Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-бытовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог 1 |
Юрист-консультант |
Архитектор (инженер) | |
Врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач-травматолог-ортопед |
------------------------------
1При перечислении должностей специалистов через слеш (/) допустимо наличие в организации минимум одной из перечисленных должностей.
------------------------------
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-бытовая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Архитектор (инженер); врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач-травматолог-ортопед |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Архитектор (инженер); врач-педиатр, врач-педиатр подростковый, врач-невролог, врач-травматолог-ортопед; юрист-консультант |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий, ориентировку и передвижение в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями и в приспособленных под нужды ребенка-инвалида помещениях (кухня, туалет, ванная комната и др.), устройствами и приспособлениями для одевания, обувания, устройствами для захватывания и зажимания (держателем для открытия и закрытия дверей, рукояткой для пользования шторами, жалюзи и др.)), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида; - тестовые задания на умение пользоваться техническими средствами реабилитации (TCP) и ухаживать за ними; - выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей и правил пользования TCP и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных средств и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь", "Мобильность") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида; - тестовые задания на умение пользоваться TCP и ухаживать за ними; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей и правил пользования TCP и др.; - выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); - рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания; - об имеющихся современных средствах реабилитации, TCP для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи, поручни и опорные брусья, мобильные подъемники и др.); - о правилах ухода за TCP; - об адресах сервисных организаций и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - получения и использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе держатель для открытия и закрытия дверей, рукоятка для пользования шторами, жалюзи, опорными брусьями, мобильными подъемниками и др.); - адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам (оборудование жилого помещения поручнями и др.), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна (с учетом размера кресла-коляски); - обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту; - формирования навыков социально-бытовой ориентировки ребенка-инвалида; - содействия в получении юридической помощи родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение TCP (оформление и получение, а также обслуживание и замена), льготы для детей-инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и т.д.) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста; а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
3 |
|||
Диапазонный показатель |
2 - 4 |
|||
Практические занятия |
|
- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту (приготовление и прием пищи, навыки личной гигиены и опрятности в быту, уборка кровати, помещения и т.д.), в том числе пользования и обслуживания TCP и ассистивных технологий; - обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.); - формирование (восстановление) навыка планирования последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление пищи, стирка белья, уборка помещения и т.д.); - обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и др.); - обучение родителей/законных представителей/уполномоченных представителей уходу за ребенком-инвалидом (включая перемещение с кровати/на кровать и т.д., в том числе с помощью вспомогательных средств для изменения положения тела человека и др.); - обучение родителей/законных представителей/уполномоченных представителей правилам ухода за TCP и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом, в том числе в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов" и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
14 |
|||
Диапазонный показатель |
9 - 19 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
14 - 26 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-бытовая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-бытовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств 2 |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности |
05 27 09 |
Пожарные знаки, указатели напряжения, информационные стенды, планы эвакуации |
Для практических занятий |
2. |
Вспомогательные средства обучения повседневной персональной деятельности |
05 33 06 |
Щеточки, ножницы, пилочки, наждачные бруски для ногтей; расчески и щетки для волос; сушилки для волос (фены); зубные щетки; зеркала для ухода за лицом |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства обучения (тренировки) персональной мобильности |
05 33 09 |
Трости и палки для ходьбы; кресла-коляски с ручным приводом или с электроприводом |
Для демонстрационных целей |
4. |
Вспомогательные средства обучения домоводству |
05 33 12 |
Для приготовления пищи и напитков: кухонная посуда для варки продуктов; сковороды для жарки; чайники; духовые шкафы; микроволновые печи; электрические кухонные плиты; холодильники; морозилки; разделочная доска с фиксатором; Овощечистка механическая. Для мытья посуды: кухонные раковины; губки для мытья посуды; сушилки для посуды. Для приема пищи и питья: тарелки с ограничителями, на присосках; миски; кружки с держателями; стаканы; чашки; блюдца; адаптированные столовые приборы; пробки; воронки. Для домашней уборки: совки; щетки; веники; губки; салфетки для удаления пыли; тряпки для протирки полов; пылесосы. Для изготовления и сохранения бытовых текстильных изделий: иголки; игольницы; нитки; стиральные машинки; утюги; гладильные доски; сушилки для белья |
Для практических занятий |
5. |
Вертикализаторы и конструкции для поддержки человека в стоячем положении |
05 36 03 |
Вертикализаторы |
Для демонстрационных целей |
6. |
Ремни безопасности, пояса и привязные ремни для поддержания устойчивости тела |
09 07 03 |
Паховый ремень для инвалидной коляски; ремни безопасности для стульчика и коляски |
Для демонстрационных целей |
7. |
Вспомогательные средства для надевания и снятия носков и колгот |
09 09 03 |
Приспособление для надевания чулок/носков, ползунок для колготок |
Для практических занятий |
8. |
Рожки для обуви и приспособления для снятия сапог |
09 09 06 |
Приспособление для надевания и снятия обуви, ложка для обуви |
Для практических занятий |
9. |
Крюки и трости-рукоятки для одевания и раздевания |
09 09 12 |
Палка для одевания деревянная |
Для практических занятий |
10. |
Замки застежки-молнии |
09 09 15 |
Устройство для застегивания пуговиц/молний; подвесная застежка для молнии |
Для практических занятий |
11. |
Кресла-стулья |
09 12 03 |
Кресло-стул с санитарным оснащением |
Для демонстрационных целей |
12. |
Мочалки, губки или щетки с держателями, ручками или рукоятками |
09 33 30 |
Мочалка и щетка с длинной изогнутой ручкой |
Для демонстрационных целей |
13. |
Трости и палки для ходьбы |
12 03 03 |
Трость одноопорная |
Для демонстрационных целей |
14. |
Трости и палки для ходьбы с тремя или более ножками |
12 03 16 |
Трость опорная, пирамидная (опора на 4 ножки), трость-стул |
Для демонстрационных целей |
15. |
Ходунки |
12 06 03 |
Ходунки с подмышечной опорой на четырех колесах, ходунки с опорой на предплечье; ходунки шагающие складные |
Для демонстрационных целей |
16. |
Кресла-коляски с ободами ручного привода |
12 22 03 |
Кресло-коляска механическая |
Для демонстрационных целей |
17. |
Кресла-коляски с односторонним ручным приводом |
12 22 09 |
Кресло-коляска с ручным приводом |
Для демонстрационных целей |
18. |
Кресла-коляски с электроприводом и ручным управлением |
12 23 03 |
Электрическая кресло-коляска скутер |
Для демонстрационных целей |
19. |
Обеденные столы |
18 03 12 |
Обеденный стол |
Для практических занятий |
20. |
Кресла |
18 09 03 |
Кресла с или без специального механизма, помогающего человеку вставать или садиться |
Для демонстрационных целей |
21. |
Поручни и опорные перила |
18 18 03 |
Поручень прямой настенный; поручень для туалета напольный; поручень для раковины с выемкой |
Для демонстрационных целей |
22. |
Дверные открыватели/закрыватели |
18 21 03 |
Датчик беспроводной для открывания (инфракрасный); устройство для автоматического открывания дверей |
Для демонстрационных целей |
23. |
Оконные открыватели/закрыватели |
18 21 06 |
Крюк, стержень для открывания окон |
Для практических занятий |
24. |
Открыватели/закрыватели штор (занавесок) |
18 21 09 |
Водитель для штор |
Для практических занятий |
25. |
Открыватели/закрыватели жалюзи |
18 21 12 |
Жалюзи с карданом; штатив для открывания/закрывания жалюзи |
Для практических занятий |
26. |
Устройства для захватывания (зажимания) |
24 18 03 |
Средство для доставания предметов с крюком и магнитом (активный захват предметов); открывалка для бутылок |
Для практических занятий |
27. |
Держатели (адаптеры) и приспособления для захвата (изделий, предметов) |
24 18 06 |
Ручка для тарелки; захват-насадка для письма |
Для практических занятий |
------------------------------
2Наименование групп вспомогательных средств приведено в соответствии "ГОСТ Р ИСО 9999-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология".
------------------------------
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-бытовой реабилитации и/или абилитации:
1. Механотерапия (метод реабилитации, основанный на выполнении пациентом комплексов лечебных, профилактических и восстановительных упражнений с помощью специальных средств - аппаратов и тренажеров):
- активная - выполнение реабилитантом всех упражнений на аппаратах и тренажерах самостоятельно;
- пассивная (роботизированная) - оборудование выполняет упражнения без участия пациента, разработка мышц происходит за счет движения элементов тренажера;
- активно-пассивная - тренажер выполняет движения, при этом реабилитант не пассивен, а вовлечен в процесс.
2. Эргокинезотерапия (объединяет в себе два метода (эрготерапию и кинезотерапию) и направлена на восстановление моторных и когнитивных функций посредством пассивных и активных движений).
3. Оккупационная (повседневная) терапия (лечение трудом) - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, выполнения трудовых операций (например, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация инвалида и ребенка-инвалида. В том числе сюда входят занятия по формированию навыков домоводства в условиях жилых модулей: "Санитарная комната", "Кухня", "Спальня":
- уход за одеждой, обувью, жильем (мытье и подметание полов, чистка ковра, мытье окон и др.);
- ручная и машинная стирка;
- глажка разных предметов одежды (брюки, пиджаки, футболка и др.);
- выполнение мелкого ремонта одежды (пришивание пуговиц), разных видов швов, накладывание заплаты, штопка;
- приготовление пищи (разные салаты, каши, супы, борщ, макароны, картофель, рыбу и др.);
- выполнение повседневной и праздничной сервировки стола;
- безопасное пользование электроплитами и другими бытовыми приборам и др.
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) проведенных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки самостоятельного обслуживания в быту |
|
|
Навыки персональной сохранности в быту |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный 3 |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
1 |
1 - 2 |
Консультирование |
2 |
2 - 4 |
Практические занятия |
14 |
9 - 19 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
14 - 26 |
------------------------------
3Диапазонный показатель - это интервал реабилитационных мероприятий, минимальное и максимальное значения, внутри которого не могут изменяться. Количество мероприятий для ребенка-инвалида выбирается в рамках установленных пороговых значений и зависит от индивидуальных потребностей конкретного ребенка-инвалида, его психофизиологических возможностей, сохранности/утраты необходимых умений и навыков, определяемых специалистом на первичной диагностике.
Следует учитывать, что суммарное количество мероприятий по всем направлениям реабилитации и абилитации (социально-бытовой, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной, профессиональной ориентации, АФК) должно составлять 120 мероприятий .
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.