Дополнительные отпуска за ненормированный
рабочий день - продолжительность и порядок предоставления
Вступившим в силу с 1 февраля 2002 года Трудовым кодексом РФ для работников, в отношении которых установлен режим ненормированного рабочего времени, как компенсация за возможное привлечение к выполнению трудовых обязанностей сверх нормальной (или сокращенной) продолжительности рабочего дня установлено предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день.
С принятием постановления Правительства РФ от 11 декабря 2002 года N 884, которым утверждены Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета (далее по тексту - Правила предоставления дополнительного отпуска), в некотором смысле раскрыты принципы и правила, которым необходимо придерживаться при предоставлении дополнительных отпусков, в том числе и в коммерческих организациях.
Обращаясь к порядку предоставления отпусков за ненормированный рабочий день, необходимо прежде всего обратиться к содержанию режима ненормированного рабочего времени.
Статья 101 ТК РФ под ненормированным рабочим днем определят особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
Из данного Кодексом понятия следует, что в условиях ненормированного рабочего времени работники не постоянно, а только в исключительных случаях, эпизодически могут быть привлечены к трудовым обязанностям. Не допускается привлекать работников к выполнению несвойственным им трудовых обязанностей, то есть обязанностей по другим должностям или обязанностей, выполнение которых должно производиться работниками с большим тарифным разрядом, или получающих более высокую заработную плату.
Особенностью режима ненормированного рабочего времени является тот факт, что работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени производиться без дополнительной оплаты за это, даже в одинарном размере. Единственной формой компенсации при этом является предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска.
Трудовой кодекс не содержит перечень должностей, в том числе типовых, в отношении которых может устанавливаться режим ненормированного рабочего времени.
Согласно положений статьи 101 ТК РФ Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка.
Если какие-либо должности в данный Перечень не включены, привлечение работников к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени должно считаться сверхурочной работой с обязательной дополнительной оплатой. В частности, согласно статье 152 ТК РФ такая сверхурочная работа должна оплачиваться за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Как вариант, сверхурочная работа по желанию самого работника вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Учитывая, что за работу в условиях ненормированного рабочего времени законодательством установлено предоставление дополнительного отпуска, то разработка Перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем должна производиться с учетом того, что всем таким работникам должен быть установлен дополнительный отпуск.
В соответствии с положениями статьи 119 ТК РФ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в режиме ненормированного рабочего времени определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, и она не может быть менее трех календарных дней.
Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из федерального бюджета, согласно статье 119 ТК РФ устанавливаются Правительством Российской Федерации, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами власти субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета - органами местного самоуправления.
Утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 года N 884 Правила именно и определяют Правила предоставления дополнительных отпусков работникам бюджетных учреждений, финансируемых из средств федерального бюджета.
Как представляется, в развитие положений постановления Правительства РФ N 884 органы власти субъектов Российской Федерации, а также органы власти местного самоуправления обязаны разработать и издать Правила предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков работникам с ненормированным рабочим днем, занимающих должности в учреждениях, финансируемых из средств их бюджетов.
В бюджетных учреждениях в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления дополнительного отпуска перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющих право на дополнительный отпуск, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или иным нормативным актом организации.
Коммерческие организации вправе определять правила и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков за работу в режиме ненормированного рабочего времени, разрабатывать Перечни должностей, в отношении которых может применяться режим ненормированного рабочего времени, самостоятельно. При этом разработанные и принятые правила и условия предоставления отпусков могут быть изданы отдельным приказом по организации, а продолжительность отпусков согласно требованиям статьи 119 ТК РФ должна быть определена коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.
При разработке правил коммерческие организации вправе руководствоваться положениями постановления Правительства РФ от 11 декабря 2002 года N 884, постановлением Наркомтруда СССР от 13 февраля 1928 года N 106, а также отраслевыми Перечнями работников с ненормированным рабочим днем, утвержденными еще при бывшем СССР.
В перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем в бюджетных учреждениях согласно пункту 2 Правил предоставления дополнительного отпуска включаются руководящий, технический и хозяйственный персонал и другие лица, труд которых в течение рабочего дня не поддается точному учету, лица, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению, а также лица, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности. Тем самым Правилами в полной мере воспроизведены положения пункта 1 постановления Наркомтруда СССР от 13 февраля 1928 года N 106.
Коммерческие организации вправе расширить Перечень работников с ненормированным рабочим днем, включив в него и прочие типовые для них должности.
Согласно пункту 3 Правил предоставления дополнительного отпуска продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого работникам с ненормированным рабочим днем, не может быть менее 3-х календарных дней.
Конкретная продолжительность дополнительного отпуска по соответствующим должностям устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка бюджетного учреждения и зависит от объема работы, степени напряженности труда, возможности работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и других условий.
При определении продолжительности дополнительного отпуска бюджетные учреждения обязаны также учитывать положения следующих нормативных актов:
1. Приказа Минфина РФ от 29 июля 2002 года N 154, согласно которому федеральным государственным служащим центрального аппарата и территориальных органов Минфина РФ дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются продолжительностью 12 календарных дней, а другим работникам центрального аппарата и территориальных органов Минфина РФ, не включенных в перечень государственных должностей федеральной государственной службы - 8 календарных дней.
2. Приказа Росархива РФ от 27 мая 2002 года N 138-ИС, согласно которому дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются следующей продолжительности: заместителям Руководителя Федеральной архивной службы России, начальникам управлений и самостоятельных отделов и их заместителям - 14 календарных дней; начальникам отделов в управлениях, консультантам, главным специалистам - 12 календарных дней; ведущим специалистам, специалистам 1 и 2 категории - 10 календарных дней; другим работникам центрального аппарата Росархива России, не включенным в перечень государственных должностей федеральной государственной службы, - 8 календарных дней.
3. Приказа Минюста РФ от 8 февраля 2002 года N 33, согласно которому дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день предоставляются: заместителям Министра, руководителям департаментов, начальникам управлений и самостоятельных отделов и их заместителям - 14 календарных дней; начальникам отделов в департаментах, управлениях и их заместителям, советникам, помощникам Министра, консультантам, главным специалистам - 12 календарных дней; ведущим специалистам, специалистам 1 и 2 категории - 10 календарных дней; другим работникам центрального аппарата Министерства юстиции, не включенным в перечень государственных должностей федеральной государственной службы - 8 календарных дней.
4. Приказа Минкультуры РФ от 4 марта 2002 года N 299, согласно которому работникам аппарата Министерства культуры Российской Федерации предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 14 календарных дней.
5. Приказа Судебного Департамента Верховного Суда РФ от 15 марта 2000 года N 36 "О продолжительности ежегодных отпусков работникам системы Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации и аппаратов федеральных судов общей юрисдикции".
Из положений пункта 3 Правил предоставления дополнительного отпуска вытекает, что в определении продолжительности дополнительного отпуска свободны не только коммерческие организации, но и бюджетные учреждения. В частности, данным пунктом не определена максимально возможная продолжительность такого дополнительного отпуска.
Однако следует учитывать, что бюджетные учреждения обязаны при определении продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день руководствоваться также внутриведомственными нормативными актами (отдельные из них приведены выше), а также пунктом 7 Правил, согласно которому оплата дополнительных отпусков, предоставляемых работникам с ненормированным рабочим днем, производится в пределах фонда оплаты труда. Таким образом, если штатным расписанием (штатом) бюджетного учреждения не предусмотрено достаточное количество должностей для замещения отсутствующих на время отпуска за ненормированный рабочий день работников, в организации не имеется достаточное количество вакантных должностей, что позволяет получить определенную экономию фонда заработной платы для установления доплаты за время отсутствия работников, находящихся в дополнительном отпуске за ненормированный рабочий день, и наконец, в учреждении недостаточно средств для оплаты всего фонда заработной платы, то и предоставить дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день большой продолжительности оно возможности иметь не будет. И наоборот, закрепленная правилами внутреннего трудового распорядка продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день является обязательной, и потому предоставление таких отпусков в условиях недостаточности средств приведет к занижению фонда материального стимулирования бюджетного учреждения, ведь в любом случае расходы бюджетных учреждений на оплату труда не могут превысить фонд оплаты труда.
При установлении максимальной и при этом обоснованной продолжительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день организациям (особенно коммерческим) рекомендуется руководствоваться положениями пункта 8 Правил "Об очередных и дополнительных отпусках", утвержденных Народным Комиссариатом Труда СССР 30 апреля 1930 года N 169, согласно которому срок такого отпуска не может превышать 12 рабочих дней. Учитывая, что согласно статье 120 ТК РФ продолжительность отпусков выражается в календарных днях, то максимально обоснованная продолжительность дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день составляет 14 календарных дней.
В любом случае коммерческие организации могут установить продолжительность отпуска и более 14 календарных дней, но только не менее 3-х календарных дней.
При определении продолжительности дополнительного отпуска организации также должны учитывать периодичность привлечения работников к выполнению своих трудовых обязанностей сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Если такая работа выполняется редко, то и продолжительность отпуска должна быть не самой большой. Если же работник постоянно работает сверх установленной нормы, то и продолжительность дополнительного отпуска должна быть достаточной.
Для обоснованности продолжительности установленного дополнительного отпуска работодатели организуют учет времени фактически отработанного каждым работником в условиях ненормированного рабочего дня. В бюджетных учреждениях такая обязанность закреплена в пункте 3 Правил предоставления дополнительного отпуска.
Однако следует учитывать, что согласно пункту 4 Правил право на дополнительный отпуск возникает у работника независимо от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня. Это говорит о том, что если фактически работник отработает в течение года сверх установленной нормы рабочего времени 4 часа, а согласно порядку, принятому в организации, ему гарантировано предоставление дополнительного отпуска продолжительностью 7 календарных дней, то эти дополнительные дни отпуска должны быть ему все равно предоставлены. И наоборот, если продолжительность дополнительного отпуска составляет 3-и календарных дня, а работник в течение года отработает 120 часов сверх установленной нормы рабочего времени, то продолжительность отпуска все равно составит 3 календарных дня. Как представляется, при наличии таких несоответствий по итогам соответствующего года работодатель обязан будет произвести корректировку продолжительности предоставляемого дополнительного отпуска согласно данным об отработанном сверх установленной нормы рабочем времени.
Во всяком случае, если продолжительность дополнительного отпуска будет намного ниже, чем фактически отработанное работником сверх установленной нормы время, он вправе потребовать от работодателя как минимум увеличения продолжительности дополнительного отпуска, так как согласно статье 101 ТК РФ работник может привлекаться к "ненормированной" работе только эпизодически.
Если работник фактически привлекается к выполнению работ сверх нормальной продолжительности рабочего времени на условиях ненормированного рабочего дня, а дополнительный отпуск ему не предоставляется, переработка сверх нормальной продолжительности с письменного согласия работника может в соответствии со статьей 119 ТК РФ и пунктом 4 Правил предоставления дополнительного отпуска компенсироваться как сверхурочная работа. Если такого письменного согласия работника нет, то, как представляется, ему должен быть предоставлен дополнительный отпуск.
По мнению автора настоящей публикации, компенсироваться в денежной форме в повышенном размере должна также работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени, если время дополнительного отпуска намного меньше, нежели фактически отработанное сверхурочное время.
Правила оплаты труда за пределами нормальной продолжительности рабочего времени определены в статье 152 ТК РФ и рассмотрены выше. Следует также добавить, что конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу определяются коллективным договором или трудовым договором и они не могут быть меньше, чем в полуторном размере за первые два часа сверхурочной работы, и не менее чем в двойном размере за последующие часы. Кроме того, в силу требований статьи 99 ТК РФ сверхурочные работы не могут превышать для каждого работника 4-х часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления дополнительного отпуска дополнительный отпуск, предоставляемый работникам с ненормированным рабочим днем, суммируется с ежегодным основным оплачиваемым от пуском (в том числе удлиненным), а также другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками. Суммирование всех предоставляемых отпусков предусмотрено также статьей 120 ТК РФ.
В бюджетном учреждении (район Крайнего Севера) согласно правилам внутреннего трудового распорядка предусмотрено предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день начальникам отделов и их заместителям продолжительностью 7 календарных дней.
Учитывая, что в районах Крайнего Севера статьей 321 ТК РФ предусмотрено предоставление дополнительного отпуска за работу в таких районах продолжительностью 24 календарных дня, общая продолжительность ежегодного отпуска определяется суммированием всех отпусков, как основного (продолжительностью не менее 28 календарных дней), так и дополнительных за работу в районах Крайнего Севера и за ненормированный рабочий день.
При продолжительности основного отпуска в 28 календарных дней, общая продолжительность ежегодного отпуска составит 59 календарных дней (28 + 7 + 24).
Если работник имеет право на основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней (например, он является инвалидом), общая продолжительность ежегодного отпуска составит 61 календарный день (30 + 7 + 24).
Согласно положениям пункта 6 Правил предоставления дополнительного отпуска в случае переноса либо неиспользования дополнительного отпуска, а также увольнения право на указанный отпуск реализуется в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации для ежегодных оплачиваемых отпусков.
Данное утверждение говорит о том, что перенос отпуска на следующий год в соответствии с положениями статьи 124 ТК РФ может иметь место только в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, и только с согласия работника. Не предоставленный в текущем году дополнительный отпуск в обязательном порядке должен быть предоставлен в следующем году, - дальнейшее его перенесение не допускается.
Дополнительный отпуск должен быть также перенесен на другой срок, если работнику своевременно не позднее чем за три дня до его начала (статья 136 ТК РФ) не была произведена оплата за время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала.
В силу положений статьи 125 ТК РФ дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день может быть предоставлен работнику отдельно от основного и остальных дополнительных отпусков, а в силу положений статьи 126 ТК РФ - заменен на выплату денежной компенсации. В последнем случае не допускается замена отпуска денежной компенсацией в отношении беременных женщин и работников в возрасте до 18-и лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Работнику коммерческий организации согласно положениям коллективного договора предусмотрено предоставление основного отпуска продолжительностью 28 календарных дней и дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день продолжительностью 14 календарных дней.
При составлении графика отпусков на соответствующий год, может быть предусмотрено единовременное предоставление отпуска продолжительностью 42 календарных дня (28 + 14), или его разделение на две и более частей, одна из которых должна быть не менее 14 календарных дней.
В течение года работник вправе представить на имя работодателя заявление с просьбой о замене дополнительного отпуска на выплату компенсации. Работодатель вправе согласиться с таким предложением работника, но вправе его и отвергнуть, предоставив отпуск в натуре (подтверждено письмом Минтруда РФ от 25 апреля 2002 года N 966-10).
При увольнении работника, не использовавшего в текущем году часть или весь дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, ему в соответствии со статьей 127 ТК РФ может быть выплачена денежная компенсация или "заработанная" часть отпуска предоставлена в натуре (за исключением случаев увольнения за виновные действия) с последующим увольнением, и при этом днем увольнения будет считаться последний день отпуска.
Из примера 2 работник организации увольняется с 10 февраля 2003 года, отработав в текущем рабочем году 4 месяца 14 дней. По правилам округления (до 15 дней отбрасывается, а 15 дней и более округляется до целого числа месяцев), определенных Правилами об основных и дополнительных отпусках, отработанное время составит 4 месяца.
Реализация прав работника на получение работником отпуска может быть осуществлена путем выплаты денежной компенсации или предоставления отпуска в натуре.
В первом случае компенсация подлежит выплате за 4 месяца, то есть ее размер составит 14 среднедневных заработка ((28 + 14) / 12 календарных месяцев в году х 4 отработанных месяца)).
Во втором случае продолжительность предоставляемого при увольнении отпуска должна быть определена с учетом последнего дня отпуска, который считается днем увольнения работника.
При первоначальных расчетах продолжительность отпуска составит 14 календарных дней ((28 + 14) / 12 месяцев х 4 отработанных месяца). Однако, учитывая тот факт, что сама продолжительность отпуска с учетом отработанного в рабочем году времени (4 месяца 14 дней) уже составит 4 месяца 28 календарных дней, то есть по правилам округления уже 5 месяцев, то продолжительность предоставляемого при увольнении отпуска составит 17,5 календарных дней ((28 + 14) / 12 календарных месяца в году х 5 отработанных месяца), в том числе 5,8 календарных дней (14 дней отпуска / 12 х 5) дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день.
Расходы на оплату предоставленных работникам дополнительных отпусков за ненормированный рабочий день относятся в бюджетных учреждениях за счет расходов по смете расходов, но как отмечалось выше, в пределах фонда оплаты труда, а в коммерческих учреждениях - в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 7 статьи 255 ТК РФ, как расходы на оплату отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
И.В. Березкин
"Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru