Областной суд в составе
председательствующего судьи Кондратенко Е.В.,
при секретаре Курдюмовой К.В.,
с участием прокурора Матузовой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 февраля 2023 года в городе Омске административное дело по административному исковому заявлению К. к Региональной энергетической комиссии Омской области о признании не действующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2019 года N 560/86 "О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 61/27"), установил:
приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области (л.д. 66 - 67).
В строке 2 таблицы приложения N 1 указанного приказа установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета на одного проживающего 0,243 куб. м в месяц, 2,920 куб. м в год; 60, 225 кг в месяц, 722,700 кг в год.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 19 апреля 2019 года N 40/22 "О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области" в строку 2 таблицы приложения N 1 к приказу N 61/27 внесены изменения, нормативы накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска установлены из расчета на одного проживающего 0,243 куб. м в месяц, 2,920 куб. м в год; 60,225 кг в месяц, 722,700 кг в год.
Решением Омского областного суда от 11 марта 2020 года признан не действующим с момента вступления решения суда в законную силу приказ N 61/27 в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета 0,243 куб. м в месяц, 2,920 куб. м в год; 60,225 кг в месяц, 722,7 кг в год на одного проживающего; на РЭК Омской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт (л.д. 14 - 20).
Во исполнение указанного решения Региональной энергетической комиссией Омской области принят приказ от 20 декабря 2019 года N 560/86 "О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 61/27", которым в строку 2 таблицы приложения N 1 к приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 61/27 внесены изменения, нормативы накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска установлены из расчета на одного проживающего 0,122 куб. м в месяц, 1,460 куб. м в год; 22,289 кг в месяц, 267,472 кг в год. (л.д. 62).
Приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 31 мая 2017 года, номер публикации 550120170531008, 20 декабря 2019 года, номер публикации 5501201912200099 (л.д. 65, 61).
К. обратилась в Омский областной суд с административным исковым заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области) о признании не действующим с момента принятия приказа РЭК Омской области N 61/27 (в редакции приказа от 20 декабря 2019 года N 560/86) в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска установлены из расчета на одного проживающего 0,122 куб. м в месяц, 1,460 куб. м в год; 22,289 кг в месяц, 267,472 кг в год, возложить обязанность на РЭК Омской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим (л.д. 3 - 7).
В ходе рассмотрения дела административный истец, уточнив заявленные требования, просила признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу приказ РЭК Омской области N 61/27 (в редакции приказа от 20 декабря 2019 года N 560/86) в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска установлены из расчета на одного проживающего 0,122 куб. м в месяц, 1,460 куб. м в год; 22,289 кг в месяц, 267,472 кг в год, возложить обязанность на РЭК Омской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим (л.д. 174 - 176).
В обоснование требований указано, что принятый нормативный правовой акт противоречит пунктам 7, 8, 11 - 13 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269, а именно, при проведении замеров объема и массы твердых коммунальных отходов был нарушен соответствующий порядок, в частности, не проведены реальные замеры объема и массы твердых коммунальных отходов с учетом численности населения на выбранных участках территории, в каждом сезоне, с соблюдением семидневного срока и составлением паспорта на каждый выбранный участок, заполнением сводных ведомостей по расчету накоплений. Также указывает, что названные действия нарушают её права как собственника неблагоустроенного жилого дома, проживающей на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, на предоставление коммунальных услуг (л.д. 3 - 7, 174 - 176).
В судебном заседании представитель Козловой О.В. Краецкая Е.М., поддержала заявленные требования с учетом уточнений, по доводам, изложенным в административном иске (л.д. 3 - 7, 174 - 176).
Представитель РЭК Омской области Стельмашек Б.Н. возражал против удовлетворения административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве и возражениях, ссылаясь на принятие оспариваемого приказа в пределах компетенции РЭК Омской области, с соблюдением установленного порядка и отсутствие нарушений законодательства при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 89 - 90, 198).
Представитель заинтересованного лица ООО "Магнит" Шарманова А.М. поддержала позицию, изложенную административным истцом, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 163 - 166).
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Матузовой А.Е., полагавшей, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня вступления в законную силу решения суда, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что К. является собственником <...> и ей начисляется плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д. 36 - 39, 192 - 197).
В силу абзаца первого пункта 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется в соответствии с формулой, составной частью которой является значение норматива накопления ТКО.
В связи с этим суд приходит к выводу о соблюдении К. положений части 1 статьи 208 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и естественных монополий, контроль за соблюдением порядка ценообразования в пределах своей компетенции на территории Омской области, государственное регулирование цен, тарифов, платы, наценок, ставок, надбавок на товары и услуги, регулирование которых в соответствии с федеральным законодательством осуществляется органами исполнительной власти Омской области, является РЭК Омской области (пункт 1 Положения о Региональной энергетической комиссии Омской области, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 2 ноября 2011 года N 212-п).
Согласно пункту 3 данного Положения РЭК Омской области издает правовые акты в форме приказов и распоряжений по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральным и областным законодательством.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в предусмотренной форме и с соблюдением порядка принятия, а также опубликования, установленного пунктом 3 Указа Губернатора Омской области от 30 марта 2004 года N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области".
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; категорий объектов, на которых образуются отходы; видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом; при этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил).
Пунктом 7 Правил установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
В силу требований подпункта "в" пункта 7 Правил в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тысяч человек при проведении замеров отходов для определения нормативов выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/ПР утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 5 Методических рекомендаций на выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В соответствии с пунктом 11 Правил замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение семи дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Согласно пунктам 11, 12, 13 Методических рекомендаций в целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разровнять и мерной линейкой (ноль совпадает с дном контейнера) определять объем отходов. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций замер отходов должен осуществляться в течение каждого сезона: зима - декабрь, январь; весна - апрель; лето - июнь, июль; осень - сентябрь, октябрь.
Таким образом, согласно действующему законодательству утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов должно производиться с соблюдением установленного порядка определения нормативов, включающего в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого приказа процедура, установленная вышеуказанными Правилами и Методическими рекомендациями, не была соблюдена, сбор данных и замеры накопления твердых коммунальных отходов не проводились. Норматив накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска был установлен административным ответчиком на уровне норматива накопления твердых коммунальных отходов для неблагоустроенных домов муниципальных районов Омской области, как наименьший из ранее утвержденных приказом N 61/27.
Названные обстоятельства РЭК Омской области в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Таким образом, экономическая обоснованность оспариваемого значения норматива административным ответчиком не подтверждена.
Также необходимо отметить, что согласно материалам дела, после принятия оспариваемого приказа и вступления указанного выше решения суда в законную силу на основании государственных контрактов от 7 августа 2020 года, 15 сентября 2020 года, 3 ноября 2020 года, 29 марта 2021 года, заключенных между РЭК Омской области и обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственный комплекс "Экоинжиниринг", указанной организацией выполнены работы по проведению замеров ТКО, образующихся на территории Омской области в летний, осенний, зимний сезон 2020 года, а также весенний сезон 2021 года, по результатам которых для неблагоустроенных домов города Омска среднемесячный норматив на 1 проживающего составил 139,732 кг в месяц, 1676,780 кг в год, 1,041 куб. м. в год, 12,494 куб. м. в год. Названный показатель РЭК Омской области не утверждался.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку судом установлено, что оспариваемое правовое регулирование не соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, требования К. подлежат удовлетворению.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", учитывая, что оспариваемые положения применялись, суд приходит к выводу о том, что приказ N 61/27 (в редакции приказа РЭК Омской области от 20 декабря 2019 года N 560/86) в оспариваемой части подлежит признанию не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
Также суд полагает необходимым возложить на РЭК Омской области обязанность по принятию нового нормативного правового акта, руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 61/27 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Омской области" (в редакции приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 20 декабря 2019 года N 560/86 "О внесении изменения в приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года N 61/27") в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для населения в неблагоустроенных многоквартирных и жилых домах города Омска из расчета на одного проживающего 0,122 куб. м в месяц, 1,460 куб. м в год; 22,289 кг в месяц, 267,472 кг в год.
Возложить на Региональную энергетическую комиссию Омской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части.
Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или ином печатном издании, в котором подлежат опубликованию нормативные правовые акты органов исполнительной власти Омской области.
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Кондратенко |
Мотивированное решение изготовлено 1 марта 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Омского областного суда от 13 февраля 2023 г. N 3а-69/2023 "О признании частично недействующими Нормативов накопления твердых коммунальных отходов для населения, утв. приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 31.05.2017 N 61/27"
Опубликование:
-