Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
приказом департамента
имущественных отношений
Краснодарского края
от 07 июля 2023 г. N 1668
Порядок
организации и осуществления внутреннего финансового контроля в департаменте имущественных отношений Краснодарского края
1. Общие положения
1.1. Порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля в департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее соответственно - Порядок, департамент) устанавливает правила организации и осуществления внутреннего финансового контроля в департаменте как в главном распорядителе средств бюджета Краснодарского края, главном администраторе доходов средств бюджета Краснодарского края, главном администраторе источников финансирования дефицита бюджета Краснодарского края. Внутренний финансовый контроль является внутренним непрерывным процессом департамента.
1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:
соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета;
реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;
недопущение нецелевого использования бюджетных средств.
1.3. Внутренний финансовый контроль в департаменте осуществляют следующие структурные подразделения департамента в пределах установленной компетенции:
отдел финансов в управлении финансовой и организационной работы департамента;
отдел неналоговых доходов бюджета в управлении финансовой и организационной работы департамента;
отдел обеспечения деятельности в управлении финансовой и организационной работы департамента;
отдел информационных систем и информационной безопасности в управлении финансовой и организационной работы департамента;
отдел государственной службы и кадров департамента;
отдел оптимизации государственной собственности в управлении имущественных отношений департамента;
отдел казны в управлении имущественных отношений департамента;
отдел государственных учреждений и предприятий;
отдел корпоративного управления;
отдел учета земель в управлении земельных отношений департамента; отдел ведения лицевых счетов в управлении земельных отношений департамента;
проектный отдел в управлении земельных отношений департамента; юридическое управление департамента.
1.4. Целями внутреннего финансового контроля являются:
обеспечение соблюдения требований к исполнению департаментом бюджетных полномочий, которые установлены правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;
подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Краснодарского края;
повышение качества финансового менеджмента.
1.5. Основные задачи внутреннего финансового контроля:
недопущение отражения в бухгалтерском учете мнимого (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;
проверка полноты отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни в том отчетном периоде, в котором они имели место быть;
подтверждение правильности стоимостного измерения объектов бухгалтерского учета и их отражения на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;
проверка фактического существования и состояния активов и обязательств, отраженных в бухгалтерском учете.
1.6. Внутренний финансовый контроль департамента основывается на следующих принципах:
принцип законности, который выражается в неуклонном и точном соблюдении всеми сотрудниками структурных подразделений, осуществляющими внутренний контроль норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации;
принцип объективности, который выражается в осуществлении контроля с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
принцип системности, который выражается в проведении контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля;
принцип ответственности выражается в том, что каждый сотрудник структурных подразделений, осуществляющих внутренний контроль за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Организация системы внутреннего финансового контроля
2.1. Система внутреннего финансового контроля обеспечивает:
точность и полноту документации бюджетного учета;
соблюдение требований законодательства;
своевременность подготовки достоверной бюджетной отчетности;
предотвращение ошибок и искажений;
исполнение приказов и поручений руководителя департамента;
сохранность имущества департамента.
2.2. Система внутреннего финансового контроля позволяет отслеживать эффективность работы структурных подразделений департамента, осуществляющих внутренний контроль, а также добросовестность выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.
2.3. В рамках внутреннего финансового контроля проверяется правильность отражения совершаемых фактов хозяйственной жизни в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами департамента, по следующим бюджетным процедурам:
составление и представление в министерство финансов Краснодарского края документов, необходимых для составления проекта бюджета Краснодарского края, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
составление и представление в министерство финансов Краснодарского края документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета Краснодарского края;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета Краснодарского края; составление, утверждение, ведение бюджетных смет;
исполнение бюджетной сметы;
принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет Краснодарского края, пеней и штрафов по ним;
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Краснодарского края, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет Краснодарского края;
процедура принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризаций;
составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
исполнение судебных актов по искам к Краснодарскому краю, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Краснодарского края по денежным обязательствам департамента.
2.4. При выполнении контрольных действий отдельно или совместно используются следующие методы:
самоконтроль;
контроль по уровню подчиненности (подведомственности);
смежный контроль.
2.5. Контрольные действия подразделяются на:
визуальные - осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации;
автоматические - осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц;
смешанные - выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.6. Способы проведения контрольных действий:
сплошной способ - контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции: действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;
выборочный способ - контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции: действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры.
2.7. При проведении внутреннего финансового контроля проводятся контрольные действия по проверке документального оформления:
записей в регистрах бюджетного учета выполняемых на основе первичных учетных документов (в том числе бухгалтерских справок);
включения в бюджетную (финансовую) отчетность существенных оценочных значений;
подтверждения соответствия между объектами (документами) и их соответствия установленным требованиям;
соотнесения оплаты материальных активов с их поступлением в департамент;
санкционирования сделок и операций;
сверки расчетов департамента с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
сверки остатков по счетам бюджетного учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги;
разграничения полномочии и ротации обязанностей;
процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов (в том числе инвентаризация);
правильности сделок, учетных операций;
информации, связанной с компьютерной обработкой:
регламента доступа к компьютерным программам, информационным системам, данным и справочникам;
обеспечения бесперебойного использования компьютерных программ (информационных систем);
логической и арифметической проверки данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни.
Исключается внесение исправлений в компьютерные программы (информационные системы) без документального оформления.
3. Организация внутреннего финансового контроля
3.1. Внутренний финансовый контроль в департаменте подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции и позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной является операция. Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения государственных контрактов.
При проведении предварительного внутреннего финансового контроля осуществляется:
проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в денежных средствах, бюджетной сметы и др.) главным бухгалтером (заместителем главного бухгалтера), их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
проверка законности и экономической обоснованности, визирование проектов государственных контрактов (договоров), визирование прочих документов, из которых вытекают денежные обязательства, специалистами контрактной службы и главным бухгалтером (заместителем главного бухгалтера);
контроль за принятием бюджетных обязательств департамента в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;
проверка проектов приказов, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности департамента;
проверка документов до совершения хозяйственных операций, проверка расчетов перед выплатами;
проверка бюджетной отчетности до подписания руководителем (уполномоченным лицом) департамента.
3.1.2. При проведении текущего внутреннего финансового контроля осуществляется:
проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.);
проверка первичных документов, отражающих факты хозяйственной жизни департамента;
проверка наличия денежных средств в кассе, в том числе контроль за соблюдением правил осуществления кассовых операций, оформления кассовых документов, установленного лимита кассы, хранением наличных денежных средств;
проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
проверка у подотчетных лиц наличия полученных под отчет наличных денежных средств и (или) оправдательных документов;
контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость); проверка фактического наличия материальных средств; мониторинг расходования лимитов бюджетных обязательств (и других целевых средств) по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования.
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе начальниками структурных подразделений департамента и сотрудниками структурных подразделений департамента.
Проверку первичных учетных документов, относящихся к исполнению бюджетной сметы проводят сотрудники отдела финансов в управлении финансовой и организационной работы департамента, которые принимают документы к учету. В каждом документе осуществляется проверка на:
соответствие формы документа и хозяйственной операции;
наличие обязательных реквизитов, если документ составлен не по унифицированной форме;
правильность заполнения и наличие подписей.
3.1.3. Последующий контроль осуществляется по итогам совершения хозяйственных операций путем проведения анализа и проверки финансовой документации и отчетности, инвентаризаций и иных необходимых процедур.
Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств, а также недостоверного отражения хозяйственных операций в учете и отчетности, и вскрытие причин нарушений.
При последующем внутреннем контроле осуществляют следующие контрольные действия:
проверка наличия имущества учреждения, в том числе: инвентаризация, внезапная проверка кассы;
анализ исполнения плановых документов;
проверка поступления, наличия и использования денежных средств в департаменте;
проверка материально ответственных лиц, в том числе закупок за наличный расчет;
соблюдение норм расхода материальных запасов;
проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности департамента.
Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности.
График содержит сведения:
об объекте проверки;
о проверяемом периоде;
о сроке проведения проверки;
об ответственных исполнителях.
Объектами плановой проверки являются:
правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
полнота и правильность документального оформления операций;
своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
достоверность бюджетной отчетности.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых имеется информация о возможных нарушениях.
3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
В случае выявления нарушений при проведении предварительного, текущего и последующего контроля, оформляется протокол проведения внутренней проверки. К протоколу могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.
4. Ответственность
Начальники структурных подразделений департамента несут ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля в соответствующих структурных подразделениях департамента. Сотрудники структурных подразделений департамента в рамках их компетенции и в соответствии со своими должностными обязанностями несут ответственность за осуществление внутреннего финансового контроля.
5. Оценка состояния системы внутреннего финансового контроля
Непосредственная оценка надежности внутреннего процесса, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению департаментом бюджетных полномочий, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего финансового контроля осуществляется структурным подразделением, ответственным за внутренний финансовый аудит в департаменте.
6. Заключительные положения
6.1. Все изменения и дополнения к настоящему Порядку утверждаются руководителем департамента.
6.2. Если в результате изменения действующего законодательства Российской Федерации отдельные положения настоящего Порядка вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства Российской Федерации.
График проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности департамента
N |
Объект проверки |
Срок проведения проверки |
Проверяемый период |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения кассовых операций Проверка наличия, выдачи и списания бланков строгой отчетности |
ежеквартально, на последний день отчетного квартала |
квартал |
главный бухгалтер |
2 |
Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками |
на 1 января, на 1 июля |
полугодие |
главный бухгалтер, начальник отдела обеспечения деятельности в управлении финансовой и организационной работы департамента |
3 |
Проверка правильности расчетов с УФК по Краснодарскому краю, финансовым органом Краснодарского края, налоговой инспекцией, фондом пенсионного и социального страхования |
ежегодно на 1 января |
год |
главный бухгалтер, начальник отдела неналоговых доходов бюджета в управлении финансовой и организационной работы департамента |
4 |
Инвентаризация нефинансовых активов |
ежегодно на 1 декабря |
год |
председатель инвентаризационной комиссии |
5 |
Инвентаризация финансовых активов |
ежегодно на 1 января |
год |
председатель инвентаризационной комиссии |
6 |
Инвентаризация расчетов по доходам бюджетов |
ежегодно на 1 января |
год |
председатель инвентаризационной комиссии |
Заместитель начальника управления |
О.В. Ланговская |
<< Назад |
||
Содержание Приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2023 г. N 1668 "Об организации и осуществлении внутреннего... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.