Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-бытовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями языковых и речевых функций различного генеза, не включенные в другие целевые реабилитационные группы.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог 1 |
Юрист-консультант |
Врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-ортодонт |
------------------------------
1При перечислении должностей специалистов через слеш (/) допустимо наличие в организации минимум одной из перечисленных должностей.
------------------------------
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-бытовая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-ортодонт |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-ортодонт; Юрист-консультант |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса (при необходимости, с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя), анкетирования (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида; - проверка умения пользования TCP и ассистивно-коммуникативными технологиями (коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты, микрофоны и т.д.) (при необходимости); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей и правил пользования TCP и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, содержащего, в том числе: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования технических средств реабилитации (TCP) и ассистивно-коммуникативных технологий (при необходимости) |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- анкетирование ребенка-инвалида (при условии владения ребенком-инвалидом письменной речью); - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания (МКФ "Самообслуживание") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей и правил пользования TCP и др.; - беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, содержащего: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); - рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации для детей-инвалидов; - о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания; - об имеющихся современных средствах реабилитации, TCP и ассистивно-коммуникативных технологиях (коммуникативные вспомогательные устройства, речевые коммуникаторы, голосообразующие аппараты, микрофоны и т.д.) (при необходимости); - о правилах ухода за TCP (при необходимости); - об адресах сервисных организаций и др. (при необходимости) |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту; - содействия в получении юридической помощи родителю/законному представителю/ уполномоченному представителю ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение TCP (оформление и получение, а также обслуживание и замена), льготы для детей-инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и т.д.) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста; а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного представителя/уполномоченного представителя |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Практические занятия |
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида направлены на: - формирование навыков самостоятельного (в соответствие с возрастными возможностями ребенка-инвалида) пользования и обслуживания TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (при необходимости); - обучение родителей/законных представителей/уполномоченных представителей правилам ухода за TCP и ассистивно-коммуникативными технологиями в процессе их использования ребенком-инвалидом (при необходимости); - обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.); - обучение навыкам персональной сохранности в быту в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов" |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
7 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
5 - 9 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-бытовая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 х 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-бытовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств 2 |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности |
05 27 09 |
Указатель напряжения; настенная панель "Пожарный щит"; аппаратно-программный обучающий комплекс по правилам противопожарной безопасности "Юный пожарный"; извещатель пожарный; информационные стенды; фотолюминесцентные пожарные знаки; противоскользящие системы, покрытия из противоскользящих материалов для эффективной защиты от падений и обеспечения безопасности и др. |
Для практических занятий |
2. |
Вспомогательные средства обучения повседневной персональной деятельности |
05 33 06 |
Усилители речи (в том числе коммуникаторы); мобильные телефоны с функцией приема и вывода текстовой информации (смартфоны); мобильные телефоны с функцией приема и вывода текстовой информации (смартфоны); |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства обучения домоводству |
05 33 12 |
Кухонные весы, мерные ложки и чашки, кухонные ножи, разделочные кухонные доски, терки, картофелечистки, скалки, противни, кухонные нагревательные приборы; кастрюли, сковороды; щетки для мытья посуды, сушилки для посуды; столовые приборы, соломинки для напитков, кружки, стаканы, чашки, блюдца, тарелки, миски, оградители тарелок для пищи; совки, щетки и веники для удаления пыли, тряпки для протирки полов, пылесосы; обручи для шитья, игольницы, швейные и штопальные иглы, ножницы, гладильные доски, утюги |
Для практических занятий |
4. |
Обеденные столы |
18 03 12 |
Обеденные столы |
Для практических занятий |
5. |
Шкафы для посуды (буфеты) |
18 36 06 |
Шкафы для посуды (буфеты) |
Для практических занятий |
------------------------------
2Наименование групп вспомогательных средств приведено в соответствии "ГОСТ Р ИСО 9999-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология".
------------------------------
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-бытовой реабилитации и/или абилитации:
1. Эргокинезотерапия (объединяет в себе два метода (эрготерапию и кинезотерапию) и направлена на восстановление моторных и когнитивных функций посредством пассивных и активных движений).
2. Оккупационная (повседневная) терапия (лечение трудом) - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, выполнению трудовых операций (например, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация инвалида и ребенка-инвалида. В том числе сюда входят занятия по формированию навыков домоводства в условиях жилых модулей: "Санитарная комната", "Кухня", "Спальня":
- уход за одеждой, обувью, жильем (мытье и подметание полов, чистка ковра, мытье окон и др.);
- ручная и машинная стирка;
- глажка разных предметов одежды (брюки, пиджаки, футболка и др.);
- выполнение мелкого ремонта одежды (пришивание пуговиц), разных видов швов, накладывание заплаты, штопка;
- приготовление пищи (разные салаты, каши, супы, борщ, макароны, картофель, рыбу и др.);
- выполнение повседневной и праздничной сервировки стола;
- безопасное пользование электроплитами и другими бытовыми приборам и др.
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки самостоятельного обслуживания в быту |
|
|
Навыки персональной сохранности в быту |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный 3 |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1 - 3 |
Консультирование |
2 |
1 - 3 |
Практические занятия |
1 |
1 - 2 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
7 |
5 - 9 |
------------------------------
3Диапазонный показатель - это интервал реабилитационных мероприятий, минимальное и максимальное значения, внутри которого не могут изменяться. Количество мероприятий для ребенка-инвалида выбирается в рамках установленных пороговых значений и зависит от индивидуальных потребностей конкретного ребенка-инвалида, его психофизиологических возможностей, сохранности/утраты необходимых умений и навыков, определяемых специалистом на первичной диагностике.
Следует учитывать, что суммарное количество мероприятий по всем направлениям реабилитации и абилитации (социально-бытовой, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной, профессиональной ориентации, АФК) должно составлять 120 мероприятий .
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.