г. Краснодар |
|
29 июня 2018 г. |
Дело N А61-5212/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ир-Транс" (ИНН 1515910355, ОГРН 1061515008246) - Гутиевой Т.О. (доверенность от 25.06.2018), от заинтересованного лица - Министерства промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1513063939, ОГРН 1171513000735) - Кантемировой З.Э. (доверенность от 12.02.2018), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Ротор" - Гутиевой Т.О. (доверенность от 29.09.2015), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (ИНН 1501004390), направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ир-Транс" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 28.12.2017 (судья Носенко М.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А61-5212/2017, установил следующее.
ООО "Ир-Транс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству промышленности и транспорта Республики Северная Осетия - Алания (далее - министерство) и Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - управление) о признании незаконным бездействия.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ООО "Ротор".
Решением суда от 28.12.2017, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.04.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела не подтвержден факт нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения какой-либо обязанности, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. По мнению заявителя жалобы, суды не приняли во внимание факт не исполнения министерством предписания управления от 08.09.2017 N АМЗ34-09/17, которым министерству указано отменить протокол от 29.08.2017 N 2 и завершить проведение открытого конкурса от 07.08.2017.
В отзывах на кассационную жалобу управление и министерство просят оставить судебные акты без изменения, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель ООО "Ротор" просил жалобу удовлетворить, представитель министерства поддержал доводы отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на официальном сайте министерства (minpromrso.ru.) 31.10.2017 опубликованы извещение о проведении открытого конкурса и конкурсная документация, утвержденная заместителем министра Киргуевым А.П. 30.10.2017. На конкурс выставлены лоты: N 1 - автобусный маршрут N 11 "п. Южный - п. Южный" количество автобусов малого класса 1 ед., особо малого класса 15 ед.; N 2 - автобусный маршрут N 13 "ул. Пушкинская - п. Заводской" количество автобусов малого класса 3 ед., особо малого класса 30 ед.; N 3 - автобусный маршрут N 27 "СНО "Дружба" - ул. Международная" количество автобусов малого класса 3 ед., особо малого класса 33 ед.; N 4 - автобусный маршрут N 34 "п. Спутник - ул. Гадиева" количество автобусов малого класса 2 ед., особо малого класса 24 ед.; N 5 - автобусный маршрут N 37 "ул. Гагкаева - ул. Л. Толстого" количество автобусов малого класса 2 ед., особо малого класса 40 ед.; N 6 - автобусный маршрут N 45 "Карцинское шоссе - Архонское шоссе" количество автобусов малого класса 13 ед., особо малого класса 30 ед.
Общество, не согласившись с действиями министерства по объявлению конкурса обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок. Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (пункт 2 статьи 21 Закона N 220-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.05.2017 N 202 утвержден Порядок организации открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в Республике Северная Осетия-Алания по нерегулируемым тарифам (далее - Порядок организации конкурса), согласно пункту 2 которого открытый конкурс на право осуществления перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в Республике Северная Осетия-Алания по нерегулируемым тарифам проводится в целях обеспечения безопасных условий при осуществлении транспортного обслуживания населения Республики Северная Осетия - Алания на межмуниципальных и муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам, полного и качественного удовлетворения спроса населения, защиты прав потребителей. Предметом открытого конкурса является право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным и (или) муниципальным маршрутам регулярных перевозок в Республике Северная Осетия-Алания по нерегулируемым тарифам. Конкурс проводится органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания - министерством (пункт 4 Порядка организации конкурса).
Пунктом 5 статьи 2 Закона N 220-ФЗ установлено, что законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Северная Осетия-Алания от 03.10.2017 N 50-РЗ "О перераспределении полномочий по организации регулярных пассажирских перевозок между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами государственной власти Республики Северная Осетия-Алания" в переходный период (с 24.10.2017 по 31.12.2017) полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом между поселениями в границах муниципального района, в границах городского округа, сельского поселения Республики Северная Осетия-Алания осуществляются Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Положением о министерстве, утвержденным постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 01.11.2016 N 364 (ред. от 29.08.2017) "Вопросы Министерства промышленности и транспорта Республики Северная Осетия-Алания" определено, что министерство является уполномоченным органом Республики Северная Осетия-Алания в вопросах обеспечения населения услугами автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта, а также осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси; по выдаче, переоформлению и выдаче дубликата разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Северная Осетия-Алания.
Министерством издан приказ от 30.06.2017 N 87-од "Об утверждении состава и порядка работы конкурсной комиссии для проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в Республике Северная Осетия-Алания по нерегулируемым тарифам".
Пунктом 6 Порядка организации конкурса установлено, что открытый конкурс проводится в случаях: 1) открытия нового межмуниципального и (или) муниципального маршрута регулярных перевозок; 2) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам; 3) вступления в законную силу решения суда о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным и (или) муниципальным маршрутам; 4) обращения юридического лица, индивидуального предпринимателя или уполномоченного участника договора простого товарищества, которым выдано свидетельство, с заявлением о прекращении действия свидетельства; 5) принятия решения о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам; 6) окончания срока действия свидетельства и карты маршрута в случае, если они выданы на срок, предусмотренный частью 6 статьи 19 ФЗ N 220-ФЗ; 7) если регулярные перевозки осуществляются совместно более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по данным маршрутам и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества.
Суды установили, что муниципальные маршруты N 11, 13, 27, 34, 37 и 45, которые являются предметом конкурса, не являются новыми муниципальными маршрутами; лица, которые в настоящее время осуществляют перевозки по указанным маршрутам не имеют свидетельств об осуществлении перевозок по ним; перевозки по указанным 7 маршрутам осуществляются совместно тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, которые отказались от заключения договора простого товарищества. Исходя из вышеизложенного, является правильным вывод судов о том, что действия министерства по организации и проведению открытого конкурса осуществлены в рамках предоставленных ему полномочий.
Согласно протоколу конкурсной комиссии от 29.08.2017 N 2 обществу отказано в допуске к участию в конкурсе по лотам NN 2, 3 и 5, так как его заявки по указанным лотам признаны несоответствующими требованиям, установленным конкурсной документацией и требованиям к участникам открытого конкурса. Решением управления от 08.09.2017 по делу N АМ334-09/17 жалоба общества на действия конкурсной комиссии министерства при проведении конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам (по 6 лотам) признана обоснованной. Министерству выдано предписание об устранении нарушений порядка организации и проведения торгов от 08.09.2017 N АМ334-09/17, в соответствии с которым министерству в недельный срок со дня получения предписания указано прекратить нарушение порядка организации и проведения конкурса по 6-ти лотам, для чего отменить протокол заседания конкурсной комиссии N 2 от 29.08.2017 и повторно провести рассмотрение заявок на участие в конкурсе и дальнейшую процедуру проведения конкурса по всем лотам. Довод общества о неисполнении министерством предписания управления от 08.09.2017 по делу N АМ334-09/17, чем допущено противоправное бездействие и нарушение его прав, был предметом рассмотрения судов, которые обоснованно указали на то, что предписание получено министерством 13.09.2017, должно было быть исполненным до 20.09.2017. Однако в указанный период министерство не имело полномочий организации регулярных пассажирских перевозок, в том числе выдаче свидетельств на их осуществление, поскольку его полномочия прекратились с 10.09.2017. При этом согласно обращению о т 20.09.2017 N 776 министерство уведомило управление о невозможности исполнения предписания от 08.09.2017, в связи с прекращением полномочий по организации регулярных пассажирских перевозок, в том числе выдаче свидетельств на их осуществление.
Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установили, что материалами дела не подтверждается допущение министерством после получения предписания от 08.09.2017 незаконного бездействия;
в то же время объявление конкурса 31.10.2017 не нарушает прав заявителя, так как условия его проведения не ухудшены по сравнению с условиями конкурса от 07.08.2017, министерством учтены все замечания управления. Исходя из вышеизложенного, является верным вывод судов о том, что материалами дела не подтвержден факт нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения какой-либо обязанности, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А61-5212/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.