В целях повышения эффективности защиты прав и законных интересов Российской Федерации при рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами, формирования единообразного подхода к решению процессуальных задач, усиления контроля за деятельностью территориальных органов Росимущества, в соответствии с подпунктом "м" пункта 6 Типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. N 207, приказываю:
1. Территориальным органам Росимущества при направлении в судебные органы Российской Федерации и лицам, участвующим в деле, заявлений (исковых заявлений, в том числе встречных исковых заявлений, заявлений о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора), заявлений об изменении предмета или основания иска, жалоб и обращений в Верховный Суд Российской Федерации, за исключением категорий дел, указанных в приложении N 1 к настоящему приказу, совершать данные действия в следующем порядке:
а) перед направлением в судебные органы Российской Федерации и лицам, участвующим в деле, указанных документов заблаговременно направлять их проекты с необходимыми приложениями в Управление правового обеспечения и судебной защиты Росимущества;
б) проекты документов должны содержать необходимые сведения об участниках судебного разбирательства, наименовании суда, в который подается документ, номер судебного дела (при наличии), краткое наименование территориального органа Росимущества, разработавшего соответствующий документ;
в) к проектам документов должны быть приложены документы, совокупность которых будет необходима и достаточна для выражения позиции Управления правового обеспечения и судебной защиты Росимущества относительно того или иного процессуального действия.
К проектам исковых заявлений о признании права собственности Российской Федерации на самовольную постройку должны быть приложены документы, подтверждающие отсутствие необходимости возмещать расходы лицу, осуществившему строительство;
г) неполные комплекты документов возвращаются в территориальный орган Росимущества без рассмотрения;
д) после рассмотрения полного комплекта документов Управление правового обеспечения и судебной защиты Росимущества направляет в соответствующий территориальный орган Росимущества ответ о согласовании либо несогласовании подачи документов;
е) в случае несогласования подачи документов территориальный орган Росимущества не вправе направлять соответствующие документы в судебные органы и лицам, участвующим в деле, до получения соответствующего согласования со стороны Управления правового обеспечения и судебной защиты Росимущества, а в случае согласования с замечаниями - до устранения представленных замечаний;
ж) в исключительных случаях, связанных с риском причинения ущерба интересам Российской Федерации, истечением сроков исковой давности или процессуальных сроков, указанные в абзаце 1 настоящего пункта документы могут быть направлены в суд одновременно с письмом в Управление правового обеспечения и судебной защиты Росимущества, содержащим обоснование принятого решения.
2. Проекты заявлений (исковых заявлений, в том числе встречных исковых заявлений, заявлений о вступлении в дело в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора), заявлений об изменении предмета или основания иска, жалоб и обращений в Верховный Суд Российской Федерации, писем, содержащих решение территориального органа об отказе от обжалования судебного акта, по категориям дел, указанным в приложении N 1 к настоящему приказу, не подлежат согласованию с Росимуществом, решения по ним принимаются территориальными органами Росимущества самостоятельно.
3. Территориальным органам Росимущества при направлении в судебные органы Российской Федерации и лицам, участвующим в деле, мировых соглашений, заявлений о признании исковых требований (полностью либо в части), заявлений об отказе от иска (полностью либо в части) осуществлять данные действия по правилам подпунктов "а" - "е" пункта 1 настоящего приказа в отношении всех судебных дел, со следующими особенностями.
Отсутствие ответа центрального аппарата Росимущества в месячный срок считать отказом в принятии соответствующего решения. В этом случае мировое соглашение не подлежит заключению, признание иска либо отказ от иска не подлежат представлению в суд.
4. Мировое соглашение представляет собой сделку, заключаемую в рамках судебного спора для его урегулирования.
Проект мирового соглашения направляется в адрес Управления правового обеспечения и судебной защиты Росимущества, а также в адрес управления (управлений) Росимущества, ответственного (ответственных) за заключение (согласование) соответствующей сделки.
Направлению на согласование подлежит принятое территориальным органом решение, оформленное в виде письма, содержащего в приложении подписанное сторонами мировое соглашение, с обоснованием необходимости его заключения в интересах Российской Федерации и приложением соответствующих документов. Проекты решений, не отвечающие указанным требованиям, возвращаются в территориальный орган Росимущества без рассмотрения.
Окончательное решение о согласовании либо несогласовании мирового соглашения принимается заместителем руководителя Росимущества, курирующим деятельность Управления правового обеспечения и судебной защиты Росимущества.
5. В обязательном порядке подлежат обжалованию в судах апелляционной и кассационной инстанций принятые не в пользу Росимущества и его территориальных органов судебные акты, за исключением судебных актов, которыми признается незаконным бездействие Росимущества либо территориального органа Росимущества, в случае отсутствия обязанности принять определенное судом решение по существу.
Решения об отказе от обжалования судебных актов по категориям дел, указанным в приложении N 1 к настоящему приказу, могут быть приняты руководителем территориального органа Росимущества самостоятельно, в случае если такие решения не нанесут ущерба правам и законным интересам Российской Федерации.
6. При обжаловании вступивших в законную силу судебных актов, указанных в пункте 5 настоящего приказа, территориальному органу Росимущества одновременно с подачей соответствующей жалобы (заявления) необходимо заявлять ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта (о приостановлении исполнительного производства) по правилам, установленным процессуальным законодательством и Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в целях недопущения выбытия имущества из федеральной собственности и взыскания денежных средств.
7. Незамедлительно после выявления оснований для пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам принятых не в пользу Росимущества и его территориальных органов судебных актов должно быть обеспечено направление заявления о пересмотре в судебные органы Российской Федерации.
8. Вне зависимости от процессуального статуса по делу, территориальными органами Росимущества должно быть обеспечено незамедлительное направление в Росимущество информации о значимых судебных делах, в том числе о делах, вызвавших общественный резонанс, либо результаты рассмотрения которых могут существенно нарушить интересы Российской Федерации.
9. Территориальные органы Росимущества, за исключением Территориального управления Росимущества в г. Москве и Территориального управления Росимущества в Московской области, обеспечивают защиту прав и законных интересов Российской Федерации по всем судебным процессам с участием Росимущества в судах на территории, на которой осуществляют свою деятельность, кроме случаев, отдельно указанных в поручении Росимущества или в карточке судебного дела в ПИР АСБУБО.
На основании поручения Росимущества или изменения ответственного исполнителя в карточке судебного дела в ПИР АСБУБО полномочия по участию в любом судебном деле, в котором участвует территориальный орган Росимущества, могут быть переданы Росимуществу или иному территориальному органу Росимущества.
Незамедлительно после поступления поручения Росимущества или изменения ответственного исполнителя в карточке судебного дела в ПИР АСБУБО территориальным органом Росимущества выдается доверенность работнику Росимущества или иного территориального органа Росимущества для представления интересов по делу и направляется полный комплект материалов по делу.
После поступления поручения Росимущества или изменения ответственного исполнителя в карточке судебного дела в ПИР АСБУБО территориальный орган Росимущества, ведение дела которым не осуществляется, не направляет процессуальные и иные документы в суд или лицам, участвующим в изъятом деле, не участвует в судебных спорах и не направляет иные сведения по делу третьим лицам.
10. В случае участия в деле нескольких территориальных органов Росимущества выработка общей позиции по спору является обязательной. При невозможности устранения существенных разногласий территориальными органами Росимущества самостоятельно данные разногласия передаются на рассмотрение в Управление правового обеспечения и судебной защиты Росимущества до направления мотивированных позиций в суд и лицам, участвующим в деле.
11. В целях представления интересов Российской Федерации в лице Росимущества территориальным органам Росимущества выдается доверенность по форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Территориальные органы Росимущества уведомляют Управление правового обеспечения и судебной защиты Росимущества о необходимости подготовки новой доверенности за месяц до истечения срока действующей доверенности. В иных случаях необходимости выдачи новой доверенности (утрата, порча доверенности, реорганизация территориального органа и пр.) уведомление Управления правового обеспечения и судебной защиты Росимущества осуществляется незамедлительно.
12. Правила настоящего приказа распространяются на случаи, когда территориальный орган Росимущества действует от имени Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации.
13. В случае необходимости подачи в суд искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) от имени Росимущества заинтересованное структурное подразделение Росимущества, в компетенцию которого на основании утвержденных в установленном порядке положений входит рассмотрение вопросов по заявляемым в исковом заявлении (административном исковом заявлении, заявлении, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалобах) требованиям, представляет в Управление правового обеспечения и судебной защиты Росимущества все необходимые документы и материалы для составления искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) и предъявления его в суд.
Заинтересованное структурное подразделение Росимущества, указанное в абзаце первом настоящего пункта, несет ответственность за своевременное направление необходимых документов и материалов для составления искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) и предъявления его в суд.
Управление правового обеспечения и судебной защиты Росимущества вправе самостоятельно инициировать подачу в суд искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) от имени Росимущества. Подача искового заявления (административного искового заявления, заявления, апелляционной, кассационной, надзорной и частной жалоб) в указанном случае осуществляется по согласованию со структурным подразделением Росимущества, в компетенцию которого на основании утвержденных в установленном порядке положений о структурных подразделениях входит рассмотрение вопросов по заявляемым требованиям.
В случае необходимости по запросу Управления правового обеспечения и судебной защиты Росимущества и в определенные им сроки структурные подразделения Росимущества в пределах своей компетенции представляют документы и материалы, необходимые для осуществления правовой защиты по делам, участником которых является Росимущество.
14. Признать приказ Росимущества от 31 июля 2015 г. N 312 "О взаимодействии Росимущества и его территориальных органов при осуществлении защиты прав и законных интересов Российской Федерации в судебном порядке" (далее - Приказ N 312) утратившим силу.
15. С момента вступления в силу настоящего приказа направленные ранее проекты документов, ответ на которые был обязательным в соответствии с Приказом N 312 и который в территориальный орган Росимущества не поступил, должны быть рассмотрены с учетом особенностей настоящего приказа.
Доверенности, выданные в соответствии с Приказом N 312, сохраняют свое действие до истечения срока, на который они выдавались.
16. Настоящий приказ подлежит применению по делам о банкротстве с учетом особенностей, установленных приказом Росимущества от 16 ноября 2011 г. N 364 "Об организации работы структурных подразделений Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов по осуществлению полномочий собственника имущества должника федеральных государственных унитарных предприятий и представителя учредителей (участников) акционерных обществ при проведении процедур банкротства, а также мероприятий по предупреждению их несостоятельности".
17. Учетно-справочная информация по судебным разбирательствам обязательна к внесению в соответствующие формы отчетов в ПИР АСБУБО в соответствии с приказом Росимущества от 29 октября 2021 г. N 233 "Об информационном обеспечении процессов автоматизации претензионно-исковой деятельности, в том числе процессов инициации претензий, координации досудебной деятельности, ведения судебных дел, мониторинга изменений по судебным делам, ведения исполнительных производств, ведения дел о несостоятельности (банкротстве) контрагентов в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом".
18. Руководители территориальных органов Росимущества несут персональную ответственность за исполнение настоящего приказа, включая полноту представляемых сведений, заблаговременное направление документов на согласование, соответствие текстов документов, представляемых в суд и лицам, участвующим в деле, согласованным, а также обеспечение своевременности, полноты и корректности ввода данных в ПИР АСБУБО.
19. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росимущества Попова М.С.
Руководитель |
В.В. Яковенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 22 декабря 2022 г. N 284 "О взаимодействии Росимущества и его территориальных органов при осуществлении защиты прав и законных интересов Российской Федерации в судебном порядке"
Опубликование:
-