г. Краснодар |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А32-31489/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Волкова Я.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - потребительского гаражно-строительного кооператива "Кордан" (ИНН 2312084176, ОГРН 1032307167881) - Фишера Д.С (доверенность от 28.02.2018), Пожилова В.Д. (председатель, паспорт), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования г. Краснодар (ИНН 2310041258, ОГРН 1022301172475), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу потребительского гаражно-строительного кооператива "Кордан" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2018 (судья Боровик А.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 (судьи Филимонова С.С., Ефимова О.Ю., Соловьева М.В.) по делу N А32-31489/2017, установил следующее.
ПГСК "Кордан" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным и отмене решения от 26.05.2017 N 15162.26 об отказе в предоставлении муниципальной услуги по заключению договора аренды на новый срок и понуждении администрации к заключению договора аренды земельного участка площадью 4051,66 кв. м с кадастровым номером 23:43:0414022:3, расположенного по адресу:
г. Краснодар, ул. Уральская 133/3 на неопределенный срок.
Решением от 29.01.2018, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 24.05.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что между сторонами сложились арендные правоотношения. По истечении срока действия договора аренды от 25.01.2008 стороны подписали дополнительное соглашение об использовании спорного участка без определения срока его действия. Администрация, воспользовавшись своим правом, отказалась от продолжения арендных правоотношений, путем направления в адрес кооператива уведомления. Кооператив не обладает преимущественным правом на получения испрашиваемого участка в аренду. Заявление кооператива не соответствует требованиям, установленным пунктом 2 статьи 39.6 и статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства администрации от 07.05.2018 спорный земельный участок расположен в границах зоны планируемого к размещению объекта местного значения (транспортная развязка).
В кассационной жалобе кооператив просит отменить решение и апелляционное постановление. Податель жалобы указывает, что договор аренды заключен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), следовательно, положения статьи 39.6 данного Кодекса к правоотношениям сторон не применимы. Согласно пункту 3.2.5 договора и дополнительного соглашения к договору срок действия договора не определен. Ранее договоры аренды заключены без проведения торгов с учетом преимущественного права. Суды не оценили представленную в материалы дела схему улично-дорожной сети в границах г. Краснодара. Согласно представленному плану, спорный земельный участок расположен в границах зоны планируемого к размещению объекта местного значения (транспортная развязка). Схема улично-дорожной сети в границах г. Краснодара содержит фрагмент сети в границах улиц Уральской и Тюляева. Согласно примечанию к схеме, взамен исключаемого участка автодороги, соединяющего улицу Тюляева с будущей автомагистралью, предусматривается расширение существующего проезда с 6,5 м до 12,5 м. Альтернативой исключаемого участка будет служить продление ул. Симферопольской до предусмотренной генпланом города будущей автомагистрали.
В судебном заседании представители кооператива поддержали доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей кооператива, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела и установлено судами, земельный участок площадью 4051,66 кв. м с кадастровым номером 23:43:0414022:3, расположенный по адресу:
г. Краснодар ул. Уральская, 133/3, представлен в аренду кооперативу для размещения металлических гаражей на основании договора аренды от 24.08.2001 N 43000000786, заключенного в соответствии с постановлением главы администрации от 04.05.2001 N 615. В дальнейшем, данный договор перезаключен на основании постановления главы муниципального образования г. Краснодар от 23.11.2007 N 2157.
Постановлением главы администрации от 23.11.2007 N 2157 кооперативу предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок с кадастровым номером 23:43:9414022:0003, расположенный за красной линией застройки (территория общего пользования), в том числе земельный участок площадью 1590 кв. м, расположенный в охранной зоне инженерных коммуникаций, расположенный в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара по ул. Уральской, 133/3.
25 января 2008 года стороны заключили договор N 4300015127 аренды земельного участка сроком действия до 23.11.2010. Договор зарегистрирован в установленном порядке 20.10.2008.
По истечении срока действия договора аренды от 25.01.2008 N 4300015127 администрация и кооператив подписали дополнительное соглашение об использовании земельного участка без определения срока действия договора (приложение к договору).
27 января 2017 года администрация направила в адрес кооператива уведомление N 16749/01 о прекращении договора аренды земельного участка.
23 ноября 2017 года администрацией и кооператив подписали акт приема-передачи земельного участка.
10 марта 2017 года члены кооператива обратились к главе администрации с обращением о заключении договора аренды спорного земельного участка на определенный срок (не менее 5 лет).
18 мая 2017 года кооператив обратился в администрацию через Краснодарский МФЦ с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду на 5 лет.
Письмом от 26.05.2017 N 15162.26 администрация возвратила кооперативу заявления о предоставлении муниципальной услуги со ссылкой на несоответствие заявления требованиям статьи 39.17 Земельного кодекса и указанием на то, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен с соблюдением публичного порядка (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Кооператив, полагая, что данное письмо является отказом и не соответствует закону, обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В соответствии со статей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.
Договор аренды заключается на срок, определенный договором (пункт 1 статьи 610 Гражданского кодекса).
В силу пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Согласно пункту 2 статьи 610 Гражданского кодекса в случае заключения договора аренды на неопределенный срок каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества - за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Из материалов дела следует, что администрация в рамках предоставленных ей полномочий отказалась от продления арендных правоотношений путем направления кооперативу уведомления от 08.12.2016 N 16749/01 о прекращении договорных отношений, которое получено последним 31.01.2017. Договор аренды от 25.01.2008 N 4300015127 прекратил свое действие с 01.04.2017 (запись погашена в ЕГРН 17.05.2017). Акт приема-передачи (возврата) земельного участка подписан сторонами 23.11.2017.
Статьей 39.1 Земельного кодекса закреплено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1); договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (пункт 2); договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду (пункт 3); договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (пункт 4).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 приведенной статьи.
Статьей 39.17 (пункты 1 и 2) Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок и указанием, в частности, цели использования испрашиваемого земельного участка (подпункт 7 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, судебные инстанции установили, что у кооператива отсутствует право на получения земельного участка с кадастровым номером 23:43:0414022:3 в аренду без проведения торгов (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса), а также преимущественное право на продление арендных отношений по договору аренды от 25.01.2008 N 4300015127 (договор заключен без срока действия и расторгнут администрацией в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 610 Гражданского кодекса). Кроме того, заявление не содержит цель использования испрашиваемого земельного участка (подпункт 7 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, помимо прочего, автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 данного Кодекса).
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 данного Кодекса).
Статьей 42 Градостроительного кодекса предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Суды установили, что в соответствии с генеральным планом муниципального образования г. Краснодара, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 п. 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар", спорный земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры. Генеральный план в установленном законом порядке не оспорен, не признан недействующим.
Ссылка кооператива на схему улично-дорожной сети в границах г. Краснодара, согласно которой внесены изменения в генеральный план города, не принимается судом округа. Как следует из представленной в материалы дела схемы, предполагаемые изменения в генплан города в отношении спорного земельного участка рассмотрены, однако, доказательства утверждения данных изменений и внесения их в генплан города в установленном порядке в материалы дела не представлены (л. д. 130).
Кассационная жалоба кооператива не содержит обоснованных доводов, опровергающих выводы судебных инстанций, и направлена на переоценку представленных в дело доказательств, что выходит за рамки компетенции суда округа (статьи 286, часть 2 статьи 287 Кодекса).
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения от 29.01.2018 и апелляционного постановления от 24.05.2018 по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.01.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2018 по делу N А32-31489/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Я.Е. Волков |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.