г. Краснодар |
|
09 июля 2018 г. |
Дело N А53-18835/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.В., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от истца - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Комфорт"" (ИНН 6162067948, ОГРН 1146194005440) - Лисицыной Д.Ф. (доверенность от 09.01.2018), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095) - Андреевой С.М. (доверенность от 01.12.2016), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростовские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2017 (судья Чебанова Л.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Филимонова С.С.) по делу N А53-18835/2017, установил следующее.
ООО "Управляющая компания "Комфорт"" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Ростовские тепловые сети" (далее - общество) о взыскании 1 145 122 рублей 40 копеек неосновательного обогащения (уточненные требования).
Решением от 19.12.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.03.2018, иск удовлетворен. С общества в пользу компании взыскано 1 145 122 рубля 40 копеек задолженности и 24 451 рубль расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. По мнению заявителя, не применив положения пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", суды пришли к ошибочному выводу об отсутствии оснований для взыскания стоимости потерь.
В приложениях к договорам теплоснабжения содержатся условия об объеме потерь тепловой энергии (теплоносителя) в сетях потребителя от границы балансовой принадлежности до точки учета, в связи с чем истец не может заявлять об ином размере потерь, нежели согласованном в договоре. Кроме того, суды необоснованно применили нормы статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), что повлекло неверный вывод о неосновательном обогащении общества.
При увеличении количества коммунального ресурса управляющая организация увеличивает начисления собственникам помещений многоквартирного дома за коммунальные ресурсы и сама при этом убытков не несет, соответственно, у общества отсутствует неосновательное обогащение за счет компании. Заявитель также указывает, что суды ошибочно указали на неправомерность в расчете стоимости теплоносителя. Обязанность по его оплате была установлена в договоре теплоснабжения с указанием порядка расчета количества теплоносителя, исходя из показаний общедомового прибора учета. Такой порядок не противоречит нормам статьи 544 Гражданского кодекса и нормам жилищного законодательства.
Отзыв на жалобу не поступил.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, компания (потребитель) и общество (теплоснабжающая организация) заключили договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 05.03.2015 N 3509 (далее - договор), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду (тепловую энергию и теплоноситель), а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и горячую воду (тепловую энергию и теплоноситель), соблюдать режим их потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 5.1 договора учет тепловой энергии и горячей воды (тепловой энергии и теплоносителя), потребленных потребителем производится на основании показаний прибора(ов) учета, установленного(ых) согласно техническим условиям, выданным теплоснабжающей организацией, по согласованному с теплоснабжающей организацией проекту и допущенного(ых) в коммерческую эксплуатацию в соответствии с действующими Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно пункту 5.5 договора при установке расчетных приборов учета не на границе эксплуатационной ответственности сторон по присоединенным тепловым сетям, количество учтенной тепловой энергии и горячей воды (тепловая энергия и теплоноситель) увеличивается на размер нормативных потерь тепловой энергии и горячей воды (тепловая энергия и теплоноситель) в присоединенной сети потребителя на участке от границы эксплуатационной ответственности до точки учета тепловой энергии и горячей воды (тепловая энергия и теплоноситель). Количество учтенной тепловой энергии и теплоносителя также может быть увеличено на величину сверхнормативных потерь в этих сетях при подтверждении объемов двусторонне подписанным актом и соответствующей технической или проектной документацией.
Оплата за потребленные тепловую энергию и теплоноситель производится потребителем до 20-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 6.4 договора).
Материалами дела подтверждается, что во исполнение условий договора теплоснабжающая организация с февраля 2015 года по май 2017 года поставила потребителю тепловую энергию.
Истец, проведя анализ расчетов с учетом выставленных ответчиком счетов-фактур, установил, что объемы тепловой энергии не соответствуют отчетам о суточных параметрах теплоносителя с февраля 2015 года по май 2017 года.
Компания установила, что со стороны общества ежемесячно производилось доначисление тепловой энергии, при том, что фактическое потребление тепловой энергии подтверждается отчетами о суточных параметрах теплоснабжения.
С 01.02.2015 по 20.05.2017 общий фактический объем тепловой энергии, потребленной в многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Батуринская, 151/66 (дома 14, 15, 16), ул. Батуринская 157/31, ул. Тружеников 33, ул. Тружеников, 33а, ул. Тружеников, 33б, б-р Платова, 2, б-р Платова 2а, б-р Платова 2б, б-р Платова, 4/35, составил 6 043,12 Гкал стоимостью 9 943 342 рубля 75 копеек.
Ответчик предъявил к оплате 7430,66 Гкал на сумму 12 436 526 рублей 24 копейки.
Полагая, что на стороне общества возникло неосновательное обогащение вследствие неправомерного предъявления к оплате 1 145 122 рублей 40 копеек стоимости ресурса, компания обратилась в арбитражный суд иском.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 -547 Гражданского кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 названного Кодекса).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Правоотношения по определению объема коммунальных услуг в жилых домах регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 38 Правил N 354 (в редакции от 14.02.2015) в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Компания, будучи управляющей организацией и абонентом, приобретает тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду для оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме
Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого ресурсоснабжающими организациями с исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями многоквартирных жилых домов) не с целью перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальных услуг, не должны противоречить Правилам N 354.
Компания приобретает тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения жилых домов, находящихся у нее в управлении. Тепловая энергия приобретается не в целях перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам.
В спорных правоотношениях истец не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников помещений в многоквартирном доме, не является производителем коммунальных ресурсов, при заключении договора энергоснабжения жилых домов действует не в собственном экономическом интересе, а в интересах граждан - жильцов дома, поэтому обязательства исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающими организациями не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом).
Таким образом, на истца (как лица, приобретающего тепловую энергию для жильцов домов) не может быть возложена обязанность по несению расходов по возмещению потерь тепла, происходящих при транспортировке тепловой энергии до потребителя.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
В пункте 2 статьи 1102 Гражданского кодекса предусмотрено, что правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Следовательно, для возникновения обязательств из неосновательного обогащения необходимы приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, отсутствие правового основания такого сбережения или приобретения, отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса.
Получение денежных средств в размере 11 724 081 рубля 25 копеек с февраля 2015 года по май 2017 года подтверждается платежными поручениями, указанными в совместно проведенном расчете и не оспаривается сторонами. Из суммы произведенной оплаты за спорный период 1 145 122 рубля 40 копеек по расчету истца является суммой переплаты.
При этом 1 083 230 рублей 95 копеек являются потерями в сетях, а 61 891 рубль 45 копеек - стоимость теплоносителя (утечки в сетях) с февраля 2015 года по июнь 2016 года. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Указание заявителя о необходимости начисления истцу для оплаты стоимости теплоносителя не принимается судом кассационной инстанции ввиду следующего.
К утечке теплоносителя относятся технически неизбежные в процессе передачи и распределения тепловой энергии потери теплоносителя через неплотности в арматуре и трубопроводах тепловых сетей в регламентированных нормативными актами технической эксплуатации электрических станций и сетей пределах (пункт 1.2 приложения 4 к Методическим указаниям, утвержденным Приказом ФСТ РФ 06.08.2004 N 20-э/2).
Доказательств утечки теплоносителя в материалы дела не представлено, в связи с чем взыскание стоимости теплоносителя с истца является неправомерным.
Довод общества о том, что при увеличении количества коммунального ресурса управляющая организация увеличивает начисления собственникам помещений многоквартирного дома за коммунальные ресурсы и сама при этом убытков не несет, надлежит отклонить.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Таким образом, общий объем поставленной в многоквартирный дом электроэнергии должен соответствовать объему, зафиксированному общедомовым прибором учета. Компания должна приобретать коммунальный ресурс (в частности, горячую воду) у общества по тарифам, установленным для населения (граждан). Компания (исполнитель коммунальных услуг) лишена возможности взимать с собственников помещений многоквартирных домов плату за горячее водоснабжение сверх объема, определенного приборами учета.
Доводы заявителя были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах, не опровергают правильности выводов судов, а направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств по делу, которая в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2017 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 по делу N А53-18835/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.