Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к распоряжению Правительства
Республики Алтай
от 14 июля 2023 г. N 412-р
Региональная программа
"Снижение доли населения с доходами ниже границы бедности в Республике Алтай"
Ответственный исполнитель региональной программы |
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай |
Соисполнители региональной программы |
Министерство экономического развития Республики Алтай; Министерство финансов Республики Алтай; Министерство образования и науки Республики Алтай; Министерство здравоохранения Республики Алтай; Министерство культуры Республики Алтай; Министерство регионального развития Республики Алтай; Министерство сельского хозяйства Республики Алтай; Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай; муниципальные образования в Республике Алтай |
Основная цель региональной программы |
обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции и снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г. |
Основные задачи региональной программы |
повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции; развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам; развитие системы социального контракта; организация социальной адаптации малоимущих граждан |
Целевые показатели (индикаторы) региональной программы |
численность населения с денежными доходами ниже границы бедности; реальные располагаемые денежные доходы населения; реальная заработная плата работников организаций; дефицит денежного дохода; доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь; доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта; число созданных групп дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста в негосударственном секторе дошкольного образования за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом приоритетности региональных программ субъектов Российской Федерации, не менее групп; численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование |
Срок реализации региональной программы |
2023-2030 годы |
Ожидаемые результаты реализации региональной программы |
а) построение эффективной системы мер, направленных на вывод граждан из трудной жизненной ситуации (в том числе недопущения перехода низкодоходных групп граждан в категорию малообеспеченных) посредством обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов, повышения адресности предоставления мер социальной поддержки, содействия занятости; б) достижение в субъектах Российской Федерации к 2030 г. целевых значений показателя "Уровень бедности", определенных Единым планом. |
Общие положения
Региональная программа "Снижение доли населения с доходами ниже границы бедности в Республике Алтай" (далее - Региональная программа) направлена на достижение национальных целей развития Республики Алтай до 2030 г. по снижению уровня бедности в Республике Алтай в два раза по сравнению с показателем 2017 г. и обеспечению темпа устойчивого роста доходов населения. Региональная программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2030 г. и приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2023 г. N 128 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности и признании утратившими силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 года N 326 и внесенных в него изменений".
Срок реализации Региональной программы: 2023-2030 годы.
Мониторинг выполнения Региональной программы осуществляется в соответствии с планом реализации мероприятий по снижению доли населения Республики Алтай с доходами ниже границы бедности на 2023-2030 годы согласно приложению N 1 к Региональной программе и на основании перечня целевых показателей для реализации мероприятий по снижению доли населения Республики Алтай с доходами ниже границы бедности на 2023-2030 годы согласно приложению N 2 к Региональной программе.
Исполнительные органы государственной власти Республики Алтай и органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Алтай, ответственные за выполнение мероприятий и показателей реализации Региональной программы, представляют в Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай (далее - Министерство):
ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет по результатам мониторинга реализации Региональной программы за квартал, по форме согласно приложению N 4 к Региональной программе;
ежегодно, в срок до 20 января года, следующего за отчетным годом, по форме согласно приложению N 4 к Региональной программе.
Министерство с целью более полного представления информации имеет право запрашивать и утверждать дополнительные формы отчетности.
Раздел 1. Информация о социально-экономическом развитии региона
По итогам 1 квартала 2023 г. социально-экономическая ситуация в Республике Алтай характеризовалась ростом промышленного производства, оборота розничной торговли, объемов платных услуг населению, инвестиций в основной капитал, строительства, в том числе жилищного, а также увеличением заработной платы и сохранением стабильности на рынке труда. Вместе с тем отмечено снижение объемов производства продукции сельского хозяйства, оборота общественного питания.
Индекс промышленного производства за январь - март 2023 г. составил 103,9% к аналогичному периоду 2022 г. (по РФ - 99,1%, по СФО - 98,2%), в том числе по добыче полезных ископаемых - 135,2%, обрабатывающим производствам - 100,3%, обеспечению электроэнергией, газом и паром; кондиционированию воздуха - 103,6%, водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений - 86,5%.
Производство продукции сельского хозяйства за январь - март 2023 г. составило 893,1 млн. рублей, 99,5% в сопоставимой оценке к аналогичному периоду 2022 г. (по РФ - 102,9%). В отчетном периоде в хозяйствах всех категорий произведено основных видов сельскохозяйственной продукции: скота и птицы на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий 1 200,1 тонн (96% к аналогичному периоду 2022 г.), молока - 7,7 тыс. тонн (98,8%).
На начало апреля 2023 г. в хозяйствах всех категорий поголовье крупного рогатого скота составило 220,8 тыс. голов (99,2% к аналогичному периоду предыдущего года), овец и коз - 388,1 тыс. голов (99,9%).
Объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций за январь - декабрь 2022 г. (квартальная отчетность) составил 31 140 млн. рублей, 181,4% к уровню 2021 г. в сопоставимых ценах (по РФ - 104,6%, по СФО - 105,6%). Республика Алтай стала лидером среди всех регионов России по темпам роста инвестиций в основной капитал по итогам 2022 г. В структуре инвестиций по источникам финансирования (по крупным и средним организациям) собственные средства составили 67,4%, привлеченные - 32,6%, в том числе бюджетные средства - 18,4%, из них из федерального бюджета - 12,7%, республиканского бюджета Республики Алтай - 4,3%.
В 2022 г. осуществлялась реализация крупных инвестиционных проектов: развитие всесезонного курорта "Манжерок" (ООО "ВК "Манжерок"), строительство гостиничного комплекса Altay Wellness Village. (Алтай Велнес Вилладж на берегу Телецкого озера в Турочакском районе (ООО "Алтай Виладж"), инвестиционная программа газификации (ООО "Газпром инвестгазификация"), строительство, реконструкция и модернизация высоковольтных линий, технологическое присоединение (ПАО "Россети Сибирь").
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", за январь - март 2023 г. составил 912,2 млн. рублей или 118,9% к аналогичному периоду 2022 г. в сопоставимых ценах (по РФ - 108,8%, по СФО - 106,7%).
Введено в эксплуатацию жилья общей площадью 58,7 тыс. кв. м (с учетом жилых домов, построенных на земельных участках для ведения садоводства) или 105,9% к аналогичному периоду 2022 г. (по РФ - 98,8%, по СФО - 107,9%). Основной объем введенного жилья (90,5%) приходился на индивидуальное жилищное строительство - 53,1 тыс. кв. м, что на 1% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Юридическими лицами введено 5,6 тыс. кв. м жилья (197,6% к аналогичному периоду предыдущего года), в том числе 2 многоквартирных дома в г. Горно-Алтайске на 78 квартир общей площадью 3,9 тыс. кв. м.
Оборот розничной торговли за январь - март 2023 г. составил 10 295,6 млн рублей, 105% к аналогичному периоду 2022 г. в сопоставимых ценах (по РФ - 92,7%, по СФО - 95,8%). Оборот торговли пищевыми продуктами составил 4 882,3 млн. рублей (47,4% от общего оборота), 105,6% к аналогичному периоду предыдущего года, непродовольственными товарами - 5 413,3 млн рублей (52,6% от общего оборота), 104,2% к аналогичному периоду предыдущего года. Оборот розничной торговли на 99,1% формировался торгующими организациями, доля рынков и ярмарок составила 0,9%.
Оборот общественного питания за январь - март 2023 г. составил 654,1 млн. рублей или 89,6% к аналогичному периоду предыдущего года в сопоставимых ценах (по РФ - 110,7%, по СФО - 108,4%).
Объем платных услуг населению за январь - март 2023 г. составил 2 490,2 млн. рублей, или 106,5% к аналогичному периоду 2022 г. в сопоставимых ценах (по РФ - 103,9%, по СФО - 102,4%). В структуре объема платных услуг, оказанных населению, преобладающую долю составляли коммунальные услуги (28,2%), телекоммуникационные услуги (13,8%) и услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья (11,6%).
Индекс потребительских цен на товары и услуги по Республике Алтай в марте 2023 г. сложился на уровне 101% к декабрю 2022 г. (по РФ - 101,7%, по СФО - 101,5%), в том числе на продовольственные товары (без алкогольной продукции) - 102,3% к декабрю 2022 г., на непродовольственные товары - 100,3%, платные услуги - 100,7%.
К предыдущему месяцу индекс потребительских цен составил 100,1% (по РФ - 100,4%, по СФО - 100,4%), в том числе на продовольственные товары (без алкогольной продукции) - 100,1%, на непродовольственные товары - 99,9%, платные услуги - 100,4%.
Денежные доходы в расчете на душу населения за январь - декабрь 2022 г. (квартальная отчетность) составили 25 609,1 рублей в месяц, или 107,6% к уровню 2021 г. Реальные денежные доходы за указанный период по сравнению с уровнем 2021 г. снизились на 6,9% (по РФ снижение на 1,4%, по СФО - на 1,3%).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника по полному кругу организаций в Республике Алтай за январь - февраль 2023 г. составила 45 279,5 рублей, 118,7% к аналогичному периоду предыдущего года (по РФ - 113,3%, по СФО - 116,9%). По состоянию на начало апреля 2023 г. на территории Республики Алтай задолженность по выплате заработной платы отсутствовала.
Численность безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости, на 31 марта 2023 г. составила 1 900 чел., уровень регистрируемой безработицы - 2,0% (по состоянию на 31 марта 2022 г. численность безработных составляла 2 159 чел., уровень зарегистрированной безработицы - 2,2%). Напряженность на рынке труда по республике составила 1,2 чел. на 1 вакансию (по состоянию на 31 марта 2022 г. - 1,3 чел.).
За январь - февраль 2023 г. коэффициент рождаемости составил 11,9 родившихся на 1000 населения (по РФ - 8,4, по СФО - 8,8), всего на территории Республики Алтай за указанный период родилось 407 чел., что составило 84,6% к аналогичному периоду 2022 г.
Уровень смертности составил 11,5 умерших на 1000 населения (по РФ - 12,7, по СФО - 14), всего умерло 392 чел., что составило 105,4% к аналогичному периоду 2022 г.
Естественный прирост населения составил 15 чел., что в 7,2 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2022 г., в расчете на 1000 населения - 0,4 (по РФ - (-4,3), по СФО - (-5,2).
Миграционная убыль населения составила 33 чел., в аналогичном периоде 2022 г. - 148 чел. Отрицательное сальдо миграции сложилось за счет выбытия граждан в другие регионы России (сальдо (-34) чел.).
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
1.2. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе на душу населения
По оперативным данным по состоянию на 1 июня 2023 г. в консолидированный бюджет Республики Алтай зачислено 5 319,9 млн. рублей налоговых и неналоговых доходов, из них в республиканский бюджет 3 418,8 млн. рублей, в местные бюджеты 1 901,1 млн. рублей.
В сравнении с аналогичным периодом 2022 г. поступление в консолидированный бюджет Республики Алтай налоговых и неналоговых доходов возросло на 651,0 млн. рублей или на 13,9% из них на 417,1 млн. рублей по налоговым доходам, по неналоговым доходам на 233,9 млн. рублей.
Рост поступлений по налоговым доходам сложился за счет:
- налога на доходы физических лиц на 128,1 млн. рублей;
- акцизов по подакцизной продукции (нефтепродукты, этиловый спирт из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащая продукция), на 121,1 млн. рублей;
- налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения на 111,1 млн. рублей;
- налога на прибыль организаций на 57,8 млн. рублей;
- налога, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами (в т.ч. налог на добычу полезных ископаемых) 16,3 млн. рублей;
- налога на профессиональный доход на 6,5 млн. рублей;
- налога, взимаемого в связи с применением патентной системы;
- налогообложения на 3,1 млн. рублей;
- государственной пошлины на 3,5 млн. рублей.
Рост поступлений по неналоговым доходам (без учета невыясненных платежей) в сравнении с 1 июня 2023 г. обусловлен увеличением поступлений:
- доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 125,0 млн. рублей;
- доходов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства на 69,9 млн. рублей;
- платежей при пользовании природными ресурсами на 20,0 млн. рублей;
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности на 18,1 млн. рублей;
- штрафов, санкций, возмещения ущерба на 1,0 млн. рублей.
1.3. Развитие сельского хозяйства
Впервые с 2017 г. получен прирост продукции сельского хозяйства, который составил 0,6% к уровню 2021 г. в сопоставимых ценах, в том числе по животноводству увеличение составило 1,7%. Положительную динамику во многом обеспечили меры господдержки, в том числе в рамках индивидуальной программы социально-экономического развития. В 2022 году государственная поддержка отрасли превысила 677 млн. рублей, в том числе субсидии сельхозтоваропроизводителям составили более 557 млн. рублей. Государственную поддержку получили 714 сельхозтоваропроизводителей более чем по 40 направлениям, был обеспечен принцип публичности оказания господдержки и равноправия доступа к ней.
Поддерживались такие приоритетные для региона направления деятельности как создание молочных ферм, модернизация цехов по переработке молочной продукции, кормопроизводство (мелиорация), развитие мараловодства и племенного животноводства. С 2023 г. предусмотрена поддержка развития мясопереработки. В рамках индивидуальной программы социально-экономического развития господдержку получили 16 сельхозтоваропроизводителей на приобретение племенного скота почти на 43 млн. рублей (приобретено 667 голов крупного рогатого и мелкого рогатого скота). Такая же сумма (43 млн.) направлена на модернизацию цехов по переработке молочной продукции, получателями поддержки стали СПК "Абайский", ООО "Чергинский маслосырзавод" и ИП "Федоров С.А.". В результате поддержки производство сыра увеличилось на 24,4% (685,5 тонн), масла на 13,4% (191 тонна), создано 18 рабочих мест, привлечено более 13 млн. рублей внебюджетных инвестиций. СПК "Р-242" получил поддержку на строительство Тархатинской межхозяйственной мелиоративной системы в Кош-Агачском районе. В результате урожайность многолетних трав повысилась с 8 до 27 центнеров с гектара, общий объем заготовленных кормов составил 20 800 центнеров (216% к уровню 2021 г.), создано 8 рабочих мест, привлечено более 7 млн. рублей внебюджетных инвестиций. В текущем году с привлечением господдержки по линии индивидуальной программы мелиоративные работы на системе будут завершены. В результате высокогорный Кош-Агачский район обеспечит себя кормовой культурой на 50% от завозимых в район кормов. Необходимо добавить, что такие мелиоративные системы в России находятся только в Дагестане и у нас в республике. В 2022 г. сельхозтоваропроизводители республики приобрели 158 единиц новой сельскохозяйственной техники и оборудования на общую сумму более 186 млн. рублей, сумма государственной поддержки составила 85,5 млн. В рамках регионального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" по направлению "Агростартап" господдержку почти на 43 млн. рублей получили 12 глав крестьянских (фермерских) хозяйств. По направлению "Предоставление субсидий на создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов" господдержка составила почти 15 млн. рублей, шести кооперативам возмещены расходы на закупку сельхозпродукции, приобретение новой сельхозтехники, специализированного автотранспорта, оборудования.
Раздел 2. Текущая ситуация с уровнем бедности
По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай, доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составляла: в 2017 г. - 25,8% (56,0 тыс. человек), в 2018 г. - 24,2% (52,8 тыс. человек), в 2019 г. - 24,2% (53,07 тыс. человек), в 2020 г. - 23,8% (52,4 тыс. человек), в 2021 г. - 22,4% (49,4 тыс. человек), в 2022 г. - 20,4% (45,2 тыс. человек).
В целом по Республике Алтай численность малоимущего населения в 2019 г. составляла 53 070 человек (24 959 малообеспеченных семей), в 2022 г. составила 45 200 человек (19 038 малообеспеченных семей).
В составе указанной категории жителей граждане с высшим и профессиональным образованием - 67,9%, лица, имеющие среднее общее, основное общее образование или вовсе не имеющие образования, составляют 30,1%.
Статистика показывает, что наиболее проблемными среди демографических и социальных групп являются домохозяйства с детьми. В домохозяйствах, не имеющих детей до 18 лет, уровень бедности - 5,6%. Среди всех малообеспеченных домохозяйств семьи с детьми составляют почти 76,5%.
На основании мониторинга социального положения семей с детьми и уровня доходов семей с детьми, проведённого Министерством, установлено, что среди 27,2 тысяч семей с детьми, получающих меры социальной поддержки:
27% воспитывают одного ребёнка;
35% - двух детей;
22,8% - трёх детей;
6,6% семей - четырёх и более детей.
Наличие работающих членов семьи в домохозяйствах, имеющих детей в возрасте до 18 лет, не гарантирует данной семье возможность подняться над чертой бедности. Так, доля работающих, имеющих детей в возрасте до 18 лет, проживающих в малоимущих домохозяйствах, составляет 11,9% (от общей численности работающих, имеющих детей в возрасте до 18 лет). По данным Министерства среди семей с детьми, получающих меры социальной поддержки, в 90% семей доход на каждого члена семьи не превышает величины прожиточного минимума, несмотря на наличие доходов от трудовой деятельности. При этом 17,2% вовсе не имеет доходов от трудовой деятельности.
Из анализа входных данных, полученных от малоимущих получателей мер социальной поддержки об источниках их доходов, следует, что доход от трудовой деятельности составляет только 28%, большую часть (64%) составляют социальные выплаты, в том числе алименты на содержание детей, 11% - иные доходы (неофициальный заработок, помощь родственников и т.д.).
Доля работающих, не имеющих детей в возрасте до 18 лет, проживающих в малоимущих домохозяйствах, составляет только 4,2% (от общей численности работающих, не имеющих детей в возрасте до 18 лет).
Наиболее тяжелое положение в многодетных семьях. Бедными являются более 45,8% домохозяйств, имеющих в своём составе многодетные семьи. Среди домохозяйств, имеющих в своём составе неполные семьи, уровень бедности - 21,5%.
Таким образом, семьи с детьми, особенно многодетные и неполные семьи, стали главным объектом по выработке мер по сокращению бедности.
Второй группой населения, обладающей высокими рисками бедности, являются сельские жители. В сельских населенных пунктах уровень бедности составляет более 46,0%, тогда как в городе - только 5,9%.
Таким образом, в результате анализа структуры и характеристик малоимущего населения Республики Алтай установлено:
высокий уровень бедности концентрируется в семьях с детьми;
уровень материальной обеспеченности малоимущих семей не растет пропорционально росту иждивенческой нагрузки, соответственно многодетные семьи имеют большие материальные трудности;
высокий уровень бедности регистрируется в семьях, где трудоспособные граждане являются безработными, работают на неполную ставку или получают низкую заработную плату на уровне МРОТ, что не обеспечивает уровень среднедушевого дохода в семье выше прожиточного минимума.
В таблице N 3 представлены факторы и причины бедности граждан и семей в Республике Алтай.
Таблица N 3 - "Факторы и причины бедности граждан и семей в Республике Алтай"
Факторы |
Причины |
Экономические |
скрытая оплата труда, безработица, низкооплачиваемые рабочие места |
Демографические |
неполные и многодетные семьи, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой |
Социальные |
низкий уровень соотношения минимальных социальных выплат с прожиточным минимумом, долги (кредиты), конфликтность внутрисемейных отношений |
Социально-медицинские |
инвалидность, старость, слабое здоровье, вредные привычки граждан |
Образовательно-квалификационные |
низкий уровень образования, недостаточный уровень профессиональной подготовки, невостребованность полученного образования и квалификации на рынке труда |
Семьи с детьми, особенно многодетные и неполные, испытывают наибольшие материальные трудности, поскольку с ростом числа детей увеличивается дефицит денежных доходов на одного члена малоимущей семьи. При этом система мер социальной поддержки семей с детьми оказывает существенное влияние на уровень благосостояния таких семей.
В Республике Алтай, согласно данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай, Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) 1 в 2017 г. - 10,7, в 2022 г. - 9,3, т.е. средний уровень денежных доходов населения с самыми высокими доходами в 9,3 раза превышает средний уровень денежных доходов населения с самыми низкими доходами. Его устойчивый рост, обозначает рост социальных угроз развитию общества. Рост коэффициента фондов и его превышение предельно допустимых значений, а, следовательно, усиление социальной дифференциации по уровню доходов и расценивается как вызов и угроза национальной безопасности страны в целом, и экономической безопасности в частности. Коэффициент Джинни (индекс концентрации доходов), характеризующий степень отклонения линии фактического распределения общих доходов населения от линии их равномерного распределения, составил по итогам 2017 г. - 0,360, в 2018 г. - 0,371, в 2019 г. - 0,370, в 2020 г. - 0,374, в 2021 г. - 0,369, в 2022 г. - 0,369.
2.1. Анализ регионального пакета мер поддержки семей с детьми
На повышение благополучия семей с детьми направлены следующие меры поддержки семей при рождении детей:
ежемесячные выплаты в случае рождения третьего или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет (в размере 12 692 рублей) получили 2 909 семей, план - 2 909 семей (в 2021 г. получили 1859 семей);
вручение подарочных наборов при рождении двойняшек (тройняшек). В 2022 г. вручены 20 подарочных наборов (30,00 тыс. руб.), в 2023 г. - 8 подарочных наборов на общую сумму 40,00 тыс. руб. (план 20 шт.);
освещение в СМИ и проведение мероприятий, направленных на популяризацию семейных ценностей и рождения детей - 14 мероприятий;
бесплатный проезд на городском и пригородном пассажирском транспорте;
льготное питание для детей, обучающихся в образовательных учреждениях всех типов;
денежная компенсация на приобретение школьной формы (обучающимся в 1-м классе - 3 000 рублей, обучающимся со 2-го по 11-й классы - 1000 рублей).
Малообеспеченные семьи имеют право на государственную социальную помощь на основании социального контракта и без него в случае чрезвычайной ситуации (пожар) и приобретение предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды и обуви, школьных принадлежностей, средств ухода за детьми).
Особо нуждающимся малоимущим семьям на основании социального контракта может быть предоставлена помощь на развитие личного подсобного хозяйства (приобретение крупного рогатого скота). Государственную социальную помощь без заключения социального контракта в 2022 году получили 884 чел., в том числе 7 семьям с детьми предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта. Благодаря социальному контракту семьям с детьми предоставлена возможность обеспечить семью натуральными продуктами питания (мясо, молоко, творог).
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в 2022 г. профессиональное и дополнительное профессиональное образование получили 40 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (план на 2023 г. - 40).
Для организации обучения женщин на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" сформирован Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В 2022 году, в рамках реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" прошли бесплатное обучение, освоили новую профессию 110 женщин с детьми в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и неработающие мамы дошкольников, из них 97 женщин трудоустроились и сохранили занятость.
Обучение организовали три федеральных оператора Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, Томский государственный университет и движение "Молодые профессионалы" (WorldskillsRussia).
Перечень основных профессий, программ по которым было организовано обучение: закройщик, повар, библиотекарь будущего: от буквы до цифры, логопедия, управление персоналом, кадровый менеджмент, муниципальное управление, специалист по работе на маркетплейсах, юриспруденция и другие.
В целях доступности получения мер социальной поддержки в органах социальной защиты населения, в соответствии с Планом перевода массовых социально значимых услуг регионального и муниципального уровней в электронный формат, утвержденным протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 25 июня 2021 г. N 19, в Республике Алтай в 2021 г. были переведены в электронный формат следующие услуги, дающие право семьям с детьми на получение мер социальной поддержки:
назначение и выплата ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка; предоставление социальных выплат детям из многодетных семей, обучающимся в муниципальных общеобразовательных организациях и в частных общеобразовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию, для обеспечения школьной формой либо замещающим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий и спортивной формой; назначение и осуществление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно; назначение пособия на ребенка из малообеспеченной семьи; предоставление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям семей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; назначение ежемесячной выплаты на содержание ребенка в семье опекуна (попечителя) и приемной семье; предоставление регионального материнского (семейного) капитала; установление опеки, попечительства (в том числе предварительные опека и попечительство), патроната, освобождение опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.
В результате принимаемых вышеуказанных мер, доля рождений третьих и последующих детей в общем числе рожденных детей увеличилась на 3,2% по сравнению с 2021 годом.
Доля многодетных семей в общем количестве семей с несовершеннолетними детьми составляет 16,594, что больше по сравнению с 2021 годом на 1,0794.
Раздел 3. Цели и задачи Региональной программы
Целью Региональной программы является обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции и снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года.
Достижение цели Региональной программы требует решения следующих основных задач:
повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в т.ч. средней заработной платы, над темпом роста инфляции;
развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам;
развитие системы социального контракта;
организация социальной адаптации малоимущих граждан.
3.1. Целевые показатели Региональной программы по снижению доли населения с доходами ниже границы бедности в Республике Алтай
Основным целевым показателем Региональной программы по снижению доли населения с доходами ниже границы бедности в Республике Алтай является снижение численности населения с денежными доходами ниже границы бедности.
Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года и на плановый период до 2030 года по Республике Алтай для показателя "Уровень бедности" установлены следующие значения:
Таблица
(процент)
|
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
2026 г. |
2027 г. |
2028 г. |
2029 г. |
2030 г. |
Республика Алтай |
19 |
17,7 |
16,4 |
15,2 |
14,1 |
13,1 |
12,2 |
10,7 |
В дополнение к целевому значению количества рождений в Республике Алтай в год ежегодно будет проводиться оценка дополнительных целевых показателей:
реальные располагаемые денежные доходы населения;
реальная заработная плата работников организаций;
дефицит денежного дохода;
доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь;
доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта;
число созданных групп дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста в негосударственном секторе дошкольного образования за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с учетом приоритетности региональных программ субъектов Российской Федерации, не менее групп;
численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.
1 Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов) характеризуя уровень дифференциации населения по уровню доходов, является при этом прямой характеристикой глубины социального неравенства в обществе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.