Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Социально-психологическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с аномальными отверстиями (стомами) пищеварительного тракта, дыхательной, мочевыделительной системы.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Медицинский психолог/психолог/педагог-психолог |
- |
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-психологической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-психологическая диагностика: первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
3. |
Психологическое консультирование: - индивидуально-личностное; - семейное |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
4. |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Ребенок-инвалид |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
5. |
Психологические тренинги |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
6. |
Социально-психологическое просвещение |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-психологическая диагностика |
Первичная социально-психологическая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, когнитивных функций, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических 4 методик) и личностных тестов; - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, когнитивных функций, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе: оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий, их количества и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика |
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации; - проведение психологического обследования для оценки уровня развития ВПФ, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. ребенка-инвалида (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения"), а именно: исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, когнитивных функций, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности с помощью личностных (опросники, тесты), а также пато- и нейропсихологических методик с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования; - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, когнитивных функций, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать: - оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей); рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-психологической реабилитации и абилитации; - об особенностях психоэмоционального функционирования ребенка-инвалида, обусловленных заболеванием; - об организациях, реализующих мероприятие по социально-психологической реабилитации; - о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Индивидуально-личностное психологическое консультирование |
Консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая: - формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности); - коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, уровня самооценки, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др. |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
6 |
|||
Диапазонный показатель |
5 - 7 |
|||
Семейное консультирование |
Консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений и др. |
|
||
Итого |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Итого по мероприятию |
8 |
|||
Диапазонный показатель |
4 - 12 |
|||
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
|
- коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами; - коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами; - обучение ребенка-инвалида осознанию своих личных границ для комфортного взаимодействии с другими людьми; - развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами; - коррекция и развитие когнитивных функций посредством пато- и нейрокоррекционных методик; - коррекция и развитие когнитивных функций с использованием аппаратно-программных методов и др. |
|
Индивидуальная |
Итого по мероприятию |
6 |
|||
Диапазонный показатель |
3 - 9 |
|||
Психологические тренинги |
|
- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума; - обучение навыкам комфортного межличностного взаимодействия с учетом соблюдения личных границ; - развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.); - гармонизация детско-родительских отношений; - обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности; - обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя методам и приемам восстановления (формирования) когнитивных функций у ребенка-инвалида в домашних условиях и др. |
|
Групповая |
Итого по мероприятию |
6 |
|||
Диапазонный показатель |
3 - 9 |
|||
Социально-психологическое просвещение |
|
Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др., в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций и др., включает, в соответствии с возрастом ребенка: - саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни со стомой; - информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и др.); - просвещение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о ребенке с инвалидностью и др.); - об особенностях детского возраста и методах гармонизации детско-родительских отношений для самостоятельного использования в домашних условиях, в том числе с рекомендацией списка соответствующей литературы и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
26 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
14 - 38 |
------------------------------
4Нейропсихологические методики могут использоваться в работе только медицинскими психологами.
------------------------------
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-средовой реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-психологическая диагностика |
2 х 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Психологическое консультирование |
60 |
60 |
60 |
4. |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
25 |
35 |
45 |
5. |
Психологические тренинги |
40 |
50 |
60 |
6. |
Социально-психологическое просвещение |
60 |
60 |
60 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-психологической диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма |
04 25 06 |
Наборы диагностических методик, диагностические пособия; аппаратно-программные комплексы ("Шуфрид", "БОСЛАБ") |
Для диагностики |
2. |
Вспомогательные средства для когнитивной (познавательной) терапии |
04 26 |
Развивающие наборы "Мемори", "Тренируй память", "Концентрация и внимание", "Пространственная ориентация" |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
Дидактические модули "Сравнение цветов", "Звуки воды"; аппаратно-программный комплекс "Нирвана" |
Для практических занятий |
4. |
Вспомогательные средства для тренировки памяти |
05 12 03 |
Развивающие комплекты "Парные картинки", "Тактильная память", "Распознавание по звуку", "Тренируй память"; настольная игра "Гобблет" |
Для практических занятий |
5. |
Вспомогательные средства обучения последовательности действий |
05 12 06 |
Развивающие комплекты "До и после", "Последовательности", "Раньше и сейчас"; Комплект "Что за чем и почему?" (методическое пособие) |
Для практических занятий |
6. |
Вспомогательные средства для тренировки внимания |
15 12 09 |
Развивающие комплекты "Найди ошибку", "Найди отличия", "Концентрация и внимание"; тренажеры для развития внимания ("Колибри"); головоломки, настольные игры |
Для практических занятий |
7. |
Вспомогательные средства обучения навыкам умозрительного восприятия |
05 12 12 |
Развивающие комплекты "Контрасты", "Пространственная ориентация" |
Для практических занятий |
8. |
Вспомогательные средства обучения способности решать различные проблемы |
05 12 18 |
Головоломки и настольные игры (шашки, шахматы, нарды); логическая игра "Причина и следствие" |
Для практических занятий |
9. |
Вспомогательные средства обучения навыкам индуктивного/дедуктивного мышления |
05 12 21 |
Развивающие комплекты "Лишний предмет", "Определение пяти чувств" |
Для практических занятий |
10. |
Вспомогательные средства для развития способности понимать причину и следствие |
05 12 24 |
Развивающие наборы "Ассоциации", "До и после" |
Для практических занятий |
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-психологической реабилитации и/или абилитации:
Диагностические методики:
Исследование эмоциональной и личностной сферы:
1. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания (Н.Л. Белопольская).
2. Проективные методики ("Рисунок семьи", "Несуществующее животное", "Нарисуй человека", "Дом-Дерево-Человек" др.).
3. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).
4. Методика "Кактус" (М.А. Панфилова).
5. Детский апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак).
6. Тест фрустрационных реакций (С. Розенцвейг).
7. Методика "Особенности проявления воли дошкольников" (Р.М. Геворкян).
8. Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (адаптация А.М. Прихожан).
9. Тест тревожности (В.М. Астапов).
10. Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки (детский вариант).
11. Опросник САН (методика и диагностика самочувствия, активности и настроения).
12. Методика диагностики самооценки (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
13. Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
14. Методика измерения уровня тревожности (Дж. Тейлор, адаптация В.Г. Норакидзе).
15. Методика диагностики школьной тревожности (Б. Филипс).
16. Личностный опросник EPI (Г. Айзенк).
17. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла.
18. Патохарактерологический диагностический опросник (А.Е. Личко).
19. Опросник акцентуации личности (К. Леонгард).
20. Шкала депрессии (Т.П. Балашова, О.П. Елисеев).
21. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях).
22. Цветовой тест отношений (А.М. Эткинд).
23. Цветовой тест М. Люшера.
24. Опросник Мини-мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI).
25. Зрительно-моторный гештальт-тест Л. Бендер.
Исследование сферы межличностных взаимоотношений:
26. Метод социометрических измерений (Я.Л. Морено).
27. Методика "Незаконченные предложения" (модифицированный вариант) (Д. Сакс, С. Леви).
28. Методика "Межличностные отношения ребенка" (Р. Жиль).
29. Кинетический рисунок семьи Р. Бернса и С. Кауфмана.
30. Методика "Закончи историю" (И.Б. Дерманова).
31. Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?" (Р.С. Немов).
32. Диагностическая беседа "Мой круг общения" (Т.Ю. Андрущенко).
Исследование когнитивных функций и интеллектуальной сферы:
33. Диагностическая батарея нейропсихологических тестов (А.Р. Лурия).
34. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева).
35. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста (Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева).
36. Методика диагностики интеллекта по тесту Векслера (WISC) (детский вариант).
37. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
38. Диагностический комплект Семаго для работы в сенсорной комнате (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
39. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
40. Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).
41. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников (Т.В. Ахутина).
42. Диагностика развития зрительно-вербальных функций (Т.В. Ахутина).
43. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Альбом (Т.В. Ахутина).
44. Методы нейропсихологического обследования детей 6 - 9 лет (Комплект: Монография + Приложение: протоколы обследования). Под общей редакцией Т.В. Ахутиной.
45. Методики исследования познавательных процессов у детей 4 - 6 лет (Н.Л. Белопольская).
46. Методики исследования познавательных процессов у детей 6 - 11 лет (Н.Л. Белопольская).
47. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию + Стимульный материал (Н.Л. Белопольская).
48. Недостающие предметы: Психодиагностическая методика (Модификация методики Т.П. Россолимо) (комплект) (Н.Л. Белопольская).
49. Экспериментальные методики патопсихологии (Комплект: Практическое руководство + Стимульный материал) (С.Я. Рубинштейн).
50. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Под редакцией Л.М. Шипицыной.
51. Методика классификации предметов. Практикум по психодиагностике (Л.Н. Собчик).
52. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика (Т.А. Ратанова).
53. Тест для оценки мыслительных способностей "Прогрессивные матрицы Равена" (модификация Т.В. Розановой).
54. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников (ПД-Триада) (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров, М.С. Певзнер).
55. Экспресс-диагностика в детском саду (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).
Коррекционные методики:
56. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику (Т.В. Ахутина).
57. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7 - 9 лет (Т.В. Ахутина).
58. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход (Т.В. Ахутина).
59. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева).
60. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций дошкольников. Комплект: Рабочая тетрадь + Методическое руководство (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева).
61. Альбом для тренировки мозга от нейропсихолога (Н.К. Талызина).
62. Развиваем внимание с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова).
63. Развиваем память с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова).
64. Развиваем речь с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова).
65. Учимся мыслить с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова).
66. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова).
67. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет (Г.С. Кагарлицкая).
68. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза (А.В. Семенович).
69. Нейропсихологические занятия с детьми (Часть 1, 2) (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова).
70. Нейропсихология. Игры и упражнения. Практическое пособие (И.И. Праведникова).
71. Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков. Нейропрописи (И.И. Праведникова).
72. Графические диктанты (Т.Ю. Хотылева, Н.М. Пылаева).
73. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Готовимся к школе. Рабочая тетрадь (Т.П. Трясорукова).
74. Раз, два, три! Сравни и забери. Нейропсихологическая игра (М. Рахмани, А. Ульянова).
75. Прятки-заплатки. Нейропсихологическое лото (И.С. Куликова, А.В. Сунцова).
76. Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра (Е. Мухаматулина, Н. Михеева).
77. Два притопа, три прихлопа. Ритмичная нейропсихологическая игра (В. Жукова).
78. Четыре ключа. Нейропсихологическая игра для развития пространственных представлений (О. Новикова).
79. Развитие речи и общей моторики у дошкольников (Т.А. Ткаченко).
80. Моторные сказки для самых маленьких. Работа с детьми 3 - 6 лет (В.А. Гончарова, Т.А. Колосова).
81. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика (Т.С. Овчинникова, О.В. Черная, Л.Б. Баряева).
82. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии (И.И. Мамайчук).
83. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии (И.И. Мамайчук).
Пособия для работы с родителями:
84. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений (В.В. Ткачева).
85. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья (В.В. Ткачева).
86. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья (В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Н.П. Болотова).
87. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева).
88. Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок. Взгляд психолога (Хилтон Дэвис).
89. Если ребенок болеет. Психологическая помощь тяжелобольным детям и их семьям (М.Г. Киселева).
90. Как найти время на общение с детьми. Книга для родителей и психологов (И. Павлов).
Основные методы, методики и методические приемы психологического консультирования и психотерапии 5:
------------------------------
5Психотерапевтические методики используются в работе с детьми-инвалидами с учетом психофизиологической доступности для них (возраста и степени нарушения когнитивных функций).
------------------------------
- Когнитивно-поведенческая терапия - направление психотерапии, которое базируется на принципе проработки "ошибок" мышления и деструктивных поведенческих стереотипов для адаптации эмоциональных и поведенческих реакций личности при реализации различных социальных, профессиональных и других функций;
- Семейная психотерапия - направление психотерапии, направленное на коррекцию нарушений межличностных внутрисемейных отношений и устранение связанных с ними эмоциональных и поведенческих расстройств (в формате работы психотерапевта с одним или несколькими членами семьи);
- Кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама) - одно из направлений аналитически ориентированной психотерапии, основной техникой которого является опосредование переживания образным символом для последующего разрешения внутреннего конфликта;
- Экзистенциальная психотерапия (в том числе логотерапия) - психотерапевтическое направление, основанное на поиске и анализе человеком различных смыслов существования;
- Арт-терапия - направление психотерапии, которое базируется на принципе использования творческой активности человека в качестве терапевтического и профилактического воздействия в целях снятия стресса, повышенной тревожности, эмоционального напряжения и другой симптоматики, посредством творческого самовыражения в рамках различных техник (изобразительное искусство, музыка, экспрессивно окрашенные движения/танец или театральное/сценическое искусство);
- Психодрама - направление психотерапии, базирующееся на проработке проблемных переживаний посредством разыгрывания (импровизация) разнообразных жизненных сценариев с целью снятия эмоционального напряжения и освоения новых, более адаптивных способов поведения (в групповой и индивидуальной форме);
- Методы психологической саморегуляции - система обучающих методик, направленных на формирование алгоритмов внутреннего управления собственным психоэмоциональным состоянием посредством самовоздействия человека с помощью различных техник (аффирмаций, мысленных образов (визуализация), регуляции мышечного тонуса и дыхания (нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, сенсорная репродукция образов и др.).
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-психологической реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-психологической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-психологического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) компонентов психической деятельности, включая личностные характеристики, способствующие повышению активности и участию в жизни общества |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Состояние эмоционально-волевой сферы |
|
|
Состояние личностно-мотивационной сферы |
|
|
Коммуникативные навыки (вербальные, невербальные) |
|
|
Реабилитационная приверженность |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-психологической реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-психологической реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-психологического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-психологический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-психологический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-психологический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 |
Информирование |
2 |
1 - 3 |
Консультирование |
8 |
4 - 12 |
Практические занятия |
6 |
3 - 9 |
Тренинги |
6 |
3 - 9 |
Просвещение |
2 |
1 - 3 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
26 |
14 - 38 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.