Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Минобрнауки РД
от 15.03.2022 г. N 05-02-2-236-1/22
Положение
об индивидуальном образовательном маршруте педагогических работников образовательных организаций Республики Дагестан
1. Общие положения
1.1. Положение об индивидуальном образовательном маршруте педагогических работников образовательных организаций Республики Дагестан (далее - Положение) определяет цели, задачи, функции, принципы, структуру и содержание, этапы составления, функции сопровождающих, регламент реализации индивидуальных образовательных маршрутов (далее - ИОМ).
1.2. Положение разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н;
- Основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста", распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р;
- Концепция создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06 августа 2020 г. N Р-76);
- Методические рекомендации по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, распоряжение Министерства Просвещения РФ от 04 февраля 2021 г. N Р-33;
- Методические рекомендации по реализации мероприятий по формированию единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 04 февраля 2021 года N Р-33;
По-видимому, в тексте настоящего раздела допущена опечатка. Предыдущий абзац повторяется дважды
- Методические рекомендации по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана, распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 27 февраля 2021 года N Р-201 (далее - Методические рекомендации по диагностике).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "27 августа 2021 года"
1.3. Составление ИОМ является одним из механизмов научно-методического сопровождения педагогических работников.
1.4. Полномочиями по формированию ИОМ педагогических работников и агрегированию информации об имеющихся ресурсах для профессионального развития работников системы образования Республики Дагестан наделяется Центр непрерывного повышения профессионального мастерства Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Республики Дагестан "Дагестанский институт развития образования" развития образования" (далее - Центр).
1.5. Основные понятия:
Дефицит профессиональных (педагогических) компетенций - отсутствие или недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических работников, различные затруднения в реализации трудовых функций.
Диагностика профессиональных (педагогических) компетенций - комплекс оценочных процедур (в том числе в электронном виде), обеспечивающих возможность установления уровня владения педагогическими работниками профессиональными компетенциями.
Индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, знаний, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе, учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагога, его личные ресурсы, педагогический контекст образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы системы дополнительных профессиональных программ (федерального и регионального уровня).
Дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации или программа профессиональной переподготовки (далее - программа ДПП).
Единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников. Портал консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к повышению квалификации и переподготовке педагогических работников и управленческих кадров, развитию их профессиональных компетенций.
Единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческие кадров - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности федерального, регионального и муниципального уровней, обеспечивающих сопровождение педагогов и управленческих кадров в повышении квалификации, переподготовке, в том числе с учетом выявления профессиональных дефицитов и построения на их основе индивидуальных маршрутов непрерывного развития профессионального мастерства, а также использования стажировочных площадок, сетевых форм взаимодействия и внедрения механизмов наставничества.
Национальная система профессионального роста педагогических работников - система государственных и общественных институтов, обеспечивающих непрерывное профессиональное (педагогическое) образование и профессиональное развитие педагогических работников с учетом анализа дефицитов их профессиональных компетенций.
Педагогический коллектив - коллектив педагогических работников одной образовательной организации, который в своей деятельности руководствуется едиными целью и задачами по воспитанию и обучению, понимает и принимает приоритетные направления развития современного российского образования, несет ответственность за качество образования обучающихся.
Педагогический работник (педагог) - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Профессиональное мастерство педагогического работника - комплекс профессиональных компетенций педагогического работника, подтвержденный достижением высокого уровня результатов профессиональной педагогической деятельности.
Профессиональные компетенции педагогического работника - совокупность предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций, необходимых для выполнения трудовых функций в области обучения, воспитания и развития.
ИКТ-компетентность - это способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
Сетевые формы реализации программ ДПП (сетевое взаимодействие при реализации программ ДПП) - реализация программ ДПП с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную и иную деятельность, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и иных видов учебной, воспитательной и развивающей деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой ДПП.
Стажировка педагогического работника - форма освоения программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации или профессиональной переподготовки), предполагающая обучение педагогического работника в процессе трудовой деятельности.
Куратор индивидуальных маршрутов (куратор) - методист, сотрудник Центра, оказывающий адресную методическую поддержку педагогическим работникам в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов; владеющий знаниями о современных педагогических технологиях, методах, методиках и приемах преподавания учебных предметов, формирования метапредметных компетенций у обучающихся; владеющий навыками формирования и использования системы методического обеспечения непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по направлениям деятельности Центра.
Тьютор - штатный или внештатный сотрудник Центра, обеспечивающий персональное сопровождение педагогических работников в процессе повышения их квалификации и педагогического мастерства (освоения содержания программ ДПП) при реализации индивидуальных образовательных маршрутов с учетом выявленных дефицитов профессиональных компетенций педагогического работника, обеспечивающий содержательное адресное сопровождение образовательного процесса, работающий по направлениям педагогической деятельности во взаимосвязи с кураторами индивидуальных маршрутов и авторами осваиваемых программ ДПП.
Управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее исполнительного органа. К управленческим кадрам в данных методических рекомендациях относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный реестр дополнительных профессиональных педагогических программ (федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального педагогического образования, созданный в целях повышения качества дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров посредством определения требований к образовательным программам дополнительного профессионального педагогического образования, обеспечения широкого доступа к качественным дополнительным профессиональным образовательным программам, отвечающим современным задачам системы образования, в том числе повышению результатов участия российских обучающихся в международных исследованиях, и диссеминации эффективного опыта субъектов Российской Федерации в этой области.
1.6. Участниками составления и сопровождения ИОМ являются: сам педагог (тьюторант), куратор (методист) и тьютор.
1.7. ИОМ как комплекс мероприятий, направленный на обеспечение повышения квалификации и профессионального развития педагога (группы), разрабатывается для него персонально (для группы педагогов) с учетом:
- особенностей его профессиональной деятельности, личностных характеристик, решаемых задач и поставленных целей при непрерывной методической поддержке и тьюторском сопровождении;
- дефицитов профессиональных компетенций, выявленных в ходе оценочных процедур, обеспечивающих возможность установления уровня их владения;
- педагогического контекста всей образовательной организации.
1.8. Индивидуальный образовательный маршрут педагогических работников составляется на период, определяемый самим педагогом или рекомендуемый тьютором или куратором.
1.9. ИОМ разрабатывается с учетом запросов, возможностей и потребностей педагога, а также с учетом образовательных условий РД.
1.10. ИОМ педагога составляется в электронном виде в онлайн-документе, имеет персональный код, присваиваемый Центром и регистрируемый в электронном реестре ИОМ педагогических работников.
2. Цель, задачи, функции и принципы
2.1 Основной целью применения ИОМ является создание условий для непрерывного роста профессионального мастерства педагога, а именно повышение уровня овладения ключевыми профессиональными компетенциями, актуальными образовательными технологиями и вовлечение в активный процесс поддержания функционирования и развития региональной системы образования
- Основные задачи:
- анализ профессионально-личностных дефицитов и точек роста, выявленных в ходе оценки профессиональных компетентностей педагогов;
- формирование представлений у педагогов о своем профессионально-личностном развитии;
- обучение педагогов осознанному и осмысленному проектированию своего ближайшего профессионально-личностного будущего с помощью ИОМ и их реализации;
- содействие переходу педагогов в зону ближайшего профессионально-личностного развития, усилению компетентностного профиля;
- расширение возможностей и повышение значимости неформального и информального образования.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.3. Функции:
- нормативная (нормативное определение образовательной, самообразовательной деятельности, регуляция развития тьюторанта);
- информационная (информирование об образовательной деятельности);
- мотивационная (определение цели, ценности и результата образования);
- организационная (определение видов, форм, методов, моделей, вариантов, ресурсов образования);
- самоопределения (реализация потребности в самоопределении и самоактуализации).
2.4. Принципы применения ИОМ:
- вариативности и открытости, предполагающий возможность выбора педагогом содержания, форм и методов образования, определения своего оптимального темпа работы, а также внесение изменений/корректировки в предложенный комплекс мероприятий на этапе проектирования ИОМ;
- индивидуализации, предусматривающий личные цели образования, возможности, запросы и/или профессиональные дефициты педагогического работника;
- гибкости и мобильности предусматривает отсутствие жесткой регламентации, что позволяет избежать каких-либо ограничений, реагирование на приоритетные направления развития российского образования, на изменяющиеся запросы и/или профессиональные дефициты педагогического работника;
- непрерывности и преемственности, предусматривающий непрерывное повышение квалификации и профессиональное развитие педагога, учет уровня его профессиональной готовности к обеспечению повышения качества результатов обучения.
3. Структура ИОМ
3.1. Структура ИОМ состоит из титульного листа и трех блоков (приложение 1).
3.1.1. Первый блок включает персональные, профессиональные данные (ФИО педагога, дату его рождения, занимающую должность, образование, контактный телефон, электронную почту, дату прохождения диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций, квалификационную категорию, педагогический стаж, присвоенную квалификационную категорию.
3.1.2. Второй блок ИОМ содержит результаты диагностики уровня сформированности профессиональных компетенций.
3.1.3. Третий блок ИОМ представляет собой таблицу - "дорожную карту" по устранению выявленных дефицитов, содержащую информацию о периоде прохождения ИОМ, датах начала и окончания, а также разделы: содержание работы (мероприятия) по преодолению дефицитов и профессиональному развитию, дополнительная информация, сроки реализации мероприятий, перечень дефицитов, на устранение которых направлена работа, отметка о прохождении.
3.1.4. Раздел "Содержание работы (мероприятия) по преодолению дефицитов и профессиональному развитию" может включать в себя:
- программы повышения квалификации и/или переподготовки из федерального реестра дополнительных профессиональных педагогических программ, размещенном на Едином федеральном портале дополнительного профессионального педагогического образования (адрес сайта в сети: https://dppo.arkpro.ru/) и курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования, организуемые ежегодно ГБУ ДПО РД "Дагестанский институт развития образования" (далее - ДИРО);
- мероприятия, направленные на профессиональное развитие и обмен опытом, в том числе, на презентацию собственного опыта (форум, конференция, семинар, вебинар, обучающие модули, круглый стол, тренинг, мастер-класс, марафон, фестиваль, олимпиада, посещение уроков и внеурочных мероприятий ведущих учителей-методистов, проведение открытых уроков и внеурочных мероприятий, конкурс, участие в работе методического объединения, профессионального сообщества и пр.);
- стажировка;
- перечень электронных ресурсов, методических материалов, нормативно-правовых документов, литературы и основных издательств по теме самообразования;
- разработка методических продуктов (сценарий урока, внеурочного мероприятия, образовательная программа, научная статья, разработанный интерактивный продукт, презентация выступления и пр.);
- участие в работе профессиональных сообществ, методических объединений, рабочих/творческих групп и т.д.
4. Этапы разработки ИОМ педагога и его методического сопровождения
4.1. ИОМ имеет следующие технологические этапы:
4.1.1. Диагностико-мотивационный этап предусматривает знакомство тьютора/специалиста ЦНППМ со своим тьюторантом. На основе анкетирования, интервью, тестирования и других форм диагностики (п. 5 Методических рекомендаций по диагностике) тьютор совместно с педагогом определяют и фиксируют цель и задачи ИОМ, направленные на преодоление профессиональных дефицитов, затруднений, профессиональное и личностное развитие, заполняют титульный лист. Тьютор/специалист ЦНППМ создает психологический комфорт, способствующий позитивному взаимодействию, мотивирует тьюторанта на создание ИОМ, показывает его значимость и перспективы совместной работы.
На этом этапе педагоги знакомятся с результатами федеральной или региональной оценки профессиональных компетентностей. По итогам результатов на основе протокола индивидуального профиля оценки компетентностей проходит анализ выполненной диагностической работы, определение точек опоры и роста, фиксация профессиональных затруднений и дефицитов. Проводится работа, направленная прежде всего на развитие и стимулирование у педагогов мотивации к дальнейшей образовательной деятельности и на актуализацию профессионального запроса (интереса).
4.1.2. Проектировочный этап предусматривает составление ИОМ на основе анализа материалов, полученных на диагностико-мотивационном этапе. Методист разрабатывает комплекс мер, направленных на преодоление профессиональных дефицитов согласно п. 3.1.3. Тьютор/специалист ЦНППМ организует работу по проектированию дорожной карты, с учетом п.п. 2.1, 2.2., 2.3. настоящего Положения, проводит консультации с тъюторантом. Педагог по необходимости вносит изменения/корректировки в предложенный комплекс. Педагог имеет право самостоятельно разработать дорожную карту и представить ее тьютору/специалисту ЦНППМ на согласование. Участники ИОМ определяют контрольные точки в период его реализации.
Основным содержанием этого этапа является анализ профессионального и компетентностного профиля педагога и организация отбора материалов и ресурсов относительно зафиксированного профессионального запроса и выявленных в ходе диагностики предметных, методических, метапредметных дефицитов.
Результатом этапа становится разработка индивидуального образовательного маршрута и выбор конкретной траектории движения педагога в избыточной ресурсной среде.
Направленность ИОМ на непрерывность профессионального роста педагога реализуется через включение педагога в три образовательные деятельности - формальное, неформальное и информальное образование. Маршрут выстраивается на основе расширения возможностей неформального и информального образования в первую очередь за счет включения в образовательные события и проекты ЦНППМ. А также за счет развития сети профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений как площадок для саморазвития, повышения профессионального мастерства по принципу "равный учит равного", поддержки системы наставничества для "горизонтального обучения" педагогов.
Маршрут содержит избыточную ресурсную среду, предполагает выбор педагогом конкретных курсов повышения квалификации из нескольких предложенных, выбор формы участия, уровня активности, включенности в проекты ЦНППМ. Маршрут имеет контрольные точки, оставляя свободу движения между ними, с предполагаемым диапазоном времени.
5. Реализационный этап. Тьютор/специалист ЦНППМ организует образовательное пространство для прохождения тьюторантом ИОМ в рамках заявленных мероприятий, проблем, профессиональных дефицитов, поддерживает мотивацию педагога для достижения намеченной цели, сопровождает его в период всего ИОМ. Тьюторант осуществляет составленную программу работы и мероприятий и фиксирует полученные им результаты в Портфолио достижений. Муниципальная методическая служба закрепляет за педагогом сопровождающего по маршруту (курирующего методиста).
Если на предыдущих этапах были реализованы все процедуры, то далее осуществляется выполнение ИОМ. Прежде всего необходимо отметить, что процесс его выполнения может носить произвольный характер, исходить из личностных и ресурсных возможностей. Каждый раздел плана субъекты выполняют, представляя, что, зачем и в какой срок предстоит сделать и какие предполагаемые результаты ими будут получены. Педагог должен иметь представление о том, где, у кого, в какой момент и в какой форме он может получить информацию, помощь и поддержку по достижению цели. Внесение корректировки в содержательную и технологическую составляющие плана с целью включения наиболее актуальных сведений и технологий развития, появившихся на горизонте в условиях открытости образовательного пространства.
5.1.1. Рефлексивный этап направлен на рефлексию тьюторантом с помощью тьютора/специалист ЦНППМ своего пройденного пути, достигнутых на данном этапе результатов. Этот этап способствует развитию адекватной самооценки, умению анализировать собственные способы действия.
Рефлексивный этап, связан с анализом собственного сознания и продуктов деятельности:
- осуществляется осмысление полученного опыта;
- проводится анализ на соответствие результата первоначальному замыслу;
- определяются перспективы применения полученного результата в личностной и социальной сфере деятельности субъекта. Осуществление полного цикла проектирования ИОП будет способствовать эффективности реализации запроса педагога.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
6. Регламент разработки и реализации ИОМ
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.1. Педагог скачивает бланк ИОМ на сайте ЦНППМ ГБУ ДПО РД ДИРО (ссылка).
5.2. Далее педагог вносит в ИОМ информацию о своей квалификации, профессиональных достижениях, повышении квалификации за последние три года, а также формулирует профессиональный запрос по возможным проблемным зонам и интересующим темам, включается в целеполагание. Рекомендации по заполнению.
5.3. Заполненный бланк ИОМ сохраняется в формате Word Document (файлы с расширением.doc) и загружается на сайте (ссылка).
5.4. Тьютор/специалист ЦНППМ составляет рекомендации с учетом решаемых задач и поставленных целей, направленных на преодоление профессиональных дефицитов.
5.5. Тьютор/специалист ЦНППМ направляет планируемый ИОМ в муниципальную методическую службу для его реализации с педагогом.
5.6. Обсуждение, корректировка маршрута по содержанию и срокам реализации с учетом контекста в образовательной организации.
5.7. Закрепление за педагогом сопровождающего по маршруту от УО, утверждение ИОМ.
5.8. Реализация ИОМ.
5.9. Проведение методического аудита по итогам выполнения ИОМ на базе муниципальной методической службы.
5.10. Рефлексия относительно полученных образовательных продуктов в ходе реализации в соответствующем пункте ИОМ.
5.11. Загрузка реализованного ИОМ на сайт (ссылка).
7. Хранение индивидуальных образовательных маршрутов
7.1. Тьютор/специалист ЦНППМ обеспечивает хранение ИОМ в Центре.
7.2. Срок хранения ИОМ - 1 год с момента завершения его прохождения в электронном облаке Центра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.