г. Краснодар |
|
24 августа 2018 г. |
Дело N А53-38958/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Атомтрубопроводмонтаж" (ИНН 7734242302, ОГРН 1027700394303) и заинтересованного лица - Государственного учреждения - Управление (межрайонное) Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (ИНН 6143089953, ОГРН 1176196030592), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление (межрайонное) Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2018 (судья Пименов С.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 (судьи Соловьева М.В., Гуденица Т.Г., Филимонова С.С.) по делу N А53-38958/2017, установил следующее.
АО "Атомтрубопроводмонтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ГУ - Управление (межрайонное) Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Волгодонске Ростовской области (далее - фонд, управление) о признании недействительным решения от 18.10.2017 N 071S19170031691 о привлечении Волгодонского филиала общества (далее - филиал) к ответственности в виде 18 500 рублей штрафа.
Решением от 19.01.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.05.2018, суд удовлетворил заявленное обществом требование. Судебные акты мотивированы тем, что Волгодонский филиал АО "Атомтрубопроводмонтаж" исходя из положений Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), не может рассматриваться в качестве самостоятельного участника правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, а потому не может быть привлечен к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного филиалом требования. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, а выводы судов не соответствуют установленным по делу обстоятельствам. Управление указывает, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) обособленные подразделения юридических лиц являются страхователями, в связи с чем, подлежат привлечению к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Между нормами Закона N 167-ФЗ и Закона N 27-ФЗ существует юридическая коллизия относительно определения обособленных подразделений (филиалов) организаций в качестве самостоятельных страхователей, вместе с тем, в рассматриваемом случае подлежат применению положения Закона N 27-ФЗ, поскольку именно за нарушение норм Закона N 27-ФЗ филиал привлечен к ответственности оспариваемым решением.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения проверки правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, управление установило нарушение филиалом срока представления исходной формы отчета СЗВ-М за июль 2017 года в отношении 37 застрахованных лиц - 16.08.2016, в связи с чем, по фактам выявленных нарушений в отношении филиала управление составило акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования 13.09.2017 N 071S18170029389.
По результатам рассмотрения материалов проверки, управление вынесло решение от 18.10.2017 N 071S19170031691 о привлечении филиала к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде 18 500 рублей штрафа.
Полагая, что оспариваемое решение фонда является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, установив, что Волгодонской филиал общества не имеет статуса юридического лица и, следовательно, не может быть субъектом ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, удовлетворили заявленное обществом требование. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, страхователи - юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения.
Согласно статье 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 названной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (часть 1).
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица) (часть 2.2).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса).
Исходя из положений пункта 2 статьи 55 Гражданского кодекса, филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений (пункт 3 статьи 55 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации. Обособленные подразделения в числе страхователей не указаны.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ, Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Поэтому нормативно-правовые положения, изложенные в Законе N 27-ФЗ, не могут применяться без учета правового регулирования, содержащегося в Законе N 167-ФЗ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 N 12902/2010).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 9 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
Судебные инстанции установили, что согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц Волгодонской филиал общества является структурным подразделением последнего и статуса юридического лица не имеет и не является плательщиком страховых взносов.
Суды указали, что решения территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по уплате страховых взносов в Фонды обязательного страхования должны быть приняты в отношении страхователя - юридического лица, которое несет непосредственную ответственность за нарушение обособленным подразделением положений Закона N 27-ФЗ в установленном законом порядке.
Постановка на учет обществом своего филиала не наделяет последнего статусом самостоятельного юридического лица.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае у управления отсутствовали правовые основания для привлечения филиала общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Кроме того, суды установили, что акт о выявлении правонарушения от 13.09.2017 N 071S18170029389, извещение о рассмотрении материалов проверки по акту, а также само оспариваемое решение управление направило в адрес филиала, а не общества. Установив, что фонд не уведомил надлежащим образом общество о времени и месте рассмотрения акта проверки и принятии оспариваемого решения, суды указали на нарушение управлением процедуры привлечения к ответственности.
Доводы фонда были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.02.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2018 по делу N А53-38958/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 9 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).
...
Суды указали, что решения территориальных органов Пенсионного Фонда Российской Федерации о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по уплате страховых взносов в Фонды обязательного страхования должны быть приняты в отношении страхователя - юридического лица, которое несет непосредственную ответственность за нарушение обособленным подразделением положений Закона N 27-ФЗ в установленном законом порядке.
Постановка на учет обществом своего филиала не наделяет последнего статусом самостоятельного юридического лица.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае у управления отсутствовали правовые основания для привлечения филиала общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2018 г. N Ф08-6712/18 по делу N А53-38958/2017