Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Социально-психологическая реабилитация и/или абилитация
1. Наименование целевой реабилитационной группы: дети-инвалиды вследствие отдельных социально значимых инфекционных заболеваний, поствакцинальных осложнений, приведших к нарушениям различных функций организма.
2. Область применения: организации, реализующие мероприятия по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации детей-инвалидов.
3. Перечень специалистов, привлекаемых к реализации реабилитационных мероприятий:
Обязательные специалисты |
Рекомендуемые специалисты |
Медицинский психолог/психолог/педагог-психолог |
- |
4. Перечень реабилитационных мероприятий с определением получателей и участия специалистов:
N |
Наименование мероприятия по социально-психологической реабилитации и абилитации |
Получатель мероприятия |
Специалисты, реализующие мероприятие |
|
обязательные |
рекомендуемые |
|||
1. |
Социально-психологическая диагностика: - первичная; - повторная (контрольная) |
Ребенок-инвалид |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
2. |
Информирование |
Ребенок-инвалид (старше 14 лет); родитель/ законный или уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
3. |
Психологическое консультирование: - индивидуально-личностное; - семейное |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный или уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
4. |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
Ребенок-инвалид |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
5. |
Психологические тренинги |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный или уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
6. |
Социально-психологическое просвещение |
Ребенок-инвалид; родитель/ законный или уполномоченный представитель |
Медицинский психолог/ психолог/ педагог-психолог |
- |
5. Условия реализации мероприятий: стационарная форма (включая проживание и питание детей-инвалидов и сопровождающих детей-инвалидов лиц).
6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:
Наименование реабилитационного мероприятия |
Подвид мероприятия |
Содержание мероприятия |
Кратность мероприятия, ед. |
Форма реализации мероприятия |
Социально-психологическая диагностика |
Первичная социально-психологическая диагностика |
- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социально-психологической реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида; - сбор социально-психологического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя); - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, личностных, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности, оценки суицидального риска с помощью диагностических психологических методик (в том числе пато- и нейропсихологических 4 методик) и личностных тестов; - исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций, интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики; - исследование локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) нейропсихологическими методиками (при необходимости); - исследование локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) методами аппаратно-программной диагностики (при необходимости); - опрос родителей/законных или уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам первичной социально-психологической диагностики, которое должно содержать, в том числе: оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку родительской компетенции по вопросам социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида; разработку индивидуального плана социально-психологической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с указанием объема конкретных мероприятий, их количества и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
1 |
|||
Повторная (контрольная) социально-психологическая диагностика |
- анкетирование и опрос ребенка-инвалида (при необходимости с привлечением родителя/законного или уполномоченного представителя), в том числе с целью определения уровня удовлетворенности качеством реализованных реабилитационных мероприятий по социально-психологической реабилитации; - проведение психологического обследования для оценки уровня развития ВПФ, состояния психоэмоциональной сферы, степени сформированности коммуникативных навыков, эмоционального интеллекта и др. ребенка-инвалида (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения"), а именно: исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида, с целью выявления нарушений когнитивных функций и интеллектуальной сферы, эмоционально-волевых, нейродинамических характеристик, реабилитационной приверженности, оценки суицидального риска с помощью пато- и нейропсихологических, а также личностных методик (опросники, тесты) с учетом принципа комплексности (всесторонности) обследования; исследование психической деятельности и личностных особенностей ребенка-инвалида с целью выявления нарушений когнитивных функций, интеллектуальной, эмоционально-волевой и личностной сфер, а также нейродинамических характеристик методами аппаратно-программной диагностики; исследование локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) нейродиагностическими методами (при необходимости); исследование локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) методами аппаратно-программной диагностики (при необходимости); - опрос родителей/законных или уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части формирования/коррекции когнитивных функций, эмоционально-волевых и личностных характеристик, реабилитационной приверженности у ребенка-инвалида; - формирование заключения по результатам повторной (контрольной) социально-психологической диагностики ребенка-инвалида, которое должно содержать: оценку социально-психологического статуса ребенка-инвалида с учетом выявленных индивидуально-психологических нарушений (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован); оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению; оценку эффективности проведенного курса социально-психологической реабилитации (на основании анализа динамики количественных и качественных психологических показателей); рекомендации по дальнейшей социально-психологической реабилитации и абилитации (нуждается - не нуждается); оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного или уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-психологической реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная |
|
Итого |
1 |
|||
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Информирование |
|
Информирование ребенка-инвалида и/или родителя/законного или уполномоченного представителя: - о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-психологической реабилитации и абилитации; - о специфике раскрытия ВИЧ-статуса ребенку в зависимости от возраста и личностных особенностей ребенка (при необходимости); - об особенностях психоэмоционального функционирования ребенка-инвалида, обусловленных заболеванием; - об организациях, реализующих мероприятия по социально-психологической реабилитации; - о различных аспектах социально-психологической реабилитации и абилитации |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
2 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 3 |
|||
Психологическое консультирование |
Индивидуально-личностное психологическое консультирование |
Консультирование, направленное на проработку и решение обусловленных болезнью и инвалидностью проблем, включая: - формирование и коррекцию самосознания (внутренняя картина болезни и инвалидности; формирование гармоничного типа отношения к болезни с целью психологической адаптации к заболеванию); - коррекцию эмоциональной, мотивационной, ценностно-смысловой сфер, копинг-компетентности, уровня самооценки, обеспечивающих реабилитационную приверженность личности к активному участию в бытовой, образовательной, производственной, межличностной, культурно-досуговой, а также здоровьесберегающей деятельности и др.: - работу с актуальными переживаниями, сопровождающими социально значимое инфекционное заболевание (тревога, страх, агрессия, сниженный фон настроения и др.); - работу с глубинными переживаниями, сопровождающими социально значимое инфекционное заболевание (обида, чувство вины, стыд, изоляция (самостигматизация) и т.д.); - работу с деструктивными психологическими защитами; - расширение диапазона совпадающего со стрессом поведения (адаптивные копинг-стратегии), а также поиск внешних и внутренних ресурсов для повышения функциональности; - профилактику суицидального поведения; - профилактику социальной изоляции и дезадаптации и др. |
|
Индивидуальная |
Итого |
5 |
|||
Диапазонный показатель |
2 - 8 |
|||
Семейное консультирование |
Консультирование, целью которого является решение проблем детско-родительских отношений (минимизация эмоциональной и социальной изоляции; установление адекватной коммуникации; уменьшение родительской гиперопеки; профилактика кризисных ситуаций в семье и т.д.) и др. |
|
||
Итого |
4 |
|||
Диапазонный показатель |
3 - 5 |
|||
Итого по мероприятию |
9 |
|||
Диапазонный показатель |
5 - 13 |
|||
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
|
- коррекция психоэмоциональной сферы психологическими и психотерапевтическими методами; - коррекция психоэмоциональной сферы аппаратно-программными методами; - коррекция и развитие когнитивных функций посредством пато- и нейрокоррекционных методов; - коррекция и развитие когнитивных функций с использованием аппаратно-программных методов; - развитие коммуникативных навыков (невербальных и вербальных) различными психологическими и психотерапевтическими методами; - коррекция локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) посредством пато- и нейрокоррекционных методов (при необходимости); - коррекция локомоторных функций (включая общую и мелкую моторику) с использованием аппаратно-программных методов (при необходимости) и др. |
|
Индивидуальная |
Итого по мероприятию |
9 |
|||
Диапазонный показатель |
5 - 13 |
|||
Психологические тренинги |
|
- формирование навыков эффективной коммуникации при межличностном взаимодействии ребенка-инвалида с представителями социума; - развитие и личностный рост ребенка-инвалида (повышение стрессоустойчивости, уверенности в себе, снижение агрессивности, тревожности и др.); - гармонизация детско-родительских отношений; - обучение техникам саморегуляции, релаксации; - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя методам и приемам восстановления (формирования) когнитивных функций у ребенка-инвалида в домашних условиях; - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя навыкам прямой и открытой коммуникации, безоценочных высказываний, методам аффективного самоконтроля; - обучение родителя/законного или уполномоченного представителя психологическим приемам формирования у ребенка-инвалида реабилитационной приверженности, адекватной внутренней картины болезни и инвалидности и др. |
|
Групповая |
Итого по мероприятию |
10 |
|||
Диапазонный показатель |
9 - 11 |
|||
Социально-психологическое просвещение |
|
Социально-психологическое просвещение ребенка-инвалида и/или родителя/законного или уполномоченного представителя посредством повышения психологической грамотности и социально-психологической компетенции, а также формирование потребности (мотивации) использовать эти знания в работе над собой и различными проблемами социально-психологического характера и др., в том числе с использованием раздаточного материала, вебинаров, лекций и др., включает, в соответствии с возрастом ребенка: - саморазвитие, формирование реабилитационной приверженности, повышение мотивации к ведению здорового образа жизни; - информирование о возможностях и обучение навыкам активного участия в различных сферах социальных взаимодействий (быт, общение, учеба, трудоустройство, спортивная, культурно-досуговая самореализация и др.); - просвещение родителя/законного или уполномоченного представителя о важности поддержания собственного психологического благополучия и качества жизни (чувство ценности собственной жизни, важность удовлетворения собственных потребностей, решение собственных психоэмоциональных проблем в противовес фокусировки активности только на заботе о ребенке с инвалидностью и др.); - об особенностях детского возраста и методах гармонизации детско-родительских отношений для самостоятельного использования в домашних условиях, в том числе с рекомендацией списка соответствующей литературы и др. |
|
Индивидуальная, групповая |
Итого по мероприятию |
1 |
|||
Диапазонный показатель |
1 - 2 |
|||
|
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
33 |
|
|
ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
25 - 41 |
------------------------------
4Нейропсихологические методики могут использоваться в работе только медицинскими психологами.
------------------------------
7. Показатели продолжительности мероприятий в соответствии с возрастной группой ребенка-инвалида:
N |
Наименование мероприятия социально-психологической реабилитации и абилитации |
Минимальное время проведения 1 мероприятия в соответствии с возрастной группой, мин. |
||
4 - 7 лет |
8 - 11 лет |
12 - 17 лет |
||
1. |
Социально-психологическая диагностика |
2 x 60 |
2 x 60 |
2 x 60 |
2. |
Информирование |
30 |
30 |
30 |
3. |
Психологическое консультирование |
60 |
60 |
60 |
4. |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
25 |
35 |
45 |
5. |
Психологические тренинги |
40 |
50 |
60 |
6. |
Социально-психологическое просвещение |
60 |
60 |
60 |
8. Результат реализации мероприятий: заключение по результатам социально-психологической диагностики, отражающее эффективность проведенных реабилитационных мероприятий; реабилитационная карта.
9. Минимальный перечень оборудования и вспомогательных средств:
N |
Наименование группы вспомогательных средств |
Код группы |
Примеры вспомогательных средств |
Примечание |
1. |
Средства для тестирования и оценки психических функций организма |
04 25 06 |
Наборы диагностических методик; диагностические пособия; аппаратно-программные комплексы ("Шуфрид", "БОСЛАБ") |
Для диагностики |
2. |
Вспомогательные средства для тренировки (обучения) способности различать и сравнивать |
04 36 03 |
Дидактические модули "Сравнение цветов", "Звуки воды"; аппаратно-программный комплекс "Нирвана" |
Для практических занятий |
3. |
Вспомогательные средства для тренировки и обучения способности ориентироваться |
04 36 06 |
Тренажеры для развития пространственного гнозиса и праксиса ("Елочка", "Плетенка"); игры с предметами на определение их пространственных характеристик; картинки для определения правой, левой стороны, понятия "верх", "низ", "посередине" |
Для практических занятий |
4. |
Вспомогательные средства для обучения (тренировки) сенсорной интеграции |
04 36 09 |
Сенсорная комната; световой стол для рисования песком; сенсорные мешочки; музыкальные инструменты; природные материалы для тренировки сенсорной дифференциации |
Для практических занятий |
5. |
Устройства для тренировки пальцев и кистей рук |
04 48 12 |
Практические пособия по нейропсихологии; массажные мячи и валики; резинки различной плотности и ширины; резиновые/силиконовые эспандеры и сетки; шнуровки; контур для эрготерапии "Зигзаг"; настенные панно и бизиборды |
Для практических занятий |
6. |
Устройства для тренировки рук, тренировки туловища и тренировки ног |
04 48 15 |
Сенсорная тропа для ног; наборы для тренировки верхних конечностей ("Лесенка", "Елочка", "Мануфит" и др.); аппаратно-программные комплексы ("Нирвана") |
Для практических занятий |
7. |
Устройства с биологической обратной связью для тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппаратов |
04 48 24 |
Аппаратно-программные комплексы ("Шуфрид - biofeedback2000", "БОСЛАБ") |
Для практических занятий |
8. |
Вспомогательные средства для тренинга когнитивных (познавательных) навыков |
05 12 |
Развивающие наборы "Мемори", "Тренируй память", "Концентрация и внимание", "Пространственная ориентация" |
Для практических занятий |
9. |
Вспомогательные средства обучения социальному поведению |
05 27 06 |
Демонстрационные плакаты "Правила поведения"; альбом "Социальные истории"; дидактические карточки "Эмоции"; видеопрезентации по соответствующей тематике |
Для практических занятий |
10. Примерный перечень методов, методик и методических приемов социально-психологической реабилитации и/или абилитации:
Диагностические методики:
Исследование когнитивных функций и интеллектуальной сферы:
1. Диагностическая батарея нейропсихологических тестов (А.Р. Лурия);
2. Экспериментальные методики патопсихологии. Комплект: Практическое руководство + Стимульный материал (С.Я. Рубинштейн);
3. Оценка нейромоторной готовности к обучению. Диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа (С. Годдард-Блайт);
4. Методика для младших дошкольников (5 - 7 лет) "Эталоны" (О.М. Дьяченко);
5. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте (Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева);
6. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста (Ж.М. Глозман, А.Е. Соболева);
7. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста (Л.М. Шипицына);
8. Психодиагностическая триада методик для исследования структуры интеллектуального развития младших школьников (ПД-Триада) (Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров, М.С. Певзнер);
9. Диагностика умственных способностей детей. Психодиагностика (Т.А. Ратанова);
10. Тест для оценки мыслительных способностей "Прогрессивные матрицы Равена" (модификация Т.В. Розановой);
11. Методика классификации предметов. Практикум по психодиагностике (Л.Н. Собчик);
12. Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго);
13. Диагностический комплект Семаго для работы в сенсорной комнате (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго);
14. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго);
15. Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго);
16. Диагностический комплект психолога. Методика "Предметная классификация" (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго);
17. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников (Т.В. Ахутина);
18. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Альбом (Т.В. Ахутина);
19. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Глава 1 - 2 (Т.В. Ахутина);
20. Методы нейропсихологического обследования детей 6 - 9 лет (Комплект: Монография + Приложение: протоколы обследования). Под общей редакцией Т.В. Ахутиной;
21. Методики исследования познавательных процессов у детей 4 - 6 лет (Н.Л. Белопольская);
22. Методики исследования познавательных процессов у детей 6 - 11 лет (Н.Л. Белопольская);
23. Исключение предметов (Четвертый лишний). Руководство по использованию + Стимульный материал (Н.Л. Белопольская);
24. Недостающие предметы: (Модификация методики Г.И. Россолимо) (комплект) (Н.Л. Белопольская);
25. Психологическое обследование младших школьников (А.Л. Венгер);
26. Опросник количественной оценки приверженности лечению (КОП-25): модификация для подростков 15 - 17 лет (Н.А. Николаев).
Исследование эмоциональной и личностной сферы:
27. 14-факторный личностный опросник Кеттелла 14PF/HSPQ;
28. Человек под дождем (А. Абрамс, А. Эмчин);
29. Несуществующее животное (М.З. Друкаревич);
30. Кактус (М.А. Панфилова);
31. Страхи в домиках (А.И. Захаров, М.А. Панфилова);
32. Лесенка (В.Г. Щур);
33. Сказка (Л. Дюсс);
34. Экспресс-цветодиагностика эмоциональных состояний (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд);
35. Метод цветовых выборов (модифицированный восьмицветовой тест М. Люшера) (Л.Н. Собчик);
36. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н.В. Тарабриной);
37. Детский апперцептивный тест (CAT) (Л. Беллак);
38. Особенности проявления воли дошкольников (Р.М. Геворкян);
39. Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер);
40. Методика исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан);
41. Самочувствие-активность-настроение (САН) (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева);
42. Методика ценностные ориентации (М. Рокич);
43. Экспресс-диагностика социальных ценностей личности (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов);
44. Тип отношения к болезни (ТОБОЛ) (Л.Н. Вассерман, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова, НИПНИ им. В.М. Бехтерева);
45. Уровень субъективного контроля личности (УСК) (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд, НИПНИ им В.М. Бехтерева);
46. Методика диагностики совпадающего со стрессом поведения (копинг-стратегии) (НИПНИ им. В.М. Бехтерева).
Диагностика депрессивных и тревожных расстройств:
47. Опросник детской депрессии (CDI) (М. Ковач);
48. Госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS) (A.S. Zigmond, R.P. Snaith);
49. Шкала Гамильтона для оценки депрессии (HDRS);
50. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунге (ZARS) (адаптация Т.И. Балашовой);
51. Методика на выявление личностной и ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина);
52. Личностная шкала проявлений тревоги Тейлора (TMAS) (адаптация Т.А. Немчина);
53. Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (A. Castaneda, В. McCandless, D. Palermo, адаптация А.М. Прихожан);
54. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн);
55. Тест школьной тревожности (SAS) (Б. Филипс);
56. Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич).
Исследование сферы межличностных взаимоотношений и коммуникативных навыков:
57. Метод социометрических измерений (Я.Л. Морено);
58. Незаконченные предложения (модифицированный вариант) (Д. Сакс, С. Леви);
59. Межличностные отношения ребенка (Р. Жиль);
60. Кинетический рисунок семьи (Р. Бернс, С. Кауфман);
61. Закончи историю (И.Б. Дерманова);
62. Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми? (Р.С. Немов);
63. Диагностическая беседа "Мой круг общения" (Т.Ю. Андрущенко);
64. Коммуникативные и организаторские склонности (КОС) (В.В. Синявский, В.А. Федорошин);
65. Тест коммуникативных умений Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха);
66. Оценка уровня общительности (адаптированный вариант) (В.Ф. Ряховский);
67. Шкала "Техника общения" (адаптированный вариант) (Н.Д. Творогов).
Коррекционные методики:
68. Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику (Т.В. Ахутина);
69. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7 - 9 лет (Т.В. Ахутина);
70. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход (Т.В. Ахутина);
71. Альбом для тренировки мозга от нейропсихолога (Н.К. Талызина);
72. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников (Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина);
73. Развиваем внимание с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова);
74. Развиваем память с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова);
75. Учимся мыслить с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова);
76. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста (А.В. Сунцова, С.В. Курдюкова);
77. Что зачем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет (Г.С. Кагарлицкая);
78. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза (А.В. Семенович);
79. Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1 и 2 (В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова);
80. Нейропсихология. Игры и упражнения. Практическое пособие (И.И. Праведникова);
81. Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыков (И.И. Праведникова);
82. Учимся видеть и называть. Методика развития зрительно-вербальных функций дошкольников. КОМПЛЕКТ: Рабочая тетрадь + Методическое руководство (Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина);
83. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Готовимся к школе. Рабочая тетрадь (Т.П. Трясорукова);
84. Графические диктанты (Т.Ю. Хотылева, Н.М. Пылаева);
85. Раз, два, три! Сравни и забери. Нейропсихологическая игра (М.Ш. Рахмани, А.И. Ульянова);
86. Прятки-заплатки. Нейропсихологическое лото (И.С. Куликова, А.В. Сунцова);
87. Попробуй повтори! Нейропсихологическая игра (Е.А. Мухаматулина, Н.Е. Михеева);
88. Два притопа, три прихлопа. Ритмичная нейропсихологическая игра (В. Жукова);
89. Четыре ключа. Нейропсихологическая игра для развития пространственных представлений (О. Новикова);
90. Сенсорная интеграция. Теория и практика (А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей);
91. Психомоторное развитие дошкольников (И.С. Морозова, О.М. Гарусова);
92. Моторные сказки для самых маленьких. Работа с детьми 3 - 6 лет (В.А. Гончарова, Т.А. Колосова).
Пособия для работы с родителями:
93. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений (В.В. Ткачева);
94. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья (В.В. Ткачева);
95. Психокоррекционная работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья (В.В. Ткачева, Е.В. Устинова, Н.П. Болотова);
96. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева);
97. Как помочь семье, в которой серьезно болен ребенок. Взгляд психолога (Хилтон Дэвис);
98. Если ребенок болеет. Психологическая помощь тяжелобольным детям и их семьям (М.Г. Киселева);
99. Как найти время на общение с детьми. Книга для родителей и психологов (И. Павлов).
Основные методы, методики и методические приемы психологического консультирования и психотерапии 5:
------------------------------
5Психотерапевтические методики используются в работе с детьми-инвалидами с учетом психофизиологической доступности для них (возраста и степени нарушения когнитивных функций).
------------------------------
- Когнитивно-поведенческая терапия - направление психотерапии, которое базируется на принципе проработки "ошибок" мышления и деструктивных поведенческих стереотипов для адаптации эмоциональных и поведенческих реакций личности при реализации различных социальных, профессиональных и других функций;
- Семейная психотерапия - направление психотерапии, направленное на коррекцию нарушений межличностных внутрисемейных отношений и устранение связанных с ними эмоциональных и поведенческих расстройств (в формате работы психотерапевта с одним или несколькими членами семьи);
- Кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама) - одно из направлений аналитически ориентированной психотерапии, основной техникой которого является опосредование переживания образным символом для последующего разрешения внутреннего конфликта;
- Экзистенциальная психотерапия (в том числе логотерапия) - психотерапевтическое направление, основанное на поиске и анализе человеком различных смыслов существования;
- Арт-терапия - направление психотерапии, которое базируется на принципе использования творческой активности человека в качестве терапевтического и профилактического воздействия в целях снятия стресса, повышенной тревожности, эмоционального напряжения и другой симптоматики, посредством творческого самовыражения в рамках различных техник (изобразительное искусство, музыка, экспрессивно окрашенные движения/танец или театральное/сценическое искусство);
- Психодрама - направление психотерапии, базирующееся на проработке проблемных переживаний посредством разыгрывания (импровизация) разнообразных жизненных сценариев с целью снятия эмоционального напряжения и освоения новых, более адаптивных способов поведения (в групповой и индивидуальной форме);
- Методы психологической саморегуляции - система обучающих методик, направленных на формирование алгоритмов внутреннего управления собственным психоэмоциональным состоянием посредством самовоздействия человека с помощью различных техник (аффирмаций, мысленных образов (визуализация), регуляции мышечного тонуса и дыхания (нервно-мышечная релаксация, аутогенная тренировка, сенсорная репродукция образов и др.).
11. Показатели качества и оценка результатов реализации мероприятий:
Оценка результатов мероприятий социально-психологической реабилитации и/или абилитации производится на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-психологической диагностики ребенка-инвалида.
Оценка эффективности реабилитационных мероприятий:
1) Оценка полноты (объема) реализованных реабилитационных мероприятий:
реабилитационные мероприятия реализованы в полном объеме
реабилитационные мероприятия реализованы частично
2) Качественная оценка динамических изменений социально-психологического статуса после реализованных реабилитационных мероприятий:
Результаты восстановления (формирования) компонентов психической деятельности, включая личностные характеристики, способствующие повышению активности и участию в жизни общества |
Критериальная оценка |
|
Достигнута положительная динамика |
Без динамических изменений |
|
Состояние когнитивных функций |
|
|
Состояние эмоционально-волевой сферы |
|
|
Состояние личностно-мотивационной сферы |
|
|
Уровень развития моторики (общей и мелкой) |
|
|
Коммуникативные навыки (вербальные, невербальные) |
|
|
Реабилитационная приверженность |
|
|
Родительская компетенция по вопросам социально-психологической реабилитации детей-инвалидов |
|
|
3) Оценка эффективности мероприятий социально-психологической реабилитации и/или абилитации (реабилитационного результата) на основании оценки динамики социально-психологического статуса:
положительный реабилитационный результат |
социально-психологический статус полностью восстановлен/полностью сформирован |
||
|
|
социально-психологический статус частично восстановлен/частично сформирован |
|
отрицательный реабилитационный результат |
социально-психологический статус не восстановлен/не сформирован |
4) Выдано на руки заключение по результатам реализации реабилитационных мероприятий родителю/законному или уполномоченному представителю ребенка-инвалида:
ДА
НЕТ
12. Показатели кратности мероприятий по социально-психологической реабилитации и/или абилитации:
Вид мероприятия |
Показатель кратности реабилитационных мероприятий |
|
Усредненный |
Диапазонный |
|
Диагностика |
2 |
2 (константа) |
Информирование |
2 |
1 - 3 |
Консультирование |
9 |
5 - 13 |
Практические занятия |
9 |
5 - 13 |
Тренинги |
10 |
9 - 11 |
Просвещение |
1 |
1 - 2 |
ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ |
33 |
25 - 41 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.