Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Социально-педагогическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды вследствие новообразований.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Педагог-психолог |
Специалист по работе с семьей |
Логопед/дефектолог |
Социальный педагог |
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-педагогическая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Педагог-психолог; Логопед/ дефектолог/ олигофренопедагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Педагог-психолог; Логопед/ дефектолог/ олигофренопедагог |
Социальный педагог; Специалист по работе с семьей |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Педагог-психолог; Логопед/ дефектолог/ олигофренопедагог |
Социальный педагог; Специалист по работе с семьей |
4. |
Практические коррекционно-развивающие занятия |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Педагог-психолог; Логопед/ дефектолог/ олигофренопедагог |
Социальный педагог; Специалист по работе с семьей |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-педагогическая диагностика |
Первичная социально-педагогическая диагностика |
- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, выписки из стационаров); - сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - проведение педагогического обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе: - уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) (в соответствии с возрастом); уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом; - уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом; предпочтений и интересов у ребенка-инвалида; уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме; уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме; - уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего, в том числе: оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида как возможности получения качественного образования (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования; - разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в использовании TCP и ассистивных технологий и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"): - уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.); уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме; - уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме; - уровня общей осведомленности и познавательной активности; - уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.; - беседа с ребенком-инвалидом, родителем/законным представителем/уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации; - формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего: оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-педагогической реабилитации и/или абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики); - рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации; - о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида); - о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: адаптированной образовательной программе (АОП), адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальной индивидуальной программе развития (СИПР), а также о возможности обучения на дому; - о современных TCP и ассистивных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств ребенка-инвалида; - об организациях, осуществляющих образовательную деятельность с созданием специальных условий получения образования и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - подбора и использования TCP, вспомогательных технических устройств и специальных учебных пособий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации (при необходимости); - выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью; - разработки образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования); - социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма); а также по различным вопросам, относящимся к социально-педагогической реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) |
|
Индивидуальная |
Итого по мероприятию |
6 |
|||
Диапазонный показатель |
5 - 7 |
|||
Практические коррекционно-развивающих занятия |
|
- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним; - формирование (восстановление) навыка произвольного поведения в процессе учебной деятельности (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме, длительного удержания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности и др.); - формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др.); - обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях; - развитие общей и мелкой моторики; - занятия по пользованию TCP и ассистивными технологиями для целей получения образования, в том числе организации процесса обучения (при необходимости); - обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя навыкам и методам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельных занятий в домашних условиях; - обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.) и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
10 |
|||
Диапазонный показатель |
5 - 15 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
13 - 27 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-педагогической реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-педагогическая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-педагогической диагностики, отражающее эффективность проведения реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства для стимуляции ощущений и чувствительности |
04 27 18 |
Наборы кубиков из различных материалов (дерева, пластмассы, ткани, резины и др.), дидактические наборы дощечек-пазлов с рельефом и углублениями в виде фигур, наборы объемных элементов разной формы, тактильное домино, тактильно-развивающие панели с различными текстурами, наборы резиновых мячей с шипами, массажные шарики "Су-джок", тактильное лото (по варианту "Волшебный мешочек") |
Для диагностики |
2. |
Устройства для тренировки пальцев и кистей рук |
04 48 12 |
Силиконовые мячи для тренировки кистей рук различных текстур; различной плотности и ширины резинки и резиновые/силиконовые эспандеры |
Для практических занятий |
3. |
Учебные средства для развития навыков письменной речи |
05 03 09 |
Прописи, тренажеры для письма, деревянные трафареты |
Для практических занятий |
4. |
Вспомогательные средства для раннего обучения способности считать |
05 15 03 |
Палочки Кюизенера, счеты, кассы цифр и счетных материалов |
Для практических занятий |
5. |
Вспомогательные средства обучения способности понимать время |
05 15 09 |
Обучающие часы (электронные, со стрелками), визуальные таймеры |
Для практических занятий |
6. |
Вспомогательные средства обучения социальному поведению |
05 27 06 |
Демонстрационные плакаты "Правила поведения", альбом "Социальные истории", дидактические карточки "Эмоции" |
Для практических занятий |
7. |
Калькуляторы |
22 15 06 |
Калькуляторы |
Для практических занятий |
8. |
Игрушки |
30 03 03 |
Игрушки, сделанные из различных материалов (дерево, пластик, ткань), созданные для игр, не предполагающих определенные правила; мячи, игровые наборы, игровой домик, игровая система "Столик с бусинами" |
Для практических занятий |
9. |
Игры |
30 03 09 |
Головоломки и настольные игры |
Для практических занятий |
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-педагогической реабилитации и/или абилитации:
Психолого-педагогическая диагностика:
1. Диагностика познавательного развития. Комплект материалов для обследования детей от 6 мес. до 10 лет (Е.А. Стребелева, С.Б. Лазуренко, А.В. Закрепина).
2. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста (методическое пособие с приложением альбома "Наглядный материал для обследования детей") (Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.).
3. Методика диагностики интеллектуального развития (Л.А. Венгер).
4. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями (Л.Ф. Фатихова).
5. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
6. Комплект диагностических методик для психодиагностики детей, имеющих особенности развития (Н.А. Разнадежина, Н.Н. Семенова).
7. Психолого-педагогическая диагностика (И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.).
Диагностика психологической готовности к школьному обучению:
8. Тест способности к обучению в школе (Г. Витцлак).
9. Ориентационный тест школьной зрелости (А. Керн, Я. Иирасек).
10. Психолого-педагогическая диагностика. Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
11. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению (Н.Н. Гуткина).
12. Методика "Графический диктант" (варианты Д.Б. Эльконина; Л.А. Венгера).
Коррекционные методики:
13. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект (Е.М. Скотарева).
Методики альтернативной, поддерживающей и дополнительной (невербальной) коммуникации:
14. Облегченная коммуникация (Facilitated communication) (Р. Кроссли).
15. Альтернативная коммуникация посредством системы жестов (жестовый язык, жестовая система русского языка).
16. Альтернативная коммуникация посредством символов:
- Графические символы (система символов Блисс, пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) и картиночные символы коммуникации (PCS), система символов Виджит, сигсимволы, картинки, коммуникативные таблицы и книги, альтернативная система обучения коммуникации "PECS");
- Альтернативная коммуникация посредством орфографического письма;
- Предметные символы (словесные кубики Примака, тактильные символы).
17. Альтернативная коммуникация (методический сборник) (Е.А. Штягинова).
18. Языковая программа "Макатон" (М. Уокер).
Методы альтернативной коммуникации посредством электронных устройств для альтернативной коммуникации:
19. Электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, "Big Mac", "Step by step", "GoTalk", "MinTalker" и др.).
20. Компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.).
21. Информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, "Boardmaker", "Alladin" и др.), системы символов (например, "Bliss"); компьютерные программы для общения (например, "Общение" и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-педагогической реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-педагогического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности к обучению, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Базовые компетенции (навыки и умения), необходимые для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) |
|
|
Общая осведомленность и познавательная активность |
|
|
Уровень обучаемости и освоения новой информации |
|
|
Уровень владения ребенком-инвалидом письменной и устной речью |
|
|
Уровень развития мелкой и общей моторики у ребенка-инвалида |
|
|
Уровень сформированности речевых функций (импрессивной и экспрессивной речи) |
|
|
Педагогическая компетенция родителей по вопросам социально-педагогической реабилитации, получения образования ребенком-инвалидом |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-педагогической реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-педагогического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-педагогический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-педагогический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-педагогической реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1 - 3 |
Консультирование |
6 |
5 - 7 |
Практические занятия |
10 |
5 - 15 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
13 - 27 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.