г. Краснодар |
|
04 июля 2018 г. |
Дело N А20-3547/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2018 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при ведении протокола помощником судьи Гусиковым В.В., при участии в судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи с Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики (судебное поручение исполняет судья Цыраев Ф.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Кульчаев Т.А.), при участии в судебном заседании от заявителя - Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи (ИНН 0725015371, ОГРН 1140725002440) - Хацуковой Л.Б. (доверенность от 10.01.2018), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике (ИНН 0711054758, ОГРН 1020700749871), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711037858, ОГРН 1020700756229), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (извещения о вручении телеграмм, уведомления N 40535 0, 40542 8, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Государственного комитета Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.12.2017 (судья Браева Э.Х.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2018 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А20-3547/2017, установил следующее.
Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи (далее - комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление, казначейство) о признании недействительным представления от 28.08.2017 N 04-20-07/1960 в части возврата 14 300 тыс. рублей субсидий (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 05.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики.
Решением суда от 12.12.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.04.2018, комитету отказано в удовлетворении требования.
Судебные акты мотивированы расходованием комитетом 14 300 тыс. рублей субсидий с нарушением условий и порядка их предоставления.
В кассационной жалобе комитет просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие в Правилах предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 N 1027 (далее - Правила N 1027) норм, запрещающих приобретение транспортных средств на средства субсидий по договорам финансовой аренды (лизинга). Из пункта 10 Порядка предоставления субсидии на возмещение части затрат лицам, осуществляющим пассажирские перевозки граждан и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории Кабардино-Балкарской Республики, на приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе, утвержденного постановлением Правительством Кабардино-Балкарской Республики от 31.08.2015 N 202-ПП (далее - Порядок N 202-ПП), следует, что субсидии предоставляются на возмещение части затрат лицам, осуществляющим пассажирские перевозки граждан и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории Кабардино-Балкарской Республики, на приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе. У комитета отсутствовали правовые основания для отказа ОАО "Такси" в приеме документов и в предоставлении субсидии. Предмет лизинга передан лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок во временное владение с переходом права собственности на предмет лизинга. Весь приобретенный ОАО "Такси" транспорт используется на городских маршрутах г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики, а также на пригородных пассажирских перевозках. Цели предоставления субсидии достигнуты.
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя комитета, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что по поручению Федерального казначейства Российской Федерации (письмо от 16.06.2017 N 18-03-06/36) казначейство в период с 10.07.2017 по 21.07.2017 провело внеплановую выездную проверку соблюдения комитетом условий предоставления и использования средств федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" за 2015 год, по результатам которой составило акт от 21.07.2017, в котором зафиксировало в том числе факт использования 14 300 тыс. рублей с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, а именно: не выполнены обязательства по приобретению в установленный 250-дневный срок со дня перечисления субсидии из федерального бюджета в бюджет Кабардино-Балкарской Республики 88 единиц газомоторной техники (автобусы ПАЗ-320302-11).
По данному факту управление вынесло комитету представление от 28.08.2017 N 04-20-07/1960 о рассмотрении информации о выявленных нарушениях и принятии мер по устранению причин и условий их совершения в срок до 15.12.2017.
Комитет обжаловал представление казначейства в части вывода о неправомерном расходовании 14 300 тыс. рублей субсидий, предоставленного ОАО "Такси" на приобретение транспортных средств по договорам лизинга.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Кодекса субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 3.1 статьи 78 Кодекса определено, что при нарушении получателями предусмотренных статьей 78 Кодекса субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 статьи 78 Кодекса.
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, установленных в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики заключило соглашение от 27.07.2015 N 15412.1615173.20.01 о предоставлении субсидий в 2015 году на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе, в рамках подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - соглашение от 27.07.2015), по которому в 2015 году Министерству промышленности и торговли Российской Федерации из федерального бюджета бюджету Кабардино-Балкарской Республики предоставлена субсидия в размере 182 488 392 рублей 44 копеек, которые поступили на лицевой счет комитета, что подтверждается платежным поручением от 31.07.2015 N 55.
По условиям соглашения от 27.07.2015 субсидия предоставлялась на софинансирование затрат Правительства Кабардино-Балкарской Республики, направленных на реализацию мероприятий по закупке газомоторной техники по перечню (с указанием количества) по маркам, моделям и категориям (с указанием количества) газомоторной техники. Размер субсидии из федерального бюджета составил 182 488 392 рубля 44 копейки, софинансирование из бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 22 593 900 рублей, на которые приобретено 135 единиц транспорта, в том числе: 166 400 тыс. рублей - на приобретение автобусов ПАЗ-320302-11 в количестве 128 единиц (размер субсидии - 1300 тыс. рублей на 1 единицу техники);
1 088 392 рубля 44 копейки - на приобретение автобуса ПАЗ-320302-11 в количестве 1 единицы; 12 500 тыс. рублей - на приобретение автобусов ЛиАЗ-529271 в количестве 5 единиц (2500 тыс. рублей на 1 единицу техники); 2500 тыс. рублей - на приобретение автобуса КАВЗ-4238-71 в количестве 1 единицы.
Порядок предоставления субсидий определен постановлением Правительством Кабардино-Балкарской Республики от 31.08.2015 N 202-ПП "О Порядке предоставления субсидии на возмещение части затрат лицам, осуществляющим пассажирские перевозки граждан и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории Кабардино-Балкарской Республики, на приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе" (далее - постановление N 202-ПП), которым главным распорядителем средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики определен комитет.
Во исполнение указанных актов в 2015 году комитет предоставил 202 082 292 рубля 44 копейки субсидии (в том числе за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, в размере 182 488 392 рубля 44 копейки) на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе, в общем количестве 135 единиц следующим претендентам:
- по соглашению от 24.12.2015 N 1-С - ОАО "Такси" на сумму 27 593 700 рублей на закупку 19 автобусов по договорам купли-продажи от 03.12.2015 N 40 и 21.12.2015 N 48 с ЗАО торгово-сервисный центр "Русавтопром-Ростов";
- по соглашению от 24.12.2015 N 2-С - ОАО "Такси" 10 166 100 рублей на закупку 7 автобусов по договорам лизинга с АО "ВТБ Лизинг";
- по соглашению от 24.12.2015 N 3-С - ГУП "Каббалкавтотранс-1438" 167 322 500 рублей на закупку автобусов по договору поставки от 23.12.2015 N 108 с ЗАО торгово-сервисный центр "Русавтопром-Ростов".
Проверкой установлено, что по состоянию на 06.04.2016 (250 дней со дня перечисления субсидии из федерального бюджета в бюджет Кабардино-Балкарской Республики) в распоряжение предприятий - получателей субсидий, источником финансирования которых являются средства федерального бюджета, поступило 58 единиц газомоторной техники (при установленном показателе 135 единиц):
- в рамках исполнения соглашения от 24.12.2015 N 1-С ОАО "Такси" приобретено 11 единиц техники (из предусмотренных 19-ти единиц), в том числе: по договору купли-продажи от 03.12.2015 N 40, заключенному с ЗАО торгово-сервисный центр "Русавтопром-Ростов" - 6 единиц (автобусы ПАЗ-320302-11); по договору купли-продажи от 21.12.2015 N 48, заключенному с ЗАО торгово-сервисный центр "Русавтопром-Ростов" - 1 единица (автобус ПАЗ-320302-11); по договорам лизинга от 28.12.2015 N ОВ/Ф-1503-06-01, ОВ/Ф-1503-07-01, ОВ/Ф-1503-08-01, ОВ/Ф-1503-09-01, заключенным с АО "Сбербанк Лизинг" - 4 единицы (автобусы ПАЗ-320302-11);
- в рамках исполнения соглашения от 24.12.2015 N 2-С ОАО "Такси" приобретено 7 единиц техники (автобусы ПАЗ-320302-11) по договорам лизинга от 23.12.2015 N АЛ 55006/01-15 СТВ, АЛ 55006/02-15 СТВ, АЛ 55006/03-15 СТВ, АЛ 55006/04-15 СТВ, АЛ 55006/05-15 СТВ, АЛ 55006/06-15 СТВ, АЛ 55006/07-15 СТВ, заключенным с АО "ВТБ Лизинг";
- в рамках соглашения от 24.12.2015 N 3-С ГУП "Каббалкавтотранс-1438" по договору поставки от 23.12.2015 N 108, заключенному с ЗАО торгово-сервисный центр "Русавтопром-Ростов", приобретено 40 единиц техники (из предусмотренных 109 единиц), в том числе: 34 автобуса ПАЗ-320302-11, 5-ть автобусов ЛиАЗ-529271, 1 автобус КАВЗ-4238-71.
Пунктами 4.2.1, 4.2.2, 4.2.5, 4.2.6 соглашения от 27.07.2015 установлена обязанность Правительства Кабардино-Балкарской Республики принять субсидию и обеспечить исполнение расходного обязательства в полном объеме, а также достижение значения такого показателя результативности предоставления субсидии, как количество газомоторной техники, приобретенное в рамках мероприятий по обновлению подвижного состава, согласно приложениям к данному соглашению в установленный срок; обеспечить соблюдение уровня софинансирования расходного обязательства за счет ассигнований консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики в размере 22 593 900 рублей; обеспечить достижение установленных значений показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренных соглашением; представлять в Минпромторг России дважды отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта, связанных с осуществлением мероприятий по обновлению парка, и о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии по форме согласно приложению N 2 к настоящему соглашению: по состоянию на 1 января года, следующего за годом - до 25 января года, следующего за отчетным, и по истечении 250 дней со дня перечисления субсидии - в течение 20 дней по истечении 250 дней со дня перечисления субсидии.
Несоблюдение условий предоставления субсидий влечет взыскание в доход федерального бюджета по правилам бюджетного законодательства Российской Федерации. Если по истечении 250 дней со дня перечисления субсидии органом исполнительной власти не исполнены обязательства, установленные Правилами N 1027 и соглашением в части закупки заявленных марок, моделей, категорий и количества приобретаемой газомоторной техники, в том числе с учетом установленных соглашением сроков, субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета, что следует из пунктов 6.2, 6.3 соглашения от 27.07.2015.
Суд отметил, что соглашение от 27.07.2015 предусматривает приобретение транспорта в пределах предоставленного времени - 250 дней (2015 год), тогда как по договорами лизинга ОАО "Такси" транспорт в собственность получит только в конце 2018 года - после внесения лизинговых платежей по графику, а до этого времени предмет лизинга находится во временном владении и пользовании лизингополучателя (пункт 2.1 договоров лизинга), ОАО "Такси" является балансодержателем (пункт 6.1 договоров лизинга), а не его собственником.
Как отметил суд, авансовые лизинговые платежи внесены за счет средств субсидирования (пункт 5.5 договоров лизинга), остальные лизинговые платежи производит ОАО "Такси", начиная с 25.03.2016 по 25.12.2018.
Эти обстоятельства суд обоснованно расценил свидетельствующими о недостижении целей субсидирования в установленные соглашением от 27.07.2015 сроки в части транспорта, приобретенного по договорам лизинга.
Сославшись на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2017 N 19-08-06/34726, суд также отметил, что Правилами N 1027 не предусмотрено субсидирование лизинговых платежей на указанную технику (л. д. 49 - 51 т. 1).
Отклоняя ссылку комитета об установлении возможности субсидирования лизинговых платежей Порядком N 202-ПП, пунктом 10 которого на претендента возложена обязанность представления в течение 20 дней со дня официального опубликования извещения, указанного в пункте 9 Порядка, в Госкомтранс КБР в том числе копии договора купли-продажи или финансовой аренды (лизинга) на технику, работающую на газомоторном топливе и произведенную на территории государств-участников Единого экономического пространства (со всеми приложениями), заверенных лизингодателем и претендентом, судебные инстанции сочли нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации в этой части противоречащим Правилам N 1027, не предусматривающим возможность субсидирования лизинговых платежей.
При этом в пункте 2 Порядка N 202-ПП указано, что субсидия на возмещение части затрат лицам, осуществляющим пассажирские перевозки граждан и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории Кабардино-Балкарской Республики, на приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе, предоставляется в рамках реализации подпрограммы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", подпрограммы "Энергосбережение, повышение энергетической эффективности и развитие техники, работающей на газомоторном топливе, в дорожном хозяйстве и сфере транспорта в Кабардино-Балкарской Республике" государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике" на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 11.11.2013 N 296-ПП, и в соответствии с Правилами N 1027.
Данные обстоятельства послужили основанием для правильного вывода суда об использовании 14 300 тыс. рублей субсидий с нарушением условий и порядка их предоставления.
Ссылка комитета на судебные акты по делу N А32-5626/2016 подлежит отклонению, поскольку в данном деле рассматривался вопрос о правомерности требования Департамента транспорта, организации дорожного движения и охраны окружающей среды администрации муниципального образования город Краснодар о замене приобретенных ООО "Кубань" автобусов на транспортные средства, работающие на газомоторном топливе для обеспечения экономической эффективности пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах регулярного сообщения и улучшения экологической обстановки в муниципальном образовании город Краснодар. В названном деле судом устанавливались иные фактические обстоятельства и подлежащие применению нормы права.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 12.12.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2018 по делу N А20-3547/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.