Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VI. Профессиональная ориентация (с 14 лет)
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций различного генеза, не включенные в другие целевые реабилитационные группы.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Психолог/ медицинский психолог/ педагог-психолог |
Профконсультант/ специалист по профориентации/ специалист по социальной и психологической адаптации граждан 6 |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации | |
Врач-педиатр подростковый |
------------------------------
6Должности указаны в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения", утвержденным Приказом Минтруда России от 20.09.2021 N 642н.
------------------------------
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по профессиональной ориентации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Профориентационная диагностика |
Ребенок-инвалид |
Психолог/ медицинский психолог/ педагог-психолог |
- |
2. |
Профориентационное информирование |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Психолог/ медицинский психолог/ педагог-психолог |
Профконсультант/ специалист по профориентации/ специалист по социальной и психологической адаптации граждан; Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации; Врач-педиатр подростковый |
3. |
Профориентационное консультирование |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Психолог/ медицинский психолог/ педагог-психолог |
Профконсультант/ специалист по профориентации/ специалист по социальной и психологической адаптации граждан; Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации; Врач-педиатр подростковый |
4. |
Профориентационная коррекция |
Ребенок-инвалид |
Психолог/ медицинский психолог/ педагог-психолог |
Профконсультант/ специалист по профориентации/ специалист по социальной и психологической адаптации граждан; Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации; Врач-педиатр подростковый |
5. |
Профотбор |
Ребенок-инвалид |
Психолог/ медицинский психолог/ педагог-психолог |
Профконсультант/ специалист по профориентации/ специалист по социальной и психологической адаптации граждан; Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации; Врач-педиатр подростковый |
6. |
Профподбор |
Ребенок-инвалид |
Психолог/ медицинский психолог/ педагог-психолог |
Профконсультант/ специалист по профориентации/ специалист по социальной и психологической адаптации граждан; Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации; Врач-педиатр подростковый |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет):
Наименование реабилитационного мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Профориентационная диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации и/или абилитации (профессиональной ориентации) в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) с целью выявления психофизиологических особенностей ребенка-инвалида; - изучение медицинской документации с целью оценки состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности ОЖД, функциональных нарушений и т.д.); - тестовые задания для оценки степени сформированности профессионально-значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Главные сферы жизни"), а именно: - исследование психологического статуса ребенка-инвалида - состояние когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенности нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально-значимых качеств (с учетом результатов социально-психологической диагностики); - оценка базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации - письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др. (с учетом результатов социально-педагогической диагностики); - выявление уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида в различных профессиональных сферах; - исследование готовности к осознанному выбору профессии; - исследование профессиональных установок, интересов, желаний, индивидуальных предпочтений; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения степени сформированности профессионально-значимых качеств, готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать, в том числе: - оценку сформированности готовности к осознанному выбору профессии; - оценку адекватности/неадекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния; - оценку сформированности профессионально-значимых качеств исходя из интересов, склонностей и предпочтений к будущей профессии; - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - рекомендации по профориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция); - разработку индивидуального плана профориентации с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и ассистивных технологий и др. |
|
Индивидуальная |
Итого по мероприятию |
1 |
||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
||
Профориентационное информирование |
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о различных профессиях (в том числе посредством использования профессиограмм); - о состоянии рынка труда (востребованные профессии); - об организациях, осуществляющих профессиональное обучение и переподготовку, в том числе для лиц с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций; - о профессиональных стандартах и требованиях к различным профессиям; - об особенностях трудоустройства (составление резюме, необходимые документы и т.д.); - о способах получения профессии; - о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий с целью расширения представлений о возможностях профессиональной самореализации в сферах культуры, искусства и креативных индустрий, в том числе с учетом возможности их рыночной реализации (как достижения экономической независимости ребенка-инвалида); - о возможностях самостоятельного поиска вакансий посредством различных интернет-ресурсов (сайты по поиску работы, например, hh.ru, Работа.ru, SuperJob.ru), тематических ярмарок вакансий, средств массовой информации (газет, журналов) и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
||
Профориентационное консультирование |
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или родителя/ законного представителя/ уполномоченного представителя по вопросам: - рационального (адекватного) профессионального самоопределения (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения); - разработки образовательного маршрута (получения профессионального образования); - выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и с оптимальной транспортной доступностью; - мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и др.); а также по различным вопросам профессиональной ориентации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) |
|
Индивидуальная |
Итого по мероприятию |
2 |
||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
||
Профориентационная коррекция |
Практические занятия с ребенком-инвалидом с целью: - формирования психологической готовности к выбору профессии; - коррекции неадекватного профессионального выбора; - формирования, коррекции и развития профессионально-значимых качеств, необходимых для будущей профессии; - обучения навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и т.д.) |
|
Индивидуальная |
Итого по мероприятию |
5 |
||
Диапазонный показатель |
3 - 7 |
||
Профотбор |
- определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности, в том числе с учетом заключения врачебной комиссии медицинской организации; - выполнение целевых профессиональных проб в формате серии последовательных имитационных (деловых) игр; творческих заданий исследовательского характера (например, задание по изучению предложенных материалов (статьи, видеоролики и др.) по теме конкретной профессии с последующим докладом об изученном) |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
||
Профподбор |
- составление рекомендаций и перечня профессий, исходя из интересов, склонностей и предпочтений ребенка-инвалида, состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации; определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности с учетом медицинского аспекта; - составление заключения о результатах профориентации с рекомендациями в части подходящих для освоения ребенку-инвалиду профессий |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
12 |
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
10 - 14 |
7. Показатели продолжительности мероприятий у ребенка-инвалида 14 - 17 лет:
N |
Наименование мероприятия по профессиональной ориентации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия, мин. |
1. |
Профориентационная диагностика |
60 |
2. |
Профориентационное информирование |
30 |
3. |
Профориентационное консультирование |
60 |
4. |
Профориентационная коррекция |
45 |
5. |
Профотбор |
60 |
6. |
Профподбор |
60 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам профориентации, содержащее рекомендации; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Средства для тест |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.