Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-бытовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог 1 |
Юрист-консультант |
Врач-сурдолог-оториноларинголог, врач-офтальмолог | |
Тифлосурдопереводчик |
------------------------------
1При перечислении должностей специалистов через слеш (/) допустимо наличие в организации минимум одной из перечисленных должностей.
------------------------------
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-бытовая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Врач-сурдолог-оториноларинголог; Врач-офтальмолог; Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Врач-сурдолог-оториноларинголог; Врач-офтальмолог; Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.)); - тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (умение пользоваться бытовыми приборами, в том числе со специальными приспособлениями с вибро/свето/звуковыми сигнализаторами), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида; - тестовые задания на умение пользоваться TCP и ухаживать за ними (трость белая тактильная), оптические средства коррекции слабовидения, слуховые аппараты, усилители звука и др.); - выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей и правил пользования TCP и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования технических средств реабилитации (TCP) и вспомогательных средств и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида; - тестовые задания на умение пользоваться TCP и ухаживать за ними (трость белая тактильная), оптические средства коррекции слабовидения, слуховые аппараты, усилители звука и др.); - выявление неустраненных барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей и правил пользования TCP и др.; - беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); - рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-бытовой реабилитации и абилитации детей-инвалидов; - безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания; - об имеющихся современных сурдотехнических, ассистивных коммуникативных средствах реабилитации, TCP для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (бытовые приборы с вибро/свето/звуковыми сигнализаторами и голосовыми оповещениями, электронные ручные и стационарные увеличители, лупы и др.); - о правилах ухода за TCP; - об адресах сервисных организаций и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе сигнализаторы звука со световой и вибрационной индикацией, слуховые аппараты разной мощности, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения, трость белая тактильная, телефонные устройства с текстовым выходом, голосовым выводом и др.); - адаптации жилого помещения ребенка-инвалида к его нуждам (оборудование жилого помещения свето-вибрационными сигнализаторами звука, устройствами с голосовым выводом информации (телефон, часы) и звуковым оповещением (духовки, таймеры, кастрюли, чашки), устройствами для текстового дублирования звуковой информации, специальными устройствами с оптической коррекцией слабовидения, коммуникаторами, телефонными трубками с усилителем звука и др.), а также составления модели квартиры по принципу универсального дизайна; - обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в быту; - формирования навыков социально-бытовой ориентировки ребенка-инвалида; - содействия в получении юридической помощи родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, регулирование порядка предоставления услуг по тифлосурдопереводу, обеспечение TCP (оформление и получение, а также обслуживание и замена), льготы для детей-инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и т.д.) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста; а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу родителя/законного представителя/уполномоченного представителя |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
5 |
|||
Диапазонный показатель |
2 - 8 |
|||
Практические занятия |
|
- формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользования и обслуживания TCP и ассистивно-коммуникационных технологий (специальных устройств с текстовым или голосовым выходом, с оптической коррекцией слабовидения, с вибро/свето/звуковыми сигнализаторами, слуховых аппаратов, коммуникаторов и т.д.); - формирование (восстановление) навыков приготовления и приема пищи, в том числе согласно правилам этикета; - обучение навыкам персональной сохранности в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.); - формирование (восстановление) навыка планирования последовательности (алгоритма) повседневных бытовых действий (приготовление пищи, стирка белья, уборка помещения и т.д.); - обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия в экстренных ситуациях дома - пожар, взлом, утечка газа и др.); - обучение навыкам пространственной ориентации внутри помещений (слежение рукой по стене, пробы ногой, защитные техники рукой, передвижение с сопровождающим, передвижение с помощью трости белой тактильной, передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции, передвижение с использованием сохранных анализаторов и т.д.); - обучение настройке телевизора с телетекстом; - обучение родителей/законных представителей/уполномоченных представителей правилам ухода за TCP и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом, в том числе в рамках "Школы для родителей детей-инвалидов" и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
15 |
|||
Диапазонный показатель |
10 - 20 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
24 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
16 - 32 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-бытовая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-бытовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств 2 |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
Таблички с тактильными пиктограммами, наклейками (в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля), тифломаркер для маркировки элементов быта, вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом (по типу умного помощника "Робин"), тактильная направляющая лента, направляющие поручни; часы с речевым выходом, тактильные настольные календари, таймеры (в том числе тактильные); |
Для практических занятий |
2. |
Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности |
05 27 09 |
Противоскользящие маты, противоскользящая кафельная плитка, предохранительные решетки для окон, предохранительные клапаны (краны) для систем газоснабжения, огнестойкие напольные покрытия, устройства сигнализации, датчики протечки воды и утечки газа с вибрационными и/или звуковыми сигнализаторами |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства обучения повседневной персональной деятельности |
05 33 06 |
Щеточки, ножницы, пилочки, наждачные бруски для ногтей; расчески и щетки для волос; сушилки для волос (фены); зубные щетки; зеркала для ухода за лицом |
Для практических занятий |
4. |
Вспомогательные средства обучения домоводству |
05 33 12 |
Усилители речи и звука (в том числе коммуникаторы для слуховых аппаратов); универсальные световые и/или вибрационные сигнализаторы; мобильные телефоны с функцией приема и вывода текстовой информации (смартфоны); динамические FM-передатчики; бытовая техника, оборудованная световой и/или вибрационной индикацией (стационарные телефоны, домофоны, часы (стационарные, портативные, наручные), будильники, чайники и др.); Противоскользящие коврики под кухонную утварь, кухонные весы с речевым выходом, крышки для банок с речевым выходом; тактильные таймеры, мерные ложки и стаканы, индикаторы уровня жидкости (звуковые и/или вибрационные), измерительные кувшины с голосовым оповещением, кухонные ножи с дозатором, сахарницы с дозатором, разделочные кухонные доски с фиксатором, автоматические овощечистки, оградители тарелок для пищи; совки, щетки и веники для удаления пыли, тряпки для протирки полов, пылесосы, бельевые прищепки (зажимы); обручи для шитья, игольницы, швейные и штопальные иглы с большим ушком, сантиметры портновские с рельефными метками, нитковдеватели, ножницы, гладильные доски, утюги, защитные устройства для утюгов; тактильные наклейки/метки, приборы для маркировки предметов; постельные принадлежности (одеяла, подушки, предметы постельного белья, пледы) |
Для практических занятий |
5. |
Тактильные трости или белые палки |
12 39 03 |
Трость белая тактильная |
Для демонстрационных целей |
6. |
Тактильные средства для ориентации |
12 39 18 |
Тактильные пиктограммы и таблички, тактильная плитка и дорожки, мнемосхема |
Для практических занятий |
7. |
Обеденные столы |
18 03 12 |
Обеденный стол |
Для практических занятий |
8. |
Вспомогательные средства для реабилитации способности видеть |
22 03 |
Портативные и стационарные лупы (в том числе линза Френеля), линзы с подсветкой, очки с лупами (диоптрийные очки); ручные, портативные и стационарные видеоувеличители |
Для практических занятий |
9. |
Вспомогательные средства для реабилитации способности слышать |
22 06 |
Слуховые трубки, слуховые аппараты (всех видов), индивидуальные ушные вкладыши, дистанционные регуляторы для слуховых аппаратов; элементы питания (аккумуляторы и батарейки) для слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов; защитные фильтры, предотвращающие попадание влаги и ушной серы на микрофон слухового аппарата; средства для ухода за слуховыми аппаратами (приборы, контейнеры и таблетки для чистки слуховых аппаратов, ушных вкладышей и индивидуальных берушей; дезинфицирующие салфетки и спреи) |
Для демонстрационных целей |
10. |
Телевизоры |
22 18 15 |
Телевизоры с функцией телетекста для приема программ со скрытыми субтитрами |
Для демонстрационных целей |
11. |
Системы оповещения об экологической опасности (о чрезвычайной ситуации) |
22 27 21 |
Противопожарные системы, детекторы задымления со звуковым оповещением |
Для демонстрационных целей |
------------------------------
2Наименование групп вспомогательных средств приведено в соответствии "ГОСТ Р ИСО 9999-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология".
------------------------------
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-бытовой реабилитации и/или абилитации:
1. Оккупационная (повседневная) терапия (лечение трудом) - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, выполнению трудовых операций (например, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация инвалида и ребенка-инвалида. В том числе сюда входят занятия по формированию навыков домоводства в условиях жилых модулей: "Санитарная комната", "Кухня", "Спальня":
- уход за одеждой, обувью, жильем (мытье и подметание полов, чистка ковра, мытье окон и др.);
- ручная и машинная стирка;
- глажка разных предметов одежды (брюки, пиджаки, футболка и др.);
- выполнение мелкого ремонта одежды (пришивание пуговиц), разных видов швов, накладывание заплаты, штопка;
- приготовление пищи (разные салаты, каши, супы, борщ, макароны, картофель, рыбу и др.);
- выполнение повседневной и праздничной сервировки стола;
- безопасное пользование электроплитами и другими бытовыми приборам и др.
2. Обучение слепых пространственной ориентации по методике М.Н. Наумова.
3. Механотерапия (метод реабилитации, основанный на выполнении пациентом комплексов лечебных, профилактических и восстановительных упражнений с помощью специальных средств - аппаратов и тренажеров):
- активная - выполнение реабилитантом всех упражнений на аппаратах и тренажерах самостоятельно;
- пассивная (роботизированная) - оборудование выполняет упражнения без участия пациента, разработка мышц происходит за счет движения элементов тренажера;
- активно-пассивная - тренажер выполняет движения, при этом реабилитант не пассивен, а вовлечен в процесс.
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) проведенных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки самостоятельного обслуживания в быту |
|
|
Навыки персональной сохранности в быту |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный 3 |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1 - 3 |
Консультирование |
5 |
2 - 8 |
Практические занятия |
15 |
10 - 20 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
24 |
16 - 32 |
------------------------------
3Диапазонный показатель - это интервал реабилитационных мероприятий, минимальное и максимальное значения, внутри которого не могут изменяться. Количество мероприятий для ребенка-инвалида выбирается в рамках установленных пороговых значений и зависит от индивидуальных потребностей конкретного ребенка-инвалида, его психофизиологических возможностей, сохранности/утраты необходимых умений и навыков, определяемых специалистом на первичной диагностике.
Следует учитывать, что суммарное количество мероприятий по всем направлениям реабилитации и абилитации (социально-бытовой, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной, профессиональной ориентации, АФК) должно составлять 120 мероприятий .
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.