Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением Администрации
Шурышкарского района
от 23 января 2023 г. N 39-а
Положение
о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности муниципального округа Шурышкарский район
I. Общие положения
1.1. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечению пожарной безопасности муниципального округа Шурышкарский район (далее - комиссия, муниципальный округ) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованности действий органов управления и сил территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, структурных подразделений и территориальных органов Администрации Шурышкарского района, организаций, а также общественных объединений и граждан на территории муниципального округа в целях реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории муниципального округа (далее - чрезвычайные ситуации), в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
1.2. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, структурными подразделениями и территориальными органами Администрации Шурышкарского района, заинтересованными организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, общественными объединениями и гражданами на территории муниципального округа.
1.3. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами автономного округа и нормативными правовыми актами Губернатора и Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальными правовыми актами, а также настоящим Положением.
II. Основные задачи комиссии
2.1. Основными задачами комиссии являются:
2.1.1. разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
2.1.2. разработка и внедрение мероприятий по повышению устойчивости функционирования хозяйственного комплекса муниципального округа в чрезвычайных ситуациях;
2.1.3. организация мероприятий по защите населения муниципального округа и его жизнеобеспечение при чрезвычайных ситуациях;
2.1.4. рассмотрение вопросов по рациональному размещению производительных сил на территории муниципального округа, обеспечивающему бесперебойное и устойчивое функционирование объектов экономики при чрезвычайных ситуациях;
2.1.5. контроль за готовностью территорий, отраслей и объектов хозяйственного комплекса муниципального округа к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
2.1.6. координация деятельности органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального округа (далее - ТП РСЧС);
2.1.7. обеспечение согласованности действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальных органов Администрации Шурышкарского района и организаций при решении задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов топливно-энергетического комплекса, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;
2.1.8. организация взаимодействия с межведомственными комиссиями и другими коллегиальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальных органов Администрации Шурышкарского района в части мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, обеспечением пожарной безопасности и повышением устойчивости функционирования хозяйственного комплекса муниципального округа в чрезвычайных ситуациях;
2.1.9. организация подготовки и выполнения муниципальных программ, затрагивающих вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;
2.1.10. анализ проводимых в муниципальном округе мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, обеспечением пожарной безопасности и повышением устойчивости функционирования хозяйственного комплекса муниципального округа, разработка и принятие решений по улучшению работы;
2.1.11. подготовка и внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, обеспечением пожарной безопасности и устойчивости функционирования хозяйственного комплекса муниципального округа в чрезвычайных ситуациях;
2.1.12. планирование, организация и координация выполнения мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и устойчивое функционирование хозяйственного комплекса в чрезвычайных ситуациях муниципального характера;
2.1.13. рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
2.1.14. рассмотрение вопросов об организации оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
III. Функции комиссии
3.1. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач осуществляет следующие функции:
3.1.1. рассматривает в пределах своей компетенции вопросы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и повышения устойчивости функционирования хозяйственного комплекса муниципального округа в чрезвычайных ситуациях мирного времени, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов жизнеобеспечения, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций, и вносит в установленном порядке соответствующие предложения на рассмотрение Главе Шурышкарского района;
3.1.2. анализирует прогнозы чрезвычайных ситуаций на территории муниципального округа, организует разработку и реализацию мер, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и повышение устойчивости функционирования хозяйственного комплекса муниципального округа в чрезвычайных ситуациях мирного времени;
3.1.3. участвует в разработке муниципальных программ в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности и готовит предложения по их реализации;
3.1.4. разрабатывает предложения по развитию и обеспечению функционирования ТП РСЧС;
3.1.5. организует разработку и осуществление мер по проведению согласованной научно-технической политики в области развития сил и средств ТП РСЧС;
3.1.6. осуществляет:
3.1.6.1. повышение эффективности системы защиты населения муниципального округа и его жизнедеятельности, устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации мирного времени;
3.1.6.2. координирование действий сил и средств, привлекаемых для спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера;
3.1.6.3. принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций соответственно регионального и межмуниципального характера;
3.1.7. организует работу по подготовке предложений и аналитических материалов для Главы Шурышкарского района, а также рекомендаций для руководителей территориальных органов Администрации Шурышкарского района по вопросам защиты населения и территорий муниципального округа от чрезвычайных ситуаций, а также обеспечения пожарной безопасности;
3.1.8. для организации выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и принятия мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, оценки их характера в случае возникновения, выработки предложений по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и окружающей среды, их реализации непосредственно в районе бедствий комиссия формирует оперативные группы и подвижной пункт управления;
3.1.9. при возникновении чрезвычайных ситуаций на оперативные группы возлагается руководство работами по их ликвидации во взаимодействии с органами исполнительной власти муниципального округа, руководителями территориальных органов Администрации Шурышкарского района, организаций, а также управление в зонах бедствия. Состав оперативных групп формируется из членов комиссии с привлечением необходимых специалистов.
IV. Права комиссии
4.1. Запрашивать в установленном порядке у структурных подразделений Администрации Шурышкарского района необходимые материалы и информацию, связанные с предупреждением, ликвидацией чрезвычайных ситуаций, обеспечением пожарной безопасности и устойчивости функционирования хозяйственного комплекса муниципального округа в условиях чрезвычайных ситуаций муниципального характера мирного времени.
4.2. Привлекать для участия в своей работе (по согласованию с их руководителями) представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений и территориальных органов Администрации Шурышкарского района, экспертных и научно-исследовательских организаций, общественных объединений, а также организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
4.3. Взаимодействовать с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Ямало-Ненецкого автономного округа, структурными подразделениями и территориальными органами Администрации Шурышкарского района, общественными объединениями, организациями независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм и гражданами на территории муниципального округа.
4.4. Заслушивать на заседаниях представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений и территориальных органов Администрации Шурышкарского района, экспертных и научно-исследовательских организаций, общественных объединений, а также организаций независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
4.5. Создавать рабочие группы из числа членов комиссии, ученых, специалистов структурных подразделений Администрации Шурышкарского района, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и представителей заинтересованных организаций по направлениям деятельности комиссии, определять полномочия и порядок работы этих групп:
4.5.1. рабочие группы из числа членов комиссии, ученых, специалистов структурных подразделений Администрации Шурышкарского района, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и представителей заинтересованных организаций по направлениям деятельности комиссии, определять полномочия и порядок работы этих групп;
4.5.2. постоянно действующий оперативный штаб, предназначенный для оценки обстановки, координации сил ТП РСЧС в зонах чрезвычайных ситуаций, подготовки проектов решений, направленных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Постоянно действующий оперативный штаб возглавляет заместитель главы администрации Шурышкарского района, обеспечивающий формирование и реализацию муниципальной политики в сфере обеспечения безопасности и обеспечения деятельности Главы и Администрации района, первый заместитель председателя комиссии.
Состав постоянно действующего оперативного штаба, его полномочия и порядок работы определяются решением комиссии;
4.5.3. оперативные группы, предназначенные для выявления причин ухудшения обстановки, выработки предложений и организации работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, оценки их характера, а в случае возникновения - выработки предложений по локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий, а также их реализации непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации, определять их полномочия и персональный состав.
4.6. Осуществлять контроль за деятельностью звеньев ТП РСЧС по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.7. Осуществлять контроль за подготовкой и готовностью сил и средств ТП РСЧС.
4.8. Привлекать в установленном порядке силы и средства, входящие в ТП РСЧС, к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
4.9. Осуществлять контроль за обеспечением устойчивого функционирования хозяйственного комплекса муниципального округа на объектовом и муниципальном уровнях.
4.10. Вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Главы Шурышкарского района и Администрации Шурышкарского района.
4.11. Информировать о своей деятельности заинтересованных лиц и организации.
4.12. Права, обязанности и ответственность членов комиссии.
4.12.1. Члены комиссии обладают равными правами при подготовке и обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов.
4.12.2. Члены комиссии имеют право:
- выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию комиссии, и требовать в случае необходимости проведения голосования по данным вопросам;
- голосовать на заседаниях комиссии;
- знакомиться с документами и материалами комиссии, непосредственно касающимися деятельности комиссии;
- привлекать по согласованию с председателем комиссии в установленном порядке сотрудников и специалистов других организаций к экспертной, аналитической и иной работе, связанной с деятельностью комиссии;
- излагать в случае несогласия с решением комиссии в письменной форме особое мнение не позднее 1 дня с момента проведения заседания комиссии, которое подлежит отражению в протоколе заседания комиссии и прилагается к его решению.
4.12.3. Член комиссии обязан:
- организовывать в рамках своей компетенции подготовку вопросов, выносимых на рассмотрение комиссии;
- организовать в рамках своей компетенции выполнение решений комиссии;
- выполнять требования нормативных правовых актов, устанавливающих правила организации работы комиссии;
- в день, когда стало известно о невозможности личного участия в предстоящем (их) заседании (ях) комиссии (по причине убытия в отпуск, командировку и т.п.), письменно информировать председателя комиссии или при его отсутствии заместителя председателя комиссии и секретаря комиссии о сроках отсутствия и назначении своего представителя с предоставлением его контактных данных для оповещения.
В случае временной нетрудоспособности члена комиссии информирование осуществляет должностное лицо, исполняющее обязанности члена комиссии в день, когда стало известно о временной нетрудоспособности члена комиссии.
4.12.4. В случае нарушения членом комиссии регламента работы комиссии решением комиссии ему выносится официальное замечание. Замечание фиксируется в протоколе заседания комиссии с указанием причин его вынесения. Выписка из протокола либо копия протокола направляется представителю нанимателя (работодателю) члена комиссии в срок, установленный пунктом 5.10 настоящего Положения, для решения вопроса о необходимости привлечения к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.13. Председатель комиссии:
4.13.1. осуществляет руководство деятельностью комиссии;
4.13.2. утверждает план работы комиссии на год, повестку заседания, регламент заседания комиссии, протокол заседания комиссии, отчет о деятельности комиссии за год;
4.13.3. определяет порядок проведения и проводит заседания комиссии, принимает решения о проведении заседаний комиссии при возникновении необходимости безотлагательного рассмотрения вопросов;
4.13.4. представляет комиссию по вопросам, относящимся к ее компетенции;
4.13.5. осуществляет при получении информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций оповещение членов комиссии оперативным дежурным Единой дежурной диспетчерской службы Шурышкарского района (далее - ЕДДС);
4.13.6. осуществляет при получении информации о возникновении чрезвычайных ситуаций оповещение оперативным дежурным ЕДДС (по согласованию), сбор членов комиссии и создание оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В случае угрозы и (или) возникновения чрезвычайных ситуаций сбор членов комиссии и работа оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится на базе ЕДДС (по согласованию) либо по решению председателя комиссии в другом месте.
4.14. Первый заместитель председателя комиссии исполняет обязанности председателя комиссии в период его отсутствия.
4.15. Заместитель председателя комиссии:
4.15.1. организует подготовку плана работы комиссии и контроль за его реализацией;
4.15.2. осуществляет подготовку проведения заседаний комиссии;
4.15.3. исполняет обязанности председателя комиссии в период отсутствия председателя и первого заместителя председателя комиссии.
4.16. Секретарь комиссии:
4.16.1. осуществляет созыв заседаний комиссии, оповещает членов комиссии и приглашенных на заседания комиссии, обеспечивает проведение ее заседаний в установленный срок;
4.16.2. осуществляет подготовку необходимых документов и аналитических материалов к заседанию комиссии;
4.16.3. оформляет протокол комиссии, осуществляет контроль за выполнением решений, зафиксированных в протоколе.
V. Организация деятельности Комиссии
5.1. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с годовым планом, принимаемым на заседании комиссии и утверждаемым ее председателем.
5.2. Заседания комиссии проводятся на плановой основе, не реже одного раза в квартал. Возможны внеочередные и экстренные заседания комиссии при возникновении необходимости срочного или безотлагательного рассмотрения вопросов, относящихся к ее компетенции.
Внеочередные заседания - заседания, проводимые по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не включенным в годовой план работы комиссии и требующим их рассмотрения и принятия решения по ним до даты проведения ближайшего планового заседания.
Экстренные заседания - заседания, проводимые с целью принятия решений по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, требующим безотлагательного рассмотрения и поставленным перед комиссией за 2 дня и ранее до даты, необходимой для принятия решения.
5.3. Инициатор внеочередного либо экстренного заседания письменно обращается в адрес председателя комиссии для внесения на рассмотрение вопроса (перечня вопросов) для обсуждения.
Проект (проекты) решения (решений) по вопросу (вопросам), предлагаемому (предлагаемым) к рассмотрению на внеочередном либо экстренном заседании комиссии, направляется в адрес председателя комиссии в сроки, установленные подпунктами 5.6.2, 5.6.3 пункта 5.6 настоящего Положения.
5.4. Внеочередное и экстренное заседание проводятся по решению председателя комиссии, который определяет порядок работы внеочередного либо экстренного заседания, состав комиссии и назначает дату и время проведения ее заседания.
5.5. По вопросам, требующим срочного (внеочередные заседания) или безотлагательного (экстренные заседания) рассмотрения, решения могут приниматься ограниченным составом комиссии:
- председатель комиссии или лицо, его замещающее;
- член (члены) комиссии, в сфере деятельности которого (которых) находится решение данного вопроса;
- секретарь комиссии или лицо, его замещающее.
5.6. Подготовка материалов к заседанию комиссии осуществляется под контролем секретаря комиссии представителями тех территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов Администрации Шурышкарского района, структурных подразделений Администрации Шурышкарского района, руководителями объектов экономики, к ведению которых относятся вопросы повестки дня заседания. Материалы должны быть представлены в комиссию не позднее, чем:
5.6.1. за 10 дней до даты проведения планового заседания;
5.6.2. за 3 дня до даты проведения внеочередного заседания;
5.6.3. в день проведения экстренного заседания.
5.7. Комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее двух третей ее членов при обязательном участии членов комиссии - представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений и территориальных органов Администрации Шурышкарского района, руководителей объектов экономики, к ведению которых относятся вопросы повестки дня заседания комиссии.
5.8. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии.
5.8.1. Заседания комиссии могут проводиться в заочной форме (путем заочного голосования).
Решение о проведении заседания комиссии в заочной форме принимается председателем комиссии либо в его отсутствие лицом, исполняющим обязанности председателя комиссии.
Для проведения заочного голосования секретарь комиссии готовит листы заочного голосования для всех членов комиссии (далее - листы голосования) по форме согласно приложению к настоящему Положению, которые рассылаются всем членам комиссии вместе с пакетом необходимых материалов в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о проведении заседания комиссии в заочной форме. Заочное голосование осуществляется путем визирования листа голосования членом комиссии с письменным выражением позиции по каждому вопросу, поставленному на голосование, в течение 5 рабочих дней со дня поступления листа голосования члену комиссии.
Заочное голосование считается правомочным, если проголосовало более половины членов комиссии. Решения комиссии в рамках заочного голосования принимаются простым большинством голосов членов комиссии, принявших участие в голосовании. В случае равенства голосов решающим является голос председателя комиссии либо в его отсутствие лица, исполняющего обязанности председателя комиссии.
Протокол заседания в заочной форме подписывается председателем комиссии либо в его отсутствие лицом, исполняющим обязанности председателя комиссии, в течение 5 рабочих дней со дня получения листов голосования от всех членов комиссии.
5.9. Решения комиссии оформляются протоколом не позднее чем в 5-дневный срок с момента проведения заседания комиссии.
При необходимости подготавливаются проекты постановлений, распоряжений Главы Шурышкарского района и Администрации Шурышкарского района, которые оформляются в соответствии с требованиями, установленными муниципальными правовыми актами.
5.10. Копия протокола комиссии в 10-дневный срок после его подписания направляется в соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, структурные подразделения и территориальные органы Администрации Шурышкарского района, руководителям объектов экономики, к ведению которых относятся вопросы, рассмотренные на заседании комиссии.
5.11. Решения комиссии, принимаемые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений и территориальных органов Администрации Шурышкарского района и организаций, расположенных на территории муниципального округа, либо имеющих на территории муниципального округа потенциально опасные объекты и объекты жизнеобеспечения.
5.12. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Шурышкарского района осуществляет:
- организационно - и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии;
- размещение информационных материалов о деятельности комиссии на официальном сайте Администрации Шурышкарского район в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://admmuji.yanao.ru/).
5.13. Стационарным пунктом управления комиссии является зал N 1 Администрации Шурышкарского района, расположенный по адресу: ул. Советская, д. 35, с. Мужи, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629640.
VI. Организация деятельности служб РСЧС
6.1. Службы РСЧС включают в себя органы управления, силы и средства организаций, предприятий, учреждений, а также подведомственные учреждения, предназначенные для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального округа по вопросам своей компетенции. Организации, предприятия и учреждения независимо от формы собственности могут быть включены в состав служб РСЧС по согласованию.
6.2. В комиссии для непосредственной разработки мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются службы РСЧС:
1) управления рисками на транспорте и дорожной инфраструктуры;
2) управления рисками возникновения пожаров;
3) управления рисками в сфере энергетики и коммунальной инфраструктуры;
4) управления рисками в сфере строительства зданий и сооружений;
5) управления рисками опасных заболеваний людей;
6) управления рисками в агропромышленном комплексе;
7) первоочередного обеспечения пострадавшего населения;
8) охраны общественного порядка;
9) оповещения и связи;
10) защиты культурных ценностей.
6.3. Персональный состав и руководители служб РСЧС муниципального округа утверждаются решением комиссии, корректируются и уточняются по мере необходимости.
6.4. Положение о службе РСЧС разрабатывается и подписывается руководителем соответствующей службы РСЧС, согласовывается с управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Шурышкарского района и утверждается председателем комиссии.
6.5. Службы РСЧС муниципального округа:
6.5.1. участвуют в разработке плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального округа в пределах установленной компетенции;
6.5.2. разрабатывают план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций службы РСЧС муниципального округа в пределах установленной компетенции;
6.5.3. разрабатывают план основных мероприятий службы РСЧС в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на текущий год.
6.6. Службы РСЧС муниципального округа координируют деятельность и организуют взаимодействие служб РСЧС территориальных органов Администрации Шурышкарского района при выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального округа в соответствии с разработанными планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.