Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением
Администрации города Ноябрьска
от 14 июля 2023 г. N П-1459
Порядок
организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования город Ноябрьск
I. Общие положения
1.1. Порядок организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования город Ноябрьск (далее - Порядок) разработан с целью обеспечения граждан, фактически проживающих на территории муниципального образования город Ноябрьск, гарантированным государством правом на дополнительное образование детей.
1.2. Порядок разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 N 55-ЗАО "Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе", Уставом муниципального образования город Ноябрьск.
1.3. Настоящий Порядок является обязательным для муниципальных образовательных учреждений муниципального образования город Ноябрьск, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеразвивающие программы.
1.4. Организацию предоставления дополнительного образования детей на территории муниципального образования город Ноябрьск осуществляет Администрация города Ноябрьска в лице департамента образования Администрации города Ноябрьска (далее - департамент образования).
1.5. Реализацию полномочий Администрации города Ноябрьска по предоставлению дополнительного образования детей осуществляют муниципальные образовательные учреждения, регулирование и координацию деятельности которых осуществляет департамент образования (далее - муниципальные образовательные учреждения).
II. Организация предоставления дополнительного образования
2.1. Дополнительное образование детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" и другими федеральными законами, законами Ямало-Ненецкого автономного округа, Уставом муниципального образования город Ноябрьск, иными муниципальными правовыми актами, настоящим Порядком.
2.2. В системе образования дополнительное образование детей предоставляется юридически самостоятельными муниципальными образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования.
2.3. Муниципальные образовательные учреждения создают условия для реализации дополнительных общеобразовательных программ, учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2.4. Муниципальные образовательные учреждения могут реализовывать дополнительные общеразвивающие программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
2.5. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной муниципальным образовательным учреждением, осуществляющим образовательную деятельность.
2.6. Муниципальные образовательные учреждения могут организовывать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (клуба, секции, кружка, лаборатории, студии, оркестра, творческого коллектива, ансамбля, театра, мастерской, школы) (далее - объединения), а также индивидуально.
2.7. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами муниципального образовательного учреждения.
2.8. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной).
Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или для всего состава объединения.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся муниципальных образовательных учреждений по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.
Численность обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом муниципального образовательного учреждения. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое.
2.9. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются муниципальными образовательными учреждениями и самостоятельно, и посредством сетевых форм их реализации.
Муниципальные образовательные учреждения могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2.10. При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ муниципальными образовательными учреждениями может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий.
2.11. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципальные образовательные учреждения организуют образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Муниципальные образовательные учреждения должны создавать специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида.
Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Правила доступности муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
2.12. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп, указанных в пункте 2.14 настоящего Порядка, и быть направлена на решение следующих задач:
1) оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации);
2) предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи;
3) обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе:
- с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации;
- воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности;
- формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ.
2.13. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
2.14. С целью доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья муниципальные образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным дополнительным образовательным программам, обеспечивают создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися, в том числе:
1) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий;
- доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию муниципального образовательного учреждения, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
- звуковые маяки, оптимизирующие поиск входа в муниципальное образовательное учреждение;
- выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы);
- контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений (перегородок); при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта муниципальные образовательные учреждения край ванны бассейна по всему периметру должны выделять контрастной полосой по отношению к цвету обходной дорожки;
- применение специальных методов и приемов обучения, связанных с демонстрацией движений и практических действий;
- использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических средств (муляжей, моделей, макетов, укрупненных и (или) рельефных иллюстраций);
- применение специального спортивного инвентаря и рельефно-контрастной маркировки спортивных залов и игровых площадок (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);
2) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной информацией (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции субтитров);
- обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухо-зрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи;
- использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий;
3) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
- материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения муниципального образовательного учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м, наличие специальных кресел и других приспособлений);
- безбарьерную архитектурно-планировочную среду;
- обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации);
- включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);
4) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи:
- адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио-/видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся, создание условий, оптимизирующих с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение);
- использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и т.д.;
- преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения;
- стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах);
- обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, содержательно ясных и лаконичных);
- нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора));
- расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии;
5) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) - использование визуальных расписаний;
6) для обучающихся с задержкой психического развития:
- использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме);
- обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения;
- использование специальных приемов и методов обучения;
- дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся;
- соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционно-оздоровительных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственного ориентирования, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта);
7) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки;
- для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое тьюторское сопровождение;
- учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентирование в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках);
- сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений.
2.15. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы и совместно с другими обучающимися в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану.
2.16. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
III. Финансовое обеспечение деятельности по организации предоставления дополнительного образования
3.1. Финансовое обеспечение деятельности по организации предоставления дополнительного образования детей на территории муниципального образования город Ноябрьск является расходным обязательством муниципального образования город Ноябрьск и осуществляется в размерах, предусмотренных решениями Городской Думы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
3.2. Финансовое обеспечение деятельности муниципальных образовательных учреждений по предоставлению дополнительного образования детей на территории муниципального образования город Ноябрьск осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет:
1) средств бюджета муниципального образования город Ноябрьск в виде субсидий на выполнение муниципального задания и целевых субсидий;
2) средств, выделенных из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа в виде субвенций;
3) средств, поступающих от платных дополнительных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом образовательного учреждения;
4) пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц;
5) иных поступлений, не запрещенных действующим законодательством.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2023 г. N П-1459 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.