Решение Калужского областного суда от 6 июня 2023 г. N 3а-71/2023
Калужский областной суд в составе председательствующего судьи Евсютиной Е.И., при секретаре Сухоруковой В.А., с участием прокурора Баевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виват-К" к министерству экономического развития и промышленности Калужской области о признании не действующими со дня принятия пункта 695 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года N 2480-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 24 декабря 2021 года N 1997-п); пункта 841 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 30 декабря 2020 года N 2363-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 15 декабря 2021 года N 1919-п), пункта 862 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 23 декабря 2021 года N 1977-п (в редакции приказа министерства экономического развития и промышленности Калужской области от 17 февраля 2023 года N 272-п), Установил:
министерством экономического развития Калужской области 27 декабря 2019 года издан приказ N 2480-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", которым, с учетом изменений, внесенных приказом министерства экономического развития Калужской области от 24 декабря 2021 года N 1997-п, в приложение к приказу под пунктом 695 в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>
Министерством экономического развития Калужской области 30 декабря 2020 года издан приказ N 2363-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", которым, с учетом изменений, внесенных приказом министерства экономического развития Калужской области от 15 декабря 2021 года N 1919-п, в приложение к приказу под пунктом 841 в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>
Министерством экономического развития Калужской области 23 декабря 2021 года издан приказ N 1977-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", которым, с учетом изменений, внесенных приказом министерства экономического развития и промышленности Калужской области от 17 февраля 2023 года N 272-п, в приложение к приказу под пунктом 862 в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год включен объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>
Указанные приказы с приложениями к ним опубликованы на официальном сайте министерства экономического развития Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.
24 января 2023 года в Калужский областной суд поступило административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Виват-К" (далее - ООО "Виват-К"), в котором административный истец, уточнив заявленные требования, просил признать не действующими со дня принятия пункт 695 перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года N 2480-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2020 год", со дня его принятия в действующей редакции; признать не действующим пункт 841 перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом министерства экономического развития Калужской области от 30 декабря 2020 года N 2363-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" со дня его принятия в действующей редакции; признать не действующим пункт 862 перечня объектов недвижимого имущества, утвержденного приказом министерства экономического развития Калужской области от 23 декабря 2021 года N 2363-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" со дня его принятия в действующей редакции.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что ООО "Виват-К" является собственником объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, который включен в указанные выше перечни, однако не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, ни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором он расположен, ни по сведениям документов технического учета о назначении помещений в нем, ни по фактическому использованию, в связи с чем включение его в перечень объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его права, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В судебном заседании представители административного истца ООО "Виват-К" Ващенко Л.В. и Девяткин Р. А. требования административного иска поддержали, с учетом последующих уточнений заявленных требований.
Представители административного ответчика министерства экономического развития и промышленности Калужской области Матвеева И.А. и Михайлова М.А. возражали против удовлетворения требований административного иска.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной налоговой службы Калужской области, Кировской районной администрации муниципального района "Город Киров и Кировский район", ППК "Роскадастр", будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Баевой А.А., полагавшей требования административного иска подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 14, пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Калужской области в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Калужской области от 10 ноября 2003 года N 263-ОЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектами налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них: площадью свыше 1000 квадратных метров - начиная с 1 января 2018 года; площадью свыше 500 квадратных метров - начиная с 1 января 2019 года; площадью до 500 квадратных метров включительно - начиная с 1 января 2020 года; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания: площадью свыше 1000 квадратных метров - начиная с 1 января 2018 года; площадью свыше 500 квадратных метров - начиная с 1 января 2019 года; площадью до 500 квадратных метров включительно - начиная с 1 января 2020 года.
Системный анализ положений федерального и регионального законодательства, включая статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункты 1, 2 статьи 1.1. Закона Калужской области от 10 ноября 2003 года N 263-ОЗ "О налоге на имущество организаций", позволяет сделать вывод о том, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру, торговому центру (комплексу) на территории Калужской области осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение), площади здания и (или) вида его фактического использования.
В соответствии со статьями 20, 31 Закона Калужской области от 25 июля 1995 года N 12 "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" (далее по тексту - Закон) приказ является правовым актом функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции органа исполнительной власти и издаются министрами Калужской области, руководителями иных исполнительных органов государственной власти Калужской области.
В силу статьи 34 Закона нормативный правовой акт содержит следующие реквизиты: полное наименование органа, принявшего акт; правовой статус (вид) акта; заголовок, обозначающий предмет регулирования; регистрационный номер; дату подписания, подпись полномочного лица, печать.
Согласно части 2 статьи 60 Закона иные нормативные правовые акты правотворческих органов вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не предусмотрен иной срок вступления в силу.
Постановлением Правительства Калужской области от 23 сентября 2016 года N 511 утверждено Положение о министерстве экономического развития Калужской области, в соответствии с пунктом 3.75 которого (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемых приказов) министерство экономического развития является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области по осуществлению функций, предусмотренных пунктами 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Процедура определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлена Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Калужской области от 16 октября 2017 года N 585. В силу пункта 1.2 Порядка органом исполнительной власти Калужской области, уполномоченным на определение вида фактического использования объектов недвижимости, является министерство экономического развития Калужской области.
Мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости проводятся в случае, если на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости или документах технического учета (инвентаризации), невозможно установить соответствие объекта недвижимости критериям отнесения к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2.1 Порядка).
Таким образом, суд приходит к выводу, что объект недвижимости включен в перечни уполномоченным органом - министерством экономического развития Калужской области, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.
Проверяя соответствие оспариваемых в части нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и объяснений представителей административного ответчика, объект недвижимости с кадастровым номером N был включен в перечни оспариваемых приказов на основании следующих документов:
выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 27 марта 2019 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, площадью 836,8 кв. м, назначение "нежилое здание", наименование "магазин", количество этажей, в том числе подземных этажей -1, в указанном здании расположены помещения с кадастровыми номерами N по адресу: <адрес>, собственником является ООО "Виват-К" (том 1 л.д. 128 - 133);
сведений об объектах, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых, начиная с 1 января 2020 года налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, площадью до 500 кв. м, представленных 29 января 2019 года Кировской районной администрацией (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района "Город Киров и Кировский район", согласно которым указаны сведения о помещениях с кадастровыми номерами N, площадью 418,4 кв. м, N, площадью 178,7 кв. м, N, площадью 239,7 кв. м, находящихся в составе объекта недвижимости с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 223 - 229).
Вместе с тем, согласно договору N купли-продажи недвижимого имущества от 25 сентября 2009 года ООО "Виват-К" является собственником административного здания, общей полезной площадью 817 кв. м, состоящее из основного строения, основной пристройки, подвала, мансарды, расположенное по адресу: <адрес>, номер объекта N и земельного участка, расположенного на землях поселений, предоставленного для иных целей площадью 3761 кв. м, по адресу: <адрес>. кадастровый (или условный) номер N.
Согласно справке от 27 апреля 2023 года, представленной ППК "Роскадастр", сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами N были включены в кадастр недвижимости при массовой передачи сведений (архивов) КП БТИ по Калужской области в рамках перехода на территории Калужской области с 1 июля 2008 года к ведению ЕГРОКС в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 8 сентября 2006 года N 268 "Об утверждении правил ведения единого государственного реестра объектов капитального строительства";
здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес> поставлено на кадастровый учет 11 апреля 2011 года со следующими характеристиками: площадь - 0,0 кв. м, количество этажей - 1, наименование "магазин";
согласно сведениям ЕГРН здание с кадастровым номером N с 4 января 2015 года имело следующие характеристики: площадь 817 кв. м, количество этажей -2, наименование - административное здание; органом регистрации 11 марта 2021 года была исправлена техническая ошибка о площади с "817 кв. м" на "836,8 кв. м"; 25 августа 2021 года исправлена техническая ошибка в сведениях об этажности с двух этажей на один; 29 марта 2022 года исправлена техническая ошибка в сведениях о наименовании здания с "административное здание" на "магазин";
здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: <адрес>, постановлено на кадастровый учет 26 января 2014 года со следующими характеристиками: площадь - 817 кв. м, количество этажей - 2, наименование "административное здание", сведения о зарегистрированных правах отсутствуют;
в рамках подготовки данного письма филиалом на основании анализа документов и сведений ЕГРН и ЕГРП выявлено несоответствие содержащихся в ЕГРН сведений об объектах недвижимости с кадастровыми номерами N, что является основанием полагать о наличии технической ошибки в сведениях ЕГРН, в случае исправления технической ошибки, сведения о данных объектах должны будут содержать следующие характеристики:
здание с кадастровым номером N площадью 817 кв. м, количество этажей - 2, наименование - административное здание, принадлежащее на праве собственности ООО "Виват-К";
здание с кадастровым номером N площадью 81,3 кв. м, количество этажей -1, наименование - магазин.
Таким образом, ООО "Виват-К" в настоящее время на праве собственности принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером N, приобретенный по договору купли-продажи N от 25 сентября 2009 года.
Согласно Уставу основными видами деятельности ООО "Виват-К" являются распиловка и строгание древесины, пропитка древесины; производство шпона, фанеры, плит, панелей; производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, столярных изделий; производство изделий из пробки, соломки и материалов для плетения, торговля автотранспортными средствами; торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием; консультирование по вопросам финансового посредничества; рекламная деятельность; осуществление внешнеэкономической деятельности по вышеперечисленным видам деятельности, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 24 мая 2021 года основным видом деятельности ООО "Виват-К" является распиловка и строгание древесины.
Из технического паспорта на административное здание, инвентарный номер N по состоянию на 27 сентября 2006 года по адресу: <адрес>, видно, что указанный объект расположен на земельном участке площадью 4004 кв. м, из которого застроенная площадь 412,3 кв. м, здание состоит из литера Б - основного строения, литера Б1 - основная пристройка, подвал, мансарда.
Согласно экспликации к поэтажному плану лит. Б-подвал состоит из: основное - площадью 132,1 кв. м, серверная - 7,6 кв. м, кладовая - 4,1 кв. м, депозитарий - 9,9 кв. м, преддипозитарий - 5,7 кв., хранилище - 6,6 кв. м, основное - 11,6 кв. м, основное - 8 кв. м, коридор - 10,3 кв. м, котельная - 27,7 кв. м, всего - 223,6 кв. м, лестничная клетка - 11,8 кв. м; согласно формуле вычисления площадей экспликации: предназнач. под учрежден. канцелярию и т.д. - 132,1 кв. м, основное - 54,9 кв. м, складочная - 26,3 кв. м, служебное - 10,3 кв. м, при этом ни одно из помещений к торговой площади не отнесено, в графе торговая площадь записи отсутствуют.
Согласно экспликации к поэтажному плану лит. Б-1 этаж состоит из: зал обслуживания физ. лиц - площадью 136,8 кв. м, коридор - 9,4 кв. м, предкассовое помещение - 3,5 кв. м, предкассовое помещение - 3,6 кв. м, кабинеты кассы - 20,2 кв., зал обслуживания юр. лиц - 27,5 кв. м, кабинет - 12,1 кв. м, туалет - 3,6 кв. м, туалет - 3,8 кв. м, коридор - 4,9 кв. м, коридор - 4,6 кв. м, коридор - 11,9 кв. м, всего по 1 этажу - 241,3 кв. м, лестничная клетка - 14,6 кв. м; согласно формуле вычисления площадей экспликации: предназнач. под учрежден. канцелярию и т.д. - 196,6 кв. м, служебное - 44,7 кв. м, при этом ни одно из помещений к торговой площади не отнесено, в графе торговая площадь записи отсутствуют.
Согласно экспликации к поэтажному плану лит. Б-2 этаж состоит из: вестибюль - площадью 32,3 кв. м, основное - площадью 26,7 кв. м, основное - 50,1 кв. м, основное - 9,4 кв. м, основное - 10,4 кв. м, основное - 11,8 кв. м, основное - 5,3 кв. м, основное 40 кв. м, всего 186 кв. м, лестничная клетка - 15,5 кв. м; согласно формуле вычисления площадей экспликации: предназнач. под учрежден. канцелярию и т.д. - 186 кв. м, при этом ни одно из помещений к торговой площади не отнесено, в графе торговая площадь записи отсутствуют.
Согласно экспликации к поэтажному плану - мансарда состоит из: кладовой - площадью 3,3 кв. м, основное - площадью 9,5 кв. м, шкаф-1,1 кв. м, основное - 6,2 кв. м, основное - 7,3 кв. м, коридор - 4,1 кв. м, коридор 7,6 кв. м, основное - 35,6 кв. м, основное - 16,2 кв. м, основное - 9,9 кв. м, коридор - 7,5 кв. м, всего 108,3 кв. м, при этом ни одно из помещений к торговой площади не отнесено, в графе торговая площадь записи отсутствуют (том 1 л.д. 7-29).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером N расположены нежилые помещения с кадастровыми номерами N, N.
Из кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N следует, что указанный объект поставлен на кадастровый учет на основании технического плана помещения от 8 января 2013 года, согласно которому данный объект является подвалом, расположенным на первом этаже здания с кадастровым номером N, назначение помещения "нежилое помещение", общей площадью 418,4 кв. м, расположен по адресу: <адрес>. Согласно экспликации к поэтажному плану нежилого помещения N оно состоит из лит. Б - подвал: основное площадью 144,8 кв. м, кабинета площадью 7,6 кв. м, кладовой - 4,1 кв. м, кабинета - 9,9 кв. м, кабинета - 5,7 кв. м, хранилища - 6,6 кв. м, зала обслуживания - 136,8 кв. м, коридора - 9,4 кв. м, коридора - 3,5 кв. м, кабинета - 3,6 кв. м, кассы - 20,2 кв. м, кабинета - 27 кв. м, кабинета - 12,1 кв. м, санузла - 3,6 кв. м, санузла - 3,8 кв. м, коридора - 4,9 кв. м, коридора - 4,6 кв. м, коридора - 10,2 кв. м, итого общей площадью 418,4 кв. м.
Из кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N следует, что указанный объект поставлен на кадастровый учет на основании технического плана помещения от 5 июля 2013 года, согласно которому данный объект расположен на первом этаже здания с кадастровым номером N, назначение помещения "нежилое помещение", общей площадью 239,7 кв. м, по адресу: <адрес>.
Из кадастрового дела объекта недвижимости с кадастровым номером N следует, что указанный объект поставлен на кадастровый учет на основании технического плана помещения от 5 июля 2013 года, согласно которому данный объект является подвалом, расположен на первом этаже здания с кадастровым номером N, назначение помещения "нежилое помещение", общей площадью 178,7 кв. м, по адресу: <адрес>.
Таким образом, приведенными выше доказательствами не подтверждается, что объект недвижимости с кадастровым номером N имеет наименование "магазин", согласно представленным ППК "Роскадастр" сведениям на момент включения данного объекта в перечни оспариваемых приказов, объект имел наименование "административное здание". Кроме того, материалами дела также не подтверждено, что объект недвижимости с кадастровым номером N имел помещения общей площадью не менее 20 процентов от общей площади здания, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Более того, министерством экономического развития Калужской области при формировании перечня с учетом полученных из ЕГРН и органа местного самоуправления противоречивых сведений фактическое использование спорного здания для целей, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не проверялось и не устанавливалось.
В свою очередь, в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения названного объекта в перечни на 2020, 2021, 2022 годы, не представлено.
Вопреки утверждениям представителей административного ответчика, ни сведения единого государственного реестра недвижимости, ни сведения представленные органом местного самоуправления, а также сведения документов технического учета (инвентаризации) не позволяют сделать вывод о правомерности включения объекта недвижимости с кадастровым N в перечни на 2020, 2021, 2022 годы, а мероприятий по определению фактического использования этого объекта недвижимости на указанные годы не проводилось.
При таких обстоятельствах, с учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска.
Определяя момент, с которого оспариваемые положения указанных нормативных правовых актов признаются не действующими, суд учитывает, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций, следовательно, оспариваемые пункты перечней к приказам для достижения цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежат признанию не действующими со дня их принятия.
В силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о необходимости возложения на министерство экономического развития и промышленности Калужской области обязанности разместить решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте министерства экономического развития и промышленности Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 177, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
признать не действующим со дня принятия пункт 695 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 27 декабря 2019 года N 2480-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 24 декабря 2021 года N 1997-п).
Признать не действующим со дня принятия пункт 841 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 30 декабря 2020 года N 2363-п (в редакции приказа министерства экономического развития Калужской области от 15 декабря 2021 года N 1919-п).
Признать не действующим со дня принятия пункт 862 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, определенного приказом министерства экономического развития Калужской области от 23 декабря 2021 года N 1977-п (в редакции приказа министерства экономического развития и промышленности Калужской области от 17 февраля 2023 года N 272-п).
Обязать министерство экономического развития и промышленности Калужской области разместить решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте министерства экономического развития и промышленности Калужской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://admoblkaluga.ru/sub/econom/.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции через Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий |
Е.И. Евсютина |
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калужского областного суда от 6 июня 2023 г. N 3а-71/2023
Опубликование:
сайт Калужского областного суда в Internet (https://oblsud-klg.sudrf.ru/)