В организации работают лица из числа инвалидов, выплаты в пользу которых освобождаются от обложения единым социальным налогом и не освобождаются от обложения взносами на обязательное пенсионное страхование.
Как в этом случае следует применять положения пункта 2 статьи 243 НК РФ о том, что сумма налогового вычета не может превышать сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный бюджет?
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 243 главы 24 НК РФ сумма единого социального налога (или сумма авансового платежа по данному налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается организациями на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (так называемый налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
При этом установлено, что сумма налогового вычета не может превышать сумму налогу (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в Федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Учитывая, что выплаты в пользу работников из числа инвалидов не облагаются единым социальным налогом на основании статьи 239 НК РФ, и учитываются при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то положения пункта 2 статьи 243 НК РФ о непревышении суммы страховых взносов над суммой единого социального налога в его части, уплачиваемой в федеральный бюджет, трудно реализуемы.
Согласно письму Минфина России от 7 августа 2002 года N 04-04-04/134 в этом случае организация положения пункта 2 статьи 243 НК РФ не применяет, а для расчета единого социального налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, применяет ставки единого социального налога как 1/2 ставок по налогу, уплачиваемому в федеральный бюджет, установленных статьей 241 НК РФ.
Например, за отчетный период организация начислила в пользу своих работников заработной платы на сумму 240 000 руб., в том числе в пользу работников из числа инвалидов - 4 0000 руб. Для целей примера примем, что организация не применяет регрессивную шкалу налогообложения.
Налоговая база по единому социальному налогу составит 200 000 руб. (240 000 руб. - 40 000 руб.), а учитываемая база по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 240 000 руб.
Сумма единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет в данном случае составит 28 000 руб. (200 000 руб. x (28 процентов / 2), а сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 33 600 руб. (240 000 руб. x 14%).
Если бы в организации не работали инвалиды, то исчисление сумм обязательных платежей на нужды пенсионного страхования и обеспечения она бы производила в следующем порядке:
1) суммы единого социального налога, причитающиеся к уплате в федеральный бюджет - 67 200 руб. (240 000 руб. x 28%);
2) налоговый вычет в размере сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 33 600 руб. (240 000 руб. x 14%);
3) сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, за минусом налогового вычета - 33 600 руб. (67 200 руб. - 33 600 руб.).
1 февраля 2003 г.
"Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru