Решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2023 г. по делу N 3а-131/2023
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Чистяковой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Новиковой Т.А., с участием прокурора Савельевой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Головинова Петра Николаевича о признании недействующими со дня принятия пункта 3516 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 N 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", пункта 4404 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", установил:
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 23 декабря 2019 года издан приказ N 166-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень 2020), указанный нормативный правовой акт официально опубликован на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" (www.gov.spb.ru) 24 декабря 2019 года.
В пункт 3516 Перечня 2020 включен объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером 78:31:0001229:2485, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Думская, дом 5/22, литера А, помещение 4-Н (далее Объект, Помещение).
Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 24 декабря 2021 года издан приказ N 141-п, которым определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень).
В пункт 4404 Перечня 2022 включено в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, также вышеуказанное нежилое помещение.
Головинов П.Н. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия пункт 3516 Перечня на 2020 год, пункт 4404 Перечня 2022 ссылаясь на то, что принадлежащее ему на праве собственности Помещение включено в названный пункт Перечня, однако не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Сдаваемая в аренду часть нежилого помещения под цели размещения кафе составляет 157,3 кв. м, что составляет менее 20% от общей площади помещения. Кроме того, в Перечень 2020 помещение было включено на основании акта обследования N 1233-ВФИ/Ц/2019, который являлся предметом судебной проверки в рамках административного дела N... и был признан ненадлежащим доказательством включения объекта в Перечень на 2021 год.
Административный истец Головинов П.Н. в судебное заседание не явился, доверил представлять свои интересы представителю.
Представитель административного истца, действующий на основании доверенности и ордера, адвокат ФИО в судебное заседание явилась, административные исковые требования поддержала, представила дополнительные письменные объяснения, которые приобщены к материалам дела, где указала, что объект был включен на основании акта обследования 2019 года и 2021 года, в представленных к актам фотоматериале отражена только часть помещения, площадью 157,3 кв. м, используемая под организацию кафе и составляющая менее 20% от общей площади нежилого помещения. Никакая иная деятельность не осуществлялась, поскольку административный истец стал собственником нежилого помещения на праве наследования "дата", а предыдущий собственник умер "дата".
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО в судебном заседании поддержал письменные возражения на заявленные требования, указал, что процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдена, в установленный срок административный истец с заявлением о пересмотре результатов определения вида фактического использования Объекта в Комитет не обращался; факт использования Помещения для размещения офисных помещений, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания более чем 20% площади установлен в результате визуального осмотра Объекта "дата" и "дата" сотрудниками Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, которым доступ к Объекту был частично предоставлен.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административные исковые требования, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (подпункт 2 статьи 15, абзац второй пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество физических лиц введен Законом Санкт-Петербурга от "дата" N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге".
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
К объектам налогообложения в соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации отнесены, в том числе жилой дом, жилое помещение, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 402 названного кодекса в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и его действия, было установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В силу пункта 3 приведенной статьи налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 данного кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Статьей 3 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года N 643-109 "О налоге на имущество физических лиц в Санкт-Петербурге" ставки налога на имущество физических лиц установлены в зависимости от вида объектов налогообложения. Согласно подпункту "г" пункта 6 этой статьи налоговая ставка в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет в 2020 году 1,25 процента, в 2022 году 1,5 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения, что превышает размер ставок, установленных для иных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 этого кодекса, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, а также размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Осуществление указанных полномочий возложено на Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комитете по контролю за имуществом, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2016 года N 207.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 года N 166-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 24 декабря 2019 года.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержден приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 года N 141-п, размещенным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в сети "Интернет" 28 декабря 2021 года.
Таким образом, оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1, пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях данной статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведенных предписаний в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежит включению нежилое помещение, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Судом установлено, что Головинов П.Н. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 78:31:0001229:2485, общей площадью 1039,1 кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Думская, дом 5/22, литера А, помещение 4-Н на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию "..." "дата" ФИО (л.д.27).
Право собственности на указанное нежилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 16 июня 2021 года (л.д. 28-36).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером 78:31:0001229:2485 с назначением и наименованием - нежилое помещение, входит в состав здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Думская, дом 5/22, литера А, с кадастровым номером 78:31:00001229:9:38, площадью 9244,7 кв. м, назначение - многоквартирный дом (л.д. 89-161).
Указанное выше здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:31:0001229:9 площадью 3707 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения жилого дома (жилых домов) (л.д. 56-57).
Согласно документам технического учета помещения, предоставленных ГУП "ГУИОН"- ПИБ Центрального района по запросу суда, а именно экспликации помещения 4-Н после перепланировки, помещений административного истца имеет назначение "нежилое"; помещения категории "учрежденческое" в своем составе имеет части помещений с наименованием: "зал", "кладовая", "туалет", "кухня", "электрощитовая", "коридор", "тамбур", "холл", "лестница", "умывальная", "подсобное помещение", "кабинет" (л.д. 208-209).
Вид разрешенного использования земельного участка, сведения, содержащиеся в учетно-технической документации о назначении и наименовании как здания, так и принадлежащего административному истцу помещения, не позволяют сделать вывод о размещении объектов делового, административного или коммерческого назначения, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, помещение по указанным основаниям в Перечень на 2020 год и Перечень на 2022 год включено быть не могло.
Из объяснений административного ответчика и материалов дела следует, что принадлежащий административному истцу объект недвижимого имущества включен в Перечень на основании его фактического использования.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 августа 2014 года N 737, в соответствии с которым вид фактического использования объектов определяется в соответствии с установленными в пунктах 3, 4, 4-1 и 5 статьи 378.2 НК РФ и статье 1-1 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2003 года N 684-96 "О налоге на имущество организаций" условиями признания нежилых зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (пункт 2); определение вида фактического использования объектов осуществляется Комитетом ежегодно до 20 декабря года, предшествующего очередному налоговому периоду, в соответствии со списком объектов, предполагаемых к включению в определяемый на очередной налоговый период Перечень на основании результатов определения вида фактического использования в соответствии с Порядком (пункт 4), вид фактического использования объектов, указанных в списке, определяется Комитетом на основании результатов их обследований, проводимых сотрудниками Комитета в соответствии с утвержденным им порядком (пункт 6), информация о результатах определения вида фактического использования объекта, полученных по итогам обследования, проведенного в соответствии с пунктом 6 Порядка, размещается на пункт 7).
В соответствии с Порядком проведения обследований в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утвержденным распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 2 апреля 2018 года N 7-р "Об утверждении Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (далее - Порядок проведения обследований) в ходе проведения обследования осуществляется фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании (строении, сооружении) и нежилом помещении, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования (пункт 3.3); результаты Обследования отражаются в акте обследования здания (строения, сооружения) и помещения (пункт 3.4); в акте обследования отражаются, в том числе, выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в установленных целях (пункт 3.5), к акту обследования прилагаются документы, связанные с проведением мероприятий, или их копии, а также материалы фотосъемки и(или) видеосъемки, подтверждающие выводы, сделанные в акте обследования (пункт 3.7).
В подтверждение правомерности включения в Перечень на 2020 год нежилого помещения 4-Н с кадастровым номером 78:31:0001229:2485, административный ответчик представил акт обследования помещения от 04 июня 2019 года N 1233-ВФИ/Ц/2019, согласно которому на обследуемом Объекте расположен объект общественного питания (кафе "Чайный дом") с фактическим использованием более 20% от общей площади Объекта.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером 78:31:0001229:2485, площадью 1039,1 кв. м, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, ул. Думская, дом 5/22, литера А, помещение 4-Н состоит из четырех этажей, подвала и мансарды.
Вместе с тем, представленный к акту обследования помещения от 04 июня 2019 года N 1233-ВФИ/Ц/2019 фотоматериал, отражает лишь часть нежилого помещения, расположенного на первом этаже и используемого под кафе, фасад здания, входную группа с вывеской кафе "Чайный дом", входную группу в подвальное помещение.
Как следует, из договора аренды от 23 января 2019 года, заключенного между ФИО (предшествующим собственником) и обществом арендатору была предоставлена часть нежилого помещения с кадастровым номером 78:31:0001229:2485, общей площадью 157,3 кв. м. под организацию предприятия общественного питания и организацию кальянного клуба. Право обременения арендой зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Соглашением, удостоверенным на бланке нотариуса N 78АБ7087999 от 24 июля 2019 года, вышеназванный договор аренды расторгнут.
Из договора аренды от 09 августа 2019 года, заключенного между ФИО и обществом следует, для целей организации предприятия общественного питания и кальянного клуба на условиях аренду арендатору была передана часть нежилого помещения площадью 157,3 кв. м... (л.д. 37-41). Право аренды по выше названному договору зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, что подтверждается соответствующей выпиской.
Таким образом, площадь нежилого помещения, сдаваемая в аренду под размещение торгового объекта в том числе и на момент обследования в 2019 году, в процентном соотношении составляет 15,13% от общей площади помещения (157,3х100:1039,1).
Такое процентное соотношение не отвечает критериям, установленным пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания нежилого помещения фактически используемым в целях размещения объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В подтверждение правомерности включения в Перечень на 2022 год нежилого помещения 4-Н с кадастровым номером 78:31:0001229:2485, административный ответчик представил акт обследования помещения от 14 сентября 2021 года N 07-10/2963, согласно которому в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования здания доступ к обследованию помещения по указанному адресу не обеспечен. В ходе наружного визуального осмотра установлено, что более 20% общей площади здания фактически используются для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. В дополнительной информации содержится, что помещение используется для размещения офисных помещений, объекта общественного питания, объекта бытового обслуживания (барбершоп).
Проанализировав указанный акт обследования, суд приходит к выводу, что содержание акта не позволяет достоверно определить фактическое использование более 20% от общей площади помещения в качестве офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания. Фототаблица к указанному акту обследования, содержит 6 фотоснимков, на которых отображен фасад здания, входная группа, таблички, что не позволяет достоверно установить фактическое использование находящегося в нем помещения.
Сам факт необеспечения допуска, без наличия объективных данных, которые свидетельствовали бы об использовании более 20% общей площади помещения для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания, не может служить достаточным и единственным основанием для вывода о фактическом использовании этого объекта под названные цели и как следствие возложение на налогоплательщика обязанности по уплате налога на имущество, как правило, в большем размере. Кроме того, причины недопуска к обследуемому объекту в акте не отражены, административный истец в своих пояснениях указывал, что обращений обеспечить допуск в нежилое помещение не имелось.
Таким образом, акты обследования помещения от 04 июня 2019 года и от 14 сентября 2021 года объективно не подтверждают фактическое использование помещения более 20% от его общей площади для размещения офисов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Таким образом, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлены допустимые и достоверные доказательства, подтверждающие, что Объект (помещение) на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, обладал признаками объектов налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, оспариваемое положение подлежит признанию недействующим, а административный иск - подлежащим удовлетворению.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть признан недействующим, в том числе со дня его принятия. Поскольку признание отдельных положений оспариваемого нормативного правового акта с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает необходимым признать нормативные правовые акты недействующими в части со дня принятия.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215-216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Головинова Петра Николаевича - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 3516 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 23 декабря 2019 N 166-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
Признать недействующим со дня принятия пункт 4404 приложения к Приказу Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2021 N 141-п "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Обязать Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга опубликовать на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т.С. Чистякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 17 апреля 2023 г. по делу N 3а-131/2023
Опубликование:
-