Drive V-belts of narrow cross-sections for the automobiles. Fatigue test
УДК 621.852.13:620.178.322.3:006.354
ОКС 21.220.10
43.060.10
Дата введения - 1 июля 2024 г.
Взамен ГОСТ Р ИСО 5287-2017
Предисловие
1 Подготовлен Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "Институт стандартизации") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 160 "Продукция нефтехимического комплекса"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2023 г. N 466-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 5287:2021 "Ременные приводы. Клиновые ремни для автомобильной промышленности. Испытание на усталость" (ISO 5287:2021 "Belt drives - V-belts for the automotive industry - Fatigue test", IDT).
Стандарт разработан подкомитетом ПК 1 "Трение" Технического комитета ТК 41 "Шкивы и ремни (включая клиновые ремни)" Международной организации по стандартизации (ИСО).
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 Взамен ГОСТ Р ИСО 5287-2017
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод испытания на усталость для контроля качества клиновых ремней узких сечений (сечений AV 10, AV 10Х, AV 13, AV 13Х, AV 17 и AV 17Х), предназначенных для приведения в действие вспомогательного оборудования двигателей внутреннего сгорания, используемых в автомобилях.
Примечание - Размеры ремней и соответствующих шкивов установлены в ИСО 2790.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты [для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения)]:
ISO 683-1, Heat-treatable steels, alloy steels and free-cutting steels - Part 1: Non-alloy steels for quenching and tempering (Стали термообработанные, легированные и автоматные стали. Часть 1. Нелегированные стали для закалки и отпуска)
ISO 2790, Belt drives - V-belts for the automotive industry and corresponding pulleys - Dimensions (Ременные передачи. Клиновые ремни для автомобильной промышленности и соответствующие шкивы. Размеры)
ISO 4287, Geometrical product specifications (GPS) - Surface texture: Profile method - Terms, definitions and surface texture parameters (Геометрические характеристики изделия (GPS). Структура поверхности. Профильный метод. Термины, определения и параметры текстуры поверхности)
ISO 6508-1, Metallic materials - Rockwell hardness test - Part 1: Test method (Металлические материалы. Испытание на твердость по Роквеллу. Часть 1. Метод испытания)
3 Термины и определения
ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа онлайн-просмотра ИСО, доступна по адресу: http://www.iso.org/obp
- Электропедия МЭК, доступна по адресу: http://www.electropedia.org/
4 Обозначения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
d e1 - эффективный диаметр ведущего и ведомого шкивов, мм;
d e2 - эффективный диаметр натяжного шкива, мм;
E - середина расстояния между ведущим и ведомым шкивами, мм;
F - усилие натяжения ремня, Н;
g - дополнительное проскальзывание, %;
i 0 - отношение начальных частот вращения валов;
i f - отношение частот вращения валов при измерении дополнительного проскальзывания;
L e - эффективная длина ремня, мм;
K - коэффициент усилия натяжения ремня, Н/кВт;
n 0 - начальная частота вращения ведомого вала, мин -1;
n f - конечная частота вращения ведомого вала, мин -1;
N 0 - начальная частота вращения ведущего вала, мин -1;
N f - конечная частота вращения ведущего вала, мин -1;
p - минимальная глубина канавки, мм;
P - передаваемая мощность, кВт;
r - минимальный радиус скругления (закругления) верхней кромки канавки, мм;
R a - шероховатость поверхности, мкм;
w e - эффективная ширина, мм;
- угол канавки ведущего и ведомого шкивов, °.
5 Сущность метода
Определяют рабочие характеристики ремня при определенных условиях на испытательном стенде (далее - стенд) с двумя или тремя шкивами (см. 6.1).
Длина самого короткого клинового ремня, который можно испытать на стенде с тремя шкивами, составляет приблизительно 800 мм. Более короткие ремни испытывают на стенде с двумя шкивами в соответствии с разделами 6 и 8.
Изготовитель с потребителем должны согласовать ряд условий, включая передаваемую мощность, эффективный диаметр натяжного шкива, число повторных натяжений ремня, а также минимально допустимый срок службы ремня в часах.
Как правило, при использовании стенда с двумя шкивами передаваемая мощность составляет примерно 70 % мощности, передаваемой на стенде с тремя шкивами. Ремень разрушается при несоответствии согласованных условий.
6 Аппаратура
6.1 Стенд для динамических испытаний
Стенд для динамических испытаний прочной конструкции, все детали которого должны выдерживать практически без отклонений нагрузки, которым они подвергаются.
6.1.1 Ведущий шкив и подходящий механизм для приведения его в движение.
6.1.2 Ведомый шкив, к которому подключен подходящий блок поглощения мощности.
6.1.3 Блок поглощения мощности, точный и калибруемый, например набором грузов.
6.1.4 Устройство для натяжения ремня:
a) для стенда с тремя шкивами используют натяжной шкив (см. рисунок 1);
b) для стенда с двумя шкивами используют подвижный шкив (см. рисунок 2).
6.1.5 Устройство для определения проскальзывания ремня с точностью до 1 %.
Расположение шкивов и направление вращения должны быть такими, как показано на рисунках 1 и 2.
Для учета разных длин ремней положение ведущего и ведомого шкивов, а также положение натяжного шкива и его кронштейна для стенда с тремя шкивами должны быть регулируемыми для настройки расположения шкивов под каждую длину ремня.
------------------------------
a)Направление регулирования ведомого шкива.
b)Направление вращения.
c)Угол 45° задан для начального расположения шкивов, он может немного меняться при повторном натяжении в течение испытания.
d)Усилие натяжения ремня, приложенное к натяжному шкиву.
e)Направление регулирования узла натяжного шкива и его кронштейна.
f)Направление регулирования ведущего шкива.
------------------------------
С - расстояние между ведущим и ведомым шкивами; 1 - ведомый шкив (блок поглощения мощности); 2 - натяжной шкив, устанавливают скользящим; 3 - ведущий шкив
Примечание - Выравнивают ремень, установленный на испытательных шкивах, в пределах 0,25° от плоскости, проходящей через центр каждой канавки шкива.
Рисунок 1 - Расположение шкивов для испытательного стенда с тремя шкивами
------------------------------
a)Усилие натяжения ремня, приложенное к подвижному шкиву.
b)Направление регулирования подвижного шкива (способ фиксирования на месте).
------------------------------
1 - ведомый шкив (блок поглощения мощности); 2 - ведущий шкив
Примечание - Выравнивают ремень, установленный на испытательных шкивах, в пределах 0,25° от плоскости, проходящей через центр каждой канавки шкива.
Рисунок 2 - Расположение шкивов для испытательного стенда с двумя шкивами
Для приложения необходимого усилия и получения натяжения ремня натяжной шкив и его подшипниковый узел стенда с тремя шкивами при необходимости должны иметь возможность свободно скользить в кронштейне вдоль линии приложения усилия натяжения. В этом случае линия приложения усилия натяжения должна проходить по биссектрисе угла у натяжного шкива через его ось и лежать в плоскости, проходящей через центр канавки натяжного шкива (см. рисунок 1).
Испытательный стенд с двумя шкивами должен обеспечивать возможность перемещения одного из шкивов (ведомый или ведущий) для установки ремня длиной до 800 мм (см. рисунок 2). Должен быть предусмотрен способ фиксирования подвижного шкива в заданном положении при заданном натяжении ремня.
6.2 Испытательные шкивы
Испытательные шкивы должны быть изготовлены из стали по ИСО 683-1 с твердостью 55 единиц HRC по ИСО 6508-1 и шероховатостью поверхности канавки, определяемой как среднее арифметическое значение отклонения профиля R a по ИСО 4287, менее 0,8 мкм.
Характеристики испытательных шкивов приведены на рисунке 3 и в таблице 1.
Рисунок 3 - Канавка испытательного шкива
Таблица 1 - Размеры испытательных шкивов
Размеры в миллиметрах
Наименование |
Обозначение |
Значение для ремня сечением |
||
AV 10 |
AV 13 |
AV 17 |
||
Эффективный диаметр ведущего и ведомого шкивов (стенд с тремя шкивами) |
d e1 |
121,0 |
127,0 |
127,0 |
Эффективный диаметр ведущего и ведомого шкивов (стенд с двумя шкивами) |
d e1 |
63,0 |
76,0 |
85,0 |
Эффективный диаметр натяжного шкива a) (стенд с тремя шкивами) |
d e2 |
57,0-63,0-76,0
|
70,0-76,0-89,0
|
90,0-100,0
|
Эффективная ширина |
W e |
9,7 |
12,7 |
16,8 |
Угол канавки ведущего и ведомого шкивов |
|
36,0° |
36,0° |
36,0° |
Угол канавки натяжного шкива (стенд с тремя шкивами) |
36,0° |
36,0° |
34,0° |
|
Минимальная глубина канавки |
p |
11 |
13,75 |
16 |
Минимальный радиус скругления верхней кромки канавки |
r |
0,8 |
0,8 |
1,5 |
a) При уменьшении эффективного диаметра натяжного шкива срок службы ремня также снижается. |
7 Условия окружающей среды при проведении испытания
Температура окружающей среды в помещении для испытания должна быть в интервале от 18 °C до 32 °C, в протоколе испытания указывают полученный результат и среднюю температуру окружающей среды в течение всего испытания.
В непосредственной близости от испытательного стенда не должно быть сквозняков, кроме как от самого ременного привода.
8 Проведение испытания
8.1 Условия проведения испытания
Для каждого испытания общее расположение шкивов относительно друг друга должно быть таким, как показано на рисунках 1 и 2. Середина расстояния между ведущим и ведомым шкивами Е, мм, испытательного стенда с тремя шкивами должна быть в пределах 2 мм от значения, определяемого по формуле
,
(1)
где L e - эффективная длина ремня, мм;
d e1 - эффективный диаметр ведущего и ведомого шкивов, мм;
d e2 - эффективный диаметр натяжного шкива, мм.
Частота вращения ведущего шкива должна быть в пределах 2 % от следующего значения:
- 4900 мин -1 для ремней сечением AV 10 и AV 10Х;
- 4700 мин -1 для ремней сечением AV 13, AV 13Х, AV 17 и AV 17Х.
Усилие натяжения ремня F, Н, для испытательного стенда с тремя шкивами, приложенное к натяжному шкиву, а для стенда с двумя шкивами - к ведомому шкиву, определяют по формуле
,
(2)
где K - коэффициент усилия натяжения ремня, равный 60 Н/кВт для испытательной машины с тремя шкивами и 110 Н/кВт - для испытательной машины с двумя шкивами;
P - передаваемая мощность, кВт.
8.2 Процедура
8.2.1 Подготовка
8.2.1.1 Испытательный стенд с тремя шкивами
После установки ремня на шкивы прикладывают заданное усилие натяжения ремня (см. 8.1) к натяжному шкиву и, оставляя кронштейн натяжного шкива свободно перемещающимся, запускают привод ведущего шкива, и доводят его частоту вращения до установленного значения (см. 8.1), и сразу же прикладывают соответствующую нагрузку на ведомый шкив. Стенд должен работать в таких условиях в течение 5 мин 15 с, без учета времени запуска и остановки. Выключают стенд и выдерживают не менее 10 мин.
Затем вручную проворачивают привод на несколько оборотов ремня и с помощью циферблатного индикатора, установленного в контакте с кронштейном натяжного шкива, регистрируют максимальные пределы перемещения натяжного шкива.
Сразу же фиксируют кронштейн натяжного шкива в положении по центру между двумя крайними точками перемещения.
8.2.1.2 Испытательный стенд с двумя шкивами
Применяют процедуру по 8.2.1.1 с использованием подвижного шкива вместо кронштейна натяжного шкива.
8.2.2 Испытание
Повторно включают стенд, доводят частоту вращения ведущего шкива до заданного значения, прикладывают испытательную нагрузку на ведомый шкив и измеряют проскальзывание между ведущим и ведомым шкивами.
Привод должен работать непрерывно при этих условиях до обрыва ремня или до превышения дополнительного проскальзывания g на 4 % по отношению к проскальзыванию, измеренному на начальном этапе.
Дополнительное проскальзывание g, %, определяют по формуле
,
(3)
где
,
(4)
,
(5)
где n 0 - начальная частота вращения ведомого вала, мин -1;
N 0 - начальная частота вращения ведущего вала, мин -1;
n f - конечная частота вращения ведомого вала, мин -1;
N f - конечная частота вращения ведущего вала, мин -1.
Все частоты вращения измеряют под испытательной нагрузкой.
8.2.3 Повторное натяжение
Если дополнительное проскальзывание ремня достигает 4 % до обрыва ремня, выключают стенд и оставляют не менее чем на 20 мин. Для испытательного стенда с тремя шкивами освобождают кронштейн натяжного шкива, прикладывают к ремню испытательную нагрузку, проворачивают ведущий шкив вручную два или три раза, повторно фиксируют кронштейн натяжного шкива в среднем положении, как описано в 8.2.1, и повторяют испытание по 8.2.2.
Повторяют эту процедуру каждый раз при достижении дополнительного проскальзывания 4 % до обрыва ремня.
9 Протокол испытания
Протокол испытания должен содержать:
a) обозначение настоящего стандарта;
b) идентификацию испытанного ремня;
c) тип испытательного стенда;
d) количество часов работы при испытании в соответствии с согласованными условиями;
e) передаваемую мощность;
f) диаметр натяжного шкива при использовании испытательного стенда с тремя шкивами;
g) число повторных натяжений ремня и количество часов работы;
h) среднюю температуру окружающей среды во время испытания;
i) дату проведения испытания.
Ключевые слова: ремни приводные клиновые узких сечений для автомобилей, испытание на усталость.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 5287-2023 "Ремни приводные клиновые узких сечений для автомобилей. Испытание на усталость" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2023 г. N 466-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2023 г.
Дата введения - 1 июля 2024 г.