Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Совета народных депутатов
Новокузнецкого муниципального округа
Кемеровской области - Кузбасса
от 29 июня 2023 г. N 177-МНПА
"О Порядке проведения оценки
регулирующего воздействия проектов
нормативных правовых актов
и экспертизы нормативных правовых
актов в муниципальном образовании
"Новокузнецкий муниципальный округ
Кемеровской области - Кузбасса"
Порядок
проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в муниципальном образовании "Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса"
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в муниципальном образовании "Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса" (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Кемеровской области от 26.12.2013 N 142-ОЗ "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов в Кемеровской области - Кузбассе" и определяет порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса (далее - процедура ОРВ, ОРВ), устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением:
а) проектов нормативных правовых актов Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
б) проектов нормативных правовых актов Совета народных депутатов Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области - Кузбасса, регулирующих бюджетные правоотношения;
в) проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период действия режимов чрезвычайных ситуаций.
1.2. В настоящем Порядке применяются следующие понятия:
разработчик проекта, разработчик - субъект правотворческой инициативы, указанный в части 1 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", имеющий право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса" проекты муниципальных правовых актов (далее - орган-разработчик);
уполномоченный орган - отдел инвестиционной деятельности и потребительского рынка администрации Новокузнецкого муниципального округа, ответственный за внедрение и развитие процедуры ОРВ и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Новокузнецкого муниципального округа;
участники процедуры ОРВ и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Новокузнецкого муниципального округа (далее - экспертиза) - орган-разработчик, уполномоченный орган и заинтересованные лица, принимающие участие в публичных консультациях в ходе проведения процедуры ОРВ и экспертизы;
публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами проекта муниципального нормативного правового акта, организуемое разработчиком в ходе проведения процедуры ОРВ и подготовки заключения об ОРВ;
размещение уведомления о подготовке проекта муниципального нормативного правового акта - этап процедуры ОРВ, в ходе которого разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;
сводный отчет о проведении ОРВ проекта нормативного правового акта (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения;
заключение об ОРВ - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы о наличии либо отсутствии в проекте муниципального нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджета муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса" (далее - муниципальное образование);
официальный сайт - официальный сайт муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения сведений о проведении процедуры ОРВ и экспертизы, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах admnkr.ru.
1.3. Процедура ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов осуществляется в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и бюджета муниципального образования.
1.4. Выбор наилучшего варианта предлагаемого правового регулирования основывается на оценке и сопоставлении качественных и количественных параметров положительных и (или) отрицательных последствий введения каждого из возможных способов правового регулирования в сравнении с существующим к моменту проведения процедуры ОРВ правовым регулированием соответствующей сферы общественных отношений.
1.5. В ходе проведения процедуры ОРВ и представления ее результатов обеспечивается право лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием (далее - заинтересованные лица), на беспрепятственный доступ к объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения предлагаемого правового регулирования.
1.6. ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится с учетом степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном разработчиком проекте муниципального нормативного правового акта:
а) высокая степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта содержит положения, устанавливающие новые обязательные требования или обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также устанавливающие ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
б) средняя степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязательные требования или обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
в) низкая степень регулирующего воздействия - проект муниципального нормативного правового акта содержит положения, отменяющие ранее установленные обязательные требования или обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
1.7. Специальный порядок проведения процедуры ОРВ устанавливается в отношении:
а) проектов административных регламентов предоставления государственных услуг, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих новые или изменяющих действующие обязанности субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности;
б) проектов нормативных правовых актов, разработанных в целях приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
Специальный порядок проведения процедуры ОРВ в отношении проектов административных регламентов и нормативных правовых актов, указанных в настоящем пункте, определяется разделом 4 настоящего Порядка.
1.8. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов должен предусматривать следующие этапы ее проведения:
размещение уведомления о подготовке проекта муниципального нормативного правового акта на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
подготовка проекта муниципального нормативного правового акта, составление сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта и их публичное обсуждение;
подготовка уполномоченным органом местного самоуправления заключения об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта.
В заключении уполномоченного органа об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта должны содержаться выводы о наличии (отсутствии) в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местного бюджета.
2. Подготовка проекта муниципального нормативного правового акта, составление сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта, публичные консультации
2.1. В случае принятия решения о необходимости введения правового регулирования разработчик готовит соответствующий проект муниципального нормативного правового акта, определяет степень регулирующего воздействия и формирует сводный отчет по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
В случае если проект муниципального нормативного правового акта имеет высокую и среднюю степень регулирующего воздействия, в сводном отчете указываются следующие сведения:
а) степень регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта;
б) описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы;
в) цели предлагаемого регулирования и их соответствие принципам правового регулирования;
г) описание предлагаемого регулирования и иных возможных способов решения проблемы;
д) основные группы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, иные заинтересованные лица, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов;
е) описание влияния предлагаемого регулирования на конкурентную среду в отрасли;
ж) оценка соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджета муниципального образования;
з) новые функции, полномочия, обязанности и права органов местного самоуправления или сведения об их изменении, а также порядок их реализации;
и) предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного правового акта, необходимость установления переходных положений (переходного периода);
к) новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также устанавливающие или изменяющие ранее установленную ответственность за нарушение муниципальных нормативных правовых актов, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также порядок организации их исполнения;
л) оценка расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей либо изменением содержания таких обязанностей, а также связанных с введением или изменением ответственности;
м) сведения о размещении уведомления, сроках публичного обсуждения, лицах, представивших предложения;
н) иные сведения, которые, по мнению органа-разработчика, позволяют оценить обоснованность предлагаемого регулирования.
В сводном отчете для проектов муниципальных нормативных правовых актов с низкой степенью регулирующего воздействия указываются сведения, предусмотренные подпунктами "а-б", "г-з", "к-н" настоящего пункта.
2.2. Для проведения публичных консультаций разработчик размещает на приложением N 2 к настоящему Порядку, проект нормативного правового акта и сводный отчет.
2.3. Срок проведения публичных консультаций составляет не менее 20, 10 и 5 рабочих дней для высокой, средней и низкой степени регулирующего воздействия соответственно.
Разработчик указывает срок, в течение которого будет осуществляться прием предложений заинтересованных лиц.
Срок проведения публичных консультаций может быть продлен разработчиком, но не более чем на 5 рабочих дней. Информация об основаниях и сроке такого продления размещается на официальном сайте.
2.4. О проведении публичных консультаций уведомляются:
уполномоченный орган и иные заинтересованные органы местного самоуправления муниципального образования;
Центр содействия малому и среднему предпринимательству Новокузнецкого муниципального округа;
общественный представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области - Кузбассе на территории муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области - Кузбасса";
иные лица и организации, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
Отсутствие исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении публичных консультаций.
2.5. В ходе публичных консультаций рассматриваются все предложения, поступившие в установленный срок. По результатам рассмотрения предложений в срок не более 5 рабочих дней с даты завершения публичных консультаций разработчиком составляется и подписывается сводка предложений по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
Сводка предложений, полученная по результатам проведения публичных консультаций, в течение 2 рабочих дней с даты подписания размещается органом-разработчиком на официальном сайте.
2.6. По результатам рассмотрения предложений, полученных в ходе проведения публичных консультаций, разработчик принимает решения о доработке сводного отчета и проекта нормативного правового акта, о мотивированном отклонении поступившего предложения либо об отказе от введения предлагаемого правового регулирования в целях решения выявленной проблемы. Вышеуказанные решения излагаются в сводке предложений.
Доработка сводного отчета и проекта нормативного правового акта осуществляется в срок не более 10 рабочих дней. Если в результате доработки разработчиком в проект акта будут внесены изменения, содержащие положения, имеющие высокую или среднюю степень регулирующего воздействия, проект акта подлежит повторному размещению на официальном сайте с целью проведения публичных консультаций.
Доработанные сводный отчет и проект нормативного правового акта в течение 2 рабочих дней с момента завершения доработки размещаются на официальном сайте и направляются разработчиком вместе со сводкой предложений в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ.
2.7. При наличии разногласий по проекту нормативного правового акта и сводному отчету между участниками процедуры ОРВ и разработчиком разработчик в срок не более 15 рабочих дней со дня завершения публичных консультаций организует проведение согласительного совещания с участием представителей уполномоченного органа и заинтересованных лиц.
Заключение об ОРВ на проект нормативного правового акта, по которому между участниками процедуры ОРВ и разработчиком имеются разногласия, подготавливается только при наличии протокола согласительного совещания.
2.8. При наличии не урегулированных в рамках согласительного совещания разногласий по проекту нормативного правового акта и сводному отчету уполномоченный орган вправе вынести указанный проект нормативного правового акта, а также сводный отчет и выявленные разногласия на обсуждение Совета по инвестиционной деятельности при главе Новокузнецкого муниципального округа (далее - Совет). Решения Совета носят рекомендательный характер и учитываются уполномоченным органом при подготовке заключения об ОРВ. Протокол заседания Совета прикладывается к заключению об ОРВ.
3. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия
3.1. Заключение об ОРВ подготавливается уполномоченным органом и содержит выводы о наличии либо отсутствии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и бюджета Новокузнецкого муниципального округа.
Заключение об ОРВ подготавливается по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку.
Заключение об ОРВ подготавливается уполномоченным органом в следующие сроки:
15 рабочих дней - для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие высокую и среднюю степень регулирующего воздействия;
10 рабочих дней - для проектов нормативных правовых актов, содержащих положения, имеющие низкую степень регулирующего воздействия.
3.2. В случае если уполномоченным органом сделан вывод о том, что разработчиком при подготовке проекта нормативного правового акта не соблюден порядок проведения ОРВ, проект нормативного правового акта и сводный отчет возвращаются разработчику на доработку.
В таком случае уполномоченный орган письменно извещает разработчика о несоблюдении порядка проведения ОРВ в течение соответствующего срока подготовки заключения об ОРВ.
3.3. В случае соответствия проведенной разработчиком процедуры ОРВ установленным требованиям уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования, анализ положений проекта нормативного правового акта на их избыточность, а также анализ обоснованности возможных расходов всех заинтересованных сторон, возникающих в связи с введением предлагаемого правового регулирования.
При проведении анализа проекта нормативного правового акта и сводного отчета уполномоченный орган вправе вынести проект нормативного правового акта и сводный отчет на обсуждение Совета для рассмотрения положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета муниципального образования, а также целесообразности учета замечаний и предложений, высказанных участниками публичных консультаций.
3.4. Вывод уполномоченного органа относительно обоснований выбора, предлагаемого разработчиком варианта правового регулирования, а также иные замечания (при их наличии) включаются в заключение об ОРВ.
Выявленные в проекте нормативного правового акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и бюджета Новокузнецкого муниципального округа, отражаются в заключении об ОРВ.
3.5. Заключение об ОРВ структурно включает в себя вводную, описательную, мотивировочную и заключительную (итоговую) части.
Во вводной части заключения об ОРВ указываются наименования проекта нормативного правового акта и разработчика, краткие сведения о проведенных в рамках процедуры ОРВ мероприятиях и их сроках.
В описательной части заключения об ОРВ представляются основные положения предлагаемого правового регулирования, содержащиеся в сводном отчете выводы разработчика об обоснованности предлагаемого правового регулирования и результаты публичных консультаций.
В мотивировочной части заключения об ОРВ излагается позиция уполномоченного органа относительно предлагаемого правового регулирования.
В мотивировочной части также осуществляется анализ ключевых выводов и результатов расчетов, представленных органом-разработчиком в соответствующих разделах сводного отчета, предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного правового акта.
Заключительная (итоговая) часть содержит вывод о наличии либо отсутствии в проекте муниципального нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета муниципального образования.
3.6. В случае если в заключении об ОРВ содержатся выводы о наличии в проекте нормативного правового акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности и бюджета Новокузнецкого муниципального округа, разработчик устраняет замечания, указанные в заключении, и осуществляет доработку проекта акта. После доработки проект акта повторно направляется в уполномоченный орган для получения заключения об ОРВ.
3.7. Заключение об ОРВ в течение 3 рабочих дней с даты подписания размещается уполномоченным органом на официальном сайте.
4. Специальный порядок проведения процедуры ОРВ
4.1. ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов, указанных в пункте 1.7 настоящего Порядка, проводится органом-разработчиком до направления проекта муниципального нормативного правового акта на согласование в заинтересованные структурные подразделения муниципального образования.
Проект муниципального нормативного правового акта, не получивший заключения об оценке регулирующего воздействия уполномоченного органа без замечаний, требующих устранения, не подлежит согласованию заинтересованными структурными подразделениями муниципального образования.
4.2. В целях проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов, указанных в пункте 1.7 настоящего Порядка, орган-разработчик проводит публичные консультации.
Для проведения публичных консультаций орган-разработчик размещает на пункте 1.7 настоящего Порядка, вместе с уведомлением о разработке проекта нормативного правового акта.
Уведомление о разработке проекта нормативного правового акта подготавливается по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
4.3. Срок проведения публичных консультаций составляет не менее 5 рабочих дней.
4.4. О проведении публичных консультаций уведомляются органы и организации, указанные в пункте 2.4 настоящего Порядка.
4.5. В ходе публичных консультаций рассматриваются все предложения, поступившие в установленный срок. По результатам рассмотрения предложений в срок не более 5 рабочих дней с даты завершения публичных консультаций органом-разработчиком составляется и подписывается сводка предложений согласно приложению N 3 к настоящему Порядку.
К сводке предложений прикладывается перечень органов и организаций, которым были направлены извещения о проведении публичных консультаций.
4.6. Сводка предложений, полученная по результатам проведения публичных консультаций, в течение 2 рабочих дней с даты подписания размещается органом-разработчиком на официальном сайте.
4.7. По результатам обработки предложений, полученных в ходе проведения публичных консультаций, орган-разработчик принимает решение о доработке проекта нормативного правового акта, о мотивированном отклонении поступившего предложения либо об отказе от введения предлагаемого правового регулирования в целях решения выявленной проблемы.
Доработка проекта нормативного правового акта осуществляется в срок не более 10 рабочих дней. Доработанный проект нормативного правового акта в течение 2 рабочих дней с момента завершения доработки размещается на официальном сайте и направляется органом-разработчиком вместе со сводками предложений в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ.
При принятии части поступивших предложений соответствующее решение, содержащее мотивированное отклонение предложений, которые не были учтены, размещается на официальном сайте в течение 2 рабочих дней с момента завершения доработки проекта нормативного правового акта.
При отказе от подготовки проекта нормативного правового акта соответствующее решение в течение 2 рабочих дней с момента принятия такого решения размещается органом-разработчиком на пункте 2.4 настоящего Порядка.
4.8. Заключение об ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов, указанных в пункте 1.7 настоящего Порядка, подготавливается в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.