Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2 изменено. - Приказ министерства образования и науки Тамбовской области от 23 марта 2023 г. N 720
Приложение N 2
Утвержден
приказом управления образования
и науки области
от 12.07.2021 N 1687
Перечень
региональных показателей и концептуальные основы развития региональных механизмов управления качеством образования по направлению "Система организации воспитания обучающихся"
23 марта 2023 г.
Обоснование целей.
Приоритетной задачей ближайших лет является реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.
В Тамбовской области накоплен положительный опыт проектного управления в сфере воспитания, обеспечивающего включение обучающихся, педагогов, родителей в творческую продуктивную деятельность по различным направлениям в рамках реализации региональных сетевых проектов и программ:
"Восстановление духовно-исторического наследия в условиях открытой социально-образовательной среды" (в области духовно-нравственного воспитания);
"Большие вызовы", "Большая перемена", "НТИ-олимпиада" (в области образовательно-просветительской деятельности);
"Культура для школьника", региональная олимпиада школьников по краеведению "Тамбовский край: известный и неизвестный", "Наследники традиций" (в области культурно-исторического просвещения);
"Тамбовщина патриотическая", "Тамбовский край: известный и неизвестный" (в области гражданско-патриотического воспитания);
"Тамбовский край - территория экологической культуры", "Эколята-дошколята", "Эколята", "Молодые защитники Природы" (в области экологического воспитания);
"СМИ БУДУЩЕГО 2.0" (в области профессионального самоопределения);
"Детский туризм", "Развитие дворового спорта на Тамбовщине" (в области физической культуры и спорта).
Наиболее популярны у обучающихся проекты:
патриотические - 534 проекта, 29894 чел. (67,3% от общего количества участников проектной деятельности);
благотворительные - 518 проектов, 21372 чел. (48,2%);
экологические - 322 проекта, 14345 чел. (32,6%).
Создание творческой развивающей среды, способствующей проявлению и развитию мотивированных и одаренных детей, обеспечивает в области конкурсное движение. Ежегодно в рамках календаря массовых мероприятий с обучающимися проводится около 200 региональных конкурсных мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, физическое, трудовое, экологическое воспитание, на приобщение детей к культурному наследию, в которых принимают участие более 60% обучающихся области.
В Тамбовской области внедрена целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей, обеспечивающая в рамках реализации национального проекта "Образование" развитие новой модели дополнительного образования, которая направлена на создание системы инновационных технологий, интеграцию ресурсов общего, дополнительного и высшего образования, бизнеса и научных организаций, популяризацию научных знаний и профориентацию, обеспечение индивидуализации образовательных траекторий и успешную социализацию обучающихся в современном обществе.
Дополнительное образование детям в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе дети с ОВЗ и инвалидностью, предоставляют более 600 организаций различных видов по более 7 тыс. дополнительным общеобразовательным программа и программам спортивной подготовки. Действует Программный навигатор системы дополнительного образования детей Тамбовской области (https://tambov.pfdo.ru/app/desktop). В области реализуются модели выравнивания доступности дополнительного образования, в том числе для детей из сельской местности: "Дистанционное образование", "Выходные с пользой", "Дополнительное образование в школе", "Выездные классы". Охват дополнительным образованием составляет 83,4% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет
Активно развивается детское и молодежное, волонтерское движения. Это важнейшее звено в системе воспитания и социализации подрастающего поколения, поскольку в них происходит совмещение трех основных направлений развития личности: деятельности, общения и самопознания.
Членами более 2500 детских общественных объединений являются около 80 тыс. школьников (84,4% от их общего числа), волонтерских отрядов - 5000 обучающихся профессиональных образовательных организаций.
На основе межведомственного взаимодействия выстроена работа с несовершеннолетними, в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации, направленная на координацию действий всех субъектов профилактики по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних, своевременному выявлению несовершеннолетних с девиантным поведением и организации адресной профилактической работы.
Сопровождает работу образовательных организаций региональный центр координации и комплексного взаимодействия по вопросам профилактики, безопасности жизнедеятельности, психолого-педагогического просвещения и сопровождения детей и родителей (законных представителей) "Перспектива". В 191 образовательной организации 30 муниципальных образований функционирует служба медиации (примирения).
В целях просвещения родителей (законных представителей) в области повышения компетенций в вопросах детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей в области на постоянной основе действуют общественные объединения родителей: областной и муниципальные родительские Советы, областное родительское собрание, областной и муниципальные родительские клубы, региональное отделение "Национальной родительской ассоциации".
Развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников образовательных организаций в области организации воспитания осуществляется на базе Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования (ежегодно обучение проходят около 400 чел.).
Действует региональная межведомственная школа профессионального мастерства системы дополнительного образования, которая представляет собой постоянно действующее профессиональное объединение, работа которого направлена на создание целостной системы поддержки педагогических кадров системы дополнительного образования и воспитания, в т.ч. работающих в инновационном режиме, изучающих и внедряющих передовой педагогический опыт и инновационные практики (ежегодно обучение проходят около 200 чел.).
В области осуществлялась реализация регионального проекта "Институт классного руководства: новый формат", направленного на качественное обновление работы классных руководителей.
В целях развития профессиональной компетентности педагогических работников сферы воспитания ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства: "Учитель года", "Воспитатель года",
"Сердце отдаю детям", "Воспитать человека" и др.
Осуществляется активное наполнение интернет-контента по вопросам воспитания.
На портале "Подросток и общество" (https://podrostok.68edu.ru) размещена информация для подростков, родителей и специалистов по следующим направлениям:
рубрика "Советы подросткам";
рубрика "Школа правового просвещения";
цикл социальных видеороликов для подростков "Доброта спасет мир";
Консультационный пункт для детей, родителей или лиц их заменяющих, как в онлайн, так и в офлайн режиме.
На сайте Регионального модельного центра дополнительного образования детей создана видеотека для родителей, где размещены видеоресурсы (https://dopobr.68edu.ru/archives/38322) по темам: "Профилактика девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних", "Помощь семьям в период самоизоляции".
Тиражирование опыта инновационных технологий и эффективных форм, методов воспитания и социализации обучающихся осуществляется через работу информационно-методического ресурса "Лучшие учителя Тамбовской области", представленного на сайте ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования" в банке передового инновационного опыта.
На сайте ТОГБОУДО "Центр развития творчества детей и юношества" функционирует Региональный межведомственный банк инновационных практик (http://dop.68edu.ru/bank-innov-praktik-do), который обеспечивает аккумулирование и систематизацию инновационных управленческих и педагогических практик, содействует распространению лучшего инновационного опыта.
Проблемное поле дальнейшего развития системы организации воспитания обучающихся определяют:
недостаточное использование в практике работы образовательных организаций использовать ценностно-ориентированного подхода при оценке качества организации воспитательной работы и ее результатов;
снижение внимания к вопросам воспитания в результате доминирования предметного начала, процесса обучения в общеобразовательных организациях;
недостаточная стратегическая ориентация воспитательной деятельности образовательных организаций, отсутствие в программах воспитательной работы четких целей, ориентированных на достижение обучающимися конкретных результатов, на формирование конкретных компетенций, ценностных ориентиров;
отсутствие инструментария для диагностики и мониторинга в сфере воспитания.
недостаточное развитие профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников образовательных организаций в области организации воспитания.
Целевые ориентиры направления:
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности путем формирования ценностных ориентаций обучающихся;
обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию;
создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях воспитания;
поддержка ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;
обеспечение эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;
создание условий для предотвращения и профилактики деструктивных проявлений в поведении обучающихся.
Сроки реализации целевых ориентиров: 2020 - 2024 годы.
Для достижения целевых ориентиров необходимо осуществить:
развитие социальных институтов воспитания через: развитие воспитания в системе образования; повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся; поддержку семейного воспитания; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов.
обновление воспитательного процесса на основе отечественных и региональных традиций с учетом современных достижений педагогической науки и лучших практик через: гражданское и патриотическое воспитание, формирование российской идентичности; духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; приобщение детей к культурному наследию; популяризацию научных знаний среди детей; физическое воспитание и формирование культуры здоровья; трудовое, профессиональное воспитание и профессиональное самоопределение; экологическое воспитание; развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся; поддержку общественных объединений в сфере воспитания;
организация профилактической работы, через: профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся; поддержку семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации; обеспечение физической, информационной и психологической безопасности; адаптацию детей мигрантов;
развитие профессиональных компетенций педагогов в вопросах воспитания через: подготовку кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся; повышение компетенций по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в образовательных (кураторство) организациях; сетевое и межведомственное взаимодействие для методического обеспечения воспитательной работы; осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся; повышение престижа профессий, связанных с воспитанием детей.
Региональные показатели:
доля обучающихся, охваченных мероприятиями по гражданскому воспитанию, мероприятиями, направленными на развитие культуры межнационального общения;
доля образовательных организаций, в которых реализуются программы воспитания, направленные на социальную и культурную адаптацию детей, в том числе из семей мигрантов;
доля детей, занимающихся в школьных спортивных клубах;
доля обучающихся, включенных в деятельность патриотических, военно-патриотических, поисковых организаций, клубов, кадетских школ и классов и других объединений;
доля школьников, участвующих в культурно-просветительских программах;
доля обучающихся, принявших участие в цикле всероссийских онлайн-уроков в рамках проекта "открытыеуроки.рф", участников конкурсов "Большая перемена", "Без срока давности", участников проекта "Орлята России" и др.;
численность занимающихся в объединениях и научных обществах организаций дополнительного образования детей;
доля обучающихся в организациях дополнительного образования детей спортивной направленности;
доля детей в возрасте от 15 до 17 лет, занятых детским трудом;
доля образовательных организаций, в которых созданы условия для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
доля образовательных организаций, в которых организовано обучение детей основам информационной безопасности на системном уровне, включая участие в уроках безопасности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и повышение медиаграмотности;
доля образовательных организаций, в которых действует орган школьного самоуправления;
доля образовательных организаций, в которых действует орган школьного самоуправления, с высокой долей обучающихся, участвующих в его работе;
доля родителей (по образовательным организациям), включенных в деятельность общественных объединений родителей обучающихся (совет/общественная организация);
доля обучающихся, включенных в деятельность детских и молодежных объединений и организаций;
доля обучающихся, включенных в волонтерскую деятельность;
доля образовательных организаций, в которых действует школьный пресс-центр;
доля образовательных организаций, в которых реализуется детский культурно-познавательный туризм;
количество несовершеннолетних, совершивших преступления;
количество несовершеннолетних обучающихся, совершивших административные правонарушения и иные антиобщественные действия;
доля обучающихся, находящихся на учете в ПДН (на конец учебного года);
доля обучающихся, снятых с учета в ПДН в текущем календарном году (% выбывших из них);
доля образовательных организаций, реализующих реабилитационные технологии и услуги;
количество несовершеннолетних, охваченных реабилитационными технологиями;
доля образовательных организаций, в которых действует служба школьной медиации;
доля обучающихся, охваченных индивидуальными профилактическими мероприятиями, осуществляемыми школой в отношении подростков с проявлениями деструктивного поведения, обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении в образовательной организации с низким уровнем сформированности ценностных ориентаций;
доля детей, для которых русский язык не является родным, охваченных мероприятиями по социальной и культурной адаптации;
доля обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха;
доля образовательных организаций, в которых реализуется технология наставничества в сфере воспитания;
доля педагогических работников, прошедших курсы ПК или ПП по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся за последние три года.
В качестве методов сбора информации выступают: единая автоматическая информационная система дополнительного образования (ЕАИС ДО), ведомственный мониторинг, ЕАИС "Молодежь России".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.