Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С.И.,
при секретаре Печеркиной А.В.,
с участием прокурора Васильевой М.А.,
представителя административного истца Кочева А.Е.,
представителя административного ответчика Швецовой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Метод" о признании недействующим в части нормативного правового акта, установил:
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области, тарифный орган, орган регулирования) от 9 декабря 2021 года N 165-ПК "Об установлении тарифов на тепловую энергию на территории городского округа Первоуральск и о внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории городского округа Первоуральск" (вместе с "Тарифами на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями на территории городского округа Первоуральск") (далее - Постановление N 165-ПК) обществу с ограниченной ответственностью "Метод" (далее также - ООО "Метод", Общество) установлены долгосрочные параметры и тарифы на долгосрочный период регулирования 2022 - 2026 годы на тепловую энергию согласно приложению 2.
Подпунктом 4 пункта 3 Постановления РЭК Свердловской области от 15 ноября 2022 года N 160-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории городского округа Первоуральск" (далее - Постановление N 160-ПК, оспариваемый нормативный правовой акт) в связи с произведенной корректировкой долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2023 год приложение 2 к Постановлению N 165-ПК изложено в новой редакции.
1. |
Общество с ограниченной ответственностью "Метод" (город Екатеринбург) |
|||||||
1.1. |
СТ: - |
|||||||
1.1.1. |
одноставочный, руб./Гкал |
|||||||
1.1.1.3. |
с 01.12.2022 по 31.12.2022 |
1501,97 |
|
|
|
|
|
|
1.1.1.4. |
с 01.01.2023 по 31.12.2023 |
1501,97 |
|
|
|
|
|
|
1.1.2. |
Население (тарифы указаны с учетом НДС) |
|||||||
одноставочный, руб./Гкал | ||||||||
1.1.2.3. |
с 01.12.2022 по 31.12.2022 |
1802,36 |
|
|
|
|
|
|
1.1.2.4. |
с 01.01.2023 по 31.12.2023 |
1802,36 |
|
|
|
|
|
Текст документа опубликован 18 ноября 2022 года на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 22 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Общество с ограниченной ответственностью "Метод" (далее - ООО "Метод", административный истец, Общество, Организация) обратилось в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований (л.д. 76-78) просит признать недействующим подпункт 4 пункта 3 Постановления N 160-ПК в части установления размера тарифа на тепловую энергию для ООО "Метод" с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года (строки таблицы 1.1.1.3, 1.1.1.4, 1.1.2.3, 1.1.2.4) на территории городского округа Первоуральск; обязать РЭК Свердловской области принять заменяющий нормативный правовой акт об установлении тарифа на тепловую энергию для ООО "Метод" с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года (строки таблицы 1.1.1.3, 1.1.1.4, 1.1.2.3, 1.1.2.4) на территории городского округа Первоуральск.
Полагает, что тарифным органом расчет корректировки тарифа произведен с нарушением пункта 52 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э. Считает, что в случае, если в ходе анализа представленных Обществом предложений об установлении тарифов и документов у органа регулирования возникли какие-либо сомнения, вопросы, то РЭК Свердловской области должна была запросить у ООО "Метод" дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Представитель административного истца Кочев А.Е. в судебном заседании доводы уточненного административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика РЭК Свердловской области Швецова А.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержав доводы письменных возражений и пояснений на административный иск (л.д. 57-59, 83-85, 187, 189-190, 191-199), указав, что нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в надлежащей форме, официально опубликован, не противоречит нормам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, допросив свидетеля ( / / ) 5 (...), исследовав материалы административного и тарифного дел, заслушав заключение прокурора Васильевой М.А., полагавшей, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года (далее - Методические указания), с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053).
Организация оказывает услуги теплоснабжения сторонним потребителям, соответственно в силу положений Закона о теплоснабжении является теплоснабжающей организацией, а ее деятельность подлежит государственному регулированию.
Для осуществления указанного выше регулируемого вида деятельности административный истец использует котельную, принадлежащую ему на праве собственности.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (часть 2 статьи 5 и часть 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ утверждено положение о РЭК Свердловской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения РЭК Свердловской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы).
В частности, в области тарификации (ценообразования) РЭК Свердловской области устанавливает подлежащие государственному регулированию тарифы и размер платы в сфере теплоснабжения.
Из содержания пунктов 29-32 Положения следует, что для принятия соответствующих решений образуется коллегиальный орган - Правление, на заседании которого принимаются решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании.
Решения, принятые на заседании Правления, оформляются постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
На основании пунктов 1, 2 статьи 95 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" областные исполнительные органы государственной власти Свердловской области, образованные в форме комиссий, вправе в пределах их компетенции издавать правовые акты в случаях, установленных федеральным законодательством и законодательством Свердловской области, в форме постановлений.
Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено данным пунктом.
В силу пункта 35 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения орган регулирования обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов), но не позднее 21 декабря года, предшествующего очередному периоду регулирования, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, а также осуществляет публикацию решения в источнике официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует и судом установлено, что ООО "Метод" 28 апреля 2022 года обратилось в РЭК Свердловской области с заявлением о корректировке тарифов на тепловую энергию на 2023 год, приложив к заявлению обосновывающие материалы на 587 листах.
13 мая 2022 года РЭК Свердловской области известила административного истца об открытии дела об установлении (корректировке) тарифов (цен).
10 августа 2022 года Общество уведомлено РЭК Свердловской области о процедуре проведения мероприятий по предварительному согласованию регулируемых тарифов, направило проект расчета тарифов.
Общество письмом от 12 октября 2022 года направило в адрес РЭК Свердловской области разногласия к проекту тарифа на тепловую энергию на 2023 год с приложением документов в количестве 1 листа. Выразило несогласие с расчетом по статье затрат "Расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя", по статье затрат "Арендная плата", указав на необходимость расчета корректировки тарифа на тепловую энергию на 2023 год методом индексации с учетом пункта 52 Методических указаний (формула 22).
10 ноября 2022 года РЭК Свердловской области направила в адрес Общества ответ на разногласия к проекту тарифов.
Общество письмом от 10 ноября 2022 года направило в адрес административного ответчика разногласия к проекту тарифа на тепловую энергию на 2023 год с приложением документов в количестве 2 листов.
11 ноября 2022 года на заседании, о котором административный истец был уведомлен 3 ноября 2022 года, принято решение об установлении тарифа на тепловую энергию.
Постановление N 160-ПК опубликовано 18 ноября 2022 года на Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 22 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят РЭК Свердловской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Свердловской области к его форме, порядку принятия и введения в действие и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Тарифы в сфере теплоснабжения представляют собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (пункт 23 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 3 Закона о теплоснабжении общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются, в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.
Частью 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении к основным принципам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесен принцип обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Тарифы устанавливаются органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений (пункты 13-16, 20, 28 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В силу пункта 51 Методических указаний необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, ННВ.i, определяется в (i-1)-м году с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по формуле 21, включающей размер корректировки НВВ, рассчитываемый на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в предыдущем периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктом 52 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле 22 с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения. При этом, формула 22 включает показатель ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2) году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.
В силу пункта 55 Методических указаний для целей определения корректировки, необходимо, в том числе определить фактические неподконтрольные расходы, сложившиеся в 2021 году, при этом отнесенные на рассматриваемый регулируемый вид деятельности, которые определяются на основании документально подтвержденных имевших место неподконтрольных расходов с учетом требований пунктов 13, 45 Основ ценообразования, тыс. руб.
Соответственно, в случае, если регулируемая организация не представила документы, на основании которых можно определить документально подтвержденные имевшие место неподконтрольные расходы, то соответствующая составляющая не может быть учтена при расчете корректировки в соответствии с формулами 22 и 26.
Оценивая законность действий тарифного органа, выразившихся в неприменении при установлении тарифов на тепловую энергию для ООО "Метод" на 2023 год корректировки необходимой валовой выручки по пункту 52 Методических указаний (формулы 22, 26), суд приходит к следующему выводу.
Согласно пункту 62 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя: а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование; в) концессионную плату; г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования; д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования; е) страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда; ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.
Одним из основных принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя (пункт 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (пункт 11 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (далее - Единая система классификации и раздельного учета), утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2013 года N 91, раздельный учет осуществляется путем сбора и обобщения информации об объеме производства (передачи) тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения, а также о показателях, необходимых для осуществления такого учета, раздельно по осуществляемым регулируемым видам деятельности на основании данных бухгалтерского и статистического учета. Раздельный учет ведется на основе подтвержденной данными первичного бухгалтерского учета информации о фактических затратах и доходах по регулируемым видам деятельности регулируемой организации, необходимой для принятия решения федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование (цен) тарифов по данным регулируемым видам деятельности, а также формирования информации о плановых затратах по регулируемым видам деятельности регулируемых организаций. Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года N 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
Разделение по регулируемым видам деятельности, по источникам тепловой энергии, системам теплоснабжения и по субъектам Российской Федерации показателей по основным средствам (включая арендованные), незавершенному строительству осуществляется исходя из отнесения объектов основных средств к соответствующему регулируемому виду деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации по производственному назначению объекта. В случае невозможности отнесения объекта основных средств по производственному назначению к одному из регулируемых видов деятельности, источнику тепловой энергии, системе теплоснабжения и (или) субъекту Российской Федерации распределение его стоимости осуществляется в соответствии с учетной политикой регулируемой организации (пункт 9 Единой системы классификации и раздельного учета).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется раздельно по видам деятельности, указанным в пункте 10 Основ ценообразования за исключением случаев, установленных Законом о теплоснабжении.
Судом установлено, что административный истец согласно Уставу вправе осуществлять более 10 видов деятельности.
Организация осуществляет поставку тепловой энергии в муниципальном образовании городской округ Первоуральск от блочно-модульной котельной, принадлежащей ООО "Метод" на праве собственности.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем административного истца, что ООО "Метод" оказывает не только услуги теплоснабжения, но также подачу горячей воды по тарифам, установленным РЭК Свердловской области, а также занимается иными видами деятельности. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что на дату утверждения оспариваемых тарифов административный истец вел раздельный учет расходов по различным видам регулируемой деятельности.
Для подтверждения ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности Обществом в РЭК Свердловской области представлены: приказ об утверждении учетной политики на 2022 год от 26 января 2021 года N 1, который дословно повторяет Приказ ФСТ России от 12 апреля 2013 года N 91 "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов" и не соответствует требованиям к учетной политике организаций, предусмотренным Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", утвержденным Приказ Минфина России от 6 октября 2008 года N 106н.
Таким образом, документов, подтверждающих отнесение заявленных фактических расходов на регулируемый вид деятельности, Обществом не представлено, как и не было представлено подтверждения фактического ведения раздельного учета по отдельным статьям расходов, что нашло свое отражение при проведении органом регулирования экспертизы представленных документов и принятия решения по величине плановых расходов по каждой статье.
РЭК Свердловской области на основании рассмотрения предложения Организации об установлении тарифов на тепловую энергию на 2023 год подготовила экспертное заключение, в котором ряд расходов снижены или исключены как экономически необоснованные.
В частности, расходы по статье "аренда земли" заявлены Обществом в размере 23,43 тыс. руб.
В качестве обосновывающих материалов Организация представила договор аренды земельного участка от 6 сентября 2018 года N 5443-К, в соответствии с которым ООО "Метод" арендует земельный участок площадью ... кв. м., при этом в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости котельная (кадастровый номер < N >) занимает площадь ... кв. м.
Каких-либо документов, позволяющих сделать вывод о том, какая доля расходов на аренду земли должна быть отнесена (относилась) на регулируемый вид деятельности (услуги теплоснабжения) Общество не представило, как и не представило в материалы дела документы, свидетельствующие о регистрации договора аренды земельного участка в ЕГРН, в связи с чем, тарифный орган обоснованно не учел данные расходы при установлении тарифа на 2023 год.
Расходы по статье "амортизация основных средств" заявлены Обществом в размере 938,06 тыс. руб., приняты РЭК Свердловской области в размере 912,282 тыс. руб.
В качестве обосновывающих материалов организация представила в тарифный орган "Ведомость амортизации за 2021 год".
На основании требований пункта 43 Основ ценообразования в результате произведенной экспертизы амортизационные отчисления обоснованно скорректированы органом регулирования путем исключения из расчета объектов основных средств, не относящихся к виду регулируемой деятельности (производство и передача тепловой энергии), таких как насосы сетевые, а также объектов основных средств, по которым завершен срок полезного использования.
Расходы по статье "налог на имущество" заявлены Обществом в размере 110,47 тыс. руб., приняты РЭК Свердловской области в размере 107,493 тыс. руб. Разногласия по рассматриваемой статье при согласовании проекта расчета не заявлялось.
Таким образом, неподконтрольные расходы организацией заявлены в размере 1144,62 тыс. руб., приняты административным ответчиком в размере 1019,774 тыс. руб.
Расходы по статье "топливо на технологические цели" Организацией заявлены в размере 1839,41 тыс. руб.
В качестве обосновывающих документов Организацией по рассматриваемой статье представлены договор на поставку и транспортировку газа, реестр счетов-фактур, счета фактуры по газу, акты по транспортировке газа.
РЭК Свердловской области расходы по указанной статье учтены в размере 1651,690 тыс. руб.
Пунктом 28 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен), в случае если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию, орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) для соответствующей категории потребителей.
Цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги подлежат государственному регулированию согласно Федеральному закону от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода".
Цена на природный газ определена РЭК Свердловской области в соответствии с пунктами 28, 34 Основ ценообразования и пункта 26 Методических указаний исходя из информации об уровне цен на газ на 2022 год и прогнозного индекса роста цены на газ на 2023 год и составила 5291,98 руб./млн. м3.
Расходы на электрическую энергию заявлены Организацией в размере 651,16 тыс. руб., объем - 107,238 тыс. кВтч, тариф - 6,07 руб./кВтч.
В качестве обосновывающих материалов в тарифный орган представлен договор энергоснабжения от 1 сентября 2017 года N 28607; справка "Фактический объем потребления электрической энергии", карточка счета 26.01 за 2021 год; копии счетов-фактур на электрическую энергию за январь - декабрь 2021 года.
Производя расчет по данному виду статьи затрат тарифным органом учтено, что акты о количестве и стоимости принятой электрической энергии (мощности) с дифференциацией по точкам поставки ООО "Метод" не представлены.
При расчете тарифа Организация заявила расход электрической энергии на уровне факта 2021 года по выставленным счетам-фактурам, при этом в соответствии с приложением N 2 к договору электроснабжения от 1 сентября 2017 года N 28607 у Организации 5 точек поставки, по которым производится расчет за отпущенную электрическую энергию, а кроме того, имеются иные виды регулируемой деятельности.
При расчете тарифов методом индексации в соответствии с пунктом 34 Методических указаний объемы потребления энергетических ресурсов (в том числе электроэнергии) в сопоставимых условиях, определенные на долгосрочный период регулирования, в течение этого периода не пересматриваются.
В этой связи, на 2023 год расход электрической энергии принят органом регулирования в размере 37,9 тыс. кВт.ч с учетом удельного расхода электрической энергии на производство тепловой энергии (объему потребления тепловой энергии в сопоставимых условиях), учтенного при установлении действующих тарифов на долгосрочный период регулирования 2022 - 2026 годы в размере 16,19 кВтч/Гкал.
Цена на электрическую энергию определена на основании представленных Организацией счетов-фактур за 2021 год (средняя цена по которым рассчитана организацией в справке "Фактический объем потребления электрической энергии"), с учетом прогнозных индексов роста цен на электрическую энергию на 2022 и 2023 годы и принята в размере 6,37 руб./кВтч = 5,64*1,045*1,08.
Расходы на электрическую энергию приняты тарифным органом в размере 241,448 тыс. руб. = 37,924 тыс.кВт.ч * 6,37 руб./кВтч.
Расходы на водоснабжение заявлены Обществом в размере 151,71 тыс. руб.
В качестве обосновывающих материалов административным истцом представлены: Единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения от 25 сентября 2017 года N 1862 (далее - договор N 1862); справка ООО "Модуль" "фактический объем поставки воды на котельную и транспортировки стоков за 2021 год"; карточка счета 26.01 за 2021 год; счета-фактуры по договору N 1862.
Анализируя представленные документы и не принимая при установлении тарифов на 2023 год расходов на водоснабжение и водоотведение, тарифный орган обоснованно исходил из того, что местом исполнения по договору N 1862 являются не только модульная блочная газовая котельная, но и многоквартирные жилые дома, что также подтверждается актом о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (приложения N 1, 2 к договору N 1862), сведениями о режиме подачи холодной воды на хозяйственные нужды в многоквартирные жилые дома и для модульной блочной газовой котельной (приложение N 3 к договору N 1862), а равно и другими приложениями к данному договору.
При этом справка ООО "Модуль" "фактический объем поставки воды на котельную и транспортировки стоков за 2021 год содержит информацию о полной стоимости водоснабжения по договору N 1862, без детализации по поставке на котельную, а сумма расходов на водоснабжение в карточке счета 26.01 за 2021 год не соответствует суммам, указанным в справке о фактическом объеме поставки воды на котельную и транспортировки стоков за 2021 год.
Каких-либо иных документов, позволяющих сделать вывод о том, какая доля расходов на водоснабжение, водоотведение должна быть отнесена (относились) на регулируемый вид деятельности Организация также не представила.
При таком положении, тарифным органом правомерно данные расходы признаны необоснованными и не учтены при установлении тарифов.
С учетом изложенного, довод административного истца об экономической необоснованности установленного тарифа не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Не представляется возможным согласиться с доводом представителя административного истца о том, что в случае отсутствия необходимых документов в тарифном деле, орган регулирования обязан был запросить недостающую информацию. Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (пункт 20) предусматривают возможность, а не обязанность истребования дополнительных сведений. Орган регулирования исходил из достаточности представленной информации для производства расчета тарифа.
При этом, административный истец, являясь лицом, заинтересованным в установлении тарифа и, как следствие, в подтверждение достоверности исходных данных, на основе которых рассчитывается тариф, вопреки требованиям законодательства о тарифном регулировании не представил в орган регулирования документы и сведения, необходимые для расчета тарифа в установленной законодательством форме, орган регулирования рассчитал тариф согласно нормативным показателям и имеющимся у него в распоряжении документов.
Указанная правовая позиция содержится в определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 сентября 2019 года N 48-АПА19-11, от 26 ноября 2015 года N 50-АПГ15-14.
Основанием для исключения из состава необходимой валовой выручки указанных выше расходов явился не только факт непредставления регулируемой организацией документов в подтверждение их несения, но также и факт отсутствия экономического обоснования (отнесение заявленных фактических расходов именно на регулируемый вид деятельности), который представителем административного истца в судебном заседании не опровергнут.
Оценив представленные в материалы административного дела доказательства, суд соглашается с произведенным административным ответчиком расчетом тарифа на основе анализа представленных в материалы тарифного дела документов.
Суд также обращает внимание, что расчет корректировки, произведенный в административном исковом заявлении и уточнении к нему, в судебном заседании проверить не удалось, поскольку представителем административного истца в ходе рассмотрения дела судом расчет не был обоснован (раскрыт) и был подтвержден документами, подтверждающими фактические данные (столбец "по данным бухгалтерии 2021 год").
При этом указанные в столбце "по данным бухгалтерии 2021 год" сведения по полезному отпуску (2342,36 Гкал) не соответствуют данным статистической отчетности по форме федерального статистического наблюдения 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже тепловой энергии отдельным категориям потребителей"), утвержденной Приказом Росстата от 23 декабря 2016 года N 848 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной антимонопольной службой федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере теплоэнергетики" (далее - форма 46-ТЭ), сбор и обработка данных по которой осуществляется в системе ФАС России (л.д. 92, 93).
Величина выручки, указанная в расчете корректировки ООО "Метод" в административном исковом заявлении и уточнении к нему также не соответствует данным статистической отчетности по форме 46-ТЭ.
Довод административного истца о том, что тариф, установленный обжалуемым Постановлением N 160-ПК, не позволяет обеспечить финансовые потребности Организации, является несостоятельным, поскольку исключение экономически необоснованных расходов при осуществлении тарифного регулирования не противоречит действующему законодательству и является фактором сдерживания необоснованного роста тарифов.
На потребителей услуг не могут быть возложены завышенные тарифы с целью компенсации всех затрат регулируемой организации, иное противоречило бы основному принципу государственного регулирования тарифов, определяющему обязательность достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг и интересов регулируемых организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Не может суд согласиться с утверждениями административного истца, изложенными в административном исковом заявлении, о том, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит положениям пунктов 38, 75 Основ ценообразования, поскольку каких-либо сведений о том, что Организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, а также об утверждении показателей энергосбережения и энергетической эффективности в материалы тарифного дела представлено не было.
Напротив, в судебном заседании установлено, что Организация теплоснабжающим оборудованием владеет на основании права собственности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств дела, суд не находит противоречия оспариваемого постановления правовым нормам имеющим большую юридическую силу, в связи с чем требования ООО "Метод" о признании недействующим в оспариваемой части Постановления N 160-ПК, а также о возложении на РЭК Свердловской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Метод" о признании недействующим подпункта 4 пункта 3 постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 15 ноября 2022 года N 160-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории городского округа Первоуральск" в части установления размера тарифа на тепловую энергию для ООО "Метод" на территории городского округа Первоуральск с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года (строки таблицы 1.1.1.3, 1.1.1.4, 1.1.2.3, 1.1.2.4), о возложении обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт об установлении тарифа на тепловую энергию для ООО "Метод" - оставить без удовлетворения.
Судья |
С.И. Жейнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 19 мая 2023 г. N 3а-296/2023 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления РЭК Свердловской области от 15.11.2022 N 160-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении тарифов на тепловую энергию (услуги по передаче тепловой энергии) на территории городского округа Первоуральск"
Опубликование:
сайт Свердловского областного суда (http://oblsud.svd.sudrf.ru)