Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Социально-бытовая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды с преимущественными нарушениями сенсорных функций (зрения).
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог 1 |
Юрист-консультант |
Врач-офтальмолог |
------------------------------
1При перечислении должностей специалистов через слеш (/) допустимо наличие в организации минимум одной из перечисленных должностей.
------------------------------
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-бытовая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Врач-офтальмолог |
3. |
Консультирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
Врач-офтальмолог; Юрист-консультант |
4. |
Практические занятия |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный представитель/ уполномоченный представитель |
Специалист по социальной работе/ специалист по социальной реабилитации/ социальный педагог |
- |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-бытовой реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-бытовая диагностика |
Первичная социально-бытовая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-бытовой реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-бытового анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования, включая адаптированные анкеты (в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля) с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.); при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя; - тестовые задания и функциональные пробы на выполнение элементарных бытовых действий и ориентировку в жилом помещении (навыки личной гигиены, одевание и раздевание, навыки опрятности и поддержания порядка в быту, навыки приготовления и приема пищи, умение пользоваться бытовыми приборами и др.), а также на владение навыками персональной безопасности в быту (безопасное пользование предметами бытовой техники, водоснабжением, электричеством и др.) в соответствии с возрастной доступностью для ребенка-инвалида; - тестовые задания на умение пользоваться техническими средствами реабилитации (TCP) и ухаживать за ними (например, трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения и др.); - выявление существующих барьеров в самообслуживании и ориентации ребенка-инвалида в быту (в соответствии с возрастом); - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида, а также в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей и правил пользования TCP и др.; - формирование заключения по результатам первичной социально-бытовой диагностики, которое должно содержать, в том числе: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида как возможности адаптации и полноценного взаимодействия в условиях быта (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку родительской компетенции по вопросам социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; - разработку индивидуального плана социально-бытовой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования TCP и вспомогательных средств и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-бытовая диагностика |
- анкетирование и опрос, включая адаптированные анкеты с использованием оптических средств коррекции слабовидения, при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя; - тестовые задания и функциональные пробы на владение навыками самообслуживания, ориентации (МКФ "Самообслуживание", "Бытовая жизнь") и персональной безопасности в быту в соответствии с возрастом ребенка-инвалида; - тестовые задания на умение пользоваться TCP и ухаживать за ними (трость белая тактильная, оптические средства коррекции слабовидения и др.); - выявление неустранимых барьеров в самообслуживании ребенка-инвалида в быту; - опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в вопросах реабилитации (юридические аспекты социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА и т.д.), целей использования и правил эксплуатации TCP, а также в части повышения уровня развития навыка самообслуживания у ребенка-инвалида; - беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-бытовой реабилитации и абилитации; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-бытовой диагностики, которое должно содержать: - оценку социально-бытового статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); - оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; - оценку эффективности проведенного курса социально-бытовой реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики); - рекомендации по дальнейшей социально-бытовой реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается); - оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-бытовой реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-бытовой реабилитации и абилитации; - о методах и приемах социально-бытовой ориентировки и пространственной ориентации ребенка-инвалида; - о безопасном ведении бытовой деятельности ребенком-инвалидом в месте проживания; - об имеющихся современных TCP, в том числе для адаптации жилых помещений под нужды ребенка-инвалида (бытовой деятельности) (бытовые приборы с функцией звукового оповещения, портативные и стационарные увеличители, лупы и др.); - об общих правилах ухода за TCP; - об адресах организаций, предоставляющих услуги по обслуживанию и ремонту TCP и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Консультирование |
|
Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам: - организации быта и обустройства жилого помещения ребенка-инвалида с целью обеспечения персональной безопасности (сохранности) и облегчения его функционирования дома (единообразие и постоянство домашней обстановки; расстановка и расположение мебели с учетом размера одинаковой ширины выступов по периметру комнаты (избегание выступающих углов); отсутствие полуоткрытых окон и дверей внутри квартиры; отсутствие загромождений и лишних вещей в проходах из комнаты в комнату, а также в коридоре (ведра с мусором, сумки, стулья и т.п.); закрепление настенных предметов интерьера и быта на уровне выше роста ребенка-инвалида (книжные полки, светильники, цветы)), в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций (оснащение квартиры датчиками протечки воды и утечки газа со звуковым оповещением и др.); - упрощения ориентировки внутри жилого помещения с помощью направляющих поручней; наклеек/меток с тактильными пиктограммами или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; тактильной направляющей ленты и т.д.; - маркировки элементов быта (электробытовой техники, полок и ящиков шкафов, кухонной утвари и др.) в соответствии с их функциональным назначением с помощью различных наклеек (меток), тифломаркера, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; - электробытового оснащения с учетом нарушения зрительной функции ребенка-инвалида (обустройство жилья электрическими приборами с доступным способом пользования и системой звукового оповещения (например, кухонный таймер, весы и термометр с голосовым выходом, звуковой индикатор уровня жидкости и др.)); - формирования навыков социально-бытовой ориентировки и пространственной ориентации ребенка-инвалида; - использования TCP и вспомогательных технических устройств для целей социально-бытовой реабилитации и абилитации (в том числе телефонные устройства с голосовым выводом, специальные устройства с оптической коррекцией слабовидения и др.); - содействия в получении юридической помощи родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида (нормативно-правовые вопросы социальной реабилитации и абилитации, реализация ИПРА, обеспечение TCP (оформление и получение, а также обслуживание и замена), условия предоставления собаки-проводника (в том числе о возрастных ограничениях), льготы для детей-инвалидов, подготовка типовых документов в различные инстанции (заявление, согласие, соглашение, обращение) и т.д.) - в соответствии с компетенцией реализующего мероприятие специалиста; а также по другим вопросам, относящимся к социально-бытовой реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
4 |
|||
Диапазонный показатель |
2 - 6 |
|||
Практические занятия |
|
Практические занятия в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, направленные на: - обучение навыкам пространственной ориентации внутри помещений, в том числе с использованием TCP и вспомогательных технических устройств (слежение рукой по стене; пробы ногой; защитные техники рукой; передвижение с сопровождающим; передвижение с помощью трости белой тактильной; передвижение с использованием для ориентировки оптических средств коррекции слабовидения; передвижение с использованием сохранных анализаторов и т.д.); - формирование (восстановление) навыков самостоятельного обслуживания в быту, в том числе пользования и обслуживания TCP и ассистивных технологий (трость белая тактильная, специальные устройства с голосовым выводом информации, средства оптической коррекции слабовидения и т.д.); - формирование (восстановление) навыков приготовления и приема пищи (в том числе с использованием бытовой техники с таймерами, звуковых индикаторов уровня жидкости, кухонных ножей с дозатором, оградителей тарелок для пищи, дозаторов продуктов и др.); - обучение навыкам дифференциации средств, используемых в быту, с опорой на тактильный и обонятельный анализаторы (лекарственные вещества, средства бытовой химии, парфюмерно-гигиенические средства, мелкоштучные бытовые предметы и др.); - обучение навыкам персональной сохранности (безопасности) в быту (при пользовании бытовыми приборами, водоснабжением, электричеством и т.д.); - обучение навыкам безопасного самостоятельного пребывания дома (навыки пользования домофоном, телефоном, освоение алгоритма действия при возникновении различных бытовых экстренных ситуаций - пожар, взлом, утечка газа и др.); - обучение родителей/законных представителей/уполномоченных представителей правилам бытового взаимодействия в процессе совместного проживания с ребенком-инвалидом, а также правилам ухода за TCP и ассистивными средствами в процессе их использования ребенком-инвалидом и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
12 |
|||
Диапазонный показатель |
7 - 17 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
12 - 28 |
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-бытовой реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-бытовая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Консультирование |
30 |
30 |
30 |
4. |
Практические занятия |
25 |
35 |
45 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-бытовой диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств 2 |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
Наклейки и метки с тактильными пиктограммами (в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля), тифломаркер для маркировки элементов быта; вспомогательные электронные средства ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом (по типу умного помощника "Робин"); тактильная направляющая лента, направляющие поручни; часы с речевым выходом, тактильные настольные календари, таймеры (в том числе тактильные) |
Для практических занятий |
2. |
Вспомогательные средства обучения правилам личной безопасности |
05 27 09 |
Противоскользящие маты, противоскользящая кафельная плитка, предохранительные решетки для окон, предохранительные клапаны (краны) для систем газоснабжения, огнестойкие напольные покрытия, устройства сигнализации, датчики протечки воды и утечки газа со звуковым оповещением |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства обучения повседневной персональной деятельности |
05 33 06 |
Щеточки, пилочки, ножницы для ногтей, маникюрные щипчики с лупой; расчески и щетки для волос; зубные щетки, зубная нить; термометры для измерения температуры тела с речевым выходом; звуковые брелоки с радиопоиском; тактильные наклейки/метки, приборы для маркировки предметов; разноцветные пуговицы различных размеров и форм (для определения цвета одежды); противоскользящие маты и ленты для душа, противоскользящие материалы для полов и лестниц, тактильные материалы для полов и лестниц |
Для практических занятий |
4. |
Вспомогательные средства обучения домоводству |
05 33 12 |
Противоскользящие коврики под кухонную утварь, кухонные весы с речевым выходом, крышки для банок с речевым выходом; тактильные таймеры, мерные ложки и стаканы, индикаторы уровня жидкости (звуковые и/или вибрационные), измерительные кувшины с голосовым оповещением, кухонные ножи с дозатором, сахарницы с дозатором, разделочные кухонные доски с фиксатором, автоматические овощечистки, скалки, противни, кухонные нагревательные приборы; щетки для мытья посуды, сушилки для посуды; столовые приборы, соломинки для напитков, кружки, стаканы, чашки, блюдца, тарелки, миски, оградители тарелок для пищи; совки, щетки и веники для удаления пыли, тряпки для протирки полов, пылесосы, бельевые прищепки (зажимы); обручи для шитья, игольницы, швейные и штопальные иглы с большим ушком, сантиметры портновские с рельефными метками, нитковдеватели, ножницы, гладильные доски, утюги, защитные устройства для утюгов; тактильные наклейки/метки, приборы для маркировки предметов; постельные принадлежности (одеяла, подушки, предметы постельного белья, пледы); настольные часы с речевым выходом; стационарные телефоны с крупными кнопками и рельефно-точечным шрифтом Брайля |
Для практических занятий |
5. |
Тактильные трости или белые палки |
12 39 03 |
Трости белые тактильные с различными наконечниками (грибовидный, шарообразный, цилиндрический и др.) |
Для демонстрационных целей |
6. |
Тактильные средства для ориентации |
12 39 18 |
Таблички с тактильными пиктограммами, наклейками (в том числе с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля), тифломаркер для маркировки элементов быта; тактильная направляющая лента, направляющие поручни |
Для практических занятий |
7. |
Вспомогательные средства для реабилитации способности видеть |
22 03 |
Портативные и стационарные лупы (в том числе линза Френеля), линзы с подсветкой, очки с лупами (диоптрийные очки); ручные, портативные и стационарные видеоувеличители |
Для практических занятий |
8. |
Системы оповещения об экологической опасности (о чрезвычайной ситуации) |
22 27 21 |
Противопожарные системы, детекторы задымления со звуковым оповещением |
Для практических занятий |
------------------------------
2Наименование групп вспомогательных средств приведено в соответствии "ГОСТ Р ИСО 9999-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Вспомогательные средства для людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация и терминология".
------------------------------
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-бытовой реабилитации и/или абилитации:
1. Оккупационная (повседневная) терапия (лечение трудом) - восстановление и развитие нарушенных функций, формирование компенсаторных навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, выполнению трудовых операций (например, приготовление пищи); основной целью является социальная адаптация инвалида и ребенка-инвалида. В том числе сюда входят занятия по формированию навыков домоводства в условиях жилых модулей: "Санитарная комната", "Кухня", "Спальня":
уборка жилья (смена постельного белья, мытье и подметание полов, чистка ковра, мытье окон и др.);
- поддержание порядка в быту (мытье посуды, выкидывание мусора, застилание постели и др.);
- ручная и машинная стирка;
- глажка различных предметов одежды и белья (брюки, постельное белье, футболки и др.);
- выполнение мелкого ремонта одежды (например, пришивание пуговиц), разных видов швов, накладывание заплаток, штопка;
- уход за обувью;
- приготовление пищи (например, салаты, каши, супы, макароны, картофель, мясо, птица и др.);
- выполнение повседневной и праздничной сервировки стола;
- безопасное пользование электробытовыми приборами, кухонными бытовыми предметами и т.д.
2. Обучение слепых пространственной ориентации по методике М.Н. Наумова.
3. Механотерапия (метод реабилитации, основанный на выполнении пациентом комплексов лечебных, профилактических и восстановительных упражнений с помощью специальных средств - аппаратов и тренажеров):
- активная - выполнение реабилитантом всех упражнений на аппаратах и тренажерах самостоятельно;
пассивная (роботизированная) - оборудование выполняет упражнения без участия пациента, разработка мышц происходит за счет движения элементов тренажера;
- активно-пассивная - тренажер выполняет движения, при этом реабилитант не пассивен, а вовлечен в процесс.
4. Эргокинезотерапия (объединяет в себе два метода (эрготерапию и кинезотерапию) и направлена на восстановление моторных и когнитивных функций посредством пассивных и активных движений).
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-бытовой реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-бытовой диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-бытового статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) способности к самообслуживанию в быту, достигнутые в ходе реализации реабилитационных мероприятий |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Навыки самостоятельного обслуживания в быту |
|
|
Навыки персональной сохранности в быту |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-бытовой реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-бытовой реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-бытового статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-бытовой статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-бытовой статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному представителю/уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-бытовой реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный 3 |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1 - 3 |
Консультирование |
4 |
2 - 6 |
Практические занятия |
12 |
7 - 17 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
20 |
12 - 28 |
------------------------------
3Диапазонный показатель - это интервал реабилитационных мероприятий, минимальное и максимальное значения, внутри которого не могут изменяться. Количество мероприятий для ребенка-инвалида выбирается в рамках установленных пороговых значений и зависит от индивидуальных потребностей конкретного ребенка-инвалида, его психофизиологических возможностей, сохранности/утраты необходимых умений и навыков, определяемых специалистом на первичной диагностике.
Следует учитывать, что суммарное количество мероприятий по всем направлениям реабилитации и абилитации (социально-бытовой, социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической, социокультурной, профессиональной ориентации, АФК) должно составлять 120 мероприятий .
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.