Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Костромской области
от 17 июля 2023 г. N 298-а
Государственная программа
Костромской области "Развитие образования"
Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в сфере образования
Раздел I. Оценка текущего состояния сферы образования Костромской области
1. В систему образования Костромской области входят 632 образовательные организации, в том числе: 266 общеобразовательных (из них 10 - для детей с ограниченными возможностями здоровья, 3 - негосударственные), 224 дошкольных (из них 1 - негосударственная), 106 организаций дополнительного образования (из них 5 - негосударственные), 27 профессиональных образовательных организаций (из них 2 - в сфере здравоохранения, 3 - в сфере культуры, 2 - негосударственные), 3 образовательные организации высшего образования (в том числе 2 гражданские образовательные организации высшего образования и военная образовательная организация высшего образования), филиал образовательной организации высшего образования, 2 организации дополнительного профессионального образования, 3 организации, не осуществляющие образовательную деятельность.
2. В образовательных организациях обучается 131 528 человек (детей и молодежи), включая 31 330 воспитанников дошкольных образовательных организаций, 75 153 учащихся общеобразовательных организаций, 15 047 студентов профессиональных образовательных организаций и 9 998 студентов 2 гражданских образовательных организаций высшего образования и филиала образовательной организации высшего образования; дополнительное образование получают 59 217 человек (детей и молодежи).
3. Всего в государственных и муниципальных образовательных организациях работает 11 881 педагогический работник, в том числе 3 405 педагогических работников дошкольного образования, 5 829 педагогов общеобразовательных организаций, 1 232 педагога организаций дополнительного образования, 848 педагогов и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, 567 профессоров и преподавателей 2 гражданских образовательных организаций высшего образования и филиала образовательной организации высшего образования.
4. Начиная с 2013 года благодаря участию Костромской области в федеральных программах и проектах в региональной системе образования произошли инфраструктурные и функциональные изменения.
5. В части дошкольного образования, в том числе в рамках реализации национального проекта "Демография", создано более 6,5 тысячи новых дошкольных мест, построено и реконструировано 24 дошкольные организации, в области полностью ликвидирована очередность в детские сады.
6. Основной задачей системы общего образования является обновление инфраструктуры. Реализация федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" позволила впервые за последние 20 лет построить 4 новые общеобразовательные организации, из них 3 - в городе Костроме, новую школу в поселке Якшанга Поназыревского района. По федеральной программе проведены капитальные ремонты школы N 30 города Костромы, кадетской школы-интерната, Шулевской школы в городе Мантурово.
7. Для Костромской области важной задачей является решение вопросов по развитию сельских территорий и малых городов. За три года реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта почти в половине общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы центры образования естественно-научной и технологической направленностей (122 центра), в которых обучается более 30 тысяч детей.
8. Приоритетной задачей проекта "Успех каждого ребенка" является выявление и поддержка одаренных детей. В области действует региональный детский технопарк "Кванториум" и "Мобильный кванториум", школьный технопарк "Кванториум". Общий охват детей по программам технической направленности составляет более 6 000 человек.
9. С 2014 года регион реализует федеральный проект по созданию в общеобразовательных организациях условий для занятий физической культурой и спортом. В результате 66 процентов сельских и с 2020 года более 10 процентов городских школ обновили спортивную материально-техническую базу.
10. В рамках проекта "Цифровая образовательная среда" за три последних года 101 школа получила современное компьютерное оборудование. На базе 4 общеобразовательных организаций открыты центры цифрового образования детей "IT-куб". С 2022 года все государственные и муниципальные общеобразовательные организации, государственные учреждения профессионального образования обеспечены бесплатным доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
11. Сегодня учреждения профессионального образования ориентированы на обеспечение кадрами рабочих и специалистов приоритетных отраслей экономики и социальной сферы области.
12. В рамках профессионального образования подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена в регионе осуществляется по 95 профессиям и специальностям среднего профессионального образования, из них более 50 процентов - технической направленности.
13. Благодаря реализации в 2019 - 2022 годах федерального проекта "Молодые профессионалы" в системе профессионального образования действует 26 мастерских различной направленности.
Так, за 4 года количество студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, увеличилось на 13,5 процента (с 13 607 человек в 2018 году до 15 655 человек в 2021 году), 51,7 процента выпускников девятых классов поступили в учреждения среднего профессионального образования.
Доля образовательных программ по направлению "Инженерное дело, технологии и технические науки" в общей численности программ увеличилась на 10,8 процента.
14. Инфраструктура образования создается для того, чтобы каждый ребенок, независимо от места проживания, получил качественное образование.
Одним из объективных инструментов определения качества образования служит государственная итоговая аттестация. В 2022 году на ЕГЭ по русскому языку 76,6 процента участников получили 61 и более баллов, из них 4 - показали высший балл. Количество средне- и высокобалльных работ по математике увеличилось до 54,2 процента. Увеличилась доля участников ЕГЭ, сдававших экзамен по информатике, до 16,4 процента, но при этом качество сдачи экзамена не пострадало. Более 50 процентов участников получили баллы выше 61.
15. Показателем качества образования в системе среднего профессионального образования является результат демонстрационного экзамена. В 2022 году прошли экзамен 1 848 обучающихся из 22 профессиональных образовательных организаций. Доля обучающихся, получивших отметки "4" и "5" по итогам демонстрационного экзамена, от общей численности обучающихся, сдававших демонстрационный экзамен, составила 78,02 процента. Показатель трудоустройства выпускников Костромской области составил 86,7 процента, что выше среднего показателя по Российской Федерации (76,7 процента).
16. Одним из наиболее важных вопросов остается воспитание подрастающего поколения.
В Костромской области сохранены традиции трудового воспитания школьников. Так, например, важную роль в удешевлении школьного питания играют трудовые бригады школьников. Площадь обрабатываемых пришкольных земель в 2022 году, в том числе земель, предоставленных сельхозпредприятиями региона, составила 98,62 га, из них картофелем было засеяно 64,58 га. Данная работа позволяет школам обеспечивать себя овощами на текущий учебный год.
17. С 2022 года в Костромской области действует региональное отделение и 180 первичных отделений "Движения первых", из них 99 первичных отделений созданы в сельских школах. Они являются центрами общественной активности на местном уровне, их инфраструктура существенно обновлена в рамках реализации национального проекта "Образование".
Костромская область вошла в число 35 регионов - участников федерального проекта "Навигаторы детства 2.0", в 180 школах появились советники директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями.
Детские и молодежные общественные организации, действующие в образовательных организациях области, строят свою работу с учетом интереса участников, развивают их инициативы и общественную активность на основе коллективизма и трудовых традиций.
18. В рамках реализации поручений Президента Российской Федерации все обучающиеся начальной школы обеспечены бесплатным горячим питанием. Классные руководители общеобразовательных организаций и кураторы учреждений среднего профессионального образования получают ежемесячные выплаты в размере 5 тысяч рублей.
19. Работа по привлечению специалистов в отрасль "Образование" организована в соответствии с программой "Обеспечение кадрами системы образования Костромской области в 2021 - 2027 годах", утвержденной распоряжением администрации Костромской области от 21 июня 2021 года N 135-ра "Об утверждении программы "Обеспечение кадрами системы образования Костромской области в 2021 - 2027 годах", которая включает в себя меры по выплатам молодым специалистам, пришедшим на работу в государственные образовательные организации, предусматривает финансирование из областного бюджета на строительство и (или) приобретение служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальных образований Костромской области, проведение регионального конкурса для учителей в возрасте до 35 лет, пришедших на работу в общеобразовательные организации.
20. В настоящее время в Костромской области сложилась целостная система процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых на региональном и муниципальном уровнях, включающая процедуры независимой оценки качества образования, систему государственной итоговой аттестации, проведение исследований качества образования.
21. Настоящая государственная программа Костромской области "Развитие образования" (далее - Программа) содержит структурные элементы, направленные на создание на уровнях общего, дополнительного и профессионального образования условий для равного доступа жителей Костромской области к качественному образованию, в том числе:
выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;
обеспечение вывода системы общего образования на базовый уровень условий образовательного процесса, отвечающих современным требованиям;
реализацию адресных мер ликвидации зон низкого качества общего образования;
модернизацию системы среднего профессионального образования;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.
Раздел II. Сведения о взаимосвязи Программы со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
22. Приоритеты государственной политики по отрасли "Образование" в сфере реализации Программы отражены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года и от 21 апреля 2021 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
23. Реализация Программы оказывает влияние на достижение следующих стратегических национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
1) сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
2) обеспечение возможности для самореализации и развития талантов;
3) комфортная и безопасная среда для жизни;
4) цифровая трансформация.
24. На достижение указанных целей влияет реализация структурных элементов Программы, в том числе региональных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Патриотическое воспитание", "Цифровая образовательная среда".
Раздел III. Описание приоритетов государственной политики в рамках реализации Программы
25. Приоритетными направлениями развития системы образования Костромской области на период до 2030 года определены следующие:
1) выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;
2) увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента;
3) формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
4) цифровая трансформация системы образования, направленная на обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования, онлайн-сервисами образовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
5) развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.
26. Программа направлена на развитие всех уровней образования, за исключением высшего образования. Вместе с тем настоящая Программа предусматривает поддержку организаций высшего образования на территории Костромской области в части научно-исследовательской и инновационной деятельности, направленной на развитие регионального рынка труда.
27. В рамках Программы повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития Костромской области.
28. Реализация Программы проводится с учетом разграничения полномочий в сфере образования между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Костромской области. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для достижения целей, задач и показателей Программы и ее структурных элементов, предусматривается в консолидированном бюджете Костромской области, в том числе за счет предоставления межбюджетных трансфертов органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Костромской области:
1) методика распределения и правила предоставления иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования, приведены в приложении N 1 к Программе;
2) порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Костромской области, приведен в приложении N 2 к Программе;
3) методика распределения и правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области на обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся, получающих основное общее и среднее общее образование в муниципальных общеобразовательных организациях Костромской области, приведены в приложении N 3 к Программе;
4) методика распределения и правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области на строительство и (или) приобретение служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципальных образований Костромской области приведены в приложении N 4 к Программе;
5) порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов, муниципальных округов) Костромской области на организацию отдыха детей в каникулярное время приведен в приложении N 5 к Программе;
6) порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области на обновление материально-технической базы для организации учебно-исследовательской, научно-практической, творческой деятельности, занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях в целях достижения показателей и результатов федерального проекта "Успех каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" в 2024 - 2025 годах приведен в приложении N 6 к Программе;
7) порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области на реализацию мероприятий по содействию созданию в Костромской области (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в 2024 - 2025 годах приведен в приложении N 7 к Программе;
8) порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов) Костромской области на создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, приведен в приложении N 8 к Программе.
Раздел IV. Цели Программы
29. Для достижения целей и показателей национального проекта "Образование", федеральных программ, предусмотренных в рамках стратегических приоритетов, целями Программы являются:
Цель 1: "Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения доступности качественного дошкольного образования ежегодно до 2030 года, которая будет составлять 100 процентов";
Цель 2: "Увеличение доли педагогических работников общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации, по итогам 2024 года до 83,5 процента";
Цель 3: "Увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, по итогам 2024 года до 78,5 процента";
Цель 4: "Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, по итогам 2030 года до 63,3 процента";
Цель 5: "Увеличение доли обучающихся, для которых созданы равные условия получения качественного образования вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления доступа к федеральной информационно-сервисной платформе цифровой образовательной среды, до 40 процентов к 2030 году".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.