Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
образования и науки
города Москвы
от 01.04.2022 N 249
Стандарт
проекта "Эффективная началка" ("Московская началка")
Цель проекта "Эффективная началка" ("Московская началка") (далее - Проект)
Удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (далее - образовательные организации). Создание возможности освоения основной образовательной программы начального общего образования за 3 года вместо 4 лет, используя индивидуальный учебный план.
Задачи Проекта:
- создание условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с учетом образовательных потребностей;
- обеспечение высокого уровня мотивации обучающихся к образовательной деятельности;
- обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования;
- повышение интенсивности образовательной деятельности посредством создания условий для ускоренного освоения обучающимися в течение одного учебного года программы 1 и 2 классов основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно-правовое обеспечение Проекта
Перечень нормативных документов, регламентирующих вопросы реализации основной образовательной программы начального общего образования и взаимодействие участников образовательных отношений в рамках Проекта, представлен в приложении 1 к стандарту Проекта.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся предоставляются академические права на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (пункт 23 статьи 2 Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального Закона от 29.12.273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и согласно пункту 17 приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" для лиц, обучающихся по индивидуальному учебному плану, срок получения начального общего образования может быть сокращен.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "от 29.12.2012 N 273-ФЗ"
Организация работы классов Проекта строится в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28.
Обоснование актуальности Проекта
Образовательные организации города Москвы являются крупными образовательными организациями, в которых на уровне дошкольного образования воспитателями организуется подготовка воспитанников к освоению основной образовательной программы начального общего образования: дети получают навыки чтения, письма и счета, у них формируются основы читательской, математической, функциональной грамотности. Учителями начальных классов для воспитанников дошкольных групп проводятся мероприятия, направленные на знакомство с обучением в 1 классе, различными форматами организации учебной деятельности, организуются общешкольные активности совместно с обучающимися 1 классов.
Педагогические работники организуют для родителей воспитанников онлайн-консультации по вопросам готовности к обучению в школе, реализации программ начального общего образования, проводят тренинги по эффективной коммуникации с детьми, формированию функциональной грамотности, поддержке детей в сензитивные периоды познавательного, эмоционального и социального развития.
Указанные факторы формируют среди родительской общественности и обучающихся запрос на ускоренное обучение в начальной школе в рамках Проекта.
Описание модели реализации Проекта
Проект реализуется на уровне начального общего образования с ускоренным прохождением основной образовательной программы начального общего образования в течение 3 лет, с использованием индивидуального учебного плана, в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, в соответствии с примерными локальными актами образовательной организации (приложение 2) в пределах разработанной и утвержденной образовательной организацией основной образовательной программы начального общего образования.
Установление готовности обучающихся к освоению основной образовательной программы начального общего образования в рамках Проекте осуществляется образовательной организацией по результатам диагностики, проводимой по материалам Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования" (далее - ГАОУ ДПО МЦКО) на основании письменных заявлений родителей (законных представителей) обучающихся на уровне дошкольного образования.
Образовательная организация обеспечивает выполнение в полном объеме основной образовательной программы начального общего образования, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, интересам и потребностям обучающихся.
Обучение в рамках Проекта в пределах основной образовательной программы начального общего образования сопровождается проведением в апреле - мае ежегодной диагностики по материалам ГАОУ ДПО МЦКО.
В апреле - мае первого года обучения в Проекте проводится психолого-педагогический мониторинг успешности адаптации обучающихся к освоению программы начального общего образования.
Схема взаимодействия организаций в Проекте
Участники Проекта
Департамент образования и науки города Москвы:
- разработка и утверждение нормативных актов в рамках реализации Проекта;
- утверждение целевых индикаторов реализации Проекта;
- утверждение критериев отбора образовательных организаций для участия в Проекте;
- утверждение перечня образовательных организаций, участвующих в Проекте;
- контроль деятельности образовательных организаций, участвующих в реализации Проекта.
ГАОУ ДПО МЦКО:
- ежегодная разработка диагностических материалов (спецификаций и демоверсий) для определения уровня подготовки обучающихся по математике, русскому языку и литературному чтению с учетом содержания основной образовательной программы начального общего образования;
- ежегодная разработка диагностических материалов готовности к ускоренному освоению основной образовательной программы начального общего образования;
- формирование статистических материалов о результатах диагностик обучающихся.
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городской методический центр Департамента образования и науки города Москвы - оператор Проекта (далее - Оператор):
- разработка методических и учебных материалов для реализации Проекта;
- осуществление консультационной и методической поддержки Проекта;
- реализация информационного и организационного сопровождения Проекта;
- прием от образовательных организаций заявок на участие в Проекте (приложение 3);
- формирование перечня образовательных организаций, участвующих в Проекте;
- проведение обучающих семинаров по актуальным вопросам организации ускоренного обучения, актуализации содержания основных образовательных программ и методики обучения в рамках Проекта;
- организация консультаций для заместителей директоров и учителей, работающих в образовательных организациях - участниках Проекта, по вопросам открытия классов Проекта, разработки учебных планов, рабочих программ и программ курсов внеурочной деятельности.
Образовательные организации:
- анализ запроса родительской общественности на организацию ускоренного освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования с использованием индивидуального учебного плана;
- проведение диагностики готовности к ускоренному освоению основной образовательной программы начального общего образования обучающихся по заявлениям родителей (законных представителей) (приложение 4);
- формирование в рамках Проекта одного или более классов в параллели для организации ускоренного освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования с использованием индивидуального учебного плана;
- организация образовательной деятельности обучающихся в классах Проекта по индивидуальному учебному плану по заявлению родителей (законных представителей) (приложение 5);
- обеспечение достижения целевых индикаторов Проекта;
- своевременное информирование общественности о ходе реализации Проекта в образовательной организации на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- разработка локальных нормативных актов по вопросам реализации Проекта.
Участие в Проекте
Образовательная организация, желающая стать участником Проекта в следующем учебном году, направляет заявку (приложение 3) Оператору в период с 1 сентября до 1 февраля текущего учебного года (в 2022 году - до 15 апреля).
Критерии отбора образовательных организаций для участия в Проекте:
- не ниже группы потенциального роста в рейтинге вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников по итогам года, предшествующего году вступления в Проект;
- возможность формирования одного или более классов в параллели в рамках Проекта;
- успешное прохождение воспитанниками дошкольных групп диагностики готовности к ускоренному освоению основной образовательной программы начального общего образования;
- наличие двух или более классов на уровне начального общего образования в каждой параллели в образовательной организации;
- успешное прохождение учителем начальных классов Проекта ознакомительного тренинга ГАОУ ДПО МЦКО "Метапредметные умения. 7 класс" и публикация его результатов в свободном доступе.
Реализация Проекта. Этапы реализации Проекта в образовательной организации
N |
Перечень организационных мероприятий образовательной организации |
Ответственный |
Срок (период) реализации |
Подготовительный этап | |||
1 |
Проведен анализ запроса родителей (законных представителей) на организацию ускоренного обучения |
Образовательная организация |
сентябрь - декабрь |
2 |
На заседании Управляющего совета образовательной организации принято решение о направлении заявки на участие в Проекте |
Образовательная организация |
сентябрь - январь |
3 |
Оператору направлена заявка на участие в Проекте |
Образовательная организация |
сентябрь - февраль |
4 |
Определен и назначен ответственный за реализацию Проекта в образовательной организации |
Образовательная организация |
февраль |
5 |
Утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса в рамках Проекта |
Образовательная организация |
март |
6 |
Организовано информирование родителей (законных представителей) о сроках и условиях проведения диагностики готовности к ускоренному освоению основной образовательной программы начального общего образования |
Образовательная организация |
март - апрель |
7 |
Образовательной организацией установлен факт готовности дошкольников к освоению образовательной программы начального общего образования в классе Проекта на основании результатов диагностики готовности к ускоренному освоению основной образовательной программы начального общего образования |
Образовательная организация, ГАОУ ДПО МЦКО |
апрель - май |
8 |
Осуществлено информирование родителей (законных представителей) о результатах диагностики готовности к ускоренному освоению основной образовательной программы начального общего образования |
Образовательная организация |
май - июнь |
9 |
Собраны заявления родителей (законных представителей) обучающихся о реализации ускоренного обучения на основе индивидуального учебного плана |
Образовательная организация |
июнь |
10 |
Разработаны основная образовательная программа начального общего образования, индивидуальные учебные планы, рабочие программы по предметам для обучения в рамках Проекта |
Образовательная организация |
июнь |
11 |
Издан приказ о зачислении обучающихся в 1 класс Проекта на основании заявлений родителей (законных представителей) |
Образовательная организация |
август |
12 |
На основании информации из Комплексной информационной системе "Государственные услуги в сфере образования и в электронном виде" (далее - КИС "ГУСОЭВ") Управлением дошкольного и общего образования Департамента образования и науки города Москвы сформирован и направлен в Государственное казенное учреждение города Москвы Центр финансового обеспечения Департамента образования и науки города Москвы (далее - ГКУ ЦФО ДОНМ) список обучающихся в классах Проекта |
Управление дошкольного и общего образования Департамента образования и науки города Москвы |
август (ежегодно перед началом следующего учебного года) |
13 |
ГКУ ЦФО ДОНМ включена государственная работа в государственное задание на основании списка обучающихся в классах Проекта |
ГКУ ЦФО ДОНМ |
август - сентябрь (ежегодно перед началом следующего учебного года) |
Первый год обучения | |||
14 |
Образовательной организацией проведена промежуточная аттестация обучающихся по итогам ускоренного освоения содержания образовательной программы 1 класса |
Образовательная организация |
до января |
15 |
Осуществлено информирование родителей (законных представителей) обучающихся о результатах промежуточной аттестации обучающихся по итогам ускоренного освоения содержания образовательной программы 1 класса |
Образовательная организация |
декабрь - январь |
16 |
С учетом результатов промежуточной аттестации обучающихся по программе 1 класса осуществлен перевод обучающихся во 2 класс Проекта |
Образовательная организация |
январь - февраль |
17 |
Проведена диагностика обучающихся по итогам ускоренного освоения содержания образовательных программ 2 класса (по математике, русскому языку и литературному чтению) по материалам ГАОУ ДПО МЦКО |
Образовательная организация, ГАОУ ДПО МЦКО |
апрель - май |
18 |
Осуществлено информирование родителей (законных представителей) о результатах диагностики обучающихся по итогам ускоренного освоения содержания образовательных программ 2 класса Проекта |
Образовательная организация |
май |
19 |
На основании информации из КИС "ГУСОЭВ" Управлением дошкольного и общего образования Департамента образования и науки города Москвы сформирован и направлен в ГКУ ЦФО ДОНОМ список обучающихся в классах Проекта (с указанием информации об успешно прошедших и не прошедших диагностику ГАОУ ДПО МЦКО) |
Управление дошкольного и общего образования Департамента образования и науки города Москвы |
июнь (ежегодно по итогам учебного года) |
20 |
ГКУ ЦФО ДОНМ определяет сумму возврата в доход бюджета на основании списка обучающихся, указанного в пункте 19 |
ГКУ ЦФО ДОНМ |
июль (ежегодно по итогам учебного года) |
Второй год обучения | |||
21 |
На основании информации из КИС "ГУСОЭВ" Управлением дошкольного и общего образования Департамента образования и науки города Москвы сформирован и направлен в ГКУ ЦФО ДОНМ список обучающихся в классах Проекта |
Управление дошкольного и общего образования Департамента образования и науки города Москвы |
август (ежегодно перед началом следующего учебного года) |
22 |
ГКУ ЦФО ДОНМ включена государственная работа в государственное задание на основании списка обучающихся в классах Проекта |
ГКУ ЦФО ДОНМ |
август - сентябрь (ежегодно перед началом следующего учебного года) |
23 |
Проведена диагностика обучающихся по итогам ускоренного освоения содержания образовательной программы 3 класса (по математике, русскому языку и литературному чтению) по материалам ГАОУ ДПО МЦКО |
Образовательная организация, ГАОУ ДПО МЦКО |
апрель - май |
24 |
Осуществлено информирование родителей (законных представителей) о результатах диагностики обучающихся по итогам ускоренного освоения содержания образовательной программы 3 класса Проекта |
Образовательная организация |
май |
25 |
На основании информации из КИС "ГУСОЭВ" Управлением дошкольного и общего образования Департамента образования и науки города Москвы сформирован и направлен в ГКУ ЦФО ДОНМ список обучающихся в классах Проекта (с указанием информации об успешно прошедших и не прошедших диагностику ГАОУ ДПО МЦКО) |
Управление дошкольного и общего образования Департамента образования и науки города Москвы |
июнь (ежегодно по итогам учебного года) |
26 |
ГКУ ЦФО ДОНМ определяет сумму возврата в доход бюджета на основании списка обучающихся, указанного в пункте 25 |
ГКУ ЦФО ДОНМ |
июль (ежегодно по итогам учебного года) |
Третий год обучения | |||
27 |
На основании информации из КИС "ГУСОЭВ" Управлением дошкольного и общего образования Департамента образования и науки города Москвы сформирован и направлен в ГКУ ЦФО ДОНМ список обучающихся в классах Проекта |
Управление дошкольного и общего образования Департамента образования и науки города Москвы |
август (ежегодно перед началом следующего учебного года) |
28 |
ГКУ ЦФО ДОНМ включена государственная работа в государственное задание на основании списка обучающихся в классах Проекта |
ГКУ ЦФО ДОНМ |
август - сентябрь (ежегодно перед началом следующего учебного года) |
29 |
Проведена диагностика обучающихся по итогам ускоренного освоения содержания образовательной программы 4 класса (по математике, русскому языку и литературному чтению) по материалам ГАОУ ДПО МЦКО |
Образовательная организация, ГАОУ ДПО МЦКО |
апрель - май |
30 |
Осуществлено информирование родителей (законных представителей) о результатах диагностики обучающихся по итогам ускоренного освоения содержания образовательной программы 4 класса Проекта |
Образовательная организация |
май |
31 |
На основании информации из КИС "ГУСОЭВ" Управлением дошкольного и общего образования Департамента образования и науки города Москвы сформирован и направлен в ГКУ ЦФО ДОНМ список обучающихся в классах Проекта (с указанием информации об успешно прошедших и не прошедших диагностику ГАОУ ДПО МЦКО) |
Управление дошкольного и общего образования Департамента образования и науки города Москвы |
июнь (ежегодно по итогам учебного года) |
32 |
ГКУ ЦФО ДОНМ определяет сумму возврата в доход бюджета на основании списка обучающихся, указанного в пункте 31 |
ГКУ ЦФО ДОНМ |
июль (ежегодно по итогам учебного года) |
Особенности основной образовательной программы начального общего образования Проекта
Проект реализуется на основе ускоренного обучения в рамках освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Ускоренное освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования за 3 учебных года обеспечивается на основе:
- пропедевтики навыков чтения и письма, развития базовых математических представлений на уровне дошкольного образования;
- организации обучения с использованием индивидуальных учебных планов, разработанных в соответствии с настоящим стандартом;
- формирования рабочих программ учебных предметов, направленных на ускоренное освоение основной образовательной программы начального общего образования;
- использования ресурсов внеурочной деятельности для развития функциональной грамотности обучающихся.
Организационно-методическое обеспечение ускоренного обучения на уровне начального общего образования
Выпускники дошкольных групп, овладевшие предпосылками учебной деятельности, могут быть зачислены по заявлению родителей (законных представителей) в 1 классы для ускоренного обучения в рамках основной образовательной программы начального общего образования за 3 учебных года на основе индивидуальных учебных планов.
За счет эффективной подготовки к освоению программы начального общего образования в первом полугодии первого года обучения в тематическом планировании рабочих программ сокращается добукварный период обучения чтению и письму и период подготовки к изучению чисел.
Образовательная организация самостоятельно определяет сроки перевода обучающихся из 1 во 2 класс Проекта и начала освоения обучающимися содержания основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся 2 классов Проекта.
Для обеспечения успешной социально-психологической адаптации обучающихся в учебном коллективе, поддержки учебной мотивации, формирования основы для развития функциональной грамотности в начале первого года обучения (адаптационный период) реализуется система мер, направленных на плавный переход от уровня дошкольного образования к освоению основной образовательной программы начального общего образования, организуется психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и консультирование родителей (законных представителей).
Учебная нагрузка устанавливается в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28.
В первом полугодии первого года обучения до момента перевода обучающихся во 2 класс Проекта обучение осуществляется с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- в период сентябрь - октябрь - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в период с ноября по май - по 4 урока в день по 40 минут каждый, один раз в неделю - по 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- в середине учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут.
Максимально допустимая образовательная нагрузка в первом полугодии первого года обучения составляет 21 час в неделю.
В первом полугодии первого года обучения до момента перевода обучающихся во 2 класс текущий контроль и промежуточная аттестация освоения основной образовательной программы осуществляются в безотметочной форме.
После перевода обучающихся во 2 класс и далее текущий контроль освоения основной образовательной программы осуществляется в форме, определенной образовательной организацией, обучение организуется с учетом требований нормативных документов к режиму и образовательной нагрузке для обучающихся 2 классов.
Сроки каникул определяются в соответствии с календарным учебным графиком образовательной организацией самостоятельно.
В целях эффективной организации учебного времени обучающихся в порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации, может осуществляться зачет результатов по учебным предметам "Музыка", "Изобразительное искусство", "Технология", "Физическая культура", освоенных обучающимися в других организациях.
По итогам первого года обучения в апреле - мае проводится диагностика результатов ускоренного освоения обучающимися программ учебных предметов с учетом содержания и результатов по итогам обучения в 1 и 2 классах.
Диагностика проводится образовательной организацией по материалам ГАОУ ДПО МЦКО.
Обучающиеся, успешно прошедшие диагностику, на втором году обучения осваивают содержание основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся 3 классов, на третьем году обучения - для обучающихся 4 классов.
В случае выявления по итогам диагностики трудностей в освоении отдельных учебных предметов (модулей, тем), курсов образовательной организацией производится корректировка рабочих программ соответствующих учебных предметов/курсов, при необходимости могут вноситься изменения в учебные планы начального общего образования.
При неудовлетворительных результатах прохождения диагностики по заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся могут прекратить ускоренное обучение и продолжить освоение на втором году содержания основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся 2 классов.
При систематическом выявлении трудностей у отдельного обучающегося в освоении основной образовательной программы начального общего образования или других факторов, препятствующих ускоренному обучению, по заявлению родителей (законных представителей) данный обучающийся может продолжить обучение по программе начального общего образования, рассчитанной на 4 учебных года.
Организация образовательной деятельности в рамках Проекта
Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы начального общего образования, осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства, регламентирующего требования к режиму учебного дня обучающихся 1 - 2 классов.
Формы организации учебных занятий и внеурочной деятельности определяются самостоятельно образовательной организацией в рамках реализации образовательной программы начального общего образования с учетом возможности реализации разных образовательных траекторий обучающихся.
Порядок организации образовательной деятельности в рамках Проекта утверждается локальными нормативными актами образовательной организации, согласованными с Управляющим советом.
Рабочие программы в рамках Проекта разрабатываются с учетом актуальных примерных рабочих программ учебных предметов, в том числе в части распределения результатов и содержания образования по классам.
Индивидуальные учебные планы формируются образовательной организацией самостоятельно с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающихся и требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также с использованием примеров учебных планов, представленных в настоящем стандарте.
Образовательные организации, вошедшие в Проект до 2022 года, реализуют ускоренное обучение в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373, и с учетом примерной основной образовательной программы, размещенной в федеральном реестре на сайте https://fgosreestr.ru (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15).
Обучение в классах Проекта, сформированных до 2022 года, осуществляется по основной образовательной программе начального общего образования, ранее разработанной и утвержденной образовательной организацией, до завершения обучающимися 3 и 4 классов уровня начального общего образования.
В связи с тем, что стандартом не предусмотрены требования к распределению образовательных результатов по годам обучения, примерная программа не содержит рекомендаций о планировании образовательного содержания по классам, образовательная организация самостоятельно определяет темы, модули, курсы для освоения обучающимися на втором и третьем годах обучения в Проекте.
При разработке индивидуальных учебных планов для реализации ускоренного обучения образовательная организация руководствуется требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373, к наименованиям обязательных предметных областей.
Примеры учебных планов для реализации основных образовательных программ начального общего образования в классах Проекта на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования":
Вариант 1 | |||||
Предметные области |
Учебные предметы/
/Классы |
Количество часов в неделю |
|||
1 - 2 классы |
3 класс |
4 класс |
|||
1 полугодие |
2 полугодие |
||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации |
|
1 |
|
|
Литературное чтение на родном языке |
- |
- |
1 |
- |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
- |
2 |
2 |
2 |
Математика и информатика |
Математика |
5 |
4 |
4 |
4 |
Обществознание и естествознание ("окружающий мир") |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы православной культуры |
- |
- |
- |
1 |
Основы исламской культуры |
- |
- |
- |
||
Основы буддийской культуры |
- |
- |
- |
||
Основы иудейской культуры |
- |
- |
- |
||
Основы религиозных культур народов России |
- |
- |
- |
||
Основы светской этики |
- |
- |
- |
||
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
Итого |
|
20 |
22 |
22 |
22 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
|
21 |
23 |
23 |
23 |
Вариант 2 | |||||
Предметные области |
Учебные предметы/
/Классы |
Количество часов в неделю |
|||
1 - 2 классы |
3 класс |
4 класс |
|||
1 полугодие |
2 полугодие |
||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
Литературное чтение |
4 |
3 |
3 |
3 |
|
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации |
|
1 |
|
|
Литературное чтение на родном языке |
- |
- |
1 |
- |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
- |
2 |
2 |
2 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
Обществознание и естествознание ("окружающий мир") |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы православной культуры |
- |
- |
- |
1 |
Основы исламской культуры |
- |
- |
- |
||
Основы буддийской культуры |
- |
- |
- |
||
Основы иудейской культуры |
- |
- |
- |
||
Основы религиозных культур народов России |
- |
- |
- |
||
Основы светской этики |
- |
- |
- |
||
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
Итого |
|
20 |
22 |
22 |
22 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
|
21 |
23 |
23 |
23 |
Вариант 3 | |||||
Предметные области |
Учебные предметы/
/Классы |
Количество часов в неделю |
|||
1 - 2 классы |
3 класс |
4 класс |
|||
1 полугодие |
2 полугодие |
||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
Литературное чтение |
4 |
3 |
3 |
3 |
|
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации |
|
1 |
|
|
Литературное чтение на родном языке |
- |
- |
1 |
- |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
- |
3 |
3 |
3 |
Математика и информатика |
Математика |
5 |
4 |
4 |
4 |
Обществознание и естествознание ("окружающий мир") |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы православной культуры |
- |
- |
- |
1 |
Основы исламской культуры |
- |
- |
- |
||
Основы буддийской культуры |
- |
- |
- |
||
Основы иудейской культуры |
- |
- |
- |
||
Основы религиозных культур народов России |
- |
- |
- |
||
Основы светской этики |
- |
- |
- |
||
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
Итого |
|
20 |
22 |
22 |
22 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
|
21 |
23 |
23 |
23 |
Вариант 4 | |||||
Предметные области |
Учебные предметы/
/Классы |
Количество часов в неделю |
|||
1 - 2 классы |
3 класс |
4 класс |
|||
1 полугодие |
2 полугодие |
||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
Литературное чтение |
4 |
3 |
3 |
3 |
|
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Литературное чтение на родном языке |
|
1 |
|
|
Литературное чтение на родном языке |
- |
- |
1 |
- |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
- |
2 |
2 |
2 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
Информатика |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Обществознание и естествознание ("окружающий мир") |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы православной культуры |
- |
- |
- |
1 |
Основы исламской культуры |
- |
- |
- |
||
Основы буддийской культуры |
- |
- |
- |
||
Основы иудейской культуры |
- |
- |
- |
||
Основы религиозных культур народов России |
- |
- |
- |
||
Основы светской этики |
- |
- |
- |
||
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
Итого |
|
20 |
22 |
22 |
22 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
|
21 |
23 |
23 |
23 |
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, могут вводиться учебные предметы и курсы в соответствии с потребностями и запросами родителей (законных представителей) обучающихся и особенностями основной образовательной программы начального общего образования (например, учебный предмет "Информатика", учебные курсы, ориентированные на развитие математической, читательской и информационной грамотности например, "Основы алгоритмизации и программирования", "Робототехника", "Основы проектной деятельности", "Естественно-научные эксперименты" и др.).
Начиная со 2 класса, в план внеурочной деятельности включается курс "Осмысленное чтение", направленный на формирование читательской грамотности и критического мышления.).
Образовательные организации-участники Проекта с 1 сентября 2022 года формируют первые классы Проекта для реализации ускоренного обучения в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286.
При формировании содержания основной образовательной программы для первых классов Проекта учитываются рекомендации о распределении образовательных результатов и планировании образовательного содержания в примерной основной образовательной программе и примерных программах учебных предметов, разработанных с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286.
Промежуточная аттестация по итогам освоения частей программы (модулей, тем) проводится также в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286, к результатам начального общего образования.
При разработке индивидуальных учебных планов для реализации ускоренного обучения образовательная организация руководствуется требованиями федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286, к наименованиям обязательных предметных областей, учебных предметов (модулей), в том числе пунктом 32.1, согласно которому "для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся".
Примеры учебных планов для реализации основных образовательных программ начального общего образования в классах Проекта на основе приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования":
Вариант N 1 | |||||
Предметные области |
Учебные предметы/
/Классы |
Количество часов в неделю |
|||
1 - 2 классы |
3 класс |
4 класс |
|||
1 полугодие |
2 полугодие |
||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
3 |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
|
2 |
2 |
2 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
Обществознание и естествознание ("окружающий мир") |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики: |
|
|
|
1 |
Основы православной культуры |
|
|
|
||
Основы иудейской культуры |
|
|
|
||
Основы буддийской культуры |
|
|
|
||
Основы исламской культуры |
|
|
|
||
Основы религиозных культур народов России |
|
|
|
||
Основы светской этики |
|
|
|
||
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
Итого: |
19 |
21 |
21 |
21 |
|
| |||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
|
21 |
23 |
23 |
23 |
Вариант N 2 | |||||
Предметные области |
Учебные предметы/
/Классы |
Количество часов в неделю |
|||
1 - 2 классы |
3 класс |
4 класс |
|||
1 полугодие |
2 полугодие |
||||
Русский язык и |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
литературное чтение |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
3 |
Иностранный язык |
Иностранный язык |
|
2 |
2 |
2 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
Информатика |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Обществознание и естествознание ("окружающий мир") |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики: |
|
|
|
|
Основы православной культуры |
|
|
|
1 |
|
Основы иудейской культуры |
|
|
|
|
|
Основы буддийской культуры |
|
|
|
|
|
Основы исламской культуры |
|
|
|
|
|
Основы религиозных культур народов России |
|
|
|
|
|
Основы светской этики |
|
|
|
|
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
Итого: |
20 |
22 |
22 |
22 |
|
| |||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
|
21 |
23 |
23 |
23 |
Вариант N 3 | |||||
Предметные области |
Учебные предметы/
/Классы |
Количество часов в неделю |
|||
1 - 2 классы |
3 класс |
4 класс |
|||
1 полугодие |
2 полугодие |
||||
Русский язык и |
Русский язык |
5 |
4 |
4 |
4 |
литературное чтение |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
3 |
Иностранный язык |
Иностранный язык |
|
3 |
3 |
3 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
Обществознание и естествознание ("окружающий мир") |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики: |
|
|
|
|
Основы православной культуры |
|
|
|
1 |
|
Основы иудейской культуры |
|
|
|
|
|
Основы буддийской культуры |
|
|
|
|
|
Основы исламской культуры |
|
|
|
|
|
Основы религиозных культур народов России |
|
|
|
|
|
Основы светской этики |
|
|
|
|
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
Итого: |
20 |
22 |
22 |
22 |
|
| |||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
|
21 |
23 |
23 |
23 |
Вариант N 4 | |||||
Предметные области |
Учебные предметы/
/Классы |
Количество часов в неделю |
|||
1-2 классы |
3 класс |
4 класс |
|||
1 полугодие |
2 полугодие |
||||
Русский язык и литературное чтение |
Русский язык |
4 |
4 |
4 |
4 |
Литературное чтение |
4 |
4 |
4 |
3 |
|
Родной язык и литературное чтение на родном языке |
Родной русский язык |
1 |
1 |
|
|
Литературное чтение на родном языке |
|
|
1 |
1 |
|
Иностранный язык |
Иностранный язык |
|
2 |
2 |
2 |
Математика и информатика |
Математика |
4 |
4 |
4 |
4 |
Обществознание и естествознание ("окружающий мир") |
Окружающий мир |
2 |
2 |
2 |
2 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики: |
|
|
|
1 |
Основы православной культуры |
|
|
|
||
Основы иудейской культуры |
|
|
|
||
Основы буддийской культуры |
|
|
|
||
Основы исламской культуры |
|
|
|
||
Основы религиозных культур народов России |
|
|
|
||
Основы светской этики |
|
|
|
||
Искусство |
Изобразительное искусство |
1 |
1 |
1 |
1 |
Музыка |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Технология |
Технология |
1 |
1 |
1 |
1 |
Физическая культура |
Физическая культура |
2 |
2 |
2 |
2 |
Итого: |
20 |
22 |
22 |
22 |
|
| |||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
Максимально допустимая недельная нагрузка |
|
21 |
23 |
23 |
23 |
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, могут вводиться учебные предметы и курсы в соответствии с потребностями и запросами родителей (законных представителей) обучающихся и особенностей основной образовательной программы начального общего образования (например, учебный предмет "Информатика"; учебные курсы, ориентированные на развитие математической, читательской и информационной грамотности, например, "Основы алгоритмизации и программирования", "Робототехника", "Основы проектной деятельности", "Естественно-научные эксперименты" и др.).
С момента перехода обучающихся к освоению содержания второго класса в план внеурочной деятельности включается курс "Осмысленное чтение", направленный на формирование читательской грамотности и критического мышления.
Особенности организации занятий
Условия организации учебных занятий и внеурочной деятельности определяются образовательной организацией в рамках реализации образовательной программы начального общего образования в соответствии с утвержденными локальными нормативными актами образовательной организации и расписанием занятий, разработанным с учетом Санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28.
Для обеспечения эффективного ускоренного обучения по программе начального общего образования в содержание занятий включаются практико-ориентированные задания, направленные на формирование функциональной грамотности (математической, читательской, естественно-научной, информационной), задачи, успешное решение которых требует организации сотрудничества с другими обучающимися, презентации и обсуждения результатов, а также проводятся практикумы с использованием учебно-лабораторного оборудования, формируются проектные и исследовательские коллективы обучающихся.
Для обеспечения успешной социализации и развития современных умений в области коммуникации, формирования креативного мышления в рамках учебных занятий и внеурочной деятельности при реализации Проекта применяются методы театральной педагогики, коммуникативная методика изучения иностранных языков, современные электронные учебные материалы, информационные ресурсы городских учреждений культуры, обучающимся начальных классов предоставляется доступ к ресурсам образовательной среды основного и среднего общего образования - предпрофессиональным лабораторным комплексам, предметным учебным кабинетам, медиастудиям, коворкинг-пространствам и др.
Индивидуальные учебные планы реализуются с использованием возможностей обучения в формате подгрупп и привлечением педагогов, работающих на уровне основного общего образования, к проведению отдельных учебных занятий, образовательных событий и проектов, в том числе с участием обучающихся 5 и иных классов.
Внеурочная деятельность
В целях обеспечения высоких образовательных результатов и освоения в полном объеме основной образовательной программы начального общего образования для всех обучающихся реализуются курсы внеурочной деятельности, ориентированные на формирование функциональной грамотности, развитие умений в области проектной и исследовательской деятельности.
Инструменты мониторинга эффективности реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными организациями-участниками Проекта
Для определения качества подготовки обучающихся образовательные организации в рамках внутренней системы оценки качества образования проводят по итогам первого года обучения (в апреле - мае) диагностику (по математике, русскому языку и литературному чтению) результатов ускоренного освоения обучающимися содержания образовательных программ 1 и 2 классов по материалам, разработанным ГАОУ ДПО МЦКО, далее в апреле - мае следующего года проводится диагностика обучающихся по итогам ускоренного освоения содержания образовательной программы 3 класса (по математике, русскому языку и литературному чтению) по материалам ГАОУ ДПО МЦКО, завершается реализация Проекта диагностикой обучающихся по итогам ускоренного освоения содержания образовательной программы 4 класса (по математике, русскому языку и литературному чтению) по материалам ГАОУ ДПО МЦКО, которая также проводится в апреле - мае.
Целевые индикаторы Проекта:
- доля обучающихся в классах Проекта, успешно прошедших диагностику ГАОУ ДПО МЦКО по итогам первого года обучения по математике, русскому языку и литературному чтению - не менее 80%;
- доля обучающихся в классах Проекта, успешно прошедших диагностику ГАОУ ДПО МЦКО по итогам второго года обучения по математике, русскому языку и литературному чтению - не менее 80%;
- доля обучающихся в классах Проекта, успешно прошедших диагностику ГАОУ ДПО МЦКО по итогам третьего года обучения по математике, русскому языку и литературному чтению - не менее 80%.
Формирование классов Проекта в КИС "ГУСОЭВ"
Образовательные организации-участники Проекта формируют классы Проекта с использованием КИС "ГУСОЭВ".
Образовательные организации указывают в КИС "ГУСОЭВ" профиль "Эффективная началка" для всех классов-участников Проекта ежегодно в сентябре при начале обучения.
Классы без указания профиля "Эффективная началка" не учитываются при формировании списков участников Проекта и анализе эффективности участия образовательных организаций в Проекте.
Финансирование Проекта
Финансирование Проекта осуществляется дополнительно к нормативу финансового обеспечения государственных гарантий на получение начального общего, основного общего, среднего общего образования и на основании утвержденного приказом Департамента образования и науки города Москвы распределения объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания образовательных организаций в рамках государственной работы "Организационное и информационное сопровождение деятельности организаций и их работников".
Объем финансирования выделяется на каждый учебный год образовательным организациям - участникам Проекта и определяется на основании информации из КИС "ГУСОЭВ" (только по тем классам, у которых в КИС "ГУСОЭВ" указан профиль "Эффективная началка") по формуле:
, где:
Vгр - объем финансирования государственной работы;
K 1 - количество обучающихся в рамках Проекта на период первого года обучения;
К 2 - количество обучающихся в рамках Проекта на период второго года обучения;
К 3 - количество обучающихся в рамках Проекта на период третьего года обучения;
N - размер нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ начального общего образования в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 22.03.2011 N 86-ПП "О развитии общего образования в городе Москве".
По итогам учебного года образовательные организации предоставляют итоговый отчет в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 05.12.2017 N 941-ПП "О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями города Москвы" и приказом Департамента образования и науки города Москвы от 23.03.2021 N 100 "Об утверждении Регламента взаимодействия участников процесса формирования, утверждения и контроля за исполнением государственных заданий на оказание государственных услуг (государственных работ) учреждений, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, и соглашений на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий".
Отчет о достижении показателей результативности использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания направляется в адрес курирующего заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы посредством системы электронного документооборота Правительства Москвы.
При выполнении объема государственной работы и целевых индикаторов Проекта финансовое обеспечение на выполнение государственного задания сохраняется в полном объеме.
В случае невыполнения государственной работы образовательными организациями по итогам учебного года производится возврат субсидии, связанной с невыполнением государственного задания, в течение 20 рабочих дней после сдачи годового отчета.
Возврат суммы субсидии на выполнение государственной работы осуществляется каждой образовательной организацией в рамках государственного задания по формуле:
, где:
Sв - сумма возврата по государственной работе;
O 1 - количество обучающихся в рамках первого года обучения, отчисленных из класса Проекта и/или непрошедших/получивших неудовлетворительные результаты диагностики ГАОУ ДПО МЦКО по итогам первого года обучения;
O 2 - количество обучающихся в рамках второго года обучения, отчисленных из класса Проекта и/или не прошедших/получивших неудовлетворительные результаты диагностики ГАОУ ДПО МЦКО по итогам второго года обучения;
O 3 - количество обучающихся в рамках третьего года обучения, отчисленных из класса Проекта и/или не прошедших/получивших неудовлетворительные результаты диагностики ГАОУ ДПО МЦКО по итогам третьего года обучения;
N - размер нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ начального общего образования в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 22.03.2011 N 86-ПП "О развитии общего образования в городе Москве".
Определение суммы возврата в доход бюджета производится ГКУ ЦФО ДОНМ. Образовательные организации производят возврат средств в бюджет Департамента образования и науки города Москвы по итогам учебного года - до 15 октября. В случае невозврата в указанный срок денежные средства подлежат возврату в доход бюджета города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.