Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Социально-средовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/специалист по социальной реабилитации/социальный педагог |
Врач-сурдолог |
Тифлосурдопереводчик | |
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ |
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-средовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-средовая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Врач-сурдолог; Тифлосурдопереводчик (при необходимости) |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид; Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Тифлосурдопереводчик (при необходимости); Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-средовой реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-средовая диагностика |
Первичная социально-средовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-средовой реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-средового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.)); - тестовые задания и функциональные пробы в соответствии с возрастом ребенка-инвалида для исследования навыков: - ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием собак-проводников (с привлечением специалиста-кинолога), TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (вибро/свето/звуковые сигнализаторы, устройства сканирования текста с речевым выводом информации, устройства и знаковые системы, коммуникаторы, слуховые аппараты, электронные и видеоувеличители (лупы), трости белые тактильные и др.); - пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центры (далее - МФЦ), медицинские организации, покупка билетов и т.д.); - пользование общественным автотранспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки, тактильные подсказки и т.д.) и информационными системами со звуковым оповещением (например, "Голосовая остановка" и др.); - ориентировки в сооружениях городской инфраструктуры, на улице (GPS-навигаторы с текстовым или голосовым выходом информации и возможностью голосового или тактильного набора, со встроенными видеоувеличителями - лупами и др.); - составления и пользования визуальными инструкциями и подсказками; - обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной); - распоряжения денежными средствами, в том числе в рамках денежных расчетов при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов с голосовым выводом информации, говорящие кредитные карты и др.); - персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.; - определение уровня осведомленности о приспособлении инфраструктурной среды к нуждам ребенка-инвалида; - выявление существующих барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам социально-средовой диагностики, содержащего, в том числе: - оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида как возможности ориентации, передвижения и взаимодействия в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-средовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных технических устройств (в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах по тифлосурдопереводу) и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-средовая диагностика |
- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя); - тестовые задания и функциональные пробы для оценки степени сформированности навыков ориентировки и коммуникативного взаимодействия, в том числе обращения за помощью, в условиях социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (МКФ "Общение", "Мобильность", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни") в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, а именно: - ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий (вибро/свето/звуковые сигнализаторы, устройства сканирования текста с речевым выводом информации, трости белые тактильные, устройства и знаковые системы, коммуникаторы, слуховые аппараты, электронные и видеоувеличители (лупы) и др.); - пользования общественным автотранспортом, в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения остановки, тактильные подсказки и т.д.) и информационными системами со звуковым оповещением (например, "Голосовая остановка" и др.); - пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (МФЦ, медицинские организации, покупка билетов и т.д.); - ориентировки и передвижения в сооружениях городской инфраструктуры, на улице (GPS-навигаторы с текстовым или речевым выводом информации, с возможностью голосового или тактильного набора, со встроенными видеоувеличителями - лупами и др.); - обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной); - распоряжения денежными средствами, в том числе в рамках денежных расчетов при оплате услуг и покупок (голосовые калькуляторы, системы терминалов и банкоматов с голосовым выводом информации, говорящие кредитные карты и т.д.); - персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д.; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыков ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур у ребенка-инвалида; - выявление неустранимых барьеров на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктур для ребенка-инвалида; - беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-средовой реабилитации и абилитации; - разработка заключения по итогам повторной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида, содержащего: - оценку социально-средового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-средовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); - рекомендации по дальнейшей социально-средовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-средовой реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - изложение цели, задач, содержания мероприятий, ожидаемых результатов социально-средовой реабилитации и абилитации; - о доступной и безбарьерной городской, транспортной и информационной инфраструктуре (об обеспечении автотранспортных средств дополнительными световыми сигнализаторами остановки и начала движения транспорта, бегущая строка и мигающие маячки направления движения на картах, предупредительных знаках "Желтый круг", о системе радиоинформирования и звукового ориентирования "Говорящий город", звуковых приставках на светофорах, о маркировке тактильной плиткой опасных участков и т.д.); - о существовании индукционных систем, установленных в общественных учреждениях (поликлиниках, музеях, кинотеатрах и др.), как возможности передачи четкого (без шумовых помех) звукового сигнала повышенной громкости на слуховой аппарат ребенка-инвалида; - о мерах соблюдения безопасности жизнедеятельности ребенка-инвалида в социальной среде (городской, транспортной, информационной); - о способах ориентировки на улице и в помещениях, в том числе посредством информационно-знаковых голосовых и тактильных систем, вспомогательных средств; - о деятельности общественных организаций, направленных на работу с детьми-инвалидами с нарушением функций слуха и зрения, и о способах взаимодействия с ними; - о современных методах альтернативных коммуникаций средствами социальных сетей и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-средовой реабилитации и абилитации; - обеспечения персональной безопасности (сохранности) ребенка-инвалида в окружающей среде (градостроительной, образовательной, производственной); - специфики использования TCP в зависимости от среды пребывания и поставленной задачи; - доступности градостроительных и транспортных социально значимых объектов, в том числе с использованием "Карты доступности объектов по субъектам РФ", портала "Доступная среда", "Zhit-vmeste", а также по различным вопросам, относящимся к социально-средовой реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
4 |
|||
Диапазонный показатель |
3 - 5 |
|||
Практические занятия |
|
- обучение ребенка-инвалида самостоятельной ориентировке и передвижению на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур, в том числе с использованием TCP и вспомогательных технических устройств в целях коммуникации и ориентирования (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью трости белой тактильной; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции; передвижение с использованием сохранных анализаторов и т.д.); - обучение ребенка-инвалида эффективному и безопасному социальному и средовому взаимодействию на объектах социальной, инженерной, транспортной, информационной и др. инфраструктур, в том числе с использованием TCP и вспомогательных технических устройств для коммуникации и ориентирования (GPS-навигаторы, устройства сканирования текста с речевым выводом, коммуникаторы, в том числе со встроенными видеоувеличителями, лупами и др.); - обучение технологиям использования ассистивно-коммуникационных средств (GPS-навигаторы с текстовым выводом информации, коммуникаторы, знаковые системы, слуховые аппараты и др.); - обучение пользованию общественным транспортом (включая составление маршрутов передвижения), в том числе с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами (звуковое оповещение, информационное табло с бегущей строкой, световые индикаторы направления движения, остановки и др.); - обучение пользованию банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центры (далее - МФЦ), медицинские организации, покупка билетов и т.д.); - обучение социальному взаимодействию в различных ситуациях нахождения ребенка-инвалида на объектах городской среды (транспортной, культурной и т.д.), в том числе умению обращаться за помощью в рамках средового взаимодействия с социумом; - обучение технологиям использования ассистивно-коммуникативных средств (устройства сканирования текста с речевым выводом, синтезатор речи по тексту, брайлевские дисплеи, трости белые тактильные, коммуникаторы, электронные и видеоувеличители (лупы) и др.); - обучение умению пользоваться государственными услугами, включая услуги медицинских учреждений; - формирование навыков персональной безопасности в условиях городской среды (например, при пользовании авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строительными площадками) и т.д. - обучение и отработка навыков использования, при необходимости, собаки-проводника (с привлечением специалиста кинолога) и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
16 |
|||
Диапазонный показатель |
11 - 21 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
24 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
16 - 32 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-средовой реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-средовая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-средовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий, реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
Световые маяки для дверных проемов; таблички, вывески и наклейки с тактильными пиктограммами и надписями (с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля); тактильная направляющая лента, направляющие поручни; наручные часы (в том числе тактильные) с речевым выходом |
Для практических занятий |
2. |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) ходьбе |
04 48 07 |
Тренажеры для развития координации движения; дорожка для ходьбы с газоном; дорожка для ходьбы с гравием; дорожка для ходьбы с имитацией неровной поверхности; дорожка для ходьбы с песком |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства для обучения способности обращаться с деньгами |
05 15 12 |
Определитель номинала купюр с речевым выходом; держатель для монет с рельефными обозначениями |
Для практических занятий |
4. |
Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности |
05 27 09 |
Противоскользящие тактильные системы; система оповещения для людей с нарушением слуха |
Для практических занятий |
5. |
Вспомогательные средства обучения правилам передвижения вне дома |
05 27 12 |
Мнемосхемы, тактильно-звуковые информационные стенды, звуковые информаторы |
Для практических занятий |
6. |
Тактильные трости или белые палки |
12 39 03 |
Трость белая тактильная |
Для демонстрационных целей |
7. |
Вспомогательные электронные средства ориентации |
12 39 06 |
Портативные навигаторы с текстовым выводом информации; смартфоны с мобильными навигационными приложениями картографического сервиса (2ГИС, Яндекс.Карты, Google Maps); вспомогательное электронное средство ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом (по типу умного помощника "Робин"), световые маяки с яркой визуальной индикацией; индукционные системы, расположенные в кассовых зонах, на стойках информации, в общественном транспорте и др. |
Для практических занятий |
8. |
Вспомогательные акустические средства ориентации |
12 39 09 |
радио-звуковые маяки (для пешеходных переходов, для автотранспорта, для зданий, для лифтовой системы и др.) |
Для практических занятий |
9. |
Тактильные карты |
12 39 15 |
Тактильно-звуковые 2D и 3D карты, стенды, плакаты; мнемосхемы |
Для практических занятий |
10. |
Тактильные средства для ориентации |
12 39 18 |
Таблички, вывески и наклейки с тактильными пиктограммами и надписями (с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля); тактильная направляющая лента, направляющие поручни, тактильная плитка; тактильные мнемосхемы |
Для практических занятий |
11. |
Материалы для визуальной ориентации |
12 39 21 |
Информационные таблички, стрелки, указатели; навигационные вывески; визуально-информационные табло; карты метро, района, города в электронном и печатном формате |
Для практических занятий |
12. |
Устройства и программное обеспечение для текстовой и видеосвязи в режиме реального времени |
22 24 09 |
Мобильные текстовые телефонные аппараты, устройства и программное обеспечение для преобразования текста в режиме реального времени (смартфоны), телефонные аппараты с брайлевским вводом/выводом |
Для практических занятий |
13. |
Терминалы для общественной информации/транзакции |
22 33 09 |
ATM, банковские и билетные автоматы |
Для практических занятий |
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-средовой реабилитации и/или абилитации:
1. Методы альтернативной коммуникации посредством электронных устройств для альтернативной коммуникации:
- Электронные устройства для альтернативной коммуникации: записывающие и воспроизводящие устройства, коммуникаторы (например, "Big Mac", "Step by step", "GoTalk", "MinTalker" и др.);
- Компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.);
- Информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, "Boardmaker", "Alladin" и др.), системы символов (например, "Bliss"); компьютерные программы для общения (например, "Общение" и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи.
2. Диагностические методики:
- Наблюдение за культурой поведения детей в группе по программе А.М. Щетининой.
3. Коррекционные методы:
- Моделирование средовых ситуаций в условиях кабинета специалистов, с целью отработки социально-средовых навыков (товарно-денежные расчеты, выбор продуктов питания в соответствии со списком покупок и проверкой сроков годности, обращение к окружающим за помощью, в том числе специалистам учреждений и др.);
- Учебно-методические комплексы "Специальные методики школьного обучения "Социально-бытовая ориентировка" и "Социальное ориентирование";
- Обучение слепых пространственной ориентации по методике М.Н. Наумова.
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-средовой реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-средовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) проведенных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-средового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности ориентироваться и передвигаться в условиях окружающей среды, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки ориентировки, передвижения и взаимодействия в рамках социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом доступности среды, в том числе с использованием TCP и ассистивно-коммуникативных технологий |
|
|
Навыки пользования банкоматом, терминалами регистрации электронных услуг (многофункциональные центр, медицинские организации, покупка билетов и т.д.) |
|
|
Навыки пользование общественным автотранспортом с учетом оборудования транспортных средств знаково-информационными системами |
|
|
Навыки ориентировки в сооружениях городской инфраструктуры, на улице |
|
|
Навыки обращения за помощью и коммуникативного взаимодействия ребенка-инвалида с представителями социума в условиях окружающей среды (градостроительной, образовательной, производственной) |
|
|
Навыки персональной безопасности при пользовании общественным транспортом, авто- и железнодорожными переходами, нахождении рядом со строящимися и реставрируемыми зданиями и т.д. |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-средовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-средовой реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-средового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-средовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-средовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-средовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-средовой реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1 - 3 |
Консультирование |
4 |
3 - 5 |
Практические занятия |
16 |
11 - 21 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
24 |
16 - 32 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.