1. При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.
10.2. Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в частности, проводиться по следующей тематике:
1) коррупция в государственном и частном секторах экономики (теоретическая);
2) юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений;
3) ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами Гостехнадзора по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности Гостехнадзора (прикладная);
4) выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей (прикладная);
5) поведение в ситуациях коррупционного риска;
6) взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции (прикладная).
10.3. В зависимости от времени проведения можно выделить следующие виды обучения:
1) обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу;
2) обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
3) периодическое обучение работников с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;
4) дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.
10.4. Консультирование по вопросам противодействия коррупции осуществляется должностным лицом, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в индивидуальном порядке.
11. Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции
11.1. Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности Гостехнадзора декларируемым антикоррупционным стандартам поведения.
11.2. Порядок взаимодействия с правоохранительными органами регламентирован Положением о сотрудничестве Гостехнадзора с правоохранительными органами по вопросам предупреждения и противодействия коррупции.
12. Ответственность работников за несоблюдение требований антикоррупционной политики
12.1. Гостехнадзор и все его работники должны соблюдать нормы действующего антикоррупционного законодательства Российской Федерации, в том числе Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
12.2. Все работники Гостехнадзора вне зависимости от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований настоящей политики.
12.3. Лица, виновные в нарушении требований настоящей политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
13. Порядок пересмотра и внесения изменений
13.1. Гостехнадзор осуществляет регулярный мониторинг эффективности реализации Антикоррупционной политики. Должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, ежегодно представляет Начальнику Гостехнадзора отчет о реализации Антикоррупционной политики, на основании которого в настоящую политику могут быть внесены изменения и дополнения.
13.2. Пересмотр принятой Антикоррупционной политики может проводиться в случае внесения соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.