I. Общие положения
1. Настоящий обзор подготовлен по итогам обобщения результатов мониторинга правоприменительной практики в части невозможности представить государственными служащими Российской Федерации, муниципальными служащими, а также работниками государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, государственных внебюджетных фондов и работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее соответственно - служащие (работники), организации), сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Сведения) своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей.
2. Каждый случай непредставления по объективным причинам Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей подлежит рассмотрению на соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) (далее - комиссия) 1.
3. Порядок поступления заявления о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - Заявление) определяется нормативным правовым актом 2.
4. Поступившее в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее - подразделение) Заявление является основанием для заседания комиссии 3. Таким образом, Заявления рассматриваются на заседании комиссии.
Информация об адресате Заявления на примере федерального уровня представлена в приложении N 1 к настоящему обзору.
II. Алгоритм действий при невозможности по объективным причинам представить Сведения 4
5. При невозможности по объективным причинам представить Сведения своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей служащему (работнику) следует обратиться с Заявлением в подразделение 5.
6. Пример Заявления, исходя из анализа правоприменительной практики, приведен в приложении N 2 к настоящему обзору.
7. Заявление направляется до истечения срока, установленного для представления служащим (работником) Сведений.
8. Подача заявления не влечет необходимость представления имеющихся в распоряжении служащего (работника) Сведений (частичных сведений) своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
9. Как правило, в целях подтверждения объективности и уважительности причин невозможности представления Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей служащий (работник) прикладывает к Заявлению копии подтверждающих документов и иные материалы.
10. Заявление может быть представлено как лично, так и направлено почтой (заказным письмом с уведомлением), если иное не предусмотрено применимым нормативным правовым актом.
11. Для служащих (работников) право направить заявление о невозможности представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
12. Для граждан право направить Заявление законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
13. Законодательством Российской Федерации также не предусмотрено направление Заявления служащими (работниками), замещающими должности в органах публичной власти (организациях), не включенных в перечни должностей, при замещении которых служащие (работники) обязаны представлять Сведения, и претендующими на замещение должностей в органах публичной власти и организациях, предусмотренных такими перечнями.
III. Алгоритм действий подразделения при поступлении к ним Заявления
14. Как правило, поступившее Заявление регистрируется подразделением не позднее следующего рабочего дня после его поступления в журнале регистрации заявлений о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей (далее - журнал).
Пример журнала, исходя из анализа правоприменительной практики, приведен в приложении N 3 к настоящему обзору.
Заявление, поступившее в нерабочий (нерабочий праздничный) день или в нерабочее время, обычно регистрируется на следующий рабочий день.
15. Заявление, как правило, направляется председателю комиссии, который назначает дату заседания комиссии 6.
Перед направлением Заявления председателю комиссии подразделением может даваться объективная оценка разумной достаточности мер, принятых для получения необходимых сведений, а также результатов, которые были получены.
При этом не предусмотрена подготовка мотивированного заключения по результатам рассмотрения Заявления и, как следствие, направление запросов для рассмотрения Заявления не требуется, но допускается.
Результаты правоприменительной практики показали, что "скриншоты" переписок из "мессенджеров" и социальных сетей, распечатки телефонных звонков, используемые в качестве материалов, подтверждающих объективность и уважительность причин непредставления Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей, требуют дополнительного изучения. В этом случае подразделение вправе связаться, например, с лицом, в отношении которого не представлены Сведения.
IV. Рассмотрение Заявления на заседании комиссии
16. Председатель комиссии при поступлении к нему Заявления организует его рассмотрение на заседании комиссии 7.
17. Заседание комиссии по вопросу рассмотрения Заявления, как правило, проводится не позднее одного месяца со дня истечения срока, установленного для представления Сведений (далее - декларационная кампания) 8.
Таким образом, заседание комиссии по вопросу рассмотрения Заявления может быть проведено в период декларационной кампании. В случае признания причины непредставления таких Сведений неуважительной 9 такой подход позволит учесть интересы служащих (работников) и предоставит им возможность, в том числе время, для представления Сведений своих супруг (супругов) и (или) несовершеннолетних детей до окончания декларационной кампании. В этой связи в целях предоставления служащим (работникам) возможности представить Сведения своих супруг (супругов) и (или) несовершеннолетних детей до окончания декларационной кампании заседание комиссии целесообразно проводить в период декларационной кампании.
18. При определении объективности и уважительности причин непредставления служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей членам комиссии рекомендуется руководствоваться понятиями, данными в пункте 8.4 Методических рекомендаций по организации работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационных комиссий) в федеральных государственных органах, одобренных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол от 13 апреля 2011 г. N 24) (далее - Методические рекомендации) 10.
Также рекомендуется обратить внимание на пункт 8.4.1 Методических рекомендаций, согласно которому возможна ситуация, когда причина является одновременно объективной и неуважительной, в частности, отказ супруги (супруга) представить Сведения в связи с обязательствами, взятыми супругой (супругом) перед третьими лицами. В этом случае комиссия, как правило, рекомендует представить служащему (работнику) Сведения своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
19. Председатель комиссии может принять решение о необходимости приглашения на заседание комиссии при рассмотрении Заявления иных лиц, например, представителя организации, в которой работает супруга (супруг) служащего (работника) 11.
20. По итогам рассмотрения Заявления комиссия может принять одно из следующих решений 12:
а) признать, что причина непредставления служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей является объективной и уважительной;
б) признать, что причина непредставления служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей не является уважительной. В этом случае комиссия рекомендует служащему (работнику) принять меры по представлению указанных Сведений;
в) признать, что причина непредставления служащим (работником) Сведений своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей необъективна и является способом уклонения от представления указанных Сведений. В случае принятия последнего решения комиссия рекомендует руководителю органа публичной власти (организации) применить к служащему (работнику) конкретную меру ответственности.
Также комиссией может быть принято иное решение (в этом случае основания и мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания комиссии 13).
Обзор причин невозможности представить Сведения своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей, которые признавались комиссией объективными и уважительными, приведен в приложении N 4.
Обзор причин невозможности представить Сведения своих супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей, которые признавались комиссией неуважительными или необъективными и являющимися способом уклонения от представления таких Сведений, приведен в приложении N 5.
------------------------------
1 См., например, пункт 9 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 559), подпункты "г" и "д" пункта 1 Положения о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 233 "О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции", пункт 11 Положения о представлении атаманами Всероссийского казачьего общества и войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2017 г. N 472 "О представлении атаманами Всероссийского казачьего общества и войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о внесении изменения в форму справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460".
2 См., например, абзац третий подпункта "б" пункта 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее соответственно - Положение о комиссиях, Указ Президента Российской Федерации N 821).
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям в соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации N 821 и подпунктом "б" пункта 23 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" рекомендовано руководствоваться Положением о комиссиях при разработке аналогичных положений, включающих, в том числе, издание порядков поступления Заявлений.
В отношении ситуации невозможности представления руководителями государственных (муниципальных) учреждений Сведений своих супруг (супругов) и (или) несовершеннолетних детей отмечаем, что, подобные ситуации по аналогии, например, с положениями Указа Президента Российской Федерации N 559 могут быть разрешены применимыми нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в рамках утвержденных порядков представления соответствующих сведений лицами, занимающими такие должности.
3 См., например, абзац третий подпункта "б" пункта 16 Положения о комиссиях.
4 Здесь и далее обзор исходит из позиций, закрепленных в Положении о комиссиях.
5 См., например, абзац третий подпункта "б" пункта 16 Положения о комиссиях.
6 См., например, пункт 18 1 Положения о комиссиях.
7 См., например, 18 Положения о комиссиях.
8 См., например, 18 1 Положения о комиссиях.
9 См., например, подпункт "б" пункта 25 Положения о комиссиях.
10 Так, например, объективная причина - это причина, которая существует независимо от воли служащего (работника) (например, служащий (работник) длительное время не располагает сведениями о местонахождении супруги (супруга) и у него отсутствуют возможности для получения такой информации); в свою очередь под уважительной причиной понимается причина, которая обоснованно препятствовала государственному служащему представить необходимые сведения (болезнь, командировка и т.п.).
11 См., например, абзац четвертый пункта 6.4.6 Методических рекомендаций.
12 См., например, пункт 25 Положения о комиссиях.
13 См., например, пункт 26 Положения о комиссиях.
14 См., например, Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".
15 Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
В силу прямого указания пункта 5 статьи 6 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г., правила сохранения адвокатской тайны распространяются на денежные расчеты между адвокатом и доверителем.
При этом вознаграждение, выплачиваемое адвокату доверителем, подлежит обязательному внесению в кассу соответствующего адвокатского образования либо перечислению на расчетный счет адвокатского образования в порядке и сроки, которые предусмотрены соглашением (пункт 6 статьи 25 Федерального закона N 63-ФЗ) (Разъяснение Комиссии по этике и стандартам о предоставлении сведений в отношении банковского счета адвоката", утвержденное Решением Совета Федеральной палаты адвокатов 8 июля 2021 г.).
Следовательно, средства, поступающие адвокату от доверителя на расчетный счет или в кассу адвокатского образования, являются доходом адвоката.
Исчисление и уплата сумм налога с доходов адвокатов производятся адвокатским образованием в порядке, определенном главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, представление сведений о доходах супруги (супруга), осуществляющих свою деятельно в качестве адвоката, не противоречит законодательству об адвокатской тайне.
16 Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду
При этом режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений о численности, о составе работников (штатное расписание), о системе оплаты труда (условия трудового договора), об условиях труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца сноски допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "29 июля 2004 г."
С учетом того, что заработная плата входит в понятие системы оплаты труда, то эти сведения также не относятся к коммерческой тайне (см., часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
17 Под брачным договором понимается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения (см., статья 40 Семейного кодекса Российской Федерации).
При этом брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов (см., пункт 3 статьи 42 Семейного кодекса российской Федерации).
Вместе с тем под правоспособностью в соответствии с гражданским законодательством понимается способность иметь гражданские права и нести обязанности.
Представление Сведений своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является обязанностью, предусмотренной законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, которая не может быть ограничена брачным договором.
Приведены алгоритмы:
- действий госслужащих, отдельных категорий работников при невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах и расходах своих супругов, несовершеннолетних детей;
- действий подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений при поступлении к ним соответствующих заявлений.
Каждый случай непредставления по объективным причинам сведений рассматривается комиссией по урегулированию конфликта интересов. Прописана процедура.
Обзор правоприменительной практики в части невозможности представить по объективным и уважительным причинам сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (утв. Министерством труда и социальной защиты 12 июля 2023 г.)
Опубликование:
-