Высший Государственный Совет Союзного государства постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию информационной безопасности Союзного государства.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель |
А. Лукашенко |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Высшего
Государственного Совета
Союзного государства
от 22 февраля 2023 г. N 1
Концепция
информационной безопасности Союзного государства
I. Общие положения
1. Концепция информационной безопасности Союзного государства (далее - Концепция) - система официально принятых в Российской Федерации и Республике Беларусь взглядов на обеспечение информационной безопасности Союзного государства.
2. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Беларусь, Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года, законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Беларусь (далее - национальные законодательства) в области обеспечения национальной безопасности в информационной сфере.
3. Концепция определяет основы для формирования согласованной государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также выработки мер по совершенствованию систем обеспечения информационной безопасности государств-участников Договора о создании Союзного государства (далее - государства-участники) и предназначена для руководителей и специалистов государственных органов и организаций, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере на территории государств-участников, а также зарубежных стран в интересах государств-участников.
Обеспечение информационной безопасности Союзного государства должно быть взаимосвязано с решением задач социально-экономического развития Союзного государства, а также с соблюдением национальных интересов государств-участников в различных сферах.
Информационная безопасность каждого из государств-участников непосредственно влияет на состояние информационной безопасности Союзного государства.
4. В настоящей Концепции используются следующие основные понятия:
информационная сфера - совокупность информации, объектов информатизации, информационных систем, сетей связи, включая информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (далее - сеть Интернет), информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также системы регулирования соответствующих общественных отношений;
угрозы безопасности в информационной сфере (далее - угрозы информационной безопасности или информационные угрозы) - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность причинения ущерба национальным интересам государств-участников в информационной сфере;
информационная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз в информационной сфере;
обеспечение информационной безопасности Союзного государства - реализация государственными органами во взаимодействии с институтами гражданского общества и организациями государств-участников политических, правовых, социально-экономических, организационных, технических и иных мер по прогнозированию, предотвращению, обнаружению и защите от информационных угроз и ликвидации последствий их проявления, позволяющая обеспечить устойчивое функционирование и развитие национальной и союзной информационной инфраструктуры;
силы обеспечения информационной безопасности - государственные органы, подразделения и должностные лица государственных органов и организаций, уполномоченные на решение задач по различным аспектам обеспечения информационной безопасности, а также субъекты негосударственного сектора в рамках государственно-частного партнерства, граждане России и Беларуси, действующие в соответствии с национальными законодательствами государств-участников.
II. Общие принципы информационной безопасности Союзного государства
5. Государства-участники осуществляют свою деятельность в международном информационном пространстве в интересах социального и экономического развития, исходя из задач поддержания международной и региональной безопасности, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и национальным законодательством, включая принципы мирного урегулирования споров и конфликтов, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела, уважения прав и основных свобод человека, а также принципов двустороннего сотрудничества и невмешательства в информационные ресурсы иных государств.
6. Деятельность государств-участников должна быть совместима с правом искать, получать и распространять информацию с учетом того, что такое право может быть ограничено национальным законодательством в целях защиты интересов национальной и общественной безопасности.
7. Государства-участники имеют право на защиту информационных ресурсов и критически важных объектов от неправомерного использования и несанкционированного вмешательства, в том числе от информационных атак на них. Государства-участники не осуществляют по отношению друг к другу подобных действий и оказывают взаимное содействие в реализации указанного права.
III. Угрозы информационной безопасности Союзного государства
8. Развитие информационно-коммуникационных технологий и расширение областей их применения, являясь значимым фактором социально-экономического развития государств-участников, сопровождается возникновением угроз информационной безопасности Союзного государства.
Возможности трансграничного оборота информации все чаще используются в ущерб международной безопасности и стратегической стабильности для достижения враждебных военно-политических, а также террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей.
Инициативы государств-участников, направленные на развитие равноправного стратегического партнерства в области обеспечения международной информационной безопасности, встречают противодействие со стороны иностранных государств, стремящихся доминировать в глобальном информационном пространстве.
9. Расширяется использование информационно-коммуникационных технологий в агрессивных и иных враждебных целях для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва их суверенитета и нарушения территориальной целостности, что может приводить к возникновению и эскалации межгосударственных конфликтов, представляет угрозу международному миру, безопасности и стабильности.
10. Увеличивается количество компьютерных атак на информационные ресурсы государств-участников. Большая часть таких атак осуществляется с территорий иностранных государств и носит транснациональный характер.
11. Отмечается активизация специальных служб иностранных государств по проведению разведывательной и иной деструктивной деятельности в российском и белорусском информационном пространстве. Вооруженные силы и специальные службы таких государств отрабатывают действия по выведению из строя объектов критической информационной инфраструктуры государств-участников.
12. В целях дестабилизации общественно-политической ситуации на территории государств-участников распространяется недостоверная и искаженная информация.
В сети Интернет размещаются материалы террористических и экстремистских организаций, призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, совершению самоубийства, а также осуществляется массовая рассылка заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, пропагандируются криминальный образ жизни, потребление наркотических средств и психотропных веществ, распространяется иная противоправная информация.
Осуществляется активное информационное воздействие, направленное на разрушение национальной самобытности, культурных и традиционных духовно-нравственных ценностей народов России и Беларуси, искажение исторической правды, дискредитацию традиционных нравственных, семейных ценностей и ориентиров. Основным объектом такого деструктивного воздействия является российское и белорусское общество.
13. Стремление транснациональных корпораций закрепить свое монопольное положение в сети Интернет и контролировать все информационные ресурсы сопровождается введением такими корпорациями (при отсутствии законных оснований и вопреки нормам международного права) цензуры и блокировкой альтернативных интернет-платформ. По политическим причинам пользователям сети Интернет навязывается искаженный взгляд на исторические факты, процессы и события, происходящие в Российской Федерации, Республике Беларусь и других странах.
14. Возможность анонимного использования информационно-коммуникационных технологий облегчает совершение преступлений, включая финансирование террористической и экстремистской деятельности, распространение наркотических средств и психотропных веществ, легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем.
15. Использование в государствах-участниках иностранного программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования и радиоэлектронной продукции повышает уязвимость информационных ресурсов, включая объекты критической информационной инфраструктуры, к воздействию из-за пределов Союзного государства.
IV. Цель и задачи обеспечения информационной безопасности Союзного государства
16. Целью обеспечения информационной безопасности Союзного государства является защита национальных интересов государств-участников в информационной сфере на основе формирования и устойчивого развития единого безопасного информационного пространства Союзного государства.
17. Достижение цели обеспечения информационной безопасности Союзного государства осуществляется путем решения следующих задач:
а) проведение согласованной государственной информационной политики государств-участников;
б) формирование единой безопасной среды оборота достоверной информации, повышение защищенности и устойчивости функционирования информационной инфраструктуры государств-участников и, прежде всего, критически важных объектов;
в) создание и развитие системы совместного прогнозирования, выявления и предупреждения угроз информационной безопасности Союзного государства, определения их источников, принятие мер реагирования, оперативной ликвидации последствий реализации таких угроз;
г) предотвращение и отражение деструктивного информационно-технического воздействия на информационные ресурсы государств-участников;
д) создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;
е) повышение защищенности, устойчивости и целостности функционирования сети электросвязи государств-участников, национальных сегментов сети Интернет, иных значимых объектов информационной инфраструктуры, а также недопущение иностранного контроля за их функционированием;
ж) защита информации, содержащей сведения, доступ к которым ограничен национальными законодательствами государств-участников, владельцами которой являются государства, организации и граждане;
з) предотвращение и (или) минимизация ущерба безопасности Союзного государства, связанного с осуществлением иностранными государствами технической разведки;
и) обеспечение защиты конституционных прав и свобод российских и белорусских граждан в части, касающейся получения и использования информации, неприкосновенности частной жизни при применении информационно-коммуникационных технологий;
к) противодействие распространению противоправной информации в едином информационном пространстве Союзного государства, защита российского и белорусского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народов России и Беларуси;
л) развитие и обеспечение приоритетного использования в информационной инфраструктуре государств-участников информационных технологий, отвечающих требованиям информационной безопасности и производимых на территории государств-участников;
м) укрепление сотрудничества Союзного государства с иностранными партнерами в области обеспечения информационной безопасности, в том числе для формирования системы международной информационной безопасности, направленной на противодействие угрозам использования информационно-коммуникационных технологий в целях нарушения стратегической стабильности, мира и международной безопасности, а также на развитие равноправного стратегического партнерства в области информационной безопасности;
н) доведение до российских и белорусских граждан, а также международной общественности достоверной информации о внутренней и внешней политике государств-участников;
о) формирование и продвижение на международной арене согласованного видения направлений дальнейшего развития сети Интернет, информационных правоотношений, основанных на нормах и принципах международного права;
п) обеспечение технологической независимости, прежде всего путем развития совместного научного и производственного потенциала Союзного государства в сфере информационно-коммуникационных технологий, искусственного интеллекта, в том числе с помощью трансфера и освоения недостающих технологий, а также разработки и реализации актуальных программ подготовки профильных специалистов;
р) развитие средств массовой информации Союзного государства, а также создание новых медиаплатформ, ресурсов и сервисов сети Интернет, входящих в юрисдикцию государств-участников и отвечающих интересам Союзного государства для популяризации их использования российскими и белорусскими гражданами и сокращения объемов пользования аналогичными зарубежными ресурсами и сервисами.
V. Механизмы обеспечения информационной безопасности Союзного государства
18. Обеспечение информационной безопасности Союзного государства осуществляется силами и средствами обеспечения информационной безопасности государств-участников путем реализации организационных и технических мер.
19. Меры обеспечения информационной безопасности Союзного государства реализуются в рамках:
а) программ Союзного государства, государственных программ вооружения и государственных программ в области обеспечения национальной безопасности государств-участников;
б) межгосударственных программ взаимодействия государств-участников по вопросам совместного обеспечения информационной безопасности;
в) целевых и отраслевых программ и планов государственных органов и организаций, осуществляющих деятельность на территории государств-участников.
20. Реализация мер обеспечения информационной безопасности Союзного государства осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми уполномоченными государственными органами государств-участников.
21. Основу для определения и реализации мер обеспечения информационной безопасности Союзного государства составляют национальные законодательства государств-участников, гармонизированные с учетом основных направлений согласованной государственной политики государств-участников в области обеспечения информационной безопасности.
22. Подготовка предложений в Высший Государственный Совет по обеспечению информационной безопасности Союзного государства, контроль за реализацией органами Союзного государства решений Высшего Государственного Совета в указанной области, а также организация взаимодействия органов Союзного государства с государственными органами и организациями, осуществляющими деятельность в рассматриваемой сфере на территории государств-участников, осуществляются рабочими органами советов безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь.
23. Уполномоченные государственные органы Российской Федерации и Республики Беларусь по различным аспектам обеспечения информационной безопасности участвуют в пределах своей компетенции во взаимодействии с органами Союзного государства и государственными органами государств-участников в разработке и реализации основных направлений обеспечения информационной безопасности Союзного государства, осуществляют координацию деятельности государственных органов государств-участников в данной сфере, а также реализуют иные полномочия в области обеспечения национальной безопасности в информационной сфере.
Иные государственные органы и организации, представители частного сектора, осуществляющие деятельность на территории государств-участников, участвуют в обеспечении информационной безопасности Союзного государства в соответствии с их компетенциями, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства Беларуси и России от 22 февраля 2023 г. N 1 "О Концепции информационной безопасности Союзного государства"
Вступает в силу с 22 февраля 2023 г.
Опубликование:
-